Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности дошкольников.
статья по рисованию

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности дошкольников.

Н. Г. Пасат

В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа.

К традиционным техникам изобразительной деятельности дошкольников принято относить такие виды художественно-творческой деятельности, как рисование (при помощи графических или простых карандашей, цветных восковых мелков, а также кисти и акварельных красок), лепка (пластилин или глина), вырезание фигурок из бумаги и наклеивание их (аппликация), создание различных конструкций и природных материалов (шишки, листья, веточки, камни и др.) [2]

Таким образом, в детском саду изобразительная деятельность включает такие виды традиционных техник, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

К моменту выпуска из ДОУ технические навыки старших дошкольников в изобразительной деятельности сводятся тому, что они:

- учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка;

- отрабатываются легкое, без излишнего напряжения движения карандашом и кистью, умеренный нажим на бумагу карандашом и регуляция нажима для получения оттенков цветов, рисование концом кисти тонких линий, более широких полос боковой стороной ворса;

- вырабатывается умение произвольно изменять силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности.

Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят стереотипности. Между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу- вверх, потому что оно так растет, а домик, вот так» и т.п.)». Поэтому важным будет использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников [2].

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Сегодня педагоги и психологи часто выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном образовании, которые часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Необходимость использования нетрадиционных техник в организации детей дошкольного возраста художественно-продуктивной деятельности не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных нетрадиционных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания продуктов деятельности, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности [1].

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе [4]. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия новых возможностей воспитанника.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

С целью развития творческого воображения у детей в детском саду постоянно разрабатываются варианты занятий с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

В современных программах дошкольного образования («Радуга», «Детство», «Развитие» и др.) недостаточно разработано применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, авторских программно- методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требует теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, в настоящее время существует достаточно большое количество вариантов художественного дошкольного образования, но не все они на достаточном уровне научно обоснованы [3]. Рассматриваемые в данной работе техники изучены и апробированы в работе с детьми. Это такие техники как:

- тычок жесткой полусухой кистью,

- рисование пальчиками,

- рисование ладошкой,

- оттиск поролоном,

- оттиск пенопластом,

- оттиск печатками из ластика,

- оттиск смятой бумагой,

- восковые мелки + акварель,

- свеча + акварель,

- печать по трафарету,

- монотипия предметная,

- кляксография,

- набрызг,

- отпечатки листьев,

- акварельные мелки,

- монотипия пейзажная,

- рисование нитками и многие другие.

        Выбор этих техник не случаен [5]:

- во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;

- во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста;

- в–третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Доступность использования этих техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п., а в последующем эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник.

Разнообразные условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, позволяет интенсивнее развивать детское художественное творчество. Результат всегда успешен и благодаря этому усиливается интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения

Используется также разнообразный цвет, и фактура бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), используются листы бумаги разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно воспитанник начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Чтобы пробудить фантазию воспитанника, изобразительную деятельность следует проводить в форме увлекательной игры, где детям предоставляется как можно больше самостоятельности.

Вывод: наряду с привычными и традиционными формами изобразительной деятельности в ДОУ, которые не всегда способны вызвать у воспитанников должный интерес и способствовать развитию их творческих способностей, существует целый ряд нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Они дают возможность поддерживать интерес воспитанников к изобразительной деятельности за счет неповторяющихся заданий, применения разнообразных материалов, создание новой творческой ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грошенкова В.А., Шилова Т.С. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. – М., 2012.
  2. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия // Дошкольное воспитание, 2011. - № 12.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2014.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СП, Каро. – 2008.
  5. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание, 2011, № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

Нетрадиционные художественные техники в изобразительной деятельности дошкольника

Нетрадиционные художественные техники в изобразительной    деятельности дошкольника...

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»

Данный проект способствует развитию творческих способностей у старших дошкольников...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности дошкольников».

Мастер-класс для педагогов ДОУ  «Нетрадиционные материалы и техники  в изобразительной деятельности дошкольников»....

Мастер-класс на тему «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности старших дошкольников»

Цель - познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста...