Использование техник нетрадиционного рисования в изобразительной деятельности дошкольников.
статья по рисованию по теме

Белоус Наталья Николаевна

материал из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnoe_risovanie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование техник нетрадиционного рисования в изобразительной деятельности дошкольников.

Последние два года своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности.

 На первом году работы я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей идти на занятие. Некоторые из них не хотели даже покидать группу, чтобы пойти со мной в изостудию приходилось их уговаривать. А другие, приходя туда, и узнав, для чего они пришли, просто-напросто  прятали руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Особенно дети – левши. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получается. Отсюда и паника.

А ведь главное в нашей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своём умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками  и творить чудеса на бумаге.

Моей главной палочкой-выручалочкой стал журнал «Дошкольное воспитание», в котором воспитатели делились своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в журналах и  литературе. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду.

Я увидела актуальность этой темы в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.

Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Применение нетрадиционных техник в процессе обучению рисованию способствует не только усвоению детьми каких то знаний и умений, но и воспитывает у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

Работая по этой методике у детей повышается интерес к изобразительной деятельности.

Для себя определила позицию в общении с детьми: педагог – партнёр.

Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребёнка, учитывая индивидуальные особенности.

Поставила цель – помочь детям через изодеятельность решить проблемы, связанные с нарушением познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, сенсорики, моторики: вселить уверенность в себя и в свои силы, зажечь огонёк радости от творчества.

Для повышения эффективности изобразительной деятельности с детьми определила следующие задачи:

  • Развивать познавательные процессы, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазию, воображение; формировать эстетический вкус с помощью новых технологий в изодеятельности.
  • Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
  • Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
  • Совершенствовать технические умения и навыки.
  • Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.
  • Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы.
  • Развивать творческое мышление.

Предполагаемые результаты:

  • Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
  • Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
  • Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
  • Сформированность практических навыков работы с различными материалами.

Эти задачи я успешно решаю на занятиях по изобразительной деятельности и на занятиях кружка «Весёлая клякса». Для этого составила перспективный план, разработала конспекты занятий.

В своей работе по изобразительной деятельности я использую элементы методики Р.Г.Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники»

Принципы проведения занятий:

  • От простого к сложному.
  • Оптимальное соотношение известного и неизвестного.
  • Определённый дефицит информации.
  • Вызвать интерес.

В нашем детском саду есть изостудия, в которой созданы условия для изобразительной деятельности. Есть мольберты, фланелеграф, подобраны фигурки людей, животных, транспорта, птиц, сказочных персонажей и.т.д.

Веду картотеку физминуток, пальчиковой гимнастики, психогимнастики, игр и упражнений на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, коммуникативных способностей, которые использую на занятиях по изобразительной деятельности и на занятиях кружка.

Для развития мелкой моторики сделаны «волшебные» экраны с крупой, д/игры «Рисуем ниточками», «Рисуем палочками», «Волшебные человечки»,»Контуры», «Подбери оттенки», есть дидактическая подушка с пуговицами, кнопками, шнурками, липучками.

Безусловно, всестороннее развитие детей зависит от предметно-развивающей среды, созданной педагогом. В изостудии я оформила уголок «Нетрадиционные техники рисования». В раздевалке уголок «Наше творчество», «Волшебные превращения», в групповой комнате оформила настенный  «Музей часов» и уголок природы, который меняется в зависимости от времени года. Дети с удовольствием рассматривают всё это, изучают. Тем самым обучаются не только с моей помощью, но и самостоятельно.

В своей работе я использую разнообразные материалы: различные рамочки, печати, трафареты, штампики, палочки, трубочки, зубные щётки, малярные кисти, природный и бросовый материал, мыло, свечи, поролон и много другое.

На обучающих занятиях учу детей различной технике изображения, учу применять каждый вид изображения, как отдельно, так и в комплексе.

Самой доступной для начинающих малышей является «пальчиковая живопись». Пальчиками дети рисуют деревья, цветы, грибы, особенно интересны изображения в смешении красок и накладывания одной руки на другую.

Монотипия и кляксография превращают детей в настоящих волшебников, позволяющих расколдовать бабочек, жуков, цветы, листья.

Вот ещё один способ изображать  окружающий мир – рисование ладошкой. А почему мы должны рисовать только карандашом и фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое большое подспорье. Иногда тематика просто просит детскую ладошку. Например рисование дерева ребёнок лучше исполнит руками.

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объёмную.

Знакомлю детей с приёмом рисования по мокрой бумаге. (изображение получается как бы размытым под дождём)

Детям очень нравится выполнять работы техникой рисования пластилином. В ней дети более самостоятельны, они не устают от однообразных действий, потому что в ней много этапов.

Развивая творчество, фантазию, мышление, мелкую моторику предлагаю детям дополнить свои работы природным и бросовым материалом.

     Существуют художественные приёмы, которые уводят ребёнка от стандарта, не загоняют его в какие-то рамки. Особенно ценны они для проблемных детей. Именно такие дети – гиперактивные, которые при рисовании набирают на кисть излишнее количество воды и краски, - подсказали новый приём- рисования с помощью направленной выдыхаемой струи воздуха. Приём «Рисунок ветра». Для рисования в этой технике надо набрать немного больше воды и краски, поставить каплю и провести линию и подуть на них в желаемом направлении. И на глазах у детей подрастает трава, веточки, деревья, без помощи кисти расцветает цветок. Застенчивым детям советую листок бумаги поднести поближе к лицу, чтобы струя воздуха стала сильнее. Этот метод рисования можно назвать и коррекционным: он развивает дыхательный аппарат, контролирует дыхание и активизирует мышление и речь (ребёнок должен рассказать о том, что нарисовал ветерок) . А дальше ребёнок может комбинировать и дорисовать детали кистью.

Занятия кружка – это импровизация, игра, путешествие, сказка, поэтому строю их по нетрадиционной схеме, обязательно включая:

  • Тренировочные игры и упражнения, регулирующие силу сжимания пальцев рук. Это способствует более точной координации движения рук.
  • Создаю атмосферу доброжелательности (психологическая комфортность)

Поскольку изобразительная деятельность связана с глубокими эмоциональными переживаниями детей, регулируя дозировку психической и физической нагрузок, для высвобождения эмоций включаю в занятия психогимнастику, психологические этюды. Для преодоления внутреннего напряжения использую релаксацию.

Для развития воображения использую интересный приём выкладывание необычных картин из предметов заместителей.

Материала на занятия беру много и разного для того, чтобы у детей было право выбора. Бумагу для рисования предлагаю разных форматов, форм, цветов.

Больше всего люблю коллективные работы, которые чаще выполняем на обоях, т.к. считаю, что стандартный альбомный лист ограничивает творческий размах детей и совместно-взаимодействующую форму работы. Это самая сложная, в плане организации, форма, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, но и самая интересная. Она даёт много возможности для общения.

При оценке детских работ, стараюсь отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета. Мы, взрослые, вообще не вправе осуждать работы детей, так как детям всегда понятно, что они нарисовали, а мы для себя делаем определённые выводы.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских работ.

Работая в данном направлении с детьми, я вижу результат своей работы.

  1. Дети совершенствуют технические умения и навыки.
  2. Дети используют разные техники рисования в изображениях предметов и явлений.
  3. Дети учатся видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создают на этой основе новые образы.
  4. С помощью новых технологий у детей развиваются фантазия, творчество, воображение.

Использование нетрадиционных техник помогает раскрыть и развивать в детях способность к воображению и творчеству. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребёнок в творческом процессе, тем больше возможностей у ребёнка преодолеть технические трудности рисования. У детей значительно обогащается внутренний мир, укрепляется здоровье: физическое, психическое, нравственное.

Таким образом, вводить детей  в «большое искусство» следует как можно раньше, создавая предпосылку для «самостоятельного вхождения» и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдёт немного времени, и каждый ребёнок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания изобразительных образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников

Презентация знакомит с разными нетрадиционными изобразительными техниками...

Опыт работы « Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»

Пройдя обучение на авторском семинаре И.А.Лыковой «Педагогика искусства и детское творчество», решила, с целью развития творческих способностей дошкольников  использовать нетрадиционные техники р...

Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник и материалов для изобразительной деятельности дошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость»

Мастер-класс«Использование нетрадиционных техник и материалов для изобразительной деятельности дошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость»...

Кружок: «Веселая акварелька», (использование техник нетрадиционного рисования в развитии дошкольников).

Программа нашего кружка направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования....

Использование техники нетрадиционного рисования «Батик» как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

laquo;Батик» - техника росписи по ткани интересна и доступна, но еще недостаточно разработана и востребована в дошкольных образовательных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста. Озн...

Развитие речи дошкольников с использованием техник нетрадиционного рисования

Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но все чаще мы сталкиваемся с проблемами в развит...