организация работы с детьми в старшей группе с применением способов нетрадиционного рисования.
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Толмачева Елена Вячеславна

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира,которые находят отражение в форме поисковой , исследовательской деятельности, направленные на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

       Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

      Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(китайская  пословица)

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира,которые находят отражение в форме поисковой , исследовательской деятельности, направленные на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

       Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

      Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

      На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность ( почему?, зачем?, как?, что будет?, если? ), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер,соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы;
  • анализировать объект или явление;
  • выдвигать гипотезы и предположения;
  • осуществлять эксперимент;
  • делать выводы;
  • фиксировать этапы действий и результаты графически.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учатся рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать – смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх пред процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.)

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.

    Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Виды нетрадиционных техник рисования

«Тычок жесткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 «Рисование пальчиками»

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Оттиск пробкой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

«Оттиск печатками из картофеля»

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

«Оттиск поролоном»

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

«Оттиск пенопластом»

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

«Оттиск печатками из ластика»

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

«Восковые мелки + акварель»

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

«Свеча + акварель»

 Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

«Печать по трафарету»

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

«Монотипия предметная»

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

«Кляксография обычная»

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография с трубочкой»

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография с ниточкой»

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Акварельные мелки»

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

«Тычкование»

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

«Черно-белый граттаж»

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

«Монотипия пейзажная»

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль по теме: «Организация театрализованной деятельности как совместной и самостоятельной формы работы с детьми в старших группах"

План тематического контроля по теме: «Организация театрализованной деятельности как совместной и самостоятельной формы работы с детьми в старших группах", карты контроля и аналитическая справка о...

Конспект организации работы с детьми в средней группе по художественному конструированию из тканевого конструктора «Кто нам встретился в лесу!»

Программное содержание:Учить строить обобщенный образ медведя и зайца в двух проекциях, передавая общую схему строения тела, его основные части с одинаковыми функциями (голова, туловище, ноги), ...

Беседа с детьми в старшей группе с применением бесконтактного сенсорного игрового контроллера Kinect «Овощи и фрукты»»

Цель: Продолжать обогащать представления об овощах и фруктах. Образовательные:1. Закрепить умение классифицировать, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности...

Организация работы с детьми в разновозрастной группе

Организация работы с детьми в разновозрастной группе...

Организация работы с детьми в разновозрастной группе

laquo;Дружба старших и младших создает удивительные отношения в коллективе, придает им такую прелесть, какая бывает только в семье, прелесть отношений старших и младших братьев»  Н.К. Круп...