Симфония красок 2015 год
материал по рисованию (младшая группа) на тему

ПРОГРАММА КРУЖКА «Симфония красок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simfoniya_krasok_2015_god.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Звёздочка» № 99

                                                                                                                                                                                                                                   Принято на заседании                                                                                                      «Утверждаю»      

педагогического  совета  о т  «___»_____2015г.                                                            заведующий  М ДОУ д/с № 99

протокол №  «___»                                                                                                            _______Т.С.  Хужий 

Согласовано

Заместитель заведующего по ВМР

_______М.В.Щекатурова                                                                                                                                                                            

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Симфония красок»

воспитателя

Юдо Валентины Николаевны

для работы с детьми старшей  группы № 5

на 2015-2016 учебный год

        г. Комсомольск-на-Амуре

2015г.

Пояснительная записка.

Понимая актуальность формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности у всех детей, важность раннего развития их творческих способностей я решила использовать нетрадиционные техники рисования. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов , то есть  для проявления и развитие детской одаренности в рисовании. Заниматься проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей  с изобразительными материалами (красками, кистями, карандашами).

Ребенок огромное значение придает своим рисункам, выполненным обыкновенной кистью. Например нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок много времени тратит на рассказ: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, на ногах большие сапоги. А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка.

Огромное значение ребенок придает своим «драгоценностями» (камешками, колесикам, палочками, пуговицами и т.д.). Так почему же эти «необычные материалы» не включить в детское творчество. Именно то, что ближе и понятней ребенку дополнительно помочь ему  в изобразительной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте изученные ранее техники дополняют более сложные: кляксография, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная. Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованней, смелей, непосредственней. Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Ребенок от природы творец, все дети видят окружающий мир по-своему. Не важно, кем станет малыш, главное – научить его смело и свободно применять способы создания образа, помочь сформироваться творческой личности.

Цель программы: Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

  • Приобщить детей к изобразительному искусству.
  • Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.
  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Принципы создания программы.

  1. Доступность: адаптированность материала к возрасту детей.
  2. Системность и последовательность:
  • Постепенное,
  • Использование (постоянное) ранее изученных техник.
  1. Динамичность – использование навыков в различных видах деятельности.
  2. Опережающий характер обучения:
  • Учет уровня развития ребенка
  • Перенос освоенной ребенком информации в незнакомые условия.

Программа рассчитана для  работы с детьми 5-6 лет, срок ее реализации 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Полный курс состоит из 38 занятий.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

1

Цветоведение  (свойства цвета)

8

2

Изобразительные техники

10

3

Детское творчество

15

4

Экспериментирование с различными художественными материалами

4

5

Оценка. Итог

1

ИТОГО

38


Этапы работы.

  1. Цветоведение  (свойства цвета)
  2. Техники рисования
  3. Творчество детей
  4. Экспериментирование с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Ожидаемые результаты.

  1. Дети интересуются проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве.
  2. Используют в своем творчестве новые техники.
  3. Понимает художественный образ.
  4. Обращает внимание на яркие средства выразительности (цвет, ритм, композицию, линию).
  5. Самостоятельно определяют замысел будущей работы, охотно принимает тему, предложенную педагогом, умеет ее конкретизировать.
  6. Умеют рассказывать о своем рисунке: как и чем рисовали, как получил нужный цвет.
  7. Коллективная работа – мотивация детского творчества и итог работы педагога.

Протокол наблюдения за развитием творческих способностей детей.

Ф.И. ребенка

Понимает художественный образ

Использует новые техники в творчестве

Использует различные средства выразительности

Умеет рассказывать о своей работе

Реализует полученные навыки в различных видах деятельности

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25


№п/п

Тема

Нетрадиционные техники

Программные задачи

Материалы

Сентябрь

1

Летний луг

Восковые мелки, акварель, печать по трафарету

Закрепить ранее усвоенные навыки в данной технике. Содействовать более выразительному отражению впечатлений о лете..

Лист формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти.

2

Бабочки, которых я видел летом

Монотипия, обведение ладошки и кулачка

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло – кулачок - маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных и несимметричных предметов, иллюстраций бабочек, лист бумаги А4, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

3

Ветка рябины

(с натуры)

Рисование пальчиками

Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Лист бумаги А4, ветка рябины, гуашь а мисочках (оранжевая, алая), кисти.

4

По

замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Все имеющиеся в наличии

5

Ежики

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить рисовать тело ежика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями.

Набор гуаши, кисть, сухие листья, клей, иллюстрации с изображением ежей, жесткие кисти, смятая бумага.

Октябрь

1

Улетают на юг перелетные птицы

Кляксография

Познакомить с правилами нанесения клякс на картон и накладывания сверху бумаги.

Лист формата А;, гуашь, пластиковая ложечка, гуашь в мисочках, кисть.

2

Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек

Различные

Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях, развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Дымковские игрушки, рисунки детей в прошлые годы, гуашь, кисть, бумага квадратного формата.

3

Осенние листья

Тиснение

Познакомить с техникой теснения. Учить обводить шаблоны листьев, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осенний (без листьев)

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материалы для теснения (материалы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти.

4

Осенний пейзаж (второе занятие)

Тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования – учить делать ежика, грибочки для него. Развивать чувство композиции.

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях.

5

По замыслу

Различные

Совершенствовать приемы и навыки в свободной экспериментировании с материалами. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему.

Все имеющиеся в наличии.

Ноябрь

1

Я шагаю по ковру из осенних листьев

Печатание листьев, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печатания по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Листы бумаги формата А3, черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты.

2

Дождик лей, лей, лей…

Рисование по сырому,  набрызг

Познакомить детей с новым способом рисования «по сырому» и «набрызгом». Учить передавать образ дождливой погоды в холодной гамме. Поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.

Акварель, кисти, карандаши, зубные щетки для набрызга, бумага А4, поролон.

3

Осень рисует

Монотипия

Учить выполнять абстрактные композиции на тему осени в технике монотипия. Закрепить знание детей о цветообразовании. Учить детей видеть образ и дорисовать его

Гуашь, бумага А4, пластик или орг. стекло для монотипии, восковые мелки, акварельные мелки.

4

По

замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему рисования.

Все имеющиеся в наличии

Декабрь

1

Первый снег

(зима)

Монотипия. Рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Развивать чувство композиции

Листы бумаги А4 цветные, черная и белая гуашь, салфетки, кисть.

2

Животные, которых я придумал сам

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Познакомить с техникой – кляксография. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

Черная и цветная гуашь, бумага (20х20), гуашь, фломастеры, различные предметы: ножницы, кольца, ложки и др., восковые мелки.

3

Елочка нарядная «Новый Год»

Рисование пальчиками. Оттиск поролоном

Закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью подручных материалов.

Гуашь, лист А4, поролон, миски и др.

4

Зимний лес

Рисунки из ладошки

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом, каждый пальчик, ствол дерева.

Простой карандаш, гуашь, кисть, иллюстрации зимнего леса.

Январь

1

Обои в моей комнате

Оттиск печатками, поролоном, пальчиками

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

Бумага, печатки, поролон, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образы обоев.

2

Узор на тарелочке

Оттиск печатками из различного материала.

Учить составлять узор в круге. Развивать чувство композиции.

Тарелочки из бумаги, гуашь, кисть, печатки.

3

Черепахи

Восковые мелки, акварель, черный маркер + акварель.

Совершенствовать умение  в техниках, изображать животных наиболее выразительно

Бумага, черный маркер и восковые мелки, акварель, кисти, карандаш

4

По

замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, способности к творчеству.

Все имеющиеся в наличии

Февраль

1

Сказочные цветы

Различные

Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятия.

Бумага разных цветов формата А4, А3, иллюстрации, фотографии.

2

Цветы в нашей группе

Оттиск поролоном, пробками и др.

Продолжать учить рисовать различными способами (оттиск)

Миски с штемпельной подушечкой, бумага, поролон, цветок в горшке

3

Ранняя весна

Монотипия пейзажная

Научить складывать лист поролоном, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.1\2 листа портирать губкой

Бумага, кисти, гуашь, акварель, влажная губка.

4

По

замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Март

1

Ветка с первыми листьями

Оттиск печатками, трафареты

Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы с помощью трафаретов, рисовать полураспустившиеся листочки.

Бумага А4, гуашь в мисочке, печатки из ластика, кисти, трафареты, ветки в вазе.

2

Мамины любимые цветы

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Совершенствовать умение рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.

Бумага А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки.

3

Чудесные платки

Различные

Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлопосадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятия

Черная бумага (20х20), гуашь, эскизы павлопосадских платков.

4

Подснежники для моей мамы

Акварель, восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации подснежников.

Апрель

1

Звездное небо

Набрызг, печать поролоном, восковые мелки и др.

Учить создавать образ звездного неба, используя смешивание красок,  набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Лист формата А3,  гуашь в мисочках, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка, для набрызга.

2

Насекомые

(бабочка)

Монотипия предметная

Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листка, затем складывать лист пополам.

Бумага А4,  гуашь, кисти.

3

Одуванчики

Рисование веревочкой

Совершенствовать навык рисования веревочкой.

Бумага А4, акварель, клей ПВА, кисти, веревочки.

4

По

замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, способности к творчеству

Все имеющиеся в наличии

Май

1

Одуванчики

Восковые мелки и акварель, печатание печатками

Закрепить умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции

Лист формата А4 белого или бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, гуашь, печатки в форме треугольников различной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры

2

Как я вырос за год (автопортрет)

Черно-белый граттаж (готовый лист) черный маркер, сангина

Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции

Приготовленный лист для черно-белого граттажа или белый лист А3 (на выбор), палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы

3

По

замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, способности к творчеству

Все имеющиеся в наличии

4

Итоговая выставка рисунков за год

Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся рисунков

Рисунки детей за год (несколько работ каждого ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая симфония" Амонашвили как технология создания проблемных ситуаций

В статье представлена авторская точка зрения на педагогические взгляды Амонашвили с точки зрения технологического аспекта. Раскрыта сущность ситуационного подхода к воспитанию в аспекте социальн...

Программа кружка: «Бумажная симфония». На 2011-2012 учебный год. Подготовительная группа.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

«Бумажная симфония»

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности....

"Ленинградская симфония"

Конспект интегративной деятельности (НОД) по теме "День снятия фашисткой блокады города Ленинграда". Разработан для работы с детьми с 6 лет....

Проект "Осенняя симфония"

Обогатить знания детейо характерных приметах осени, закономерностях в природе. Воспитывать желание глубже познать ее тайны....