НОД чтение худож. лит-ры + рисование " Поздняя осень"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

ТИТОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

интегрированное занятие в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen_risovapie.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Уж небо осенью дышало…»

Цели: Расширять представления детей о характерных признаках осени;  учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях,  происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые деревья; воспитывать познавательный интерес, бережное и отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.  Воспитывать воображение, внимание и память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе; Учить детей передавать в рисунке впечатления об осени; самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами. Развивать чувство цвета, умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании гуашью (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности). Воспитывать эстетическое отношение к природе. Вызывать интерес к художественному творчеству. Продолжать учить передавать предметы , явления окружающего мира посредством рисования.

 Интеграция областей: Коммуникация, Сенсорное развитие, Здоровье, Социализация, Художественное творчество.

Предварительная работа:

  • Беседы об осени;
  • Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
  • Разучивание стихов и поговорок об осени;
  • Пение песен об осени и слушание музыки;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
  • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
  • Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
  • Наблюдение за деревьями на прогулке;
  • Поделки из природного материала;
  • Заготовка ствола березы из белого пластилина.

Материалы и оборудование:

  • Иллюстрации с изображением смешанного леса.
  • Гуашь, тонированные листы бумаги, кисти, стаканчики для воды, салфетки.
  • Кукла ежа из кукольного театра.
  • Запись музыкального произведения П.И.Чайковского цикл «Времена года» ( октябрь).

Ход занятия

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Проходите и садитесь на стульчики. Послушайте, как звучит красиво музыка. Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая, замечательная) А какое время года она вам напоминает? (осень)

Слушание (звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (осень)

А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь,октябрь,ноябрь)

А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)

Сейчас какая осень? (поздняя)

А давайте вспомним приметы поздней осени. Отвечайте полными предложениями. Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Какими становятся листья? (желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Осенью в садах и огородах собирают урожай.

 

Воспитатель: Молодцы ребята, все помните. Давайте теперь закроем глаза и представим, что мы попали в сказочный осенний лес (звучит музыка)

Сюрпризный момент

Раздается стук: Тук-тук-тук!

( воспитатель на руку одевает кукольного ежика)

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята кто к нам в гости пришел  такой?

Еж :Здравствуйте, ребята! Я ежик. Живу в лесу и охраняю его. Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть, проходите вот на эту полянку.

Воспитатель: С удовольствием. Ты знаешь, ежик, чтобы не скучно было идти на полянку, ребята знают очень много разных движений. Да и размяться надо.

Физкультминутка.

Вдруг закрыли небо тучи (Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе.

Долго будет дождик плакать,

Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.).

Поднимай повыше ноги.

 Еж: Присаживайтесь (дети садятся на коврик). У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются?

Игра "Назови деревья"

Еж: Чем деревья похожи между собой? (у всех деревьев есть ствол, корень, ветки)

А чем отличаются друг от друга? (У одних деревьев есть листочки, их называют лиственными, а у других иголочки - хвойные, а ещё они отличаются по цвету коры (береза).

Еж: Ребята, а вы загадки любите отгадывать? У меня тут припасены кое-какие.

Загадки

1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)

4. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)

Еж: Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. Мне понравилось с вами играть.

Воспитатель: ежик, в лесу сейчас осень, давай покажем ребятам как художники изображают осень. Ребята, давайте рассмотрим репродукции картин о осени

Рассматривание репродукций.

Эта работа называется «Золотая осень». Посмотрите, как художник изобразил красоту природы. Какие краски он использовал? (Желтая, голубая и т.д.) Обратите внимание, как располагаются детали изображения: на перднем плане деревья и река изображены крупнее и отчетливей, чем то, что мы видим на заднем плане. Мы так же понимаем, что это солнечный день, т.к. падет тень от деревьев, небо чистое. А вот на другой картине мы видим совершенно другую осень. Деревья стоят почти голые, дождь моросит, дует ветер. Небо серое. Вот такой разной увидел и показал нам художник осень. И мы с вами сегодня тоже будем художниками и будем тоже «писать картины». Да-да, именно писать, а не рисовать. Ведь правильно надо говорить «писать картины».

Орг. Момент. Звучит музыка.

Ребята, вы слышите музыку П.И. Чайковского «Времена года». Какое настроение передает эта музыка: веселое, грустное, задумчивое и т.д.?

С помощью музыки композитор передал нам свое осеннее настроение. А вот Александр Сергеевич Пушкин очень любил это время года и писал о нем много стихов. Вот послушайте:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь уж у двора…

Какое по характеру это стихотворение? ( ответы детей)

Беседа после чтения.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени)

- О каком периоде осени здесь говорится (Поздняя осень)

- Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.

( Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора).

- Какой месяц относится к поздней осени? (Ноябрь)

- Какой есть ещё период осени? ( Ранний)

- Какие месяцы относятся к ранней осени? ( Сентябрь, октябрь)

- Какие признаки осени упоминает поэт?

- Как вы понимаете слова

«Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…»

( Листья облетают с деревьев, и становится грустно и печально).

- Что значит слово караван?

(Движущаяся вереница – друг за другом)

- Кто двигался караваном? ( Гуси)

- Куда они двигались? ( Улетали на юг)

- Какие ещё птицы улетают на юг зимовать? Почему на юг?

Ребята, но не только композиторы и писатели посвящали свои произведения осени, но также и известные художники писали картины, изображая красоту этого времени года. Давайте и мы нарисуем позднюю осень.

Практическая работа.

Занимаем свои места. Прежде, чем приступить к работе, немного подумайте, что именно вы хотите изобразить на своем листе бумаги, как вы будете располагать свой замысел. Какие краски вам понадобятся. Если надо смешать краски, чтобы получить другие оттенки, у вас есть палитра.

Дети рисуют.

Рассматривание работ.

По окончании работы рисунки вывешиваются на стенде, дети их рассматривают, оценивают, делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени

Рассказывание по картине «Собака со щенятами».Чтение стихов о поздней осениЦель. Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзи...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Чтение стихотворений о поздней осени"

Приобщении детей к поэзии, развитие поэтичесого слуха. Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений....

Рисование "Поздняя осень" подготовительная группа.

Вызвать у детей интерес к поздней осени,  развивать способность эмоционально отвлекаться на настроение грусти, печали, переданное в стихах. Вызвать желание выразить это состояние с помощью цвета ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рисование « Поздняя осень»

Данный материал позволяет развивать художественно-эстетический вкус детей, учит передавать настроение в рисунке, изображать фигуру человека, передавая отдельные характерные детали...