Педагогический проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанром портрета».
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Наркевич Ольга Юрьевна
Методические разработки. Педагогический проект . Творческий, долгосрочный. Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_portretu.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанром портрета».                                                                                                                                                                                       

Актуальность:

Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли  художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.

Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому, прежде всего детям предлагается нарисовать портреты близких людей. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.

Эмоциональные переживания, связанные с образом близкого человека, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе.

Цель проекта:

Познакомить детей с жанром портрета.

Задачи:

1.Дать знания о различных жанрах живописи; о профессии  художника-портретиста.

2.Развивать интерес  детей к портретной живописи.

3.Развивать эстетическое отношение при восприятии  эмоционального состояния человека, внешнего облика, мимики, позы.

4.Продолжать  экспериментирование с различными материалами в изображении портрета.

5.Использовать совместное творчество детей и родителей для углубления знаний об искусстве портрета.

6.Развитие художественного восприятия в процессе рассматривания произведений портретного жанра, понимания какие художественные средства используются художником.

7.Учить детей создавать образ человека в портретах в разных художественных техниках.

 Вид проекта:

 творческий, долгосрочный, групповой

Гипотеза:

Я предполагаю, что комплексная система работы по углублению знаний детей, формированию различных технических навыков и развитию эстетического отношения к жанру портрета, способна привести  к созданию более  ярких, выразительных образов.

Адресация:

Проект реализуется в рамках раздела программы.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.

 Объект исследования

 работы детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:

Создание выразительного образа в портрете человека в разных изобразительных техниках.

Предполагаемый результат:

- повышение уровня выразительности в изображении портретов,

- развитие творческих способностей и навыков детей,

- создание портретов.

Педагогический мониторинг.

Первичная диагностика выявила, что работа над портретом выявила некоторые затруднения со стороны детей:

- недостаточны знания детей о портрете, как жанре искусства;

- сложность в выявлении и использовании средств художественной выразительности;

- недостаточный уровень овладения техническими навыками.


План работы с детьми.

      Тема,

     задачи

        Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Взаимосвязь

с семьёй

Образовательная

Деятельность

Режимные

моменты

 «Портрет».

-Уточнить и углубить знания детей о портрете, как  жанре изобразительного искусства;

-познакомить с разнообразием портретов;

-дать знания о профессии художника-портретиста;

-учить детей поэтапному рассматриванию портрета;

-учить определять эмоциональное состояние изображённых людей;

-познакомить со средствами художественной выразительности.

-знакомство с художниками-портретистами и их творчеством;

-учить выделять жанровые особенности портрета, отличать от других жанров изобразительного искусства;

-посещение выставки портретов, выполненных учащимися художественной школы;

-использование обучающих пособий:

«Составь портрет»,

«Фоторобот».

Сочинение рассказов от имени героев, изображённых на портретах;

-дид. игра «Найди портрет»;

 «Зеркало»

Попытки рисования портретов в процессе самостоятельной изодеятельности;

 

Дидактич. игры:

«Волшебники»;

«Что забыл художник?»

Подбор фотографий детей для оформления альбома «Фотопортрет».

Составление рассказа  «Мой портрет»

      Тема,

     задачи

        Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Взаимосвязь

с семьёй

Образовательная

Деятельность

Режимные

моменты

 «Автопортрет».

-Обобщать и углублять знания детей о жанре портрета;

-познакомить с разновидностью портрета – автопортрет;

-показать роль мимики в определении эмоционального состояния человека;

-развивать самостоятельность в выборе формата листа расположения изображения.

-Рассматривание автопортретов художников, писателей и детей, выпускников детского сада;

-использование дид.игр:

«Составь портрет»,

«Найди эмоцию»,

«Угадай по описанию»;

-закрепить навыки рисования цветными какрндашами.

-Рассматривание своего отражения в зеркале, определение особенностей своего внешнего вида;

-дид.игры

«Море волнуется»;

«Узнай эмоцию»;

«Фоторобот»;

-обыгрывание эмоциональных этюдов.

Рассматривание альбома «Фотопортрет»;

Дид.игры

«Составь портрет»,

«Волшебники»,

«Водяной».

Родителям предлагается нарисовать автопортрет, а детям предлагается узнать на портретах своих родителей.

      Тема,

     задачи

        Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Взаимосвязь

с семьёй

Образовательная

Деятельность

Режимные

моменты

 «Портрет моего папы».

-Развивать интерес к портретной живописи;

-экспериментирование с различными изобразительными средствами для передачи выразительного образа;

-воспитывать чувства уважения и гордости по отношению к защитникам Отечества, любви к своим близким.

-Составление рассказов на тему  : «Мой папа» и «Мой папа в армии служил» ( с использованием фотографий);

-Знакомство с позой и жестом, как средством выразительности при изображении портретов;

-самостоятельность выбора изобразительных материалов их комбинация;

-закрепление  знаний о родах войск.

Чтение произведений об армии и защитниках Отечества;

Рассказы пап на тему «Как я в армии служил»

Рассматривание  тематических альбомов: «Военная техника», «Наши защитники»;

Рисование военной техники по трафаретам, изготовление из бросового материала.

Подбор фотографий на тему «Мой папа в армии служил»;

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

      Тема,

     задачи

        Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Взаимосвязь

с семьёй

Образовательная

Деятельность

Режимные

моменты

«Мы с мамой улыбаемся».

-Учить создавать  выразительные образы в парном портрете;

-воспитывать любовь и уважение к женщине-матери;

-закреплять умение работать с различными изобразительными материалами. 

-Рассматривание женских портретов, определение средств выразительности, используемых художником для передачи выразительности образа;

-закрепление законов портретного жанра;

-Чтение произведений по данной тематике;

-знакомство с парным портретом;

-закрепление умения рисовать восковыми мелками.

Беседы на темы:

«Легко ли быть мамой?»;

«Мамы всякие нужны».

Разучивание пословиц и поговорок о мамах, их любви к детям.

Изготовление подарков для мам (бусы и браслеты из ракушек, бусин, бисера);

Дидактич .игры

«Составь портрет»;

«Подбери картинки»;

«Волшебники»;

«Профессии».

Разучивание стихов о маме;

Проведение праздника «Лучше мамы не найти», посвящённого

 8 марта.

      Тема,

     задачи

        Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Взаимосвязь

с семьёй

Образовательная

Деятельность

Режимные

моменты

 «Мой любимый сказочный герой».

-Учить создавать образы сказочных героев;

-закреплять умения смешивать цвета для получения оттенков, сочетать тёплые и холодные цвета;

-развивать творческое воображение.

-Чтение сказок по желанию детей;

- рассматривание иллюстраций художников к сказкам;

-викторина «В гостях у сказки»;

-закрепление умений рисования акварельными красками;

-использование различных материалов для выразительности в передаче сказочных образов.

Составление рассказов-загадок «Узнай героя сказки»;

Дид. игра «Фантазёры»;

«Узнай сказку»,

«Волшебный сундучок».

Наст. Игра «Путешествие по сказкам», «Волшебники»,

«Что перепутал художник?»;

Театрализация знакомых сказок с использованием различных видов театра.

Изготовление персонажей сказок для пальчикового театра;

Подбор книг со сказками и иллюстрациям для «Книжного уголка»

      Тема,

     задачи

        Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Взаимосвязь

с семьёй

Образовательная

Деятельность

Режимные

моменты

 «Мои эмоции».

-Продолжать формировать знания детей об эмоциях человека, о способах их выражения и роли в жизни человека;

-учить передавать эмоции в портрете.

-Рассматривание портретов людей с разными эмоциональными состояниями;

-изменение мимики лица при передаче эмоций;

-закрепление знаний об эмоциях человека;

-использование пособия «Мир эмоций»

Чтение стихотворений, описывающих различные эмоциональные состояния,

Подбор карточек с отражением данных эмоций.

Этюды на выражение эмоциональных состояний.

Дид. игры:

«Зеркальное отражение»,

«Угадай эмоцию»,

«Скажи с заданным настроением»

Дид. игра

«Волшебники»,

«Наши эмоции»,

«Дорисуй портрет»;

Оформление рамок для портретов.

Подбор фотографий детей для альбома «Наши эмоции»

      Тема,

     задачи

        Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Взаимосвязь

с семьёй

Образовательная

Деятельность

Режимные

моменты

 «Пластилиновый портрет».

-Закреплять знания детей о портрете;

-закреплять умение изображать лицо человека, соблюдая элементарные пропорции;

-воспитывать самостоятельность в изобразительной деятельности;

-экспериментирование с различными материалами.

-рассматривание портретов, ранее нарисованных детьми;

-обобщение знаний детей о жанре портрета;

- продолжать развивать умения детей выполнять изображение в технике пластилинографии.

-рассматривание портретов, обсуждение эмоционального состояния героев,

-игры:

«Зеркало»,

«Узнай по описанию»,

«Назови эмоцию»

Игры

«Что перепутал художник?»

«Составь портрет»,

«Дорисуй портрет»

Экспериментирование с различными материалами.

Рассматривание портретов в альбомах и книгах.

Оформление материала для родительского уголка на тему:

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности».

      Тема,

     задачи

        Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Взаимосвязь

с семьёй

Образовательная

Деятельность

Режимные

моменты

 

«Портрет моего друга».

-Обобщить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства;

-развивать самостоятельность в выборе материала, размера листа, способа изображения;

-воспитывать бережное отношение к дружбе и друзьям.

-Чтение художественных произведений о друзьях и о дружбе;

-составление рассказов из личного опыта «Друг всегда поможет»;

Разучивание пословиц и поговорок о дружбе, составление рассказов по ним.

Беседы  по картинкам по пособию  «Что такое дружба?»

Игры: «Угадай по описанию»,

«Зеркало».

Изготовление из бросового материала поделок на тему:

«Сюрприз для друга»

Занятие для детей и родителей

«Давайте дружбой дорожить»,

Оформление выставки

 «Портрет  моего друга.


Выводы.

В результате диагностик были получены следующие результаты по теме: «Ознакомление детей старшего возраста с жанром портрета»:

Первичная диагностика:      высокий уровень – 5% (1 чел.)

                                                   Средний уровень – 70%(14 чел.)

                                                        Низкий уровень – 25%(5 чел.)

Повторная диагностика:     высокий уровень – 25%(5 чел.)

                                                  Средний уровень – 65%(13 чел.)

                                                  Низкий уровень –10%(2 чел.)

На основании этих результатов можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста способны создавать выразительные образы в портретах. Спланированная работа педагога и взаимодействие с семьёй, способствовали выведению  детей на качественно высокий уровень.

Знания детей о портрете, как жанре художественного искусства, расширились, восприятие портретной живописи стало более глубоким и осмысленным. Дети научились воспринимать эмоциональное состояние человека на портрете по мимике, позе и жестам.

Портреты, нарисованные детьми, стали более детализированы, появилась схожесть с обликом реального человека.

У детей повысился интерес к жанру портрета.

                                                                                            Приложение № 1

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе.

Тема: Фоторобот.

Программное содержание. Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет). Расширять знания о портретном жанре: на примере нескольких портретов показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение). Формировать умение различать чувства и настроение по выражению лица, по мимике.

Материалы: Репродукции известных детям картин (пейзажи, натюрморты, портреты), кукла Незнайка, дидактическая игра «Портреты Незнайки», дидактическая игра «Фоторобот»

 Ход занятия.

1. Игровая мотивация.

Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл маленький сказочный герой. Угадайте, кто он.

Мальчик в шляпе голубой,

Любопытный и смешной,

Очень любит он мечтать,

Сочинять и рисовать,

Только ничего не знает

Этот маленький …

^ Дети: …Незнайка.

Незнайка (воспитатель): -Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы меня знаете. Наверно, читали обо мне? Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я пришёл к вам в детский сад, чтобы учиться у вас рисованию. Ведь я так люблю искусство! Я даже стал картины собирать. У меня их так много, что я решил пригласить вас в свою картинную галерею – в сказочную страну искусства.

Колокольчик, позвони!

В страну искусства позови!

Н: -Давайте посмотрим на эти картины. О чём они рассказывают?

Д: ответы детей.

Н: -Верно, о природе. Как одним словом назвать картины о природе?

Д: -Пейзажи.

Н: -Верно!

В: -Посмотрите внимательно, ребята, и скажите, какую ошибку допустил Незнайка?

^ Д: - Среди пейзажей оказался натюрморт.

В: –Верно, давайте его снимем. Какие из этих пейзажей вам знакомы?

Д: ответы детей.

В: - Где надо расположить картину, которую сняли?

^ Д: -Среди натюрмортов.

В: -Почему вы так думаете?

Д: ответы детей.

В: –Давайте подойдём к выставке натюрмортов. Не ошибся ли Незнайка и здесь?

Д: - Нет.

В: - А это что за группа картин?

Д: -Портреты.

В: -Что такое портрет?

Д: ответы детей

2. Дидактическая игра «Портреты Незнайки».

^ Цель: Учить различать чувства и настроение человека по выражению лица, по мимике.

В: - Незнайка говорит, что Тюбик нарисовал и его портреты. Как вы думаете, почему они такие разные?

^ Д: -У Незнайки было разное настроение.

В: -Верно, у Незнайки было разное настроение, поэтому выражение его лица менялось. Какой Незнайка изображён на этой картине? Какое у него лицо?

Д: - Грустное, печальное; весёлое, радостное; испуганное; удивлённое; спокойное, ласковое, доброе, нежное; злое, сердитое.

3. Физминутка.

Незнайка стать художником мечтал,

Поэтому он всюду рисовал.

Ручкой на листе вот так (показ)

Кистью на холсте вот так (показ)

Карандашиком на парте

И мелками на асфальте.

Сапогами на снегу,

Коньками он чертил на льду.

На песочке прутиком,

На дощечке гвоздиком.

^ В: -Вот какие портреты нарисовал Незнайка. Что он забыл нарисовать? (воспитатель показывает изображения)

Д: - брови; губы; уши; нос…

4. Дидактическая игра «Фоторобот» ( пособие для игры см. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» с.64, 55)

^ Цель: обучение последовательному описанию лица человека.

В: -А теперь помогите мне грустного Незнайку превратить в весёлого. Что надо изменить в его портрете?

Д: -Губы и брови

В: -Поиграем в игру «Фоторобот». С помощью этой игры можно смоделировать лицо любого человека.

Дети под руководством воспитатель моделируют разные лица.

5. Итог занятия

                                                             Приложение №2

      Алгоритм ознакомления с портретом старших дошкольников.

  1. Что вы чувствуете, когда видите этот портрет?
  2. Как вы думаете, какое настроение передано в портрете? Почему вы так решили?
  3. С помощью чего художник смог передать такое настроение?
  4. Сколько человек изображено на портрете?
  5. Кто изображён на портрете?
  6. Что в этом портрете вам кажется самым ярким?  На что вы прежде всего обращаете внимание, глядя на этот портрет?
  7. Что в портрете главное? Что второстепенное?
  8. Каким вам кажется этот портрет( тёплым или холодным ,светлым или тёмным, ярким или бледным)? Для чего художник сделал его таким?
  9. Какие цвета и оттенки чаще использует художник?
  10. Герой изображён в полный рост или нет?
  11. В какой позе изображён герой?
  12. На каком фоне изображён герой?
  13. Какие материалы использованы художником?
  14. Какую(ие) технику(ки) использовал художник?
  15. Как вы думаете как называется это произведение?
  16. Понравилось ли вам это произведение? Чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с жанром живописи натюрморт.

В статье раскрывается опыт работы, а также наиболее характерные методы и приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жанром живописи натюрморт....

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»

Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статис...

Игра для детей старшего дошкольного возраста в жанре квеста "Фрукты и овощи найдем!".

  К новым популярным в молодежной среде играм относятся квесты. Понятие «квест» хорошо знакомо тем, кто любит компьютерные игры. Характерная черта таких игр – логическое ...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Мнемотаблицы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жанрами живописи.

мнемотаблицы  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста     с жанрами живописи....