Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Сказочная гжель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon studenty_-_zanyatie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект  занятия по

          художественно – эстетическому

          развитию детей старшей группы

           тема : Сказочная  гжель.

                                           

Воспитатель: Семёнова Наталья Юрьевна.

        


 Цель: способствовать формированию умения изображать элементы росписи.

Задачи:- помочь получить эстетическое наслаждение от знакомства с народно – прикладным искусством –

гжельской росписью,

- вызвать чувство гордости , уважения к народным ремёслам ,

- способствовать умению создавать узор по мотивам гжельской росписи,

- содействовать умению выделять и передавать цветовую гамму гжельской росписи,

- обеспечить развитие умения создавать композицию

на листе бумаги разной формы,

- способствовать закреплению навыка получения

оттенка  из двух цветов.

Материал: шаблоны изделий, гуашь белая и синяя ,

кисти тонкая и толстая , баночки с водой , тряпочки, палитры , магнитофон с записью музыки,

презентация  « Гжельская роспись».

Предшествующая работа : дид. игра « Чудо – узоры »

работа с раскрасками « Гжель ».


Ход занятия.

Звучит музыка «Приглашение в сказку ».

В. Ребята, вы любите сказки ? Рассаживайтесь поудобнее , я приглашаю вас в удивительно красивую сказку.( дети рассаживаются полукругом на стульчики. выключаю музыку ).(слайд 1).

Какими словами обычно начинаются сказки? Нашу сказку я тоже хочу начать такими словами.

        Жили – были в деревеньке Гжель, что около г. Москва , добрые и трудолюбивые люди .

Всю весну ,лето и осень  они работали они : пахали землю, сеяли хлеб, собирали урожай .

( слайд2)

И вот пришла зима. Вся природа уснула до весны , но гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела : берут они припасённую с лета белую глину , замешивают глиняное тесто и начинают лепить посуду :  чашки да чайники, блюда да бокалы , кувшины  да крынки.  Выходят из под рук мастеров диковинные фигурки птиц и зверей. Потом  “ сажают’’ мастера свои поделки в жаркую печь , чтобы закалились изделия в огне , стали прочными и звонкими. ( слайд 3,4).

Все  зимой мечтают о весне , и поэтому художники морозными узорами рисовали весенние сказочные цветы. Выбрали гжельские мастера для своей  посуды синию краску на белоснежном фоне. Готовые поделки  покрывают глазурью для блеска и ещё раз в печь для закалки ставят.И заиграют изделия волшебными синими и голубыми красками.

Каждый мастер по – своему  радовал всех своим  талантом. Детей и внуков учил разным премудростям своего дела. И пошла слава о чудесных цветах Гжели по всему миру. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение уже более 650лет. И в наши дни изделия Гжельских мастеров высоко ценят и в нашей стране и в других странах , и они не перестают радовать своей красотой.

Сейчас на месте деревушки Гжель вырос большой город , там продолжают изготавливать и расписывать разные изделия : посуду , забавные статуэтки людей и животных. Построили большой завод. (слайд 5).Посмотрите ,как много приготовили заготовок для художников.Эти заготовки , как и много лет назад, делают из белой глины.

(слайд 6 ). А здесь мы видим мастера  , который чистит поделку от пыли , придаёт изделию гладкость или как говорят  “ шлифует”.

( слайд 7 ). На следующей картинке  - печь. В ней  изделия “ закаляют”. Что значит закалить ?

( ответы детей ).

   И вот приходит время художников. Эти люди очень талантливые , каждое изделие  они расписывают вручную, работают кисточками.( слайды 8,9,10). В работу они вкладывают старание, свое воображение, чтобы изделия ожили , заиграли красками , заворожили нас красотой.

Сейчас давайте ещё полюбуемся красотой гжельской росписи.

(слайды 11-19) Рассматривая слайды , дети называют изделия: чайник , украшенный птицей,вазочка в виде рыбки, петушок ,блюдо, кувшин, чашка , ваза , чашка и блюдце , тарелка.)


Воспитатель читает стихотворение:

Гжель-посуда просто чудо!

Синий цвет бежит повсюду.

И рождается узор –

Оторвать не в силах взор!

Ребята понравились вам работы гжельских мастеров?( ответы детей).

Какими словами можно  сказать об изделиях?( они лёгкие, воздушные).

Какое настроение они создают?( радостное, светлое, весёлое).

В.Когда я смотрю на эти изделия , мне они напоминают о зиме, о сказке. Как вы думаете,почему?

(мастера используют  только синюю краску на белом фоне , как будто нарисовали на снегу

 синие  и  голубые  узоры).

В.  Гжельские художники  используют только синюю  краску и её  оттенки .Этим  Гжельская роспись отличается от других видов росписи.

В.  Мы посмотрели   много изделий : посуду, различные статуэтки. Я предлагаю вспомнить какие элементы росписи используют художники? ( дети перечисляют).

В.   Я предлагаю вам рассмотреть элементы этой росписи.

( слайд 20).

Как называются эти элементы? ( линии ). Правильно , посмотрите какие они разные:одиночные и  пересекающиеся.( показывает указкой на разные варианты) . Эти элементы художники называют  бордюрами, они выглядят как волнистые линии . Давайте попробуем нарисовать их в воздухе, представьтет в  руке кисть  и проведите несколько волнистых движений . ( дети выполняют задание). Часто бордюры дополняют точками.

( слайд 21).

Посмотрите на этот элемент. Кто знает, как он называется? (ответы детей).Правильно, это кустик , он похож на веточку с листочками.

( слайд 22).

Кто узнал эти элементы росписи ? ( один ребёнок  даёт название ,все вместе рисуют воздухе “ сеточку, завиток “).

( слайды 23 и 24).

В.   Самыми красивыми и сказочными элементами являются  цветы.  Цветы разной формы, с разными листочками , украшены  разными завитками , но все они очень воздушные и лёгкие.Кажется подует сейчас ветерок  и они прилетят к нам. Предлагаю вам превратиться в сказочные цветы и отдохнуть : ( динамическая пауза )


                     Наши синие цветы распустили лепестки.

                     Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

                      Наши синие цветы закрывают лепестки

                      Тихо засыпают, головой качают.( дети садятся).

( слайд 25).

В.   Ребята , чтобы полюбоваться красотой  гжельской росписи художники  организовывают  выставки  и в нашей  стране и в других странах.  Я предлагаю вам сегодня стать  гжельскими  мастерами и создать нашу выставку. Вы согласны? ( ответы детей).

В.    Приглашаю вас в художественную мастерскую. Посмотрите у нас есть заготовки , выберите себе ту , которую вы хотите расписать ( дети выбирают шаблон) и  занимайте рабочее место мастера.( дети рассаживаются  за столы).

В.      Скажите , что нам нужно для работы? ( ответы детей: гуашь, кисточки , вода).

В. Какие цвета используют художники ?  ( ответы детей: синюю и голубую.) Как получить голубой оттенок? ( ответы детей).

В.      Как вы думаете , зачем нужны две кисточки? (ответы детей – тонкой кистью рисовать линии , точки , завитки , а толстой – листочки, ягодки, цветы).

В.       Перед началом работы  подумайте какими элементами вы украсите заготовку, какой узор выберите.

Во время  самостоятельной деятельности детей подхожу к каждому ребёнку, интересуюсь какие элементы он рисует, подсказываю с выбором цвета ( синий или голубой), обращаю внимание на технику рисования элементов.

Напоминания и указания:

- Постарайтесь придумать свой узор, у  художников каждая работа неповторима.

- Не забудьте приготовить голубой оттенок.

- Набираем гуашь на кисточку немного , лишнию убираем о край баночки.

-Кисточкой плавно водим и узоры получаются воздушными.

-Хорошо промываем кисть водой , можно кисть просушить о тряпочку.

-Тонкие линии, завитки  рисуем тонкой кистью .

- Для рисования листочков попробуй использовать толстую кисть.

-Добавь в палитру белого цвета и цветок будет нежным.

-Не забудьте использовать синий цвет.

- Попробуй  добавить в узор ещё другие элементы : сеточку , точки.

-Линии  рисуем концом кисточки.

- Как называется элемент , который ты рисуешь?

Если ребёнок нарисовал  быстро , предлагаю взять другой шаблон.

 

В.    Кто из художников закончил работу  располагайте  её на выставке.(  дети приклепляют работы  

к  доске).

В.     Какая красота ! Вам нравится выставка ?

Арина, какая работа по – твоему  особенно удалась?Почему ты так считаешь?

Варя , как ты думаешь , какая из работ самая нежная ,  воздушная , лёгкая?Что придаёт ей нежность?

Рома , в котором изделии  художник  использует  разнообразные элементы? Назови их.

Подумайте, как можно назвать  нашу выставку?( предложения детей).

В.      Спасибо художники  за фантазию , ваше старание . Наша выставка станет украшением группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группе Тема: Пернатые наши добрые соседи.

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группеТема: Пернатые наши добрые соседи. С использованием природного материала....

Конспект ООД в области художественно-эстетическое творчество (рисование) в старшей группе. «Один прекрасный день в моей жизни!» В период самоизоляции с 25 по 29 мая.

Конспект ООД в области художественно-эстетическое творчество (рисование) в старшей группе.«1 Июня — День защиты детей!»...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группе Тема: Пернатые наши добрые соседи.

Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группе  Тема: Пернатые наши добрые соседи....

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...

Конспект НОД по развитию художественно - эстетической деятельности (аппликация) в старшей группе

Обобщить знания детей о флаге ЯНАО;Познакомить со значением цветов, символикой, изображённых на флаге;Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, со значением флага в сов...