«Нетрадиционные способы изобразительной деятельности в детском саду».
статья по рисованию по теме

Кочнева Людмила Валерьевна
  1. Обогащать представления детей  об окружающем мире;

  2. Способствовать развитию замысла и технических умений у детей;

  3. Познакомить детей  с нетрадиционными  изобразительными    материалами  и   техниками  работы с ними.

  4. Развивать технику работы с различными художественными материалами.

  5. Воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_netrad._sposoby_izobr._v_izo.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  Кочневой  Людмилы Валерьевны. Тема:

«Нетрадиционные способы изобразительной деятельности в детском саду».

В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

        Большинство детей нашей группы не обладают рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают не уверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Незнание материалов, способов рисования или их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Некоторых наших детей отличает неумение отойти от образа, воспринимаемого в начале деятельности и  не желание творить, т.е. добавлять что-то свое  новое, необычное.  

 Поэтому использование нетрадиционных технологий является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способностей к рисованию.

В начале работы было проведено обследование уровня изобразительной деятельности детей по методике Г.Г. Григорьевой.

    Развитие изобразительной деятельности детей диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в организованной и повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту.       Исходя из результатов обследований, стало видно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует норме. Дети изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, закрашивания, с дополнительной помощью передают несложный сюжет, украшают силуэты игрушек элементами росписей. У детей есть представления, полученные ими как в стихийном опыте, так и в процессе воспитания и обучения в детском саду. Однако эти представления отличаются неконкретностью. Дети затрудняются в самостоятельном выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности по методике Г.Г. Григорьевой хуже восприятие предмета и изобразительные умения.

     На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель и задачи работы:

Создавать условия для развития изобразительных умений детей в рисовании средствами нетрадиционных приемов и техник.

Задачи:

  1. Обогащать представления детей  об окружающем мире;
  2. Способствовать развитию замысла и технических умений у детей;
  3. Познакомить детей  с нетрадиционными  изобразительными    материалами  и   техниками  работы с ними.
  4. Развивать технику работы с различными художественными материалами.
  5. Воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам.

На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по развитию технических навыков в соответствии с логикой формирования деятельности, этапами формирования действий ребенка:

  1. Ознакомление детей с изобразительными техниками.
  2. Закрепление использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек.
  3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей.

Сначала мы создали среду, так как предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

     Оборудование и материал по развитию изобразительной деятельности детей, который находится в мини центре художественно – эстетического развития детей, мы условно разделили на группы, представленные на экране:

  • иллюстрации, альбомы, особенно по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством,
  • дидактические игры на развитие восприятия  «Сложи узор», «Подбери узор» и тд.,
  • игры по развитию мелкой моторики, 
  • разнообразные раскраски, бумага для рисования;
  •  трафареты (овощей, фруктов, машин, геометрических фигур), 
  • изобразительный материал, соответственный возрасту детей. Представлены: гуашь, кисти разных размеров, цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры, маркеры, пластилин, восковые мелки, гуашь.

         Также  в группе создан уголок ручного труда, в котором представлен разнообразный бросовый и природный материал, а также нестандартный изобразительный материал: тыкалки, штампы, твердые кисточки, пробки, печатки из картофеля, ластиков.

       Интерес у детей вызывает именно нестандартные изобразительный материал. Дети любят рисовать восковыми мелками, фломастерами, цветными карандашами, рисовать ладошками, пальчиками.

      Можно сделать вывод, что в группе предметно - развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщена, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основной для разностороннего развития каждого ребёнка.

     После того, как мы создали предметно – развивающую среду и дети заинтересовались предложенным материалом для игр и рисования, мы пришли к первому этапу нашей работы.

В младшем возрасте используются следующие изобразительные техники: Тычок жесткой полусухой кистью, Рисование пальчиками, Рисование ладошкой, Оттиск пробкой, Оттиск печатками из картофеля, Оттиск поролоном, Оттиск пенопластом, Оттиск печатками из ластика, Оттиск смятой бумагой, Восковые мелки + акварель, Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.

На первом этапе работы мы в игровой ситуации познакомили детей с нетрадиционными техниками. Обыгрывание кисточки, карандашей, тыкалок, штампов,  пробок, печаток повышает интерес детей к материалу, изобразительным инструментам, желание пользоваться ими. Использование игровых приемов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения. Основные используемые методы первого этапа информационно - рецептивные: объяснение, показ, рассматривание, художественное слово, а также игровые приемы.  Использование нетрадиционных  техник вызвали интерес и желание рисовать. Например, Даша С. после ознакомление с техникой оттиск поролоном, неоднократно повторяла  и включала данную технику в рисовании в самостоятельной  деятельности.

На втором этапе работы мы закрепляли использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек. Основные методы данного этапа: 

  • Игры и игровые упражнения на закрепление приемов рисования в разных техниках;
  • Дидактические игры: «Собери солнышко», «Посади грибы на полянке», «Накормим куклу», «Приглашение на чай» и др.
  • Игры – путешествия. Вместе с котом Неумейкой мы отправляемся в лес, на полянку, в гости к Зайцу Степашке и тд.
  • Игровые приемы при рисовании  по технологии  Г.Г. Григорьевой,
  • Элементарные проблемные ситуации, исследовательская деятельность.

      Второй этап включал в себя серию непосредственно организованной деятельности по области «Художественное творчество», которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в предметно-развивающей среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. Ане К. понравилось украшать свои рисунки оттисками из картошки, печатками. Поле Х. нравится  опускать в гуашь жесткую кисть и ударять ею по бумаге, получать

        В процессе обучения отмечались индивидуальные предпочтения детей, свидетельствующие о развитии индивидуальности видения. Овладев нетрадиционными техниками, дети использовали их по - своему. Одни дети рисуют, повторяя темы, другие варьируют изображения, смешивают техники, Костю К. интересует лишь возможность рисовать, пачкать пальцы и руки при печатанье на листе.

  Улучшение технических навыков и переход  умений детей в нетрадиционных изобразительных техниках в самостоятельную деятельность,  ознаменовал появление  третьего этапа, задачей которого  было создание  условий для переноса усвоенных детьми нетрадиционных техник в собственную  изобразительную деятельность. На данном этапе  мы использовали  в основном сюжетно ролевые игры и игры – драматизации. Дети с удовольствием рисовали, лепили, а потом угощали сделанными «баранками», «печеньем»,  «конфетами» зайца, кукол, украшали полянку цветами, дарили их друг другу на день рождения. Сделанные вместе с детьми  «лужи» в технике оттиск пробкой и печатками из картофеля, стали ориентирами при беге и прыжках в физкультурном зале. В ходе прогулок дети рисовали на асфальте или песке летом и осенью, на снегу зимой палочками, пробовали печатать на песке, снеге.  Увлеченно дети рисовали все вместе плакат «Покормим птиц», используя техники рисования пальчиками, печатанье.

      То есть результаты рисования и лепки с использованием нетрадиционных изобразительных техник стали привычным материалом в игровой деятельности детей.

При промежуточном мониторинге обследовании уровня изобразительной деятельности детей по методике Г.Г. Григорьевой выявлены следующие результаты: Дети стали владеть  основными изобразительными и техническими навыками. Используют их в самостоятельной деятельности.  

   Исходя из обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:

* повышение внимательности и усидчивости детей.

* улучшение восприятия и воображения детей.

* развитие мелкой моторики рук.

* улучшение отношений между детьми.

        Применение нетрадиционных изобразительных техник, навыков и умений улучшает изображение и творческие проявления дет ей в рисовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Из опыта работы Это правда! Ну что же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать....

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду и их роль в развитии детей дошокольного возраста

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с б...

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

" Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев , образно говоря , идут тончайшие нити и ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастер...

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Рисование  как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и ...

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду

В статье рассказывется о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности:рисование пальчиком,ладошкой; об использовании в рисовании мятой бумаги, поролона и других материалов....

Самообразование на тему «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду, с привлечением родителей».

Самообразование на тему «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду, с привлечением родителей», опыт работы....