Семинар - практикум с родителями и детьми."Наши ловкие и умелые ручки." Группа-" Солнышко"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Савченко Любовь Николаевна

Нетрадиционны техники очень интересны и разнообразны.Ими можно увлечь как детей, так и взрослых. Семинар был построен не игровой основе, дети с удовольствием включались в игровую деятельность, так как игра является ведущей деятельностью для них. Рисуя ладошками и пальцами у детей развивается мелкая моторика рук. Макая ладошку в краску, ребенок ощущает способность краски прилипать к ладони, а прикладывая ладонь к листочку, она оставляет свой след- для ребенка это интересно и познавательно. Родители вместе с детьми рисовали ладошкой и пальчиками, получая от этого удовольствие.Дети радовались и показывали друг другу свои разноцветные ладошки.Семинар  понравился как родителям, так и детям, так как обстановка была непринужденной, игровое пространство для детей было свободным.Огромное спасибо родителям за то, что они просто пришли в детский сад, дружно включились в совместную игровую деятельность и доставили удовольствие не только себе, а в первую очередь своим маленьким, только начинающим познавать окружающий мир, детям. Наше сотрудничество будет продолжаться и принесет в жизнь детей и родителей еще немало радостных моментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей с детьми .

«Наши ловкие и умелые ручки». ( на игровой основе)

Вторая младшая группа

Цель этого материала:

- раскрыть значение нетрадиционных приёмов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления,развития мелкой моторики пальцев.

- Ознакомить родителей с многообразием техник нестандартного рисования.

Вступительное слово

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.

Как говорил В.А. Сухомлинский: "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски. - Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок. Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п. В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки. Кроме того, опыт показывает, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

Теоретический этап

Нетрадиционные техники рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки и акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча и акварель

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5см),можно использовать старую зубную щетку.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Практический этап

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Давайте и мы с вами получим удовольствие, используя нестандартные подходы в рисовании.

Вместо кисточки рука и пальчики.

Необходимые материалы и инструменты:

Лист бумаги, гуашевые краски разных цветов.

- Приглашаю родителей на лесную полянку.

- Предлагаю игру дидактическую «Бабочки и цветы» (, мамы-цветы, дети-бабочки). Описание игры:

-Бабочки летали (дети бегают, машут руками, изображая бабочек)

-У лесной полянки

-Крылышки устали

-Нет ли где булавки?

-Отдохнуть бы нам чуток

-Сядем лучше на цветок

-Мы же крошки-бабочки

-Нам не нужно лавочки.

-Где любимый наш цветок?

-Красный цветик-огонек (дети с красными бабочками в руках садят бабочек на красные цветы.

-Где любимый наш цветок

-Желтый сладенький медок (бабочки желтого цвета на желтые цветы)

-Где любимый наш цветок

-Синий яркий лепесток (синие бабочки на синие цветы)

-А теперь предлагаю Вам пройти в нашу художественную студию-будем рисовать ладошкой и пальчиком.

Описание работы:

-Изображаем лесную полянку (наносим зеленую краску на ладошку, прикладываем к листу бумаги)

-У нас получилась травка (при помощи влажной салфетки убираем с ладошек зеленую краску)

-Сейчас еще бабочки не летают, но у нас зеленая лужайка (при помощи пальцев изображаем бабочек-указательный палец опускаем в краску, прикладываем к листу бумаги)

-Вот и крылышко. Рядом еще одно (еще раз обмакиваем палец в краску и прикладываем к листу бумаги рядом с первым крылышком)

-Вот и бабочка летит над полянкой (вытираем влажной салфеткой палец)

-Предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Цветок»:

-Наши яркие цветы (руки вверх с сомкнутыми ладонями)

-Раскрывают лепестки (ладони раскрываются)

-Ветерок чуть дышит

-Лепестки колышет (движения пальцами)

-Наши яркие цветки

-Закрывают лепестки (ладони смыкаются)

-Головой качают

-Тихо засыпают.

-Вот наши умелые ручки и нарисовали весеннюю полянку, где летают красивые разноцветные бабочки.

-Проснулись воробушки, чирикают весело за окошком

-Приглашаю родителей с детьми поиграть в игру:

-Воробей с березы на дорожку прыг

-Больше нет мороза-чик-чирик

-Вот бежит в канавке быстрый ручеек

(родители и дети выполняют движения в соответствии со словами текста)

После  игры раздаю памятки  « Как нарисовать воробушка ладошкой .»  

Памятка для родителей:

Как нарисовать веселых воробышков дома со своим ребенком (наносим краску на ладошку( коричневую краску, прикладываем на лист бумаги, где остается отпечаток ладошки. Вытираем ладошку, берем пробку от бутылки, намазываем коричневой краской, прикладываем к листу бумаги к основанию ладошки. Дорисовываем глаза, клюв кисточкой.)

-Воробышек готов !!

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО !!!

Уважаемые родители и дети, если Вам понравилось наше путешествие в увлекательную страну рисования, намажьте ладошку красной краской, если что-то не понравилось, то желтой краской. ( родители и дети прикладывают ладошки по кругу.) получается «  СОЛНЫШКО »

-Спасибо Вам всем за плодотворную работу и внимание!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей с детьми на тему: «Умный ребенок – здоровый ребенок» (средний дошкольный возраст)

В данной работе описаны игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и в домашних условиях. В работе затронута актуальная в настоящее время проблема воспитания к...

Семинар - практикум для родителей «Чем играю наши дети»

Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное....

Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Игра в жизни детей»

Цель:Дать родителям педагогические знания в области игровой деятельности детей, показать, как можно играть с детьми, включая своих родственников и знакомых.Закрепить игровое правило – соблюдать очеред...

Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Права ребенка»

Цель:1.     Дать родителям педагогические знания в области защиты прав детей, познакомить с содержанием отдельных статей основных законов: «Семейный кодекс РФ», «Конвенция ООН о пр...

Семинар - практикум для родителей «Чем играют наши дети»

Семинар -  практикум для родителей «Чем играют наши дети»...