Конспект ООД в старшей группе по изобразительной деятельности на тему «Русская матрёшка".
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Скобелева Марина Ивановна

 

Цель занятия:

 

  • Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
  • Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.
  • Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
  •  Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
  • Учить создавать рисунки с помощью тампонов.
  •  Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_russkaya_matreshka.docx560.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе по изобразительной деятельности на тему

«Русская матрёшка»

Цель занятия:

  • Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
  • Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.
  • Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
  •  Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
  • Учить создавать рисунки с помощью тампонов.
  •  Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Программные задачи:

  • образовательные - учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры; учить создавать рисунки с помощью тампонов; познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
  • развивающие - развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;
  • воспитательные - воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Оборудование: русский народный костюм для педагога, силуэты матрёшек из бумаги, акварельные краски, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки, иллюстрация с изображением матрёшки, слайды.

Предварительная работа: Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.

Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.

Ход занятия

1 часть. Введение в игровую ситуацию.

Звучит музыка. Педагог в русском народном костюме. Входит в группу.

- Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.

2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, а почему я пришла к вам в таком наряде, как вы думаете? Вот попробуйте отгадать загадку:

«Ростом разные подружки.

И похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка».

(Матрешка)

-Да, сегодня мы поговорим о матрешке - символе дружбы и любви, пожелания счастья и благополучия. И я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

                                              Описание: SAM_8465.JPG

Посмотрите, сколько их здесь.

- Какая она, матрешка? (нарядная, расписная, красивая)

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

- Из чего сделана матрешка? (из дерева)

-Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Посмотрите.

Пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

Эту куклу открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую –

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

Вот поставленные в ряд

Сёстры-куколки стоят.

Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

- Сколько кукол?

- Кукол ПЯТЬ.

- Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, сама маленькая).

3. Объяснение нового материала.

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

Чтение стихотворений (дети)

Ваня М.:  Кто матрешку создал, я не знаю.

                 Но известно мне, что сотни лет,

                 Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

                 Покоряет кукла белый свет.

                 Где он краски брал, искусный мастер,

                 В нивах шумных, сказочном лесу?

                 Создал образ неземной страсти.

                 Истинную русскую красу.

-Ребята, чтобы познакомить вас с историей возникновения Матрешки, я прошу вас пройти в наш кинозал.

                                       Описание: SAM_8435.JPG

Слайд №1

Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково - матрешками.

Слайд №2

Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер. Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.

Слайд №3

Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками-матрешками.

                                                    Ростом разные подружки,

                                                    Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

                                                    А всего одна игрушка!

Слайд №4

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

 Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

    Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.

Слайд №5

- Вот матрешка из Полховского Майдана. Давайте получше рассмотрим их.

 Взял я в руки кисть и краски,

 Стал волшебником из сказки.

 На матрешке яркий сарафан

 Расписал под Полховский Майдан.

А я, подружки, из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Полхово-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы,

характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий - с желтым. Все элементы объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

Слайд №6

  А теперь познакомимся с Семеновскими матрешками. У них на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем  крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана - красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием "пеструшка", который делается "тычком".

Все матрешки хороши.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам выйти и встать перед столами и станцевать танец матрешек. Ведь нам надо немного отдохнуть.

Физкультминутка.

(Читается нараспев с движениями)

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.

 Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.

                                      SAM_8437.JPG

                                       Описание: SAM_8472.JPG

- Ребята, когда я к вам шла, налетела на меня метель, закружила и чуть не замела совсем, еледо вас добралась. А вот с матрешками беда приключилась, посмотрите, что с ними стало (достает силуэты матрешек). Узоры смыл снег. Что же делать? Ведь я же собиралась их вам подарить. Поможете мне украсить матрешек.

3 часть. Расписывание матрёшек.

- Давайте, сегодня, попробуем стать мастерами-художниками, пройдите в мастерскую и займите места. Каждый распишет свою матрешку (раздает силуэты).

Самостоятельная работа детей (дети садятся за столы)

- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, во что одета матрёшка.

Что у неё на голове? (косынка)

На туловище? (сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами)

- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами и узорами. - У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Этот способ называется «тычкование», а тонкой кисточкой мы рисуем листья способом «примакиванием».

Захотелось мне матрёшку,

В полный рост нарисовать.

- Лиза покажи ребятам как ты будешь украшать сарафан своей матрёшке.

                                              Описание: SAM_8479.JPG

   Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрешек.

4. Анализ работ.

- Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа.

                                      Описание: SAM_8476.JPG

- Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие вы хорошие мастера.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет.

Наша русская матрешка,

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском,

Весь находится секрет.

     - А за то, что вы помогали матрёшкам стать красивыми, нарядными, яркими, они приготовил вам подарки.

Вы, матрёшки, отворитесь,

И подарки - покажитесь».

Угостить детей сладкими матрешками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности

конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе "Волшебные незабудки"...

Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности «Зимний пейзаж»

Занятие по изобразительной деятельности в сотрудничестве с музыкальным уководителем, пожет детям наиболее глубоко ощутить красоту пейзажа. В данном случае красоту зимнего пейзажа русских художников....

Конспект ООД в старшей группе по изобразительной деятельности на тему «Русская матрёшка» (акварель)

Создать условия для знакомства детей с матрешкой, как видом народной игрушки...

Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему "Зимний сказочный лес"

конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему: "Лето"

конспект занятия в старшей группе аппликация на тему: "Лето"...

Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности по теме "Фрукты и овощи".

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с ЗПР по тема "Фрукты и овощи" (старшая группа)....

Конспект ООД в старшей группе по изобразительной деятельности на тему «Русская матрёшка»

Конспект ООД в старшей группе по изобразительной деятельности на тему «Русская матрёшка»...