Креативность и творчество - в чем их различие
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему
В данной консультации раскрывается значение слов "креативность" и "творчество" и проводиться анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnost_i_tvorchestvo.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Креативность и творчество – в чем различие
В современном обществе способность к творчеству ценится, чуть ли не выше других личностных качеств.
Творчество — это вид когнитивной деятельности, который ведёт к новому или необычному видению проблемы. Под это определение подходят сотни вещей: решение задач, проектирование оперы или атомного реактора, музыкальная импровизация. Креативность (от лат. creatre — творить) в этом случае — всего лишь способность к творчеству. К сожалению, исследования творчества едва ли охватывают все эти феномены.
Творчество (Творческий подход) как качество личности – способность создавать качественно новые материальные и духовные ценности, представляющие ценность для людей. В отличии от творчества больше тяготеющего к искусству, эстетике, креативность всецело нацелена на область утилитарного, практического применения. Эти два качества человеческой личности могут проявляться одновременно, но не обязаны быть в купе, и не проистекают одно из другого.
В начале ХХ века британский психолог Грэм Уоллес создал одну из первых концепций творческого процесса, описав его основные этапы. Всего их четыре.
ПОДГОТОВКА — постановка задачи и весь предшествующий опыт
(уроки математики или занятия в художественной школе);
ИНКУБАЦИЯ — отвлечение от задачи. Часть учёных считают, что на этом этапе мы забываем первоначальные неэффективные решения. Другие полагают, что активно работает наше бессознательное, анализируя сотни ассоциаций;
ИНСАЙТ — озарение, просветление. Роберт Солсо в своём знаменитом учебнике отмечает, что инкубация далеко не всегда приводит к озарению: «Мы все знакомы с людьми, которые большую часть своей жизни пребывают в инкубации, но так и не достигли просветления»;
ПРОВЕРКА — длительной этап проверки идей и их отбора.
Экспериментального подтверждения эта концепция почти не получила,
но во многом напоминает отчёты о работе знаменитых творческих личностей.
Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Гилфорд П.
Для меня креативность — это не просто творческий акт, это образ жизни. Креативность требует внутренней свободы, желания рисковать и умения существовать в хаосе. Лутц И.
Креативность как качество личности – способность эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью; генерировать новые идеи, выходить за рамки стереотипов, находить новые, оптимальные пути решения поставленных задач, отличаться конструктивным способом мышления, приносящим практическую пользу в различных видах деятельности.
Стив Джобс пишет: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».
Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях. Обществу было достаточно понятия творчества – творчество стало высоко цениться еще
в эпоху античности, культ творчества сохранялся в Средние века, Новое время. Творчество не потеряло собственной значимости и в XX веке.
Отличие креативности от творчества
Многие думают, что «творчество» и «креативность» - синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди, не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Поэтому творчество совсем не есть креативность.
Творчество всегда первично и фундаментально. Однако в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. Креативный продукт – это картина, которая будет помещена в заранее выбранную раму, с заранее предназначенным местом в заранее выбранном музее, картина, которая будет вызывать восторг у посетителей, выбранных заранее.
Креативность вне творчества невозможна. Креативность – это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. В условиях информационного общества стало возможным синтез творчества и креативности. Современный мир развивается очень быстро. Изменения в жизни людей и технологий сегодня происходят гораздо быстрее, чем это было 200 лет назад. Если раньше первичными ценностями в жизни людей были деньги, земля, золото и другие материальные ценности, то сегодня основной ценностью является информация, а миром правит тот, кто владеет информацией и правильно ею
управляет. Управляет, ориентируясь на особенности сознания тех людей, которым эта информация нужна. Понимая это, каждый может самостоятельно сделать вывод о новой, постиндустриальной ресурсной парадигме, в основе которой лежат четыре элемента информация, сознание, время и инфраструктура. Умение оперировать каждым ресурсом в отдельности – замечательное качество, однако действительно эффективной становится деятельность, построенная на основе определенной конфигурации этих ресурсов.
Подготовила: Ткаченко Г.В.