«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ как способ художественно-эстетического развития детей» (из опыта работы Кривцовой Е.Н.)
учебно-методический материал по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кривцова Елена Николаевна

Я работаю в детском саду 28 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ  как способ художественно-эстетического развития детей» (из опыта работы Кривцовой Е.Н.)

Истоки способностей и дарование детей на кончиках - пальцев.

От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

                                                                        В. А.Сухомлинский.

Я работаю в детском саду 28 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Последние 8 лет своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности. Иногда дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно.

А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с детьми. Моей палочкой-выручалочкой стал журнал “Дошкольное воспитание”, в котором воспитатели делились своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в журнале. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду. И что вы думаете? Наши “трусишки”, которых пугал вид карандаша и кисточки, однажды на занятии, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: “А что мы будем сегодня делать?” Мой ответ: “Рисовать” – поверг их в удивление. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой того занятия был “Разноцветный дождь”. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх – испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки были красочные и веселые. От страха неумения не осталось и следа

С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей, свеча или восковые мелки с акварелью и другими.

Ребятам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в республиканском, международном конкурсе детского рисунка. Дети получают грамоты и сертификаты участников.

Для совершенствования работы по нетрадиционным техникам рисования я занимаюсь самообразованием, изучаю методическую литературу по нетрадиционным техникам изображения, новые публикации в периодических изданиях. Полученную информацию опробываю на практике в работе с детьми.

Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Рисование с использованием нетрадиционной техники –

это рисование направленное на умение отходить от стандарта. Главное условие: самостоятельно мыслить и получение неограниченных возможностей выразить в рисунке свои чувства и мысли, погрузиться в удивительный мир творчества.

Любовь к детям - непременное условие при работе с детьми. Я считаю, что воспитатель должен обладать не только добротой и человечностью, но быть справедливым, честным, ласковым для ребят и уважать их. Воспитывая детей думать и мыслить, я стараюсь воспитать всесторонне развитую личность. Убеждена в том, что воспитатель сам должен уметь делать все то, чему намерен научить ребят. Именно поэтому уделяю пристальное внимание художественно - эстетическому воспитанию.

Такое воспитание позволяет:

-развивать интерес к разным видам искусства;

-формировать художественно-образные представления,

-эмоционально- чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;

-воспитывать эстетический вкус;  

  -развивать творческие способности;

  -развивать сенсорные способности;

-приобщать к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Свою работу строю в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы», применяю разработанные материалы Т. С. Комаровой, И. А. Лыковой, С. Н. Николаевой и Н. А. Рыжовой.

 Занятия с нетрадиционной техникой рисование не только знакомят детей с миром прекрасного, но и реализует потребность ребенка доводить начатое дело до конца, сосредоточено и целенаправленно, заниматься преодолевать трудности.

Для каждой возрастной группы я использую в работе следующие виды нетрадиционных техник:

-пальчиковая живопись,        

-оттиск,

- печатание,

-рисование по мокрой бумаге,

-печать по трафарету,

-кляксография (обычная, трубочкой).  

-рисование поролоном,

-печатанье листьями,

-тычок жесткой полусухой кистью,

-набрызг,

-рисование солью.

Иногда при работе, использую, сразу несколько нетрадиционных техник это дает ребенку возможность выбирать.

Рисование, подобно игре, является одним из любимых детских занятий. Неспособных детей, как известно не бывает. Каждый ребенок талантлив по-своему. Надо лишь вовремя заметить этот талант и помочь его раскрыть. Я стараюсь творчески осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом всех его особенностей, подметить и развить в детях индивидуальные наклонности.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

-мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

-внимания и усидчивости;

-изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

-формируются навыки контроля и самоконтроля.

Задачи работы с детьми

Младший и средний дошкольный возраст:

  • Формирование интереса к изобразительной деятельности
  • Овладение простейшими техническими приемами работы с различными материалами
  • Развитие воображения, способности видеть необычное в обычных    предметах

Старший дошкольный возраст:

  • Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности
  • Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы
  • Развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу
  • Стимулировать активность, самостоятельность
  • Побуждать к созданию разнообразных, неповторимых и оригинальных замыслов
  • Развивать эстетический вкус
  • Развивать самоанализ

Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада

Младшая группа (2-4 года)

  •  рисование  жесткой полусухой кистью
  •  рисование пальчиком
  •  рисование ладошкой
  •  рисование ватной палочкой
  •  печатками из картофеля, яблока

Средняя группа(4-5 лет)

  •  оттиск поролоном
  •  оттиск печатками из листьев
  •  рисование мятой бумагой

       монотипия предметная

Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)

  •  монотипия пейзажная
  •  рисование зубной щеткой
  • набрызг
  • кляксография  (обычная, с трубочкой )
  • Пластилинография
  • Рисование по мокрой бумаге
  • Рисование солью

Рекомендации педагогам:

  • Используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения
  •  В планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей
  •  Повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми  нетрадиционными способами и приемами   изображения

Каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему. Педагогу нужно только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности.

Буду рада, если кому-то пригодится и мой скромный опыт работы по изобразительной деятельности с дошколятами. Если вы еще не пробовали работать в направлении нетрадиционной техники рисования, то советую попробовать. Не пожалеете!

Приёмы нетрадиционного рисования с детьми

1.Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

2.Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

3.Рисование пальчиками

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности:

пятно, точка, короткая линия, цвет.пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

4.Рисование ладошкой

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

5.Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

7.Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная
Возраст: от 6 лет 
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. 
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. 
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

8.Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

9.Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

10. Рисование расчёской, зубной щеткой.
Возраст: любой.
Средства выразительности: объемность, цвет.
Материалы: плотная бумага, акварель, зубная щетка (расчестка), вода в блюдечке.
Способ получения изображения: Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам зубная щётка позволяет быстро и легко тонировать бумагу, наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Её нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунаем в гуашь, имеющую консистенцию кашицы и можно приступать к работе.

11.Пластилинография

Возраст: любой.
Средства выразительности: объем, цвет, фактура.
Материалы: картон с контурным рисунком, стекло; набор пластилина; салфетка для рук; стеки; бросовый и природный материалы.
Способ получения изображения:

     1. Нанесение пластилина на картон. Можно сделать поверхность немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

2.      На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, а рисунок процарапывается стеком или палочкой.

3.      Рисовать пластилином “горошками”, «капельками» и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки или капельки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

4.    На картон наносится рисунок, скатываются жгутики, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками

12.Тампонирование ватными палочками

Возраст: от 2 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, ватные палочки

Способ получения изображения:1.Простым карандашом намечаем контур предмета, например бабочку.
2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и  рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку. 
3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные 
узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т.д.

 Точками можно рисовать что угодно – бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, медузу, зверей, деревья, пейзажи и т.д.

С детьми более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и сразу ватной палочкой без наметок простым карандашом.

13. Оттиск печатками из овощей и фруктов
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

14.  Рисование по мокрому
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, акварель

Способ получения изображения:Ребенок смачивает водой поверхность листа и сразу начинает рисовать по мокрому фону акварельными красками. Можно сочетать разные краски. 

15.Кляксография обычная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

16.Рисование солью.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: объем, цвет, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, соль, пластиковая ложечка

Предварительно на бумаге надо сделать набросок. Смочить его водой с помощь кисти, посыпать солью, подождать, пока она вберет в себя воду, лишнюю соль ссыпать. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью можно рисовать бабочек, стрекоз, рыбок, птиц, цветочки, снег.Эта техника рисования  обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя Водяновой Н.В. «Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Тема моего опыта работы: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии дошкольного возраста».     Рисование является одним из важне...

Музыкально- театрализованные композиции, как способ самовыражения и развития детей.Из опыта работы.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10991706","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","style":"width: 280px; height: 352px;","width":"480"}}]]Музыкально-театрализова...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

"Значение нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Рисование - один из путей развития детской личности, но у многих детей в школьном возрасте интерес к рисованию угасает. О выявлении причин угасания интереса к изобразительной деятельности и об одном и...

Занятие по рисованию в нетрадиционной технике Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие» Тема: «Волшебный цветок»

Закреплять нетрадиционные приемы в изобразительной деятельности детей.Учить размышлять над нравственной сутью поступков.Формировать представления детей о красоте окружающего мира....

Нетрадиционная техника в художественно-эстетическом развитии детей. Из опыта работы.

Нетрадиционная техника в художественно-эстетическом  развитии детей ....

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный годВоспитатель:...