Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Ракутова Анна Георгиевна

изо, лепка, бумажная пластика и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                         .          

 Программа дополнительного образования

по декоративно-прикладному творчеству

(изо, лепка, бумажная пластика и т.д.)

для детей 5-7 лет  

срок реализации программы 2 года

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                        Разработала:

                                                    Воспитатель Ракутова А.Г.

 

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, являясь одной из самых интересных для него занятием. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение. Изобразительная деятельность может выполнять коррекционные функции, прорисовывая явления, вызывающие отрицательные эмоции (страх, агрессия и т.п.), ребенок как бы изживает их.

В процессе занятий создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства. Дети знакомятся с различными художественными материалами, получают знания  о разных видах искусства, а также навыки и умения в области художественной деятельности, которая является фундаментом, как для успешного изучения предметов эстетического цикла, так и для интеллектуального и нравственного развития. Когда ребёнок лепит и рисует, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка и рисование благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным, активным, с ограниченными двигательными возможностями, задержкой психического развития  детям часто рекомендуют заниматься лепкой и рисованием.

       Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.                         

В системе дополнительного образования есть все условия для полноценного развития задатков каждого ребенка, т.к. дети приходят заниматься в студии, кружки, секции самостоятельно без навязывания и обязательств, и остаются там по собственному желанию.

             Программа по изобразительной деятельности и лепке рассчитана на 2 года обучения для детей  4-5лет и включает в себя лепку из солёного теста, рисование масляной пастелью, акварелью, гуашью, аппликацию, поделки из подручного материала.

Структура и режим занятий 

Год обучения

Кол-во часов

Кол-во занятий в неделю

1

68

2

2

68

2

Формы обучения

  • Беседа, игра
  • Работа со схемами
  • Выставка

Цель:     Формирование навыков творческой деятельности, эмоционального отношения к миру посредством приобщения к художественно-эстетической деятельности.

Задачи:

  1. Научить использовать свойства различных художественных материалов
  2. Научить использовать технические приемы изображения.
  3. Знакомить с основными законами композиции, цвета, перспективы и т.д.
  4. Развивать мелкую моторику рук.
  5. Создать условия для формирования таких качеств в личности, как взаимовыручка, товарищество.

Примерное планирование занятий детской студии изобразительного искусства  1 год обучения

Тема занятия

Техника исполнения

Программное содержание

Оборудование

1

2

3

4

5

1

Мой любимый дождик

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию лал средство выразительности. Воспитывать аккуратность.

Два листа формата А4 светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

2

Весёлые мухоморы (первое занятие)

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки  на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть и краску по мере необходимости, хорошо её промывать.

  Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, алая, малиновая и  оранжевая гуашь, кисти, белая гуашь, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов.                    

3

Весёлые мухоморы (второе занятие)

Рисование пальчиками

Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками на ватмане). Учить украшать работу сухими листьями(создание элементарного коллажа).

Листы формата А4 голубого  и серого цвета или ватманский лист, зелёная гуашь, кисти, сухие листья, салфетки.

4

Пищащий комочек

Лепка

Познакомить со свойствами теста (мягкое, можно отрывать куски от большого кома, соединять их в одно целое, мять и раскатывать) учить придумыать названия для предметов и персонажей.

Солёное тесто, стеки, планшет для лепки, вода в стакане, кисть.

5

Трава для зайчат

Рисование цветными карандашами.

Учить рисовать траву короткими и ритмичными штрихами, побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа, познакомить с зелёным цветом. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам и вызывать желание помогать им.

Цветные карандаши, бумага форматом А5

Игрушка «Заяц»

                           

6

Ягоды и яблочки

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины)

Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.

Круг из тонированной бумаги, гуашь жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи.

7

По замыслу

Различные

Совершенствование умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы.

Все имеющиеся в наличии.

8

Раскрашивание готовых изделий из теста

Изделия из теста.

Учить раскрашивать объёмные фигурки.

Гуашь или акрил.

9

Рябинка

Рисование пальчиками.

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приёмы  рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Квадратный лист цветной  бумаги с нарисованной веточкой, зелёная и жёлтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, ветка рябины.

10

Моя любимая чашка

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками.

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные из бумаги кружки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках различные печатки, салфетки, выставка посуды.

11

Птички клюют ягоды

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Учить рисовать веточки, Украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.  

Пол-листа формата А4 разных цветов, Коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг и журналов, рисунки птиц, клей, клеёнка, салфетки.      

12

Знакомство с аппликацией

Аппликация

Вызвать у ребёнка интерес к аппликации и научить пользоваться кистью, клеем, тряпочкой.

Цветная бумага основных и дополнительных цветов, кисть, клей, клеёнка, тряпочка, готовые детали, книжка-малышка, картинки с изображением зверей, игрушек.

13

Змейка

Лепка

Научить раскатывать колбаски, шарики, пользоваться стеком.

Солёное тесто, баночка с водой, кисть, стек.

14

Витаминки

Лепка

Научить раскатывать шарики, нажимать на шарик пальцем.

Вырезанная из бумаги баночка, пластилин разных цветов.

15

Собираем картошку

Рисование кистью.

Закрепить знания о понятиях круг и овал. Учить рисовать овал.

Вырезанный из бумаги мешок, картошка,  коричневая гуашь, баночка с водой.  

16

Змейка с орнаментом

Рисование кистью.

Учить пользоваться акварельными красками, украшать, изображая круги, точки, волнистые и прямые линии.

Вырезанная из бумаги змейка, акварельные краски, баночка с водой.  

17

Мои любимые домашние животные.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью, учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котёнок, щенок, кролик) жёсткая кисть, гуашь чёрного, коричневого, серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных

18

Консервируем овощи

Лепка.

Закрепить знания о понятиях круг и овал. Раскатывать шарики, овалы.

  Вырезанная из бумаги банка, пластилин разных цветов, муляжи овощей.

19

Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?

Оттиск печатками из картофеля (круги разной величины)

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие.

Индивидуальный лист (или ватманский лист) с жёлтым кругом в середине, жёлтая, оранжевая, красная, малиновая гуашь, рисунки с изображением солнышка.

20

Раскрашивание змейки.

Роспись

Развивать цветовосприятие, выбор цвета по желанию, нанесение рисунка.

Гуашь разных цветов, белила, кисть, баночка с водой.  

21

Шарики воздушные, ветерку послушные.

Аппликация

Развивать умение различать цвета и формы.

Воздушные шары разных размеров и формы, альбомный лист с нарисованными цветными ниточками, готовые фигуры круглой и овальной формы, вырезанные из цветной бумаги, кисть, клеёнка, тряпочка.

22

Яблочко.

Лепка.

Закрепить навыки лепки. Используя круговые движения рук, раскатывать шарик.

Солёное тесто, веточки, кисть, баночка с водой.

23

Осенние листья.

Рисование кистью.

Изучить осенние цвета. Учить смешивать краски, рисовать по всей поверхности бумаги.

Вырезанный из бумаги лист, гуашь красная, жёлтая, кисть, баночка с водой.  

24

Машина

Рисование пальчиками

Учить  рисовать пальчиками, наносить отпечатки по всей поверхности листа, делать отпечатки рядом друг с другом.

Лист бумаги А4 с контуром машины, гуашь красного, розового, жёлтого, фиолетового цветов.

25

Раскрашивание яблочка.

Роспись

Учить накладывать один цвет на другой. Развивать цветовосприятие, аккуратность.

Гуашь жёлтая, красная, зелёная, белила, кисть, баночка с водой.  

26

Мои рукавички

Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет не сложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь, выставка рукавичек, салфетки.

27

Снеговик

Рисунок кистью.

Закрепить понятие круг, больше, меньше.

Лист бумаги А4 синего цвета, белая гуашь, акварель.

28

Ёлочка нарядная

Рисование пальчиками

Учить наносить краску только внутри контура, делать отпечатки рядом друг с другом.

Контур ёлочки на А4 гуашь: оранжевая, зелёная, красная, розовая

29

Ёлочная игрушка.

Лепка

Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать форму, украшать игрушку.

Цветное солёное тесто, инструменты, макаронные изделия разной формы.

30

Маленькой ёлочке холодно зимой

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку. Воспитывать аккуратность

Тонированный лист бумаги(синий, фиолетовый), Зелёная гуашь, кисть, белая гуашь, салфетки.

31

Раскрашивание ёлочных игрушек

Роспись

Учить ровно покрывать изделия краской, развивать аккуратность.

Гуашь разных цветов, кисти, баночка, с водой.

32

Праздник

33

Ёлочка пушистая, нарядная

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками.

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета, салфетка.

34

Весёлый снеговичок

Тычок жёсткой полусухой кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Вырезанный из бумаги снеговичок (два круга разной величины) серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, ватман, тонированный темным цветом

35

Зайка

Рисунок кистью.

Закрепить понятие овал(туловище, голова)

Листы формата А4 синего цвета, гуашь разных цветов.

36

Подсвечник

Лепка

Учить делать отпечатки на заготовке, регулировать силу давления

Солёное тесто, печати из пробки с пуговицами.

37

Дерево.

Лепка

Лепка по шаблону дерева

Шаблон дерева, солёное тесто.

38

Рамка.

Лепка

Раскатать колбаски, уложить их в форме рамочки на основу, украсить рамочку.

Солёное тесто, макаронные изделия разной формы.

39

Улитка.

Лепка

Раскатывание колбасок, украшение, детализация образа.

Пластилин, подкладочные доски, стеки.

40

Домик.

Рисование пальчиками

Учить подбирать цвет, не выходить   за контур.

Лист А4 с контуром домика, Гуашь: оранжевая, зелёная, красная, сиреневая.

41

Зайка.

Аппликация.

Учить срезать углы с заготовленных прямоугольников ч.б. получился овал

Прямоугольники из белой бумаги, ножницы, клей, клеёнка, салфетка.

42

Моё любимое дерево

Сангина, уголь по желанию

Учить рисовать деревья сангиной, углём. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажимом на палочку сангины или угля (чтобы линия была видна хорошо и чтобы мелок не сломался)

Листы формата А4, сангина, уголь, иллюстрации, эскизы

43

Раскрашивание подсвечников

Роспись

Учить ровно покрывать изделия краской, развивать аккуратность.

Гуашь разных цветов, кисти, баночка, с водой.

44

Раскрашивание дерева

Роспись

Учить подбирать нужные цвета для изделия, воспитывать аккуратность

Гуашь разных цветов, кисти, баночка, с водой.

45

Раскрашивание рамки

Роспись

Учить ровно покрывать изделия, не раскрашивая отдельные участки

Гуашь разных цветов, кисти, баночка, с водой

46

Лошадка

Рисование пальчиками

Учить подбирать цвет, не выходить   за контур.

Лист А4 с контуром домика, Гуашь: оранжевая, зелёная, красная, сиреневая.

47

Цветочек для папы

Оттиск печатками из картофеля (цветочек)

Упражнять в печатании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции

Открытка для папы: на лицевой стороне-аппликация, на развороте-место для рисунка, печатки в форме цветов, гуашь зелёная, синяя, оранжевая, красная и т.п. кисти, салфетки.

48

Мои любимые животные из сказок

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведь, лиса, заяц и т.д.), гуашь разных цветов, жёсткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом

49

Юла

Рисование пальчиками

Учить подбирать цвет, не выходить   за контур.

Гуашь красная, розовая, голубая, сиреневая, лист А4 с контуром юлы

50

Домик

Лепка по шаблону

Учить отщипывать маленький кусочек теста от большого куска

Солёное тесто, шаблон домика

51

Мимоза для мамы

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, Скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.

Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4*4 см), гуашь жёлтая, клей, кисти, салфетки целые, мимозы.

52

Гусеничка

Аппликация

Составить изображение предмета из нескольких одинаковых форм.

¼ листа А4 зелёного цвета, Готовых формы (круги жёлтого цвета d2 см) тёмный карандаш, клей, кисть, клеёнка, салфетка, поднос

53

Бусы

Отпечатки пробкой

Рассмотреть бусы одинаковой формы на нитке, отпечатать на нитке-разметке

Лист А4 с нарисованной ниткой-разметкой, гуашь, штемпельные подушки

54

Солнышко

Рисование ладошками

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

Ватманский лист с нарисованным посередине жёлтым кругом, гуашь алого, жёлтого, оранжевого, малинового цветов, кисти.

55

Раскрашивание домика

Роспись

Учить подбирать нужные цвета для изделия, воспитывать аккуратность

Гуашь разных цветов, кисти, баночка, с водой

56

Шарфик для мишутки

Аппликация

Научить располагать подготовленные фигуры по краям основы, чередуя по величине и форме

Цветная заготовка размером 10*20 см с бахромой, готовые формы (круги, квадраты разной величины двух размеров) клей, кисть клеевая, клеёнка, тряпочка.

57

Божьи коровки на лужайке.

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность)

1-вариант

вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки и бумага светло- и тёмно-зелёного цвета, чёрная гуашь, клей для педагога.

2-вариант

Листы формата А4, красная, чёрная светло- и тёмно-зелёная гуашь, кисти, салфетки.

58

Декоративные тарелки

Аппликация

Рассмотреть расписные тарелки. Выложить несколько вариантов узоров из мозаики на круглой основе

Круглая основа d 15 см, готовые формы (круги, овалы разного цвета и размера) клей, кисть, тряпочка, клеёнка.

Апрель

59

Украсим салфетку

Аппликация

Учить выкладывать узоры и составлять композиции из готовых форм, развивать зрительное восприятие, Закрепить умение ориентироваться в пространстве альбомного листа (право-лево, верх-низ)

Основа жёлтого цвета 17*17 см с бахромой по краям, готовые формы двух размеров (цветные) клей, кисть, тряпочка

60

Жили у бабуси два весёлых гуся

Рисование ладошкой

Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями

Озеро, нарисованное на предыдущем занятии на большом листе бумаги или листы бумаги формата А4 синего цвета, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для дорисовывания деталей

61

Рамочка из солёного теста с ладошкой.

Лепка, отпечаток ладошки.

Раскатать колбаски, уложить их в форме рамочки на основу, украсить рамочку. Отпечатать на основе ладошку.

Солёное тесто, картон, размером рамочки

62

По замыслу

Различные

Совершенствование умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы.

Все имеющиеся в наличии.

63

Волшебные картинки (волшебный дождик)

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. За тем каждый получает волшебную картинку-лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её.

Свеча, чернила или тушь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 с уже нанесёнными свечой рисунками

64

Пирамидка

Аппликация

Учить составлять пирамидку, развивать восприятие цвета, формы и размера, закреплять знания основных цветов

½ листа А4, цветные круги d 5 см, 4 см, 3 см, 2 см, 1 см, клей, кисть, клеёнка, тряпочка.

65

Домик для птиц

Аппликация

Продолжать работать с фигурами различной формы, составлять из них сюжетные композиции.

Голубой лист А5 с силуэтом дерева, готовые формы (6*6 см оранжевого цвета, равнобедренный треугольник с основанием 8 см, высотой 4 см  коричневого цвета, круг зелёный  2,5 см), кисть, Клеёнка, тряпочка.

66

Самолёт

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа

Лист А4 с контуром, гуашь: оранжевая, зелёная, красная, голубая.

Май

67

Травка

Рисование ладошкой

Упражнять в технике печатания  ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

Ватманский лист, тёмно- и светло зелёная гуашь кисти, салфетки

68

Автобус

Аппликация

Закрепить представление о геометрической фигуре квадрат, упражнять в умении правильно работать кистью и клеем.

Лист ¼ листа А4, готовые формы (4*8 оранжевого цвета, 3 белых квадрата 1,5*1,5 см, 2 коричневых круга d 2 см), кисть, клей, тряпочка.

Примерное планирование занятий детской студии изобразительного искусства  2 год обучения

Тема занятия

Техника исполнения

Программное содержание

Оборудование

1

2

3

4

5

1

Подсолнухи

Рисование пальчиками

Рисование пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Лист А4 с нарисованным кругом и лепестками, чёрная тушь, гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации

2

Укрась платочек

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и приём примакивания. Развивать чувство композиции и ритма

Цветной лист треугольной формы, гуашь, , пробка, кисти, эскизы и иллюстрации

3

Осеннее дерево

Оттиск печатками из листика

Познакомить с приёмами печати печатками. Упражнять в рисовании углём и сангиной

Лист тонированной бумаги А4, сангина, уголь, печатки в форме листьев, гуашь, иллюстрации и эскизы

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках.. Развивать воображение, творчество

5

Картинка про лето

Рисование кистью и восковыми мелками

Учить доступными средствами отражать полученные впечатления, Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать её в воде, осушать её о тряпочку.

Гуашь разных цветов или восковые мелки

6

На яблоне поспели яблоки

Рисование

Учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол ветви длинные и короткие. Закреплять приёмы рисования карандашами. Учить быстрому приёму рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной оценки своих работ.

Цв. Карандаши, бумага

7

Овощи и фрукты

Лепка

Закрепить умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приёмы. Развивать инициативу, самостоятельность.

Солёное тесто, стеки

8

Фигурки из полосок

Аппликация

Учить детей резать широкую полоску бумаги, правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться, Развивать творчество и воображение, воспитывать самостоятельность и активность.

Бумага, ножницы, клей

9

Мои игрушки

Оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Бумага  А3, гуашь, кисти, мячи, неваляшка, 2 медвежонка для игровой ситуации, эскизы.

10

Золотая осень

Рисование

Совершенствование умения рисовать дерево, ствол, тонкие ветки. Подводить к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество

Гуашь, бумага, кисти

11

Воздушные шарики

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Учить рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа.

Тонированная бумага А3, Гуашь, кисти, воздушные шарики удлиненной формы.

12

Грибы в лукошке

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Тонированная бумагаА4, гуашь, муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации

13

Сказочное дерево

Рисование

Учить создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать

14

Конфетки

Рисование пальчиками

Учить подбирать цвет, не выходить   за контур.

Гуашь красная, розовая, фиолетовая, зелёная, оранжевая,  лист А4 с контуром

15

Цветочек радуется солнышку

Печатание печатками из картофеля (в форме цветка)

Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить приём примакивания. Развивать чувство композиции.

Лист светло-зелёной бумаги, печатки в форме цветков, гуашь различных цветов тёмно- и светло зелёная гуашь кисть, иллюстрации и эскизы.

16

Рельсы и шпалы

Рисунок цв. карандашами.

Дать понятие длинный и короткий

Лист А4 с контуром паровоза, цв. карандаши

17

Полосатый коврик

Аппликация

Научить подбирать гармоничные цветовые оттенки.

Цветная основа 6*20 см ,цветные заготовки двух контрастных по отношению к основе цветов, размером 5*10 см, ножницы, клей, клеёнка, тряпочка.

18

Павлин

Рисование пальчиками

Учить подбирать цвет, не выходить   за контур, делая отпечатки пальцев рядом друг с другом.

Гуашь красная, розовая, голубая, зелёная, жёлтая,  лист А4 с контуром

19

Первый снег

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Закрепить умение рисовать деревья, большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист А4, тонированный тёмно-синим, тёмно-серым цветом, белая гуашь, печатки из ластика в форме снежинок, чёрная тушь, эскизы иллюстрации, фото.

20

Укрась шарфик

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Знакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции.

Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь, трафареты цветов, поролоновые тампоны, кукла и шарфик для игровой ситуации.

21

Укрась платочек

Тычок кистью

Совершенствовать умение в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные из тонированной бумаги платочки. Жёсткая кисть, гуашь, печатки, эскизы, кукла для игровой ситуации

22

Рыбки в аквариуме

Рисование восковыми мелками

Учить детей рисовать аквариумных рыб разных форм, цветов, размеров, плавающих в разных направлениях. Закреплять умение рисовать восковыми мелками разными способами (штрих, точка, линия, волна, полоса и т.д.)Воспитывать в детях самостоятельность. Учить отмечать выразительные рисунки.

Картинки с изображением аквариумных рыб, макет аквариума, игрушка рыбка. Листы А4, восковые мелки, акварель, кисти

23

Рис. к сказке «Курочка ряба»

Рисование

Вспомнить содержание сказки, её героев. Закрепить умение рисовать овальную форму, объяснить понятие «тупой» и «острый» концы яйца. Учить детей аккуратно закрашивать рисунки, дополнять их необходимыми элементами (мышка, коврик, ложка и т.д.) Развивать творческую активность.

Сказка «Курочка Ряба», 2 яйца белого и золотого цветов (муляжи), листы А4, зелёного тона, гуашь, «белила», кисти

24

«Три медведя»

Рисование

Продолжить знакомить с русскими нар. Сказками с иллюстрациями Васнецова и др., учить отражать в рисунке эпизоды сказки. Учить передавать форму частей, их относительную величину, строение и соотношение по величине трёх фигур медведей. Закреплять приёмы рисования гуашью

Сказка «три медведя» с иллюстрациями, листы А4, гуашь, кисти, палитры.

25

«Паровозик»

Рисование восковыми мелками

Учить изображать предмет, состоящий из нескольких частей прямоугольной, круглой, конусообразной формы. Упражнять в рисовании восковыми мелками и красками. Учить выбирать краску по своему вкусу, дополнять рисунок деталями, подходящими по содержанию к основному изображению. Развивать инициативность, самостоятельность в рисовании.

Листы А4, восковые мелки, акварель, кисти. Книги о паровозах, игрушки «паровоз» и «вагоны»

26

Укрась фартучек

Рисование

Знакомить с видами орнаментов в полосе. Учить составлять простой узор. Закр. Умение рисовать кистью, разными способами. Проводить волну, прямую, прерывистую линии. Развивать цветовое восприятие

Образцы орнаментов, шаблоны фартучков светлых тонов, Гуашь, кисти.

27

Зимний лес

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист А3, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, белая и зелёная гуашь, сангина, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны, фото, иллюстрации, эскизы.

28

Два петушка ссорятся

Рисование ладошкой

Совершенствование умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Лист А4, тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы.

29

Гномик

Рисование

Учить составлять изображение из простых деталей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом соотношение величин. Закреплять умение рисовать кистью и красками.

Листы А4, гуашь, кисти, сказка Братьев Гримм «Белоснежка и 7 гномов»

30

Снежинка

Рисование

Учить рисовать одной белой краской, создавая образ хрупкой, нежной снежинки. Закреплять умение вести кистью тонкие прямые линии в разных направлениях, симметрично, придумывая разные интересные сочетания линий.  Развивать творческую активность, самостоятельность.

Рисунки узоров снежинок, загадки про снег, тёмные бумажные круги диаметром 20 см, кисти.

31

Домик для гномика

Рисование

Учить рисовать домики, используя маркеры или карандаши, знакомить с видами архитектурных украшений на примере Поощрять самостоятельность и оригинальность детского творчества.

Листы А4, цветные карандаши, маркеры.

32

Солнечная поляна зимой

Рисование

Закрепить умение рисовать зимние деревья, большие и маленькие ёлочки, обратить внимание детей на тень от деревьев на снегу в солнечный день. Знакомить с картинами художников-пейзажистов. Закреплять умение рисовать гуашью, углём, сангиной, дополнять рисунок деталями (следы на снегу, куст, солнце и т.д.)

Лист А4, Цв. Мелки, гуашь, кисти, уголь, сангина

33

Новогодняя ёлочка

Рисование

Закрепить умение рисовать новогоднюю ёлочку, учить правильно изображать ствол, ветки, пушистую хвою. Вспомнить способы рисования иголок на ёлочке, способы смешивания цветов (розовый, голубой, оранжевый) на палитре. Учить передавать в рисунке образ нарядной ёлки (огоньки, игрушки - яркие, контрастных цветов). Привлекать детей к обсуждению работ, их эмоциональной оценке. Развивать цветовое восприятие.

Искуственная ёлочка с игрушками, схемы рисования елей, листы А4, светлых тонов, гуашь, белила, палитры, кисти.

34

Укрась ёлочку бусами

Аппликация

Закрепить знания о круглой и овальной форме, Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения круглой и овальной формы, Чередовать бусины разной формы , наклеивать аккуратно, ровно.

Прямоугольники и квадраты разных цветов, клей, кисти, салфетки, ножницы, шаблоны ёлочки.

35

Ёлочные игрушки

Лепка

Учить лепить разные фигуры, шар, лепёшка, колбаска) Украшать деталями, пользоваться инструментами

Солёное тесто, бусины, бисер, стеки, круглые ножи

36

Портрет

Рисование

Рассмотреть части лица, пропорции, строение глаза (глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок), носа (переносица, кончик носа, крылья носа, ноздри)

Масляная пастель, акварель, кисти, лист А3

37

Снеговик

Лепка

Учить лепить разные фигуры, шар. Создать узнаваемый образ.

Солёное тесто, стеки, перец горошком, гвоздика.

38

Салфетка

Рисование

Знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть её красоту. Учить узнавать знакомые образы, выделять из узора один элемент, определять форму, цвет. Учить украшать края и середину салфетки кольцами, кругами, овалами. Учить выбирать элементы их цвет, украшать узор чёрным цветом.

Дымковские игрушки, образцы узоров. салфетки, вырезанные из бумаги (диаметр 20 см) или квадратные листы 20х20 см, гуашь, кисти.

39

Два барашка

Рисование

Учить рисовать животных на четырёх ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища барашка и его строение. Учить соблюдать пропорциональные соотношения при рисовании. Закрепить умение рисовать углём и мелом. Развивать образное мышление.

Стихотворение о баранах, игрушка «барашек», листы А4, зелёного цвета, уголь, мел.

40

Узор на полосе                                                                                          

Аппликация

Учить составлять узор в полосе, использовать новые элементы: Ёлочки, линии. Закреплять умение рисовать прямые и наклонные линии всем ворсом кисти, безотрывным движением.

Бумага 15х21 см, гуашь, кисти

41

Варежки

Рисование

Отработать приёмы работы кистью (тычок, шлепок), прямые, волнистые, прерывистые линии, круг, точка. Создать свой рисунок .

Шаблон варежки, акварель, кисти

42

Девочка в зимней одежде

Лепка

Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки)

Пластилин, куколка.

43

Птичка

Лепка

Учить детей лепить птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылья. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений

Солёное тесто, кисти, салфетки

44

Солдат на посту

Рисование

Учить передавать характерные особенности образа, закреплять умение располагать, изображение на листе, рисовать крупно. Учить использовать навыки рисования и закрашивания изображения.

Изображение солдата, Листы А4, цветные карандаши.

45

«Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт»

Рисование

Вспомнить украшения дома, развивать творческую активность, аккуратность, умение работать разными материалами.

Шаблоны резных домиков, акварель, фломастеры, кисти

46

Городецкий узор

Рисование

Знакомить с изделиями городецких мастеров, их цветовой гаммой, назв. элементов, приёмам росписи. Учить смешивать на палитре краски. Познакомить с последовательностью росписи. Воспитывать интерес и уважение к народным промыслам.

Изделия городецких мастеров, образцы последовательности рисования ромашки и купавки. ЛистА5, тонированные под светлое дерево, гуашь, белила, палитры, кисти.

47

Сказочный дворец

Рисование

Учить передавать в рисунке образ сказочного домика-дворца. Вспомнить сказки, где есть необыкновенные постройки. Закрепить умение рисовать прямоугольник, треугольник, квадрат, составлять из них интересное строение, украшать его. Развивать воображение, самостоятельность

Иллюстрации дворцов. Лист А4, гуашь, кисти.

48

Кораблики в море

Оригами, рисование

Учить рисовать волны по сырой поверхности, использовать соль. Учить складывать из листа кораблик.

Лист А3, акварель, губка, соль, лист А4 клей

49

Портрет зимы

Рисование

Учить создавать сказочный образ, используя форму, линии, цвет. Напомнить о получении холодных цветов и их оттенков. Учить задумывать содержание рисунка и доводить замысел до конца. Учить оценивать рисунки по их соответствию замыслу.

Лист А3, гуашь, белила, кисти. Карточки холодных цветов.

50

Ваза для цветов

Рисование

Отработать приёмы работы кистью (тычок, шлепок), прямые, волнистые, прерывистые линии, круг, точка. Создать свой рисунок .

Шаблон варежки, акварель, кисти

51

Открытка для мамы

Аппликация

Учить делать объемные цветы из полосок бумаги, Составить композицию из цветов на картоне.

Полоски цветной бумаги, картон, клей, кисть.

52

Весеннее солнышко

Рисование ладошками

Закрепить умение рисовать в технике печатанья ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (жёлтую, красную, оранжевую) кистью, прямо в ладошке.

Ватманский лист бледно голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы.

53

Собака со щенками

Рисование

Учить рисовать животных на четырёх лапах разных размеров и окрасов, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.) Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать. Учить детей составлять связный рассказ о своих рисунках.

Картинки с изображением собак разных пород. Листы А4, белые и цветные, уголь, сангина, цветные мелки.

54

Наша улица вечером

Рисование

Закрепить умение рисовать многоэтажные дома, длинные или высокие, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон, рисуя горизонтальные и вертикальные линии, по мере высыхания заполнять окошки различными огоньками.

Листы А4, тёмного тона, гуашь, кисти

55

Кокошник для Снегурочки

Рисование

Учит рисовать концом кисти бордюр по краю кокошника, несложные цветы и листья в центре. Закрепить знания детей о холодных цветах, способах получения оттенков с помощью белил.

Листы, вырезанные в форме кокошника, гуашь, белила, кисти.

56

Это – Я

Рисование

Начать знакомить с портретом - одним из видов изобразительного искусства. Учить рисовать человека в полный рост, соблюдать пропорции, изображать задний план. Развивать навыки рисования карандашами, восковыми мелками.

ЛистА5, мелки, карандаши.

57

Скворцы прилетели

Рисование

Знакомить Детей с богатым миром птиц средней полосы России, Учить рисовать скворцов у скворечника.

Картинки с изображением птиц, пудио запись с голосами птиц, листы А4, восковые мелки, акварель, кисти

58

Весенний клоун

Рисование

Учить задумывать несложную композицию с фигурой человека. Закреплять умение рисовать красками человека в движении, цветом передавать настроение, необычный яркий костюм .

Картинки с изображением цирка, клоунов, Листы А4, гуашь, кисти

59

В морской глубине

Рисование

Расширять представление о море и его обитателях. Учить продумывать композицию рисунка , его содержание.

Картинки с изображением подводного мира и его обитателей, листы А4, гуашь, кисти, цветные мелки.

60

В космосе

Рисование

Рассказать о Ю. Гагарине, Показать фотографии космоса, Учить рисовать планеты, летающие тарелки, ракеты, звёзды в космосе, рисовать одним цветом по другому по мере высыхания, дополнять рисунок мелкими деталями. Развивать фантазию и воображение при создании космических образов.

Портрет Ю.А.Гагарина, листы А4, тёмного тона, гуашь, кисти, белила.

61

Укрась свитер

Тычок жёсткой кистью, печатание печатками

Совершенствовать умение в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жёсткая кисть, гуашь, печатки, эскизы, кукла для игровой ситуации

62

Одуванчики

Рисование, печатки

Закрепить умение в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции.

Лист А4, белого или бледно-зелёного цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь, печатки в форме треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры.

63

Как я вырос за год

Чёрно-белый граттаж

Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Приготовленный лист для чёрно-белого граттажа, палочка для процарапывания, репродукции автопортретов, эскизы.

64

Нарядная кукла в сарафане

Рисование

Учить рассматривать иллюстрации В.Васнецова к русским народным сказкам. Познакомить с предметом русского костюма - сарафаном, его назначением и способами украшения. Совершенствовать умение рисовать гуашью (цветом по уже высохшему цвету)

Книги или иллюстрации В.Васнецова к русским народным сказкам, листы А4, светлого тона, гуашь, кисти, палитры.

65

Праздничный день

Рисование

Учить передавать в рисунке яркую, праздничную обстановку, нарядный город, дома, людей. Ввести понятие «перспектива».

Картинки с изображентем праздничных улиц, листы А4, гуашь, кисти, восковые карандаши

66

Цветущий сад

Рисование

Закрепить умение изображать картины природы, передавая характерные особенности времени года, рисовать раскидистое дерево в цвету, Учить располагать изображение по всему листу (ближе-крупнее, дальше-меньше), рисовать разными материалами, Развивать творческую активность, эстетическое восприятие.

Репродукция картины с изображением цветущего сада. ЛистыА3, гуашь, кисти, акварель, восковые мелки

67

Весенний день  

Рисование

Закрепить умение самостоятельно продумывать и рисовать несложную композицию по заданной теме. Учить выбрать художественный материал в соответствии с содержанием рисунка, учить доводить его до конца. Развивать умение находить интересные темы для рисунков.

Репродукции весенних пейзажей, листы А4, гуашь, кисти, восковые карандаши.

68

Выставка рисунков детей данной группы.

Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся и непонравившихся рисунков.

Рисунки детей за год (выбирается несколько лучших рисунков у каждого ребёнка)

Оценка эффективности работы программы

На каждом занятии обязательно должен происходить анализ выполненных работ (минута «любования», обсуждение).

Тематический контроль: после прохождения каждой темы – мини-экзамен в форме «вопрос - ответ» или творческая работа, на закрепление знаний и проверка навыков.

При окончании работы трех годичного курса обучения кружка «Радуга» воспитанник расширяет свой кругозор овладевая определенным комплексом знаний:

Результат

Методы оценивания

Формируется навык творческой деятельности

Диагностика

Педагогическое наблюдение

Самостоятельные творческие работы

Знает   свойства различных художественных материалов, основные законы композиции, цвета, перспективы и т.д.

Самостоятельные творческие работы

Умеет понимать и применять профессиональные термины, анализировать творческие работы.

Самостоятельный анализ работы

Мини – экзамен

Минута «любования»

Владеет техническими приёмами изображения.

Самостоятельные творческие работы

Приобретает навык работать в команде со взрослыми и сверстниками.

Педагогическое наблюдение

Дружеское, доброжелательное общение в коллективе.

Педагогическое наблюдение. Тесты. Анкеты

Формы контроля:

1. Тематический контроль.

2. Для отслеживания динамики развития ребенка для планирования дальнейшей работы прилагается таблица по 3-х бальной системе:

            O  - высокий уровень знаний;

     - средний уровень знаний;

         - низкий уровень знаний.

O – выполняет по образцу, привносит творческие элементы;

        - выполнение строго по образцу с помощью педагога;

∆ - не может выполнить работу.

№ п/п

Ф.И

Умение держать ножницы

Вырезание предмета по контуру

Координация движения

Общение

Раскатывание колбаски

Раскатывание шарика

Лепка лепёшки

Работа  стеком

Гуашь

Акварель

Масляная пастель

Умение держать кисть

Композиция

Материально-техническое обеспечение программ.

№ п/п

Материалы, оборудование

Кол-во

Имеются

Требуются

1

Клей

-ПВА

1

1

2

Краски:

- гуашь

- акрил

- акварель

15

15

Пополняется в течении уч. года

3

Карандаши:

- простые  

- цветные

- восковые

- пастель

15

15

Пополняется в течении уч. года

4

Цветной опил

Не измеряется

5

Пластилин

15

10

5

6

Ножницы

15

15

0

7

Планшеты для бумаги

15

15

0

8

Планшеты для лепки

15

15

0

9

Кисти:

- щетинные  (4-5)

- беличьи  (8)

- синтетические  (0, 3, 5)

- для клея

15 каждого номера

15

Обновляются по мере истирания 2 раза в год

10

Бумага:

-для черчения, форматом

  • А2
  • А3
  • А4

-для ксерокса(белая, цветная) форматом А4

-цветная

По мере потребления

11

Соль

По мере потребления

12

Мука

По мере потребления

13

Стеки

15

10

5

14

Макаронные изделия интересной формы

По мере потребления

15

Перец (чёрный, душистый)

По мере потребления

16

Гвоздика

По мере потребления

17

Скалки

15

15

18

Зубочистки

1уп

1уп

19

Чеснокопресс

15

20

Формочки для печенья

15

21

Инструменты для фигурного вырезания (нож для хвороста, для лапши и т.д.)

15

  • Столы, стулья;
  • Аудиоаппаратура;
  • Видеоаппаратура;
  • Планшеты для лепки и рисования;
  • Стенд для учебных пособий;
  • Стационарная выставок детских рисунков;
  • Натюрмортный стол;
  • Натюрмортный ряд.

Дидактический материал.

  • Природный материал;
  • Книги, альбомы;
  • Подборка аудио, видео материалов;
  • Схемы, таблицы;
  • Геометрические фигуры (шар, пирамида);
  • Цветовые примеры;
  • Карточки с вопросами;
  • Репродукции с картин.

Литература:

              1. Чаянова Г.Н.

Солёное тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 144 с.: ил. – (Для начинающих)

              2. Т.С. Комарова, А.В. Размыслова

«Цвет в детском изобразительном творчестве». Педагогическое общество России. Москва, 2002г.

 3.Комарова Т.С., Зырянова О.Ю.

Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

 4. Кирцер Ю.М.

Рисунок и живопись: Практ. пособие. -  М.: «Высш. Шк., 1992. – 270 с.: ил.

 5. Колякина В.И.

Методика организации уроков коллективного творчества:

Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС , 2002.- 176 с. 16 с. ил.: - (Б-ка учителя изобразительной деятельности).

 6. Комарова Т.С.

Обучение детей технике рисования.

Изд. 3-е перераб. доп. М.: АО «Столетие», 1994. – 152 с. С ил.

 7. Кискальд И.

Солёное тесто/ Пер. с нем. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 144 с., ил. – (Золотая библиотека увлечений).

        8. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. – М.: Изд-во Эксмо, 2004 – 160 с., илл.

        9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н.

Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 464 с.

               10. Фатеева А.А.

Рисуем без кисточки/ Худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 96 с.: ил. –  (Детский сад: день за днём. Практическое приложение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по декоративно - прикладному искусству "Разноцветный лоскуток"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11924293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 650px; height: 919px; float: left;"}}]]...

Программа дополнительного образования по декоративно- прикладному искусству народа ханты "Золотые ручки"

Программа дополнительного образования "Золотые ручки" предусматривает ознакомление старших дошкольников с декоративно - прикладным искусством народа ханты и направлена на развитие творческих способнос...

ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки» с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования

ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки» с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования...

ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «КОЛОБОК» с детьми группы раннего развития

ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «КОЛОБОК»с детьми группы раннего развития...

Реализация программы дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству "Очумелые ручки" (Пластилинография).

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность явл...

Программа дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству: Тестопластика: «Волшебные ладошки».

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необх...