Декоративная лепка. Тема: «Гжельский сервиз»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Цель:
Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Продолжать знакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Гжели: историей возникновения, содержанием, средствами выразительности. Закреплять умение делать выводы, умозаключения во время исследовательской деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие»
Формировать умение выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму). Побуждать детей к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи. Закреплять умение лепить разными способами, развивая мелкую моторику рук, представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.
Воспитывать любовь к народному творчеству, чувство уважения и гордости за свой народ.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз. Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявить себя в нем.
Развивать речь как средство коммуникации, обогащать вербальный опыт.
«Речевое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portal1.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративная лепка. Тема: «Гжельский сервиз»
Цель:
Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Продолжать знакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Гжели: историей возникновения, содержанием, средствами выразительности. Закреплять умение делать выводы, умозаключения во время исследовательской деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие»
Формировать умение выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму). Побуждать детей к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи. Закреплять умение лепить разными способами, развивая мелкую моторику рук, представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.
Воспитывать любовь к народному творчеству, чувство уважения и гордости за свой народ.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз. Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявить себя в нем.
Развивать речь как средство коммуникации, обогащать вербальный опыт.
«Речевое развитие»
Совершенствовать умение отвечать на вопросы сложным развернутым предложением; составлять небольшие рассказы по определенной тематике.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном творчестве; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, альбомов по мотивам декоративно-прикладного искусства.
Оборудование и материалы:
Письмо от клоуна Гоши, дидактическая игра «Собери разбитый сервиз», глина, салфетки, доски, стеки.
Ход НОД: Стук в дверь. Воспитатель вносит посылку.
-Посмотрите, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Как вы думаете, от кого она? Давайте посмотрим (открывает). Ребята, а здесь письмо. Интересно, от кого оно?
«Дорогие ребята! Я знаменитый клоун Гоша Форточкин. Хочу просить вас о помощи. Мой друг жонглер - Кнопа попросил у меня мой любимый сервиз, чтобы напоить чаем своих друзей. Сервиз ему так понравился, что он решил сделать с ним номер. Еще бы, ведь сервиз был такой красивый - белый, с синим орнаментом. Просто заглядение! На репетиции у Кнопы что-то пошло не так. У него разбилась вся моя посуда. Уцелела только лишь одна кружечка. Милые дети, помогите. Я знаю, вы все умеете. Сделайте мне такой же сервиз, пожалуйста. Вот только от волнения я забыл, как он назывался. Помню только загадку про роспись: Сине – голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится!
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись…
Высылаю вам кусочки моего любимого сервиза. Надеюсь, вы мне поможете. Клоун Гоша».
-Посмотрите, друзья, здесь еще один конверт. В нем разбитая посуда. Давайте ее соберем и посмотрим, какой же был сервиз у Гоши?
Дидактическая игра «Собери разбитый сервиз».
-Ребята, какой же сервиз красивый! А как называется роспись, которой он украшен?
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? Какие изделия делают мастера из глины? Каким узором украшают свои изделия умельцы? Ну что, ребята, вы готовы стать мастерами – умельцами?
- Давайте сначала разомнемся (динамическая пауза)
«Раз – два – спит цветок.
Три – раскрыли лепесток.
Раз – сомкнулись,
Два – проснулись,
Дружно к солнцу потянулись!»
-Садитесь по - удобней и начнем работу. Обратите внимание, узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Давайте рассмотрим разбитую посуду.
-Какие узоры вы видите на ней (цветок и бордюр)? Где расположен цветок (В середине)? А из каких элементов состоит цветок (серединка – это шарик, лепестки – шарики, расплющенные и с одной стороны прищипнутые)? На что похожи лепестки (на капельки)? А что расположено по краю изделия (бордюр – скатываем шарики и выкладываем по краю)? Не забудьте, работу начинаем с цветка. А чтобы работа быстрее спорилась, включу вам музыку.
(Звучат русские лирические мелодии в исполнении оркестра русских народных инструментов)
-Какие вы у меня молодцы! Такой красивый сервиз сделали. Настоящие мастера – умельцы. В старину люди говорили: «Умелец себе и людям радость приносит». Это про вас. Вы и себя порадовали и Гоше помогли. Он очень будет рад.
-Скажите, чем мы сегодня занимались? О каком промысле мы говорили? Какие цвета используют в этом промысле? А как вы думаете, понравится Гоше наш сервиз?
- Конечно, понравится, ведь мы сделали его с любовью! А закончить наше занятие я хочу вот такими замечательными словами:
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку
Легко перенесла.
Декоративное рисование. Тема« Гжельский сервиз»
Цель: Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Продолжать знакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства - гжельской росписью, знакомить с её цветовым строем.
«Художественно-эстетическое развитие»
Упражнять в умении выделять характерные особенности элементов гжельской росписи – цветы, листья, завитки, точки, изображать дугообразные и петельные линии при изображении цветка и завитков, в использовании приема примакивания при закрашивании листьев и середины цветка.
Воспитывать уважение к народным мастерам, желание самим изобразить гжельский узор.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, её красоту и образность
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз. Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявить себя в нем.
Развивать речь как средство коммуникации, обогащать вербальный опыт.
«Речевое развитие»
Совершенствовать умение отвечать на вопросы сложным развернутым предложением; составлять небольшие рассказы по определенной тематике.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Нежно-голубое чудо»; беседы с детьми о народном творчестве; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, альбомов по мотивам декоративно-прикладного искусства.
Оборудование и материалы:
Дидактический материал для выкладывания гжельского узора, бумажный шаблон, ёмкости для воды, синяя и белая гуашь, палитры, широкие и тонкие кисти на каждого ребёнка, ватные палочки, «тычки», вылепленный детьми сервиз из глины, музыкальный диск с записями народных мелодий «Тройка», «Славянские гусли», картинки, фото с изображением предметов гжельской росписи; наглядно-дидактическое пособие «Гжель» (под редакцией А.Дорофеевой, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2007г.); гжельская посуда, предметы, украшенные гжельской росписью (вазы, шкатулки, копилки и т.д.)
Ход НОД:
Звучит тихая музыка (народная мелодия «Тройка»)
-В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой – слепил красивую вазу, а третий – тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая и нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо». И так хороши были эти изделия, что слава о гжельских мастерах разнеслась не только у нас в стране, но и далеко в других странах. По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.
- Вот я и решила пригласить вас в страну «Синей гжели».
Проходите, усаживайтесь удобнее.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители - небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку легко перенесла.
-Что же вы видите? За что же гжель так нравится людям? Каким цветом рисуют мастера свои узоры? Да, прежде всего своим цветом и дивными чудными узорами. По белому фону ведёт рука художника кисточку с краской. То сильнее, то слабее нажимает на неё и всё, чего либо коснется кисть становится, синим и голубым. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись. Обратите внимание на узоры. -Какими узорами украшены изделия? -Изделия расписаны различными узорами из сеточек, полосок, люди и птицы, трава, цветы. Но самый излюбленный узор – гжельская роза.- Как называется этот узор? -Иногда она изображена крупно широкой кистью, а иногда мелкая – тоненькой кистью.
- Где расположен узор? (в центре) -То мы видим букет из нескольких роз в самом центре , то цветы разбросаны по всей поверхности предмета. Гжельские мастера большие фантазёры. Каждый придумывает свои вазы, маслёнки, чайники. Делают гжельские мастера и часы, и форма у них не простая, расписаны сверху донизу узорами.
-Каким узором украшены часы? Какого цвета узор? - Где расположен узор?
. А сейчас представьте, что вы гжельские мастера, и вам нужно порадовать людей – расписать посуду, вылепленную вами. Давайте возьмем в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудеса. В добрый путь, юные мастера гжели! Показ воспитателя с объяснениями.
-Ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии. Давайте возьмем кисточки и в воздухе нарисуем сначала гжельский завиток , а затем лепестки – дугообразными линиями.
-А какой прием мы используем для рисования листьев? Украшать узор можно точками. Напоминаю, что рисовать их нужно концом кисти сверху.
-А теперь скажите, ребята, с какой росписью народного декоративно-прикладного искусства мы знакомимся сегодня? Какие вы запомнили основные элементы этой росписи?
Динамическая пауза
Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх),
Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).
На ветвях они присели (присели),
Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).
Самостоятельная деятельность детей, звучит народная мелодия «Славянские гусли»
В процессе работы воспитатель помогает осваивать специфику гжельской росписи, закрепляет и совершенствует приемы рисования.
Дидактическая игра «Укрась посуду гжельским узором».
- Каким узором украсили? Как он называется? (роза) Так как называется эта роспись? Чем она отличается от другой росписи? В какой стране мы с вами побывали Как называются мастера, которые там живут? Посмотрите, какой красивый сервиз у вас получился, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по декоративной лепке. Тема: «Филимоновский петушок».
Знакомить детей с филимоновской игрушкой, учить лепить из целого куска глины петушка, закрепить приемы лепки....
Конспект занятия по декоративному рисованию"Гжельский сервиз"
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством...
Конспект открытого занятия "Гжельский сервиз"
Знакомить детей с гжельскими изделиями, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к их труду....
Технологическая карта открытого занятия "Гжельский сервиз"
Технологическая карта открытого занятия "Гжельский сервиз" предназначен для занятий в подготовительной группе....
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности (НОД) по декоративно-прикладному рисованию на тему: «Гжельская роспись»
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности (НОД)Возрастная группа : старшаяВид деятельности и тема занятия: декоративно-прикладное рисование на тему: «Гжельская роспись...
Конспект занятий на тему: «Гжельские сервизы»
Цель:Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композицияЗадачи:ОбразовательныеПриобщать детей...