Технологическая карта занятия по декоративному рисованию «Роспись чайного сервиза гжельским узором»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Занятие направлено на выполнение детьми узора на чайник в технике гжель, используя различные элементы росписи после знакомства с примерами росписи и ее краткой историей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_gzhel.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по декоративному рисованию «Роспись чайного сервиза гжельским узором»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (рисование).

Тема занятия: «Роспись чайного сервиза гжельским узором».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: выполнение узора на чайник в технике гжель, используя различные элементы росписи после знакомства с примерами росписи и ее краткой историей.

Задачи:

Обучающая: согласовывать движения руки с создаваемой формой в процессе рисования.

Развивающая: составить гармоничное сочетание оттенков элементов рисунка, изображение общей композиции предмета из отдельных элементов.

Воспитательная: аккуратно пользоваться красками и кисточками; держать осанку при работе, стимулирование интереса к процессу творчества в рисовании.

Планируемые результаты: дети создали на чайниках роспись в технике гжельского узора.

Подготовительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций, фотографий наиболее известных народных промыслов-росписи (хохлома, гжель, городецкая, жостовская) обсуждение отличий, основных элементов и цветов, используемых в каждой росписи с особым акцентом на гжельскую роспись.

Материалы и оборудование: заготовки «чайников» белой бумаги, гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, фотографии с изображением посуды, расписанной гжельским узором, элементов гжельской росписи, изображения Печали и Радости из мультфильма «Головоломка».


Этапы

Задачи и этапы

Деятельность педагога

Методы и приемы

Формы

Деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный

1 мин

Организация и мотивация детей к занятию, привлечь их внимание, вызвать интерес

Педагог предлагает ребятам занять свои места, говорит о том, что у него для них есть один сюрприз – письмо от одной известной особы

Метод – словесный: просьба, обращение;

форма – групповая (фронтальная)

Дети занимают свои места, здороваются с гостем

Дети настраиваются на занятие

2

Основной

2.1

Этап постановки проблемы

3 мин

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Педагог спрашивает у ребят, хотят ли они узнать, от кого у него в руках письмо и что в нем. Получая положительный ответ, читает о том, что это письмо от героини мультфильма «Головоломка» – Радости. Она просит ребят помочь ей: Дело в том, что у ее подруги Печали скоро день рождения, и Радость хотела бы сделать ей какой-нибудь удивительный подарок. Печаль очень любит пить чай, но ее любимый чайник недавно разбился, и это ее очень огорчило. А еще она любит синий цвет. Зная, что ребята сейчас знакомятся с чаем и всем, что с ним связано, Радость просит помочь их с подарком.

После прочтения письма педагог спрашивает, готовы ли ребята помочь Радости и сделать подарок для Печали

Метод – словесный: чтение письма, вопросы;

форма – групповая (фронтальная)

Дети отвечают на вопросы, слушают письмо, выражают готовность помочь

Дети понимают цель задания

2.2

Этап ознакомления с материалом

7 мин

Усвоение определенного объема знаний и представлений детей о гжельской росписи и ее особенностях

Педагог предлагает ребятам подарить Печали новый чайник, но не простой, а выполненный с помощью национальной росписи гжель. Она очень красивая и как раз синего цвета, любимого цвета Печали.

Педагог рассказывает об особенностях гжельской росписи и показывает ее примеры.

Гжель – это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.

Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь».

Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Своё вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни.

Мастера гжели различают 20 оттенков синего. Каким будет цвет зависит от того, как художник положит мазок.

Все предметы расписываются гжельской росписью вручную. А затем обжигаются в печи 2 раза, так предметы получаются гладкие.

Основной орнамент гжельской росписи – это роза, которую называют Агашка, т.к. раньше среди художниц было много девушек с именем Агафья

Методы – словесный,

наглядный: изображение фото гжельской росписи и ее элементов;

форма – групповая (фронтальная)

Дети смотрят фото, слушают рассказ

Дети усваивают новую информацию о гжельской росписи

Динамическая пауза

3 мин

Снять общее утомление детей,

представление двигательных упражнений, мотивация детей на повторение

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

(Дети поднимают плечи) Больше греться не хочу (Поворот головы из стороны в сторону) 

Крышечка громко загремела! (Дети прыгают на месте) 

Вот уже кипит вода, значит чай нам пить пора.

(Дети хлопают в ладошки).

Тук – тук – тук, тук – тук – тук. (Стучат кулачками друг о друга)

Слышен звонкий перестук. Слышен громкий перезвон. (Топают ногами, руки на пояс) Динь- динь – дон, динь – динь – дон.

Это в кухне пляшут ложки, Вилки, чашки, поварешки. (Наклоняются влево-вправо, руки полочкой перед грудью) Тра-та-та, тра-та-та

Вся посуда в пляс пошла! (Выполняют «пружинку», руки на поясе)

Чайник крышкой тук-тук! Ложки в чашке – стук, стук!

А кастрюли – бом – бом! («Танцуют», попеременно выставляя вперёд на пятку левую и правую ног, руки за спину)

Сковородки – дон-дон!

Вот так пляска – красота!

Тра-та-та, тра-та-та!

Метод – наглядный;

форма – групповая (фронтальная)

Выполняют движения в соответствии с содержанием

Дети снимают утомление, мышечное напряжение и усталость

2.3

 Этап практической деятельности

10 мин

Овладение действиями, способами решения проблемы, закрепление полученного материала

Педагог раздает детям вырезанные из бумаги чайники и предлагает каждому нарисовать на них свой гжельский узор для Печали.

Педагог следит за работой детей. При необходимости помогает.

Обращает их внимание на то, что сидеть нужно правильно, правильно держать кисточку. Стараться делать работу аккуратно

Метод – практический: рисование;

форма работы: индивидуальная (если возникает необходимость в помощи, педагог индивидуально помогает каждому)

Дети рисуют узор в технике гжель на чайниках

Дети научились передавать характерные особенности объекта в рисунке

3

Заключительный этап

2 мин

Подведение итогов

деятельности,

обобщение полученного опыта.

Формирование навыков самооценки

Педагог благодарит детей за выполненную работу, демонстрирует уверенность в том, что Печаль, определенно, будет довольна подарками. Задает вопросы:

1. Какие основные цвета используются в технике гжель?

2. Как называется основной орнамент в данной технике?

3. До сколько оттенков синено может использоваться в данной технике?

4. От какого слова произошло название «гжель»?

5. Для чего посуду в технике гжель обжигают 2 раза?

Также педагог просит ребят, по желанию, рассказать о своей работе.

Спрашивает, понравилось ли занятие, что было особенно интересным?

Метод – словесный: вопросы и ответы; форма – групповая (фронтальная)

Дети отвечают на поставленные вопросы, выражают свое мнение относительно занятия: понравилось ли, что понравилось?

Подводят итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Зимние узоры на окне"

Занятие помогает детям проявить творчество и фантазию в составлении узора из растительных элементов с использованием краски холодного тона....

Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись чайника».

Развитие творческих способностей детей посредством создания работы «Роспись чайника», используя элементы гжельской росписи....

Конспект занятия по декоративному рисованию "Роспись дымковского коня"

laquo;Роспись  дымковского коня».Цель: создание условий для развития творческих способностей детей,расширить кругозор детей о художественных народных промыслах...

Технологическая карта НОД по декоративному рисованию в средней группе «Укрась юбку дымковской барышни»

Технологическая карта НОД по декоративному рисованию в средней группе «Укрась юбку дымковской барышни»...

Технологическая карта занятия "Гроздь рябины" (рисование ватными палочками - «тычком»)

знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование ватными палочками....

Технологическая карта занятия по ПВД (рисование) с элементами пластилинографии "Жители других планет"

Занятие по рисованию для детей подготовительной к школе группы с элементами пластилинографии...