Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
.
Программа дополнительного образования
по декоративно-прикладному творчеству
(изо, лепка, бумажная пластика и т.д.)
для детей 5-7 лет
срок реализации программы 2 года
Разработала:
Воспитатель Ракутова А.Г.
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, являясь одной из самых интересных для него занятием. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение. Изобразительная деятельность может выполнять коррекционные функции, прорисовывая явления, вызывающие отрицательные эмоции (страх, агрессия и т.п.), ребенок как бы изживает их.
В процессе занятий создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства. Дети знакомятся с различными художественными материалами, получают знания о разных видах искусства, а также навыки и умения в области художественной деятельности, которая является фундаментом, как для успешного изучения предметов эстетического цикла, так и для интеллектуального и нравственного развития. Когда ребёнок лепит и рисует, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка и рисование благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным, активным, с ограниченными двигательными возможностями, задержкой психического развития детям часто рекомендуют заниматься лепкой и рисованием.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В системе дополнительного образования есть все условия для полноценного развития задатков каждого ребенка, т.к. дети приходят заниматься в студии, кружки, секции самостоятельно без навязывания и обязательств, и остаются там по собственному желанию.
Программа по изобразительной деятельности и лепке рассчитана на 2 года обучения для детей 4-5лет и включает в себя лепку из солёного теста, рисование масляной пастелью, акварелью, гуашью, аппликацию, поделки из подручного материала.
Структура и режим занятий
Год обучения | Кол-во часов | Кол-во занятий в неделю |
1 | 68 | 2 |
2 | 68 | 2 |
Формы обучения
- Беседа, игра
- Работа со схемами
- Выставка
Цель: Формирование навыков творческой деятельности, эмоционального отношения к миру посредством приобщения к художественно-эстетической деятельности.
Задачи:
- Научить использовать свойства различных художественных материалов
- Научить использовать технические приемы изображения.
- Знакомить с основными законами композиции, цвета, перспективы и т.д.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Создать условия для формирования таких качеств в личности, как взаимовыручка, товарищество.
Примерное планирование занятий детской студии изобразительного искусства 1 год обучения
№ | Тема занятия | Техника исполнения | Программное содержание | Оборудование | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | Мой любимый дождик | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию лал средство выразительности. Воспитывать аккуратность. | Два листа формата А4 светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. | |
2 | Весёлые мухоморы (первое занятие) | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть и краску по мере необходимости, хорошо её промывать. | Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, белая гуашь, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов. | |
3 | Весёлые мухоморы (второе занятие) | Рисование пальчиками | Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками на ватмане). Учить украшать работу сухими листьями(создание элементарного коллажа). | Листы формата А4 голубого и серого цвета или ватманский лист, зелёная гуашь, кисти, сухие листья, салфетки. | |
4 | Пищащий комочек | Лепка | Познакомить со свойствами теста (мягкое, можно отрывать куски от большого кома, соединять их в одно целое, мять и раскатывать) учить придумыать названия для предметов и персонажей. | Солёное тесто, стеки, планшет для лепки, вода в стакане, кисть. | |
5 | Трава для зайчат | Рисование цветными карандашами. | Учить рисовать траву короткими и ритмичными штрихами, побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа, познакомить с зелёным цветом. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам и вызывать желание помогать им. | Цветные карандаши, бумага форматом А5 Игрушка «Заяц»
| |
6 | Ягоды и яблочки | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины) | Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги, гуашь жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. | |
7 | По замыслу | Различные | Совершенствование умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы. | Все имеющиеся в наличии. | |
8 | Раскрашивание готовых изделий из теста | Изделия из теста. | Учить раскрашивать объёмные фигурки. | Гуашь или акрил. | |
9 | Рябинка | Рисование пальчиками. | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приёмы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. | Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зелёная и жёлтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, ветка рябины. | |
10 | Моя любимая чашка | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками. | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность. | Вырезанные из бумаги кружки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках различные печатки, салфетки, выставка посуды. | |
11 | Птички клюют ягоды | Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Учить рисовать веточки, Украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | Пол-листа формата А4 разных цветов, Коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг и журналов, рисунки птиц, клей, клеёнка, салфетки. | |
12 | Знакомство с аппликацией | Аппликация | Вызвать у ребёнка интерес к аппликации и научить пользоваться кистью, клеем, тряпочкой. | Цветная бумага основных и дополнительных цветов, кисть, клей, клеёнка, тряпочка, готовые детали, книжка-малышка, картинки с изображением зверей, игрушек. | |
13 | Змейка | Лепка | Научить раскатывать колбаски, шарики, пользоваться стеком. | Солёное тесто, баночка с водой, кисть, стек. | |
14 | Витаминки | Лепка | Научить раскатывать шарики, нажимать на шарик пальцем. | Вырезанная из бумаги баночка, пластилин разных цветов. | |
15 | Собираем картошку | Рисование кистью. | Закрепить знания о понятиях круг и овал. Учить рисовать овал. | Вырезанный из бумаги мешок, картошка, коричневая гуашь, баночка с водой. | |
16 | Змейка с орнаментом | Рисование кистью. | Учить пользоваться акварельными красками, украшать, изображая круги, точки, волнистые и прямые линии. | Вырезанная из бумаги змейка, акварельные краски, баночка с водой. | |
17 | Мои любимые домашние животные. | Тычок жёсткой полусухой кистью. | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью, учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котёнок, щенок, кролик) жёсткая кисть, гуашь чёрного, коричневого, серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных | |
18 | Консервируем овощи | Лепка. | Закрепить знания о понятиях круг и овал. Раскатывать шарики, овалы. | Вырезанная из бумаги банка, пластилин разных цветов, муляжи овощей. | |
19 | Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться? | Оттиск печатками из картофеля (круги разной величины) | Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие. | Индивидуальный лист (или ватманский лист) с жёлтым кругом в середине, жёлтая, оранжевая, красная, малиновая гуашь, рисунки с изображением солнышка. | |
20 | Раскрашивание змейки. | Роспись | Развивать цветовосприятие, выбор цвета по желанию, нанесение рисунка. | Гуашь разных цветов, белила, кисть, баночка с водой. | |
21 | Шарики воздушные, ветерку послушные. | Аппликация | Развивать умение различать цвета и формы. | Воздушные шары разных размеров и формы, альбомный лист с нарисованными цветными ниточками, готовые фигуры круглой и овальной формы, вырезанные из цветной бумаги, кисть, клеёнка, тряпочка. | |
22 | Яблочко. | Лепка. | Закрепить навыки лепки. Используя круговые движения рук, раскатывать шарик. | Солёное тесто, веточки, кисть, баночка с водой. | |
23 | Осенние листья. | Рисование кистью. | Изучить осенние цвета. Учить смешивать краски, рисовать по всей поверхности бумаги. | Вырезанный из бумаги лист, гуашь красная, жёлтая, кисть, баночка с водой. | |
24 | Машина | Рисование пальчиками | Учить рисовать пальчиками, наносить отпечатки по всей поверхности листа, делать отпечатки рядом друг с другом. | Лист бумаги А4 с контуром машины, гуашь красного, розового, жёлтого, фиолетового цветов. | |
25 | Раскрашивание яблочка. | Роспись | Учить накладывать один цвет на другой. Развивать цветовосприятие, аккуратность. | Гуашь жёлтая, красная, зелёная, белила, кисть, баночка с водой. | |
26 | Мои рукавички | Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет не сложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность. | Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь, выставка рукавичек, салфетки. | |
27 | Снеговик | Рисунок кистью. | Закрепить понятие круг, больше, меньше. | Лист бумаги А4 синего цвета, белая гуашь, акварель. | |
28 | Ёлочка нарядная | Рисование пальчиками | Учить наносить краску только внутри контура, делать отпечатки рядом друг с другом. | Контур ёлочки на А4 гуашь: оранжевая, зелёная, красная, розовая | |
29 | Ёлочная игрушка. | Лепка | Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать форму, украшать игрушку. | Цветное солёное тесто, инструменты, макаронные изделия разной формы. | |
30 | Маленькой ёлочке холодно зимой | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку. Воспитывать аккуратность | Тонированный лист бумаги(синий, фиолетовый), Зелёная гуашь, кисть, белая гуашь, салфетки. | |
31 | Раскрашивание ёлочных игрушек | Роспись | Учить ровно покрывать изделия краской, развивать аккуратность. | Гуашь разных цветов, кисти, баночка, с водой. | |
32 | Праздник | ||||
33 | Ёлочка пушистая, нарядная | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками. | Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета, салфетка. | |
34 | Весёлый снеговичок | Тычок жёсткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Вырезанный из бумаги снеговичок (два круга разной величины) серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, ватман, тонированный темным цветом | |
35 | Зайка | Рисунок кистью. | Закрепить понятие овал(туловище, голова) | Листы формата А4 синего цвета, гуашь разных цветов. | |
36 | Подсвечник | Лепка | Учить делать отпечатки на заготовке, регулировать силу давления | Солёное тесто, печати из пробки с пуговицами. | |
37 | Дерево. | Лепка | Лепка по шаблону дерева | Шаблон дерева, солёное тесто. | |
38 | Рамка. | Лепка | Раскатать колбаски, уложить их в форме рамочки на основу, украсить рамочку. | Солёное тесто, макаронные изделия разной формы. | |
39 | Улитка. | Лепка | Раскатывание колбасок, украшение, детализация образа. | Пластилин, подкладочные доски, стеки. | |
40 | Домик. | Рисование пальчиками | Учить подбирать цвет, не выходить за контур. | Лист А4 с контуром домика, Гуашь: оранжевая, зелёная, красная, сиреневая. | |
41 | Зайка. | Аппликация. | Учить срезать углы с заготовленных прямоугольников ч.б. получился овал | Прямоугольники из белой бумаги, ножницы, клей, клеёнка, салфетка. | |
42 | Моё любимое дерево | Сангина, уголь по желанию | Учить рисовать деревья сангиной, углём. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажимом на палочку сангины или угля (чтобы линия была видна хорошо и чтобы мелок не сломался) | Листы формата А4, сангина, уголь, иллюстрации, эскизы | |
43 | Раскрашивание подсвечников | Роспись | Учить ровно покрывать изделия краской, развивать аккуратность. | Гуашь разных цветов, кисти, баночка, с водой. | |
44 | Раскрашивание дерева | Роспись | Учить подбирать нужные цвета для изделия, воспитывать аккуратность | Гуашь разных цветов, кисти, баночка, с водой. | |
45 | Раскрашивание рамки | Роспись | Учить ровно покрывать изделия, не раскрашивая отдельные участки | Гуашь разных цветов, кисти, баночка, с водой | |
46 | Лошадка | Рисование пальчиками | Учить подбирать цвет, не выходить за контур. | Лист А4 с контуром домика, Гуашь: оранжевая, зелёная, красная, сиреневая. | |
47 | Цветочек для папы | Оттиск печатками из картофеля (цветочек) | Упражнять в печатании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции | Открытка для папы: на лицевой стороне-аппликация, на развороте-место для рисунка, печатки в форме цветов, гуашь зелёная, синяя, оранжевая, красная и т.п. кисти, салфетки. | |
48 | Мои любимые животные из сказок | Тычок жёсткой полусухой кистью. | Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведь, лиса, заяц и т.д.), гуашь разных цветов, жёсткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом | |
49 | Юла | Рисование пальчиками | Учить подбирать цвет, не выходить за контур. | Гуашь красная, розовая, голубая, сиреневая, лист А4 с контуром юлы | |
50 | Домик | Лепка по шаблону | Учить отщипывать маленький кусочек теста от большого куска | Солёное тесто, шаблон домика | |
51 | Мимоза для мамы | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками, Скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4*4 см), гуашь жёлтая, клей, кисти, салфетки целые, мимозы. | |
52 | Гусеничка | Аппликация | Составить изображение предмета из нескольких одинаковых форм. | ¼ листа А4 зелёного цвета, Готовых формы (круги жёлтого цвета d2 см) тёмный карандаш, клей, кисть, клеёнка, салфетка, поднос | |
53 | Бусы | Отпечатки пробкой | Рассмотреть бусы одинаковой формы на нитке, отпечатать на нитке-разметке | Лист А4 с нарисованной ниткой-разметкой, гуашь, штемпельные подушки | |
54 | Солнышко | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. | Ватманский лист с нарисованным посередине жёлтым кругом, гуашь алого, жёлтого, оранжевого, малинового цветов, кисти. | |
55 | Раскрашивание домика | Роспись | Учить подбирать нужные цвета для изделия, воспитывать аккуратность | Гуашь разных цветов, кисти, баночка, с водой | |
56 | Шарфик для мишутки | Аппликация | Научить располагать подготовленные фигуры по краям основы, чередуя по величине и форме | Цветная заготовка размером 10*20 см с бахромой, готовые формы (круги, квадраты разной величины двух размеров) клей, кисть клеевая, клеёнка, тряпочка. | |
57 | Божьи коровки на лужайке. | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность) | 1-вариант вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки и бумага светло- и тёмно-зелёного цвета, чёрная гуашь, клей для педагога. 2-вариант Листы формата А4, красная, чёрная светло- и тёмно-зелёная гуашь, кисти, салфетки. | |
58 | Декоративные тарелки | Аппликация | Рассмотреть расписные тарелки. Выложить несколько вариантов узоров из мозаики на круглой основе | Круглая основа d 15 см, готовые формы (круги, овалы разного цвета и размера) клей, кисть, тряпочка, клеёнка. |
Апрель
59 | Украсим салфетку | Аппликация | Учить выкладывать узоры и составлять композиции из готовых форм, развивать зрительное восприятие, Закрепить умение ориентироваться в пространстве альбомного листа (право-лево, верх-низ) | Основа жёлтого цвета 17*17 см с бахромой по краям, готовые формы двух размеров (цветные) клей, кисть, тряпочка |
60 | Жили у бабуси два весёлых гуся | Рисование ладошкой | Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями | Озеро, нарисованное на предыдущем занятии на большом листе бумаги или листы бумаги формата А4 синего цвета, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для дорисовывания деталей |
61 | Рамочка из солёного теста с ладошкой. | Лепка, отпечаток ладошки. | Раскатать колбаски, уложить их в форме рамочки на основу, украсить рамочку. Отпечатать на основе ладошку. | Солёное тесто, картон, размером рамочки |
62 | По замыслу | Различные | Совершенствование умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы. | Все имеющиеся в наличии. |
63 | Волшебные картинки (волшебный дождик) | Рисование свечой | Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. За тем каждый получает волшебную картинку-лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её. | Свеча, чернила или тушь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 с уже нанесёнными свечой рисунками |
64 | Пирамидка | Аппликация | Учить составлять пирамидку, развивать восприятие цвета, формы и размера, закреплять знания основных цветов | ½ листа А4, цветные круги d 5 см, 4 см, 3 см, 2 см, 1 см, клей, кисть, клеёнка, тряпочка. |
65 | Домик для птиц | Аппликация | Продолжать работать с фигурами различной формы, составлять из них сюжетные композиции. | Голубой лист А5 с силуэтом дерева, готовые формы (6*6 см оранжевого цвета, равнобедренный треугольник с основанием 8 см, высотой 4 см коричневого цвета, круг зелёный 2,5 см), кисть, Клеёнка, тряпочка. |
66 | Самолёт | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа | Лист А4 с контуром, гуашь: оранжевая, зелёная, красная, голубая. |
Май
67 | Травка | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. | Ватманский лист, тёмно- и светло зелёная гуашь кисти, салфетки |
68 | Автобус | Аппликация | Закрепить представление о геометрической фигуре квадрат, упражнять в умении правильно работать кистью и клеем. | Лист ¼ листа А4, готовые формы (4*8 оранжевого цвета, 3 белых квадрата 1,5*1,5 см, 2 коричневых круга d 2 см), кисть, клей, тряпочка. |
Примерное планирование занятий детской студии изобразительного искусства 2 год обучения
№ | Тема занятия | Техника исполнения | Программное содержание | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Подсолнухи | Рисование пальчиками | Рисование пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. | Лист А4 с нарисованным кругом и лепестками, чёрная тушь, гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации |
2 | Укрась платочек | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и приём примакивания. Развивать чувство композиции и ритма | Цветной лист треугольной формы, гуашь, , пробка, кисти, эскизы и иллюстрации |
3 | Осеннее дерево | Оттиск печатками из листика | Познакомить с приёмами печати печатками. Упражнять в рисовании углём и сангиной | Лист тонированной бумаги А4, сангина, уголь, печатки в форме листьев, гуашь, иллюстрации и эскизы |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках.. Развивать воображение, творчество | |
5 | Картинка про лето | Рисование кистью и восковыми мелками | Учить доступными средствами отражать полученные впечатления, Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать её в воде, осушать её о тряпочку. | Гуашь разных цветов или восковые мелки |
6 | На яблоне поспели яблоки | Рисование | Учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол ветви длинные и короткие. Закреплять приёмы рисования карандашами. Учить быстрому приёму рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной оценки своих работ. | Цв. Карандаши, бумага |
7 | Овощи и фрукты | Лепка | Закрепить умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приёмы. Развивать инициативу, самостоятельность. | Солёное тесто, стеки |
8 | Фигурки из полосок | Аппликация | Учить детей резать широкую полоску бумаги, правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться, Развивать творчество и воображение, воспитывать самостоятельность и активность. | Бумага, ножницы, клей |
9 | Мои игрушки | Оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Бумага А3, гуашь, кисти, мячи, неваляшка, 2 медвежонка для игровой ситуации, эскизы. |
10 | Золотая осень | Рисование | Совершенствование умения рисовать дерево, ствол, тонкие ветки. Подводить к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество | Гуашь, бумага, кисти |
11 | Воздушные шарики | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Учить рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. | Тонированная бумага А3, Гуашь, кисти, воздушные шарики удлиненной формы. |
12 | Грибы в лукошке | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Тонированная бумагаА4, гуашь, муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации |
13 | Сказочное дерево | Рисование | Учить создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать | |
14 | Конфетки | Рисование пальчиками | Учить подбирать цвет, не выходить за контур. | Гуашь красная, розовая, фиолетовая, зелёная, оранжевая, лист А4 с контуром |
15 | Цветочек радуется солнышку | Печатание печатками из картофеля (в форме цветка) | Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить приём примакивания. Развивать чувство композиции. | Лист светло-зелёной бумаги, печатки в форме цветков, гуашь различных цветов тёмно- и светло зелёная гуашь кисть, иллюстрации и эскизы. |
16 | Рельсы и шпалы | Рисунок цв. карандашами. | Дать понятие длинный и короткий | Лист А4 с контуром паровоза, цв. карандаши |
17 | Полосатый коврик | Аппликация | Научить подбирать гармоничные цветовые оттенки. | Цветная основа 6*20 см ,цветные заготовки двух контрастных по отношению к основе цветов, размером 5*10 см, ножницы, клей, клеёнка, тряпочка. |
18 | Павлин | Рисование пальчиками | Учить подбирать цвет, не выходить за контур, делая отпечатки пальцев рядом друг с другом. | Гуашь красная, розовая, голубая, зелёная, жёлтая, лист А4 с контуром |
19 | Первый снег | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Закрепить умение рисовать деревья, большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист А4, тонированный тёмно-синим, тёмно-серым цветом, белая гуашь, печатки из ластика в форме снежинок, чёрная тушь, эскизы иллюстрации, фото. |
20 | Укрась шарфик | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Знакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции. | Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь, трафареты цветов, поролоновые тампоны, кукла и шарфик для игровой ситуации. |
21 | Укрась платочек | Тычок кистью | Совершенствовать умение в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Вырезанные из тонированной бумаги платочки. Жёсткая кисть, гуашь, печатки, эскизы, кукла для игровой ситуации |
22 | Рыбки в аквариуме | Рисование восковыми мелками | Учить детей рисовать аквариумных рыб разных форм, цветов, размеров, плавающих в разных направлениях. Закреплять умение рисовать восковыми мелками разными способами (штрих, точка, линия, волна, полоса и т.д.)Воспитывать в детях самостоятельность. Учить отмечать выразительные рисунки. | Картинки с изображением аквариумных рыб, макет аквариума, игрушка рыбка. Листы А4, восковые мелки, акварель, кисти |
23 | Рис. к сказке «Курочка ряба» | Рисование | Вспомнить содержание сказки, её героев. Закрепить умение рисовать овальную форму, объяснить понятие «тупой» и «острый» концы яйца. Учить детей аккуратно закрашивать рисунки, дополнять их необходимыми элементами (мышка, коврик, ложка и т.д.) Развивать творческую активность. | Сказка «Курочка Ряба», 2 яйца белого и золотого цветов (муляжи), листы А4, зелёного тона, гуашь, «белила», кисти |
24 | «Три медведя» | Рисование | Продолжить знакомить с русскими нар. Сказками с иллюстрациями Васнецова и др., учить отражать в рисунке эпизоды сказки. Учить передавать форму частей, их относительную величину, строение и соотношение по величине трёх фигур медведей. Закреплять приёмы рисования гуашью | Сказка «три медведя» с иллюстрациями, листы А4, гуашь, кисти, палитры. |
25 | «Паровозик» | Рисование восковыми мелками | Учить изображать предмет, состоящий из нескольких частей прямоугольной, круглой, конусообразной формы. Упражнять в рисовании восковыми мелками и красками. Учить выбирать краску по своему вкусу, дополнять рисунок деталями, подходящими по содержанию к основному изображению. Развивать инициативность, самостоятельность в рисовании. | Листы А4, восковые мелки, акварель, кисти. Книги о паровозах, игрушки «паровоз» и «вагоны» |
26 | Укрась фартучек | Рисование | Знакомить с видами орнаментов в полосе. Учить составлять простой узор. Закр. Умение рисовать кистью, разными способами. Проводить волну, прямую, прерывистую линии. Развивать цветовое восприятие | Образцы орнаментов, шаблоны фартучков светлых тонов, Гуашь, кисти. |
27 | Зимний лес | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист А3, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, белая и зелёная гуашь, сангина, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны, фото, иллюстрации, эскизы. |
28 | Два петушка ссорятся | Рисование ладошкой | Совершенствование умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. | Лист А4, тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы. |
29 | Гномик | Рисование | Учить составлять изображение из простых деталей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом соотношение величин. Закреплять умение рисовать кистью и красками. | Листы А4, гуашь, кисти, сказка Братьев Гримм «Белоснежка и 7 гномов» |
30 | Снежинка | Рисование | Учить рисовать одной белой краской, создавая образ хрупкой, нежной снежинки. Закреплять умение вести кистью тонкие прямые линии в разных направлениях, симметрично, придумывая разные интересные сочетания линий. Развивать творческую активность, самостоятельность. | Рисунки узоров снежинок, загадки про снег, тёмные бумажные круги диаметром 20 см, кисти. |
31 | Домик для гномика | Рисование | Учить рисовать домики, используя маркеры или карандаши, знакомить с видами архитектурных украшений на примере Поощрять самостоятельность и оригинальность детского творчества. | Листы А4, цветные карандаши, маркеры. |
32 | Солнечная поляна зимой | Рисование | Закрепить умение рисовать зимние деревья, большие и маленькие ёлочки, обратить внимание детей на тень от деревьев на снегу в солнечный день. Знакомить с картинами художников-пейзажистов. Закреплять умение рисовать гуашью, углём, сангиной, дополнять рисунок деталями (следы на снегу, куст, солнце и т.д.) | Лист А4, Цв. Мелки, гуашь, кисти, уголь, сангина |
33 | Новогодняя ёлочка | Рисование | Закрепить умение рисовать новогоднюю ёлочку, учить правильно изображать ствол, ветки, пушистую хвою. Вспомнить способы рисования иголок на ёлочке, способы смешивания цветов (розовый, голубой, оранжевый) на палитре. Учить передавать в рисунке образ нарядной ёлки (огоньки, игрушки - яркие, контрастных цветов). Привлекать детей к обсуждению работ, их эмоциональной оценке. Развивать цветовое восприятие. | Искуственная ёлочка с игрушками, схемы рисования елей, листы А4, светлых тонов, гуашь, белила, палитры, кисти. |
34 | Укрась ёлочку бусами | Аппликация | Закрепить знания о круглой и овальной форме, Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения круглой и овальной формы, Чередовать бусины разной формы , наклеивать аккуратно, ровно. | Прямоугольники и квадраты разных цветов, клей, кисти, салфетки, ножницы, шаблоны ёлочки. |
35 | Ёлочные игрушки | Лепка | Учить лепить разные фигуры, шар, лепёшка, колбаска) Украшать деталями, пользоваться инструментами | Солёное тесто, бусины, бисер, стеки, круглые ножи |
36 | Портрет | Рисование | Рассмотреть части лица, пропорции, строение глаза (глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок), носа (переносица, кончик носа, крылья носа, ноздри) | Масляная пастель, акварель, кисти, лист А3 |
37 | Снеговик | Лепка | Учить лепить разные фигуры, шар. Создать узнаваемый образ. | Солёное тесто, стеки, перец горошком, гвоздика. |
38 | Салфетка | Рисование | Знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть её красоту. Учить узнавать знакомые образы, выделять из узора один элемент, определять форму, цвет. Учить украшать края и середину салфетки кольцами, кругами, овалами. Учить выбирать элементы их цвет, украшать узор чёрным цветом. | Дымковские игрушки, образцы узоров. салфетки, вырезанные из бумаги (диаметр 20 см) или квадратные листы 20х20 см, гуашь, кисти. |
39 | Два барашка | Рисование | Учить рисовать животных на четырёх ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища барашка и его строение. Учить соблюдать пропорциональные соотношения при рисовании. Закрепить умение рисовать углём и мелом. Развивать образное мышление. | Стихотворение о баранах, игрушка «барашек», листы А4, зелёного цвета, уголь, мел. |
40 | Узор на полосе | Аппликация | Учить составлять узор в полосе, использовать новые элементы: Ёлочки, линии. Закреплять умение рисовать прямые и наклонные линии всем ворсом кисти, безотрывным движением. | Бумага 15х21 см, гуашь, кисти |
41 | Варежки | Рисование | Отработать приёмы работы кистью (тычок, шлепок), прямые, волнистые, прерывистые линии, круг, точка. Создать свой рисунок . | Шаблон варежки, акварель, кисти |
42 | Девочка в зимней одежде | Лепка | Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки) | Пластилин, куколка. |
43 | Птичка | Лепка | Учить детей лепить птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылья. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений | Солёное тесто, кисти, салфетки |
44 | Солдат на посту | Рисование | Учить передавать характерные особенности образа, закреплять умение располагать, изображение на листе, рисовать крупно. Учить использовать навыки рисования и закрашивания изображения. | Изображение солдата, Листы А4, цветные карандаши. |
45 | «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт» | Рисование | Вспомнить украшения дома, развивать творческую активность, аккуратность, умение работать разными материалами. | Шаблоны резных домиков, акварель, фломастеры, кисти |
46 | Городецкий узор | Рисование | Знакомить с изделиями городецких мастеров, их цветовой гаммой, назв. элементов, приёмам росписи. Учить смешивать на палитре краски. Познакомить с последовательностью росписи. Воспитывать интерес и уважение к народным промыслам. | Изделия городецких мастеров, образцы последовательности рисования ромашки и купавки. ЛистА5, тонированные под светлое дерево, гуашь, белила, палитры, кисти. |
47 | Сказочный дворец | Рисование | Учить передавать в рисунке образ сказочного домика-дворца. Вспомнить сказки, где есть необыкновенные постройки. Закрепить умение рисовать прямоугольник, треугольник, квадрат, составлять из них интересное строение, украшать его. Развивать воображение, самостоятельность | Иллюстрации дворцов. Лист А4, гуашь, кисти. |
48 | Кораблики в море | Оригами, рисование | Учить рисовать волны по сырой поверхности, использовать соль. Учить складывать из листа кораблик. | Лист А3, акварель, губка, соль, лист А4 клей |
49 | Портрет зимы | Рисование | Учить создавать сказочный образ, используя форму, линии, цвет. Напомнить о получении холодных цветов и их оттенков. Учить задумывать содержание рисунка и доводить замысел до конца. Учить оценивать рисунки по их соответствию замыслу. | Лист А3, гуашь, белила, кисти. Карточки холодных цветов. |
50 | Ваза для цветов | Рисование | Отработать приёмы работы кистью (тычок, шлепок), прямые, волнистые, прерывистые линии, круг, точка. Создать свой рисунок . | Шаблон варежки, акварель, кисти |
51 | Открытка для мамы | Аппликация | Учить делать объемные цветы из полосок бумаги, Составить композицию из цветов на картоне. | Полоски цветной бумаги, картон, клей, кисть. |
52 | Весеннее солнышко | Рисование ладошками | Закрепить умение рисовать в технике печатанья ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (жёлтую, красную, оранжевую) кистью, прямо в ладошке. | Ватманский лист бледно голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы. |
53 | Собака со щенками | Рисование | Учить рисовать животных на четырёх лапах разных размеров и окрасов, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.) Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать. Учить детей составлять связный рассказ о своих рисунках. | Картинки с изображением собак разных пород. Листы А4, белые и цветные, уголь, сангина, цветные мелки. |
54 | Наша улица вечером | Рисование | Закрепить умение рисовать многоэтажные дома, длинные или высокие, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон, рисуя горизонтальные и вертикальные линии, по мере высыхания заполнять окошки различными огоньками. | Листы А4, тёмного тона, гуашь, кисти |
55 | Кокошник для Снегурочки | Рисование | Учит рисовать концом кисти бордюр по краю кокошника, несложные цветы и листья в центре. Закрепить знания детей о холодных цветах, способах получения оттенков с помощью белил. | Листы, вырезанные в форме кокошника, гуашь, белила, кисти. |
56 | Это – Я | Рисование | Начать знакомить с портретом - одним из видов изобразительного искусства. Учить рисовать человека в полный рост, соблюдать пропорции, изображать задний план. Развивать навыки рисования карандашами, восковыми мелками. | ЛистА5, мелки, карандаши. |
57 | Скворцы прилетели | Рисование | Знакомить Детей с богатым миром птиц средней полосы России, Учить рисовать скворцов у скворечника. | Картинки с изображением птиц, пудио запись с голосами птиц, листы А4, восковые мелки, акварель, кисти |
58 | Весенний клоун | Рисование | Учить задумывать несложную композицию с фигурой человека. Закреплять умение рисовать красками человека в движении, цветом передавать настроение, необычный яркий костюм . | Картинки с изображением цирка, клоунов, Листы А4, гуашь, кисти |
59 | В морской глубине | Рисование | Расширять представление о море и его обитателях. Учить продумывать композицию рисунка , его содержание. | Картинки с изображением подводного мира и его обитателей, листы А4, гуашь, кисти, цветные мелки. |
60 | В космосе | Рисование | Рассказать о Ю. Гагарине, Показать фотографии космоса, Учить рисовать планеты, летающие тарелки, ракеты, звёзды в космосе, рисовать одним цветом по другому по мере высыхания, дополнять рисунок мелкими деталями. Развивать фантазию и воображение при создании космических образов. | Портрет Ю.А.Гагарина, листы А4, тёмного тона, гуашь, кисти, белила. |
61 | Укрась свитер | Тычок жёсткой кистью, печатание печатками | Совершенствовать умение в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жёсткая кисть, гуашь, печатки, эскизы, кукла для игровой ситуации |
62 | Одуванчики | Рисование, печатки | Закрепить умение в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции. | Лист А4, белого или бледно-зелёного цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь, печатки в форме треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры. |
63 | Как я вырос за год | Чёрно-белый граттаж | Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Приготовленный лист для чёрно-белого граттажа, палочка для процарапывания, репродукции автопортретов, эскизы. |
64 | Нарядная кукла в сарафане | Рисование | Учить рассматривать иллюстрации В.Васнецова к русским народным сказкам. Познакомить с предметом русского костюма - сарафаном, его назначением и способами украшения. Совершенствовать умение рисовать гуашью (цветом по уже высохшему цвету) | Книги или иллюстрации В.Васнецова к русским народным сказкам, листы А4, светлого тона, гуашь, кисти, палитры. |
65 | Праздничный день | Рисование | Учить передавать в рисунке яркую, праздничную обстановку, нарядный город, дома, людей. Ввести понятие «перспектива». | Картинки с изображентем праздничных улиц, листы А4, гуашь, кисти, восковые карандаши |
66 | Цветущий сад | Рисование | Закрепить умение изображать картины природы, передавая характерные особенности времени года, рисовать раскидистое дерево в цвету, Учить располагать изображение по всему листу (ближе-крупнее, дальше-меньше), рисовать разными материалами, Развивать творческую активность, эстетическое восприятие. | Репродукция картины с изображением цветущего сада. ЛистыА3, гуашь, кисти, акварель, восковые мелки |
67 | Весенний день | Рисование | Закрепить умение самостоятельно продумывать и рисовать несложную композицию по заданной теме. Учить выбрать художественный материал в соответствии с содержанием рисунка, учить доводить его до конца. Развивать умение находить интересные темы для рисунков. | Репродукции весенних пейзажей, листы А4, гуашь, кисти, восковые карандаши. |
68 | Выставка рисунков детей данной группы. | Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся и непонравившихся рисунков. | Рисунки детей за год (выбирается несколько лучших рисунков у каждого ребёнка) |
Оценка эффективности работы программы
На каждом занятии обязательно должен происходить анализ выполненных работ (минута «любования», обсуждение).
Тематический контроль: после прохождения каждой темы – мини-экзамен в форме «вопрос - ответ» или творческая работа, на закрепление знаний и проверка навыков.
При окончании работы трех годичного курса обучения кружка «Радуга» воспитанник расширяет свой кругозор овладевая определенным комплексом знаний:
Результат | Методы оценивания |
Формируется навык творческой деятельности | Диагностика Педагогическое наблюдение Самостоятельные творческие работы |
Знает свойства различных художественных материалов, основные законы композиции, цвета, перспективы и т.д. | Самостоятельные творческие работы |
Умеет понимать и применять профессиональные термины, анализировать творческие работы. | Самостоятельный анализ работы Мини – экзамен Минута «любования» |
Владеет техническими приёмами изображения. | Самостоятельные творческие работы |
Приобретает навык работать в команде со взрослыми и сверстниками. | Педагогическое наблюдение |
Дружеское, доброжелательное общение в коллективе. | Педагогическое наблюдение. Тесты. Анкеты |
Формы контроля:
1. Тематический контроль.
2. Для отслеживания динамики развития ребенка для планирования дальнейшей работы прилагается таблица по 3-х бальной системе:
O - высокий уровень знаний;
- средний уровень знаний;
- низкий уровень знаний.
O – выполняет по образцу, привносит творческие элементы;
- выполнение строго по образцу с помощью педагога;
∆ - не может выполнить работу.
№ п/п | Ф.И | Умение держать ножницы | Вырезание предмета по контуру | Координация движения | Общение | Раскатывание колбаски | Раскатывание шарика | Лепка лепёшки | Работа стеком | Гуашь | Акварель | Масляная пастель | Умение держать кисть | Композиция |
Материально-техническое обеспечение программ.
№ п/п | Материалы, оборудование | Кол-во | Имеются | Требуются |
1 | Клей -ПВА | 1л | 1 | 1 |
2 | Краски: - гуашь - акрил - акварель | 15 | 15 | Пополняется в течении уч. года |
3 | Карандаши: - простые - цветные - восковые - пастель | 15 | 15 | Пополняется в течении уч. года |
4 | Цветной опил | Не измеряется | ||
5 | Пластилин | 15 | 10 | 5 |
6 | Ножницы | 15 | 15 | 0 |
7 | Планшеты для бумаги | 15 | 15 | 0 |
8 | Планшеты для лепки | 15 | 15 | 0 |
9 | Кисти: - щетинные (4-5) - беличьи (8) - синтетические (0, 3, 5) - для клея | 15 каждого номера | 15 | Обновляются по мере истирания 2 раза в год |
10 | Бумага: -для черчения, форматом
-для ксерокса(белая, цветная) форматом А4 -цветная | По мере потребления | ||
11 | Соль | По мере потребления | ||
12 | Мука | По мере потребления | ||
13 | Стеки | 15 | 10 | 5 |
14 | Макаронные изделия интересной формы | По мере потребления | ||
15 | Перец (чёрный, душистый) | По мере потребления | ||
16 | Гвоздика | По мере потребления | ||
17 | Скалки | 15 | 15 | |
18 | Зубочистки | 1уп | 1уп | |
19 | Чеснокопресс | 15 | ||
20 | Формочки для печенья | 15 | ||
21 | Инструменты для фигурного вырезания (нож для хвороста, для лапши и т.д.) | 15 |
- Столы, стулья;
- Аудиоаппаратура;
- Видеоаппаратура;
- Планшеты для лепки и рисования;
- Стенд для учебных пособий;
- Стационарная выставок детских рисунков;
- Натюрмортный стол;
- Натюрмортный ряд.
Дидактический материал.
- Природный материал;
- Книги, альбомы;
- Подборка аудио, видео материалов;
- Схемы, таблицы;
- Геометрические фигуры (шар, пирамида);
- Цветовые примеры;
- Карточки с вопросами;
- Репродукции с картин.
Литература:
1. Чаянова Г.Н.
Солёное тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 144 с.: ил. – (Для начинающих)
2. Т.С. Комарова, А.В. Размыслова
«Цвет в детском изобразительном творчестве». Педагогическое общество России. Москва, 2002г.
3.Комарова Т.С., Зырянова О.Ю.
Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
4. Кирцер Ю.М.
Рисунок и живопись: Практ. пособие. - М.: «Высш. Шк., 1992. – 270 с.: ил.
5. Колякина В.И.
Методика организации уроков коллективного творчества:
Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2002.- 176 с. 16 с. ил.: - (Б-ка учителя изобразительной деятельности).
6. Комарова Т.С.
Обучение детей технике рисования.
Изд. 3-е перераб. доп. М.: АО «Столетие», 1994. – 152 с. С ил.
7. Кискальд И.
Солёное тесто/ Пер. с нем. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 144 с., ил. – (Золотая библиотека увлечений).
8. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. – М.: Изд-во Эксмо, 2004 – 160 с., илл.
9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н.
Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 464 с.
10. Фатеева А.А.
Рисуем без кисточки/ Худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 96 с.: ил. – (Детский сад: день за днём. Практическое приложение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-757160-1485585176.jpg)
Программа дополнительного образования по декоративно - прикладному искусству "Разноцветный лоскуток"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11924293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 650px; height: 919px; float: left;"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/22/picture-69586-1679485714.jpg)
Программа дополнительного образования по декоративно- прикладному искусству народа ханты "Золотые ручки"
Программа дополнительного образования "Золотые ручки" предусматривает ознакомление старших дошкольников с декоративно - прикладным искусством народа ханты и направлена на развитие творческих способнос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/08/picture-1148416-1559983720.jpg)
ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки» с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования
ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки» с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/08/picture-1148416-1559983720.jpg)
ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «КОЛОБОК» с детьми группы раннего развития
ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «КОЛОБОК»с детьми группы раннего развития...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1204392-1578611684.jpg)
Реализация программы дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству "Очумелые ручки" (Пластилинография).
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность явл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1204234-1578489178.jpg)
Программа дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству: Тестопластика: «Волшебные ладошки».
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необх...