Обучение рисованию детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии ( дети с сохранным интеллектом)
методическая разработка по рисованию по теме
как за 1,5 учебных года мы с детьми освоили программу по рисованию с младшей по старшую группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_risovaniyu_detey_s_otkloneniyami_v_razvitii.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение рисованию детей с отклонениями в
развитии.
(дети с сохранным интеллектом)
Придя работать в детский сад на старшую возрастную группу во время летних каникул, я получила прекрасную возможность понаблюдать за самостоятельной изобразительной деятельностью детей. К своему сожалению, я увидела, что дети практически не умеют рисовать и не интересуются изобразительной деятельностью вообще. Поскольку я считаю, что в формировании личности ребенка, а также для полноценного умственного развития неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, создание различных конструкций из природных материалов и т. д.А само рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время помогает ему ее освоить, что несомненно очень важно для детей с отклонениями в развитии, - является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности определяет содержание детских рисунков, которое обусловлено постепенным освоением технических умений и навыков. Я решила серьезно заняться формированием изобразительных навыков у детей и их ознакомлением с изобразительным искусством в целом.
Справедливости ради нужно отметить, что умственные и физические возможности детей моей группы не равномерны – дети имеют различные отклонения в умственном и психофизическом развитии, а 20% - из них не могли обходиться без постоянной заботы взрослого. К тому же в группе совершенно не была сформирована соответствующая предметно-развивающая среда, не было элементарного: бумаги, красок, кистей. Но даже, когда мною были приобретены все необходимые атрибуты и предоставлены в распоряжение детей, они не заинтересовались ими. Даже у детей с сохранным интеллектом интерес к рисованию отсутствовал. На мои предложения порисовать вместе дети отвечали отказом, что вызывало у меня предположения о не сформированности мотивации к учебной деятельности вообще. Это, конечно же, очень осложняло всю предстоящую работу. Поэтому прежде чем приступить к обучению рисованию как таковому, я попыталась привить детям интерес к занятиям и сформировать хотя бы минимальную потребность в них. Для этого:
- Я ежедневно предлагала детям что-нибудь нарисовать, вылепить, наклеить;
- Провела консультацию с родителями о взаимосвязи рисования с интеллектуальным развитием ребенка;
- Попросила приобрести детям краски и кисти для свободной изобразительной деятельности дома.
Многие родители откликнулись на мою просьбу.
Начав работать со своей группой, я провела обследование детей, целью которого было выявить изобразительные умения каждого ребенка.
В ходе обследования детям давались не сложные задания по рисованию: провести прямую линию, нарисовать круг, квадрат, треугольник, заштриховать геометрическую фигуру.
Во время выполнения заданий оценивалось умение держать карандаш и кисть, набирать краску, самостоятельность выполнения задания.
Обследование дало следующие результаты: 50% - детей держали кисть и карандаш не правильно, 30%-не умели этого делать и 20%- справлялись с заданием; 50%- не умели набирать краску,10% делали это не правильно,40% -правильно; 50%-не умели штриховать,20% - с трудом, 30% -штриховали; 40%- не умели проводить прямые линии, 30% делали это с трудом и 40% справлялись с заданием;30% не умели изображать круг, 40% рисовали с помощью взрослого и 30% справлялись с заданием; 40% не умели изображать квадрат,20% с помощью взрослого и 40% справлялись с заданием.
Таблица №1
Учитывая полученные результаты обследования:
1.- Я разработала перспективный план по изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка) на один год;
2.- Составила конспекты занятий по рисованию с учетом особенностей развития
3.- Провела ряд консультаций для родителей о пользе изобразительной деятельности для всестороннего развития детей.
Цель запланированной работы - поднять изобразительные навыки и умения детей до предусмотренного «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
Для осуществления цели я сформулировала следующие задачи:
- - Научить правильно держать карандаш, кисть
- - Научить правильно набирать краску
- - Научить штриховать
- - Научить рисовать прямые линии в различных направлениях
- - Научить рисовать круги и овалы
- - Научить рисовать квадраты и прямоугольники
- - Научить рисовать треугольники
- - Научить составлять из геометрических форм различные по сложности
рисунки
- - Научить пользоваться красками
- - Научить пользоваться кистью
11.- Научить пользоваться салфеткой для промакивания кисти
- - Научить правильно располагать рисунок на листе
13.– Научить работать по образцу
14.– Развить фантазию
15.– Сформировать интерес к изобразительным видам деятельности
16.– Познакомить с изобразительным творчеством в целом
Для успешного выполнения поставленных задач мною была более детально изучена изобразительная деятельность в разновозрастной группе детского сада, так как интеллектуальные возможности детей моей группы не одинаковы и для каждого ребенка требуется индивидуальный подход для достижения результата, а также индивидуальная оценка его возможностей зоны ближайшего развития. Так например:
Для Галкиной Кати, Бедер Ольги, Михиенко Жени основной задачей для меня стало: научить правильно держать карандаш, набирать краску, штриховать, рисовать круг, квадрат, треугольник, действовать по образцу, опираясь на заранее нарисованный легкий контур.
Для Кати Демаковой: вызвать интерес к действиям с карандашами, кистью, красками, пластилином; научить рисовать прямые линии и круги.
Для остальных детей, имеющих сохранный интеллект, основной задачей стало за максимально короткий срок усвоить знания и умения, предусмотренные программой воспитания и обучения в средней группе детского сада и часть задач предусмотренных для усвоения в старшей группе, так как средний возраст детей составлял 5 - 5,5 лет, что соответствует старшей возрастной группе.
При составлении перспективного плана я руководствовалась принципом от простого к сложному. Поскольку детям проще всего освоить рисование округлых форм в сентябре и октябре я запланировала рисование именно этих геометрических форм и составление из них не сложных картинок (цветы, цыпленок, овощи на блюде).
В ноябре – Рисование прямых линий и примакивание,
Декабре – для закрепления полученных навыков и умений рисование из знакомых геометрических фигур.
В январе – мы рисовали человека (опираясь на впечатления, полученные на празднике).
Надо отметить, что основной целью этих занятий было побудить детей к изображению сложных по строению фигур, состоящих из большого количества разных геометрических фигур (елка - треугольники, человек – круг, овал, прямоугольник) плюс мелкие детали (воротник, шапка, варежки, обувь, глаза, губы). Из детских попыток нарисовать то чего не умеешь, при положительном настрое и верной (адекватной) оценке этих попыток взрослым формируется желание научиться новым изобразительным приемам. Поэтому в феврале снова мною были запланированы элементарные задачи для обучения – рисование квадратов и прямоугольников. Достаточная сформированность психических процессов у детей с сохранным интеллектом, для которых строится вся работа по обучению традиционному рисованию, позволяет без психологических травм (при грамотном подходе) вернуться к азам рисования для достижения в последующем скачка в развитии изобразительных навыков.
Однако, при первой же попытке нарисовать квадрат, возникли трудности - дети не смогли сориентироваться на листе, и нарисовать две пары параллельных линий, необходимых для изображения прямоугольника. Чтобы облегчить задачу, я поставила точки-ориентиры, и несколько занятий дети рисовали по этой подсказке, что вполне допускается методикой обучения изобразительной деятельности.(приложение с рисунками детей)
Поскольку изображение треугольника представляет для детей наибольшую сложность, обучение приему рисования этой геометрической фигуры, проводится только после освоения навыков рисования квадрата и прямоугольника.
В марте мною были запланированы занятия для знакомства именно с этой геометрической фигурой.
В апреле я начала учить детей составлению сложных изображений из знакомых геометрических фигур. Это стало своеобразным подведением итогов обучения за год. Дети научились рисовать козленка, лошадку, котенка, щенка опираясь на усвоенные навыки рисования различных простых фигур. С удивлением обнаружили, что любимую игрушку можно «составить» из кругов, овалов, прямоугольников, треугольников.
Большое значение для развития эстетического восприятия, цветового восприятия, развития чувства композиции, ритма, пространственных представлений имеет декоративное рисование. Наиболее приемлемым для начала обучения является составление орнаментов. (см приложение 1)
Этот вид рисования, как и требует программа обучения, я запланировала один раз в месяц, что способствует отработке ритмичности движений при повторении однородных элементов узора, развитию чувства ритма, цвета, композиции.
Так как рисование само по себе является одним из наиболее сложных видов изобразительной деятельности, используемых в дошкольной педагогике и тесно взаимосвязано с лепкой и аппликацией. Учитывая этот факт, в своей практике обучения рисованию я первоначально позволяла детям прочувствовать руками то, что им предстоит нарисовать. То есть, как и рекомендует методика обучения рисованию сначала проводились занятия по лепке, на которых дети катали шары (яблоки, ягоды, колобок), затем наклеивали эту геометрическую форму, вырезанную из бумаги (позже вырезывали сами), и только потом рисовали.
В перспективном плане по обучению рисованию, лепке, аппликации в средней группе, который можно найти в приложениях, дан примерный перечень занятий которые можно провести по тематике месяца. Количество занятий не ограничивается приведенными в плане. В зависимости от уровня усвоения детьми поставленных задач в рамках одного занятия можно проводить два занятия на одну и ту же тему, немного изменяя мотивацию перед постановкой учебной задачи.
Для наибольшей заинтересованности детей в рисовании, я старалась использовать тонированную бумагу т.к. фон создает дополнительные возможности, которые делают рисунок рельефным, выпуклым, выразительным. Благодаря фону можно получить большой эффект в создании определенного колорита: на темном фоне хорошо выделяются светлые цветы, ярко освещенные части предмета, что конечно же радует ребенка, поощряет рисовать и дальнейшее. Однако для рисунка акварелью может быть взята только белая бумага, так как краска прозрачна.
Естественно, что без помощи родителей успех в обучении был бы минимальным. Поэтому для родителей поводились консультации о взаимосвязи рисования с другими видами детской деятельности и положительном его влиянии на развитие мелкой моторики, ориентировке в пространстве, наблюдательности. А для сплочения детей и родителей в свободное время и привлечения последних к изобразительной деятельности в целом, был проведен ряд консультаций по нетрадиционным техникам в рисовании с предварительным показом способов рисования.
По итогам обучения за год проведенная мною работа дала положительные результаты. Дети усвоили технику рисования карандашом и красками (гуашью и акварелью).70% -детей научились правильно держать кисть и только 30% - делали это не правильно; набирать краску научились 70% - детей; штриховать - 70%, 20% - не правильно, 10 по-прежнему не умели; проводить прямые линии научились - 60% детей, 30% с помощью взрослого, 10% не научились; изображать круг - 90%, и 10% - не научились; изображать квадрат – 60% детей научились, 30% - с помощью взрослого, 10% - не смогли научиться.(Таблица № 2)
Надо отметить, что за год работы несколько сменился состав группы, и 30% детей относились к младшей возрастной группе (2,6 – 3года), 20% из них прибыли в группу во второй половине учебного года; поэтому считаю, что некоторые результаты могли бы быть несколько выше т. к. прибывшие дети проявляли высокий интерес к занятиям и их заболевания не препятствовали дальнейшему успешному обучению.
Опираясь на достигнутые результаты, мною был составлен перспективный план по рисованию, лепке и аппликации на один год по программе обучения этим видам деятельности для старшей группы детского сада. Надо отметить, что для достижения наибольшего результата, планы по всем визам изобразительной деятельности максимально объединены одной тематикой по месяцам и имеют постепенное усложнение технических и изобразительных задач. Также была собрана папка схем поэтапного рисования различных предметов для всех возрастных групп. Разработаны конспекты по рисованию и, конечно же, необходимые консультации для родителей. Работа продолжается.
Библиография
1- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
2- С. Левин. «Ваш ребенок рисует». ( Москва. «Советский художник» 1979 год).
3- Т. Н. Дронова. С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке,
аппликации в игре» (Москва, «Просвещение» 1992 год)
4- Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду ( под ред. Н.П.Скакулиной Москва, «Просвещение» 1971год)
5- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию (под ред. Т.С. Комаровой Москва, «Просвещение» 1991год)
6- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. (Из опыта работы)» (Москва, «Просвещение» 1978 год).
7- В. Б. Косминская, Н.Б. Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» (Москва, «Просвещение» 1987год)
8- Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология» (Москва, «Academ A» 1999год)
9- «Изобразительная деятельность в детском саду (программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет)» Т.С. Комарова (Мозаика-Синтез, 2006 год)
10- «Детское изобразительное творчество (Задачи, содержание, методика работы с детьми 2-7 лет)» Т.Г. Комарова (КАРАПУЗ –ДИДАКТИКА, творческий центр СФЕРА, Москва 2006)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
В последнее время мы можем наблюдать, как стремительно меняется отношение общества к теме детской инвалидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность примеров развитых стран...
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....
Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста Показатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни
Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни...
Загадки для детей дошкольного возраста. Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особ...
Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей....
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...