Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-5 лет Тема: «Поможем друзьям Огонька и Капельки воды»
план-конспект занятия по рисованию ( группа) на тему

Толкачева Елена Трофимовна

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе изобразительной деятельности «Поможем друзьям Огонька и Капельки воды»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей 3-5 лет

Тема: «Поможем друзьям Огонька и Капельки воды».

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе изобразительной деятельности «Поможем друзьям Огонька и Капельки воды».

Задачи:

  • обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
  • обеспечить условия для самостоятельного выбора партнёра, объекта для раскрашивания, соответствующего цвета красок (социально-коммуникативное развитие);
  • способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками (социально-коммуникативное развитие);
  • создать условия для развития представлений о цветах спектра (красный, желтый, синий, белый, оранжевый, голубой) в изобразительной деятельности (познавательное развитие);
  • развивать интерес к созерцанию предмета, делая его объектом специального рассмотрения и восприятия целостного облика предмета, выделяя в нём цвет (познавательное развитие);
  • создать условия для формирования умения создавать новый оттенок цвета, получать новый цвет в процессе экспериментировании с красками (художественно-эстетическое развитие);
  • создать условия для элементарного экспериментирования с цветом краски: самостоятельного выбора цвета, его изменения, смешивания красок и получения новых цветов и оттенков (художественно-эстетическое развитие);
  • создать условия для применения способов и приёмов работы с кистью и красками, закреплять умение детей правильно держать кисть. (Обмакивать ворс кисти в углубление на палитре с краской, затем лёгким прикосновением ворса снимать лишнюю краску о край баночки и свободными движениями накладывать мазки, своевременно насыщать ворс кисти краской. Прежде чем начинать пользоваться краской другого цвета, промывать кисть по окончании работы каким-то одним цветом краски, осушать промытую кисть о мягкую тряпочку. Если нужно получить новый оттенок или цвет краски, необходимо обмакнуть ворс кисти в один цвет краски и перенести его в краску с другим цветом, смешать краски. Например, в желтую краску добавить немного красной, чтобы сделать её оранжевой. В белую краску добавить немного синей, размешать и получить краску голубого цвета.) (художественно-эстетическое развитие)

Организация детских видов деятельности:

- коммуникация;

- изобразительная деятельность;

- познавательная деятельность.

Предварительная работа: деятельность детей в ходе реализации недельного проекта на тему: «Загорелся Кошкин дом» (ОБЖ. Пожарная безопасность).

Ход образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Вводный организационно-мотивационный этап

Появляется картинка Огонька и Капельки воды.

На столе поместить картинку, на которой Огонёк и Капелька воды.

Рядом лежат картинки-раскраски Огоньков и Капелек воды.

Вводит в образовательную ситуацию (организует детей): игровая ситуация «Стучалочка».

Просит детей встать в круг.

- Поиграем в игру «Стучалочка»:

Тук-тук-тук-тук!

У дверей мы слышим стук:

Двери отворяйте,

В дом гостей впускайте!

Весёлых ребятишек,

Девчонок и мальчишек!

Создаёт проблемную ситуацию в соответствии с возрастом детей и содержанием образовательной деятельности, ставит цель, мотивирует к деятельности с использованием приёмов игровой ситуации для обеспечения интереса и эмоциональной отзывчивости детей.

В форме игровой ситуации, в диалоге с Огоньком и Капелькой воды побуждает детей рассмотреть картинку, определить, кто пришёл, какого цвета, почему они грустные. Огонёк и Капелька воды с детьми здороваются и знакомятся и рассказывают о своей проблеме.

- Кто пришёл к нам в гости?

Закрепляет имеющиеся знания и представления детей о значении огня в жизни людей.

- Каким бывает огонь? Как он помогает людям? Да, Огонёк добрый: он согревает водичку, чтобы дети чисто-чисто умывались, он освещает нашу комнату, он помогает готовить обед!

Проектирует решение проблемной ситуации: стимулирует активность и самостоятельность детей в поиске выхода из проблемной ситуации.

- Дети, как вы думаете, почему Огонёк и Водичка грустные?

- Почему ты грустный, Огонёк?

- Почему ты грустная, Водичка?

От имени Огонька и Капельки воды рассказывает:

- Посмотрите на нас, какого мы цвета? Вот наши друзья Огоньки и Капельки, нам их жаль, они  белого цвета, это злой волшебник заколдовал их! Но они хотят быть красивыми, яркими!

- Как мы можем помочь Огоньку, Капельке воды и их друзьям?

Подтверждает решение детей разрисовать друзей Огонька и Капельки воды.

- Да, раскрасим друзей Огонька и Капельки воды и они станут весёлыми!

Предлагает подойти к столу и посмотреть, что у нас есть для рисования.

Обсуждает с детьми план совместной деятельности, последовательность действий.

Огонёк просит рассказать правила работы с кистью и красками, чтобы аккуратно раскрасить его друзей.

- Назовите,  какие краски у нас есть, чтобы раскрасить друзей Огонька и Капельки воды? Как нам быть, красок на столе меньше, чем требуется для раскрашивания?

Дети встают в круг и участвуют в игре «Стукалочка»: кулачком стучат по воздуху в воображаемые двери;

 Раскрывают ладони и разводят руки в стороны, изображая раскрывающиеся двери.

С интересом встречают гостей, Огонька и Капельку воды, и вступают с ними и воспитателем в диалог.

Дети здороваются с гостями.

Рассказывают, что огонь бывает добрый и злой, вспоминают добрые дела огня.

Замечают, что Огонёк и Капелька воды грустные.

Рассматривают Огонька и получают представление о том, что он раскрашен жёлтой, оранжевой, красной красками.

Рассматривают Капельку воды и встают перед проблемой: какого она цвета? В ходе обсуждения проблемы в совместной с воспитателем беседе, приходят к выводу, что Капелька воды раскрашена краской синего и голубого цвета.

Разрешают проблемную ситуацию: предлагают заняться рисованием, раскрашиванием друзей Огонька и Капельки воды.

Подходят к столу с изобразительными материалами и и замечают, что не хватает оранжевой и голубой красок.

Находят решение проблемы: предлагают смешать краски, чтобы получить оранжевый и голубой цвет. Дети называют цвет Огонька, Капельки воды. Вспоминают приём смешивания красок, правила работы с кистью и красками.

Условия для установления правил взаимодействия в группе сверстников.

Условия для обеспечения эмоционального благополучия:

через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Условия для  поддержки индивидуальности и инициативы: выражения своих чувств и мыслей.

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для принятия детьми решения;

для взаимодействия в парах

Основной этап

Пять-шесть картинок-раскрасок для подгруппы детей, которые будут работать в парах. Палитры с красками по количеству детей, баночки-непроливайки с водой, кисточки, салфетки

Организует практическую деятельность детей в паре.  Переключает внимание детей с одной задачи на другую: от имени Огонька просит детей разделиться на пары, чтобы раскрасить друзей Огонька и Капельки воды.

Создаёт условия, способствующие усвоению и приобретению опыта в применении этических норм и правил совместной деятельности: договариваться, вежливо помогать друг другу.

  • Как нужно играть, рисовать вместе? Да, вы друзья, значит, будете договариваться и помогать друг другу, когда будете раскрашивать друзей Огонька и Капельки воды! Улыбнитесь своему другу или подружке!

Выполняет совместную с детьми деятельность с использованием дидактической картинки «Огонёк и Капелька воды». Создаёт условия для формирования представлений о цветах спектра: красный, желтый, синий, белый, оранжевый, голубой и для формирования умения создавать новый оттенок цвета, получать новый цвет в процессе экспериментирования с красками.

Оказывает индивидуальную помощь какому-либо ребёнку: как начать раскрашивать, как смешать краски, как правильно держать кисточку и др.

Дети в свободном выборе партнёра, разбиваются по парам.

Вспоминают правило дружбы: договариваться, вежливо помогать друг-другу, смотрят на того, кого выбрали и улыбаются.

Парами берут по одной картинке-раскраске и идут к столу с палитрой, на которой уже есть краски (жёлтая и красная, белая и синяя) Приступают к деятельности:

находят нужные цвета красок для смешивания, чтобы получить оранжевый и голубой цвет, правильно пользуются приемами закрашивания красками, стремятся правильно держать кисть.

Ребёнок самостоятельно попробует смешать на палитре цвета красок, находит необходимую последовательность нанесения цвета: раскрасить тело Огонька жёлтым цветом, лицо – оранжевым, волосы – красным. Раскрашивают тело Капельки воды синим цветом, а голову –  голубым, смешав белую и синюю краски.

В самостоятельной деятельности проявляют  аккуратность, старательность

Условия для: 

- самостоятельного выбора партнера по  деятельности;

- позитивных, доброжелательных отношений между детьми:

установление правил взаимодействия;

- развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- построения зоны ближайшего развития каждого ребенка:

организация изобразительной деятельности;

- проявления поисковой активности; - развития самостоятельности и инициативы;

- развития мелкой моторики рук;

- недирективной помощи детям в исследовательской деятельности;

- эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком

Рефлексивно-оценочный этап

Картинка Огонька и Капельки воды на подставке.

Выставка работ детей на столе: раскрашенные картинки друзей Огонька и Капельки воды

Побуждает детей к выражению своего отношения к образовательной деятельности. Предлагает порадовать Огонька и Водичку: принести на один стол ярких, красивых друзей к ним поближе.

  • Каким стало настроение огонька и Капельки воды? (Подрисовывает улыбки на грустных лицах Огонька и Капельки воды).
  • Смотрите, как они рады!!!

Огонёк и Водичка благодарят детей.

Выясняет практическое применение новых знаний и навыков.

  • Ребята, вы настоящие художники! Вы научились создавать новый цвет краски?
  • Какого цвета мои друзья Огоньки? У нас не было оранжевой краски. Как вам удалось получить оранжевый цвет краски?
  • Какого цвета стали девочки – Капельки воды? У нас не было голубой краски. Как вам удалось получить голубой цвет краски?

Проводит анализ деятельности детей, поощряет элементарный самоанализ детьми своей деятельности.

  • Мы помогли друзьям Огонька и Капельки воды стать красивыми, постарались аккуратно и правильно их раскрасить?

Эмоциональная оценка совместной деятельности.

  • Ребята, вы рады, что все Огоньки и Капельки воды теперь весёлые?
  • Молодцы ребята! Огоньки и Капельки воды говорят: «Спасибо! Спасибо! Теперь мы стали яркими, красивыми! Вы расколдовали нас!»
  • Мы можем краски изменять,

      В любые краски добавлять

      И белый цвет, и жёлтый, даже синий!

      И наш рисунок каждый раз

      Всё будет ярче и красивей!

Учитывает утомляемость детей, предлагает отдохнуть и поиграть  в игру «Огонь и вода». Просит детей встать в круг.

  • Мы рисовали, и ручки устали, чтобы они отдохнули, давайте поиграем в игру «Огонь и вода»! Покажем как горит пламя огня, как течёт голубая вода.

Показывают свои работы Огоньку и Капельке воды, если необходимо, исправляют что-то или  находят недочеты.

Участвуют в рассматривании выставки, обсуждении своих работ. Подводят итоги деятельности.

Смена деятельности: дети встают в круг, руками, по сигналу воспитателя, изображают пламя или волны: ладони соединены навстречу друг-другу, наравлены пальцами вверх, пальцы энергично двигаются, подражая языкам пламени; ладони повёрнуты вниз, двигаются горизонтально, волнообразно.

Условия для  стимулирования  речевой активности.

Условия для эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком.

Условия для  поддержки индивидуальности и инициативы: выражения своих чувств и мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация ) для детей старшей группы с ЗПР Тема: «Друзья для Цыпленка»

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация ) для детей старшей группы с ЗПР  с использованием  технологии «обры...

Конспект организованной образовательной деятельности по логико-математическому развитию детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Космическое путешествие»

Цель: Развитие мыслительных процессов с помощью математических средств.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с основными особенностями палочек Кюизенера, отвечающих за монографический метод обучен...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (конструирование) на тему: «Песочный домик для друзей»

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (конструирование) на тему: "Песочный домик для друзей"...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийские кольца»

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийские кольца»Цель: закреплять з...

Конспект организованной образовательной деятельности по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пиратский остров»

Цель: Создать условия для развития  логического мышления детей, сообразительности, внимания.Задачи:Обучающая:способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргумен...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в средней группе на тему: «Поможем кукле Маше»

Задачи:Образовательные:1. Обобщать представление детей об одежде( шапка, куртка, брюки)2. Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.Развивающие:1.Развивать умение аккурат...