рисование песком
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

махонина оксана эдуардовна

Цель- создание условий для вовлечения  дошкольников в мир песочной фантазии, овладение  техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком. 

 

Планируемые результаты обучения:

*развитие  зрительного и слухового восприятия;

*развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя оттенки света и тени;

*обучение созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;

*развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета; *развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком; *развитие творческого воображения и творческих способностей;

* овладение навыками конструктивного общения. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обучению рисование песком на световом столе детей дошкольного и младшего школьного возраста «Песочная фантазия»  

 

 Цель- создание условий для вовлечения  дошкольников в мир песочной фантазии, овладение  техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.  

Планируемые результаты обучения:

*развитие  зрительного и слухового восприятия;

*развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя оттенки света и тени;

*обучение созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;

*развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета; *развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком; *развитие творческого воображения и творческих способностей;

* овладение навыками конструктивного общения.  

Ожидаемый результат: 

*развитие плавности, изящества и точности движений;

*умение работать кистью и пальцами обеих рук;

*скоординированность действий руки и глаза;

 *овладение техническими умениями: регуляция силы и амплитуда движений, скорость; *ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; *овладение техникой построения различных объёмных построек из песка, гармоничное сочетание линий, цвета и тени;

 * гармонизация психоэмоционального состояния детей.  

Преимущества использования метода песочного рисования :

 1. Простота. Заниматься рисованием на песке можно без специального обучения. 2.Красота, оригинальность. Вызывает интерес у детей и взрослых. Развивает любознательность, творческую активность.

3.Пластичность. С помощью песка легко менять детали изображения на одной и той же рабочей поверхности бесконечное множество раз.

4. Оздоровление. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, снятию эмоционального напряжения, расслаблению, приобретению навыков релаксации, гармонизации внутреннего состояния и фонового настроения.

   

  Условия реализации программы:

      Данная программа построена с учётом ФГОС ДО и ФГОС НОО и базируется на принципах дошкольного и школьного образования:

1. Сохранение разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

2.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

3. Уважение личности ребёнка.

4.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.

5.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

6. Интеграции образовательных областей.

       Условия обучения: занятия проводятся в профессиональной песочной студии, оборудованная индивидуальными световыми столами-планшетами со стеклянной  поверхностью.  

     Образовательная деятельность  по обучению рисования песком на стеклянной световой поверхности с детьми предусматривает три цикла:

-1 –й начальный – знакомство с песком;

-2-й сюжетное рисование, развитие воображения;

-3-й самостоятельное составление динамических композиций на песке.

    Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.

      Вводная часть предусматривает использование муз. произведений  для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание  образов (творческое развитие), развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.

      Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где  дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности  дети  моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют  песок для насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков.       В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.  Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно.  

 

Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. Обязательным является проведение физкультминутки.  Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.

 

Условия организации  занятий рисования песком с дошкольниками  проводятся в соответствии  с САНПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. №26.

1. Создание доброжелательной и творческой атмосферы для самовыражения и творческой свободы мысли.

2. Моделирование занятий исходит из индивидуального интереса ребёнка.    

3.Образовательный процесс выстраивается с использованием игровых технологий, направленных на развитие творческого воображения, творческой инициативы и творческих способностей в процессе рисования песком на стеклянной поверхности, шаблонов рисунка.

4. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. 5.Не помещать лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

6.Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.

7.Выделить для лотка с песком отдельный стол. Специальная конструкция столешницы не позволяет лотку соскальзывать с ее поверхности. Вспомогательные материалы можно удобно разместить рядом. Хорошо бы рядом с большим столом расположить маленький столик, чтобы работать с тактильными досками или с набором для рисования мандалы. 8.Материалы, которые в данный момент не используются, лучше убирать в специальный ящик.

 9.Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка. Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.

10.С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке. 11. Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

12.Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

13.Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.    

14. Хорошо бы подстелить под лоток с песком большое полотенце (однотонное, без всяких орнаментов и картинок). В конце рабочего дня полотенце можно вытряхнуть или сменить.

15. Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

16.Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

17. Периодически лоток нужно пополнять песком (кварцевый мелкозернистый).

Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это за- висит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети мо гут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания. Некоторые любят при составлении мандалы вносить в нее свои изменения, несмотря на то, что это является результатом коллективного творчества.  Поэтому предварительно необходимо продумать задание и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

18. Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.

19.После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой

Необходимо:

*Создавать творческую проблемную ситуацию и поддерживать творческую инициативу в поиске правильных, нестандартных решений при создании песочной композиции;

*Ценить уникальную природу личности дошкольника и младшего школьника, самоценность детства;

* Предварительно обсуждать с детьми порядок работы и чётко следовать установленным правилам;

* До начала и после завершения занятия соблюдать меры гигиены ( мытьё рук с мылом);  

* Категорически нельзя бросаться песком;

*Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;

* По завершении занятия убрать  своё рабочее место.                      

Информационно-методическое обеспечение

1.Федеральный  закон  и 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства  образования  и  науки Российской  Федерации (Минобрнауки России»  от 17  ноября 2013г. №1155 г. Москва  «Об утверждении федерального   государственного   стандарта  дошкольного образования».

3. Методическое обеспечение: Дубровская Н.В Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб., 2003.  

4. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. -СПб.: ООО Издательство Детство- Пресс, 2011.

5. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком.- Журнал « Старший воспитатель»-М., 2012г.-№5.

6.Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании    ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.-2010.- №2.

7.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.-СПб, 1998.

8.Грабенко Т.М., Зинкевич –Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.-СПб, 2002.

9. Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М: ИНТ,2010.  

10.Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006.  

11.Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.-М., 2003.

12.Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М., 2010.

13. Э.Крейри Я злюсь.-СПб, 1995.

14. Э.Крейри Я горжусь.-СПб, 1995.

15. Э.Крейри Я расстраиваюсь.-СПб, 1995.

16. Э.Крейри Я боюсь.-СПб, 1995.

17. Э.Крейри Я сержусь.-СПб, 1995.

18. Э.Крейри Я волнуюсь.-СПб, 1995.

19.Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ,2013, №9.  

20. Никитина О.Н. Метод Sahd-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории.-СПб, 2012г.

21.Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь». 2006.  

9

22.Постоева Л.Д.,.Лукина Г.А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для детей 4-6 лет», «Книголюб», 2006.

23. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии.- М.: ИЦ Академия, 2012.  

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. htt://www.sadpictures.ru

2. htt://www.jlady.ru

3. htt://www.u-sovenka.ru

4. htt://www.vita-studia.com

5. htt://www. mc-art.ru

6. htt://www. sandpoject.ru

7.Издательский дом «Первое сентября» www.1september.r

8.Народная библиотека www.biglib.com.ru

9. Сайт «Все для детского сада» www. Ru              

Рабочая программа по обучению рисование песком на световом столе детей дошкольного и младшего школьного возраста «Песочная фантазия»  

1. Образовательная деятельность. 

 1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;

 2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;

 3-й - "раскрашивание" картин с использованием цветного песка.  

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом  с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе .    

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.  

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.    

Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" -голубой и/или синий и т. д. Но "раскрашивать" таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.          

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:  

1. развитие плавности, изящества и точности движений; 2. умения работать кистью и пальцами обеих рук; 3. координации руки и глаза; 4. овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.  

2. Развивающая деятельность.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК “ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ” Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности. Отпечатки ваших рук. На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?” Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения. Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?” Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками? - “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)  

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, - “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы, - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.), - “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем по очередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком). - далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по-четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они? - “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверхвниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола. Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильнокинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.  

Упражнения для развития мелкой моторики  

"Гроза"  Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:  Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)  Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)  Дождик застучал сильней. (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)  Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)  Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)  Разбежалась детвора.  (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)  В небе молния сверкает,  Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)  А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)  Вновь посмотрит нам в оконце!      

"Цветочки"  Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:  В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)  Во зеленой во стране,   (показывают ладошками "горшочки")  В расписных горшочках  (поднимают ладошки вверх вертикально)  Подросли цветочки.  Вот розан, герань, толстянка,  Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)  Их польем мы спозаранку,(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)  Я и все мои друзья!  

"Колокольчик"  Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:  - Дон-дон-дон, -  Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук)  - Ля-ля-ля, -  Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)  Динь-динь-динь, -  Наклоняет головку. (опуститьладошки вниз)  Бом-бом-бом, -  Растрепал всю прическу. (провестиладошками по волосам)  Дзынь-дзынь-дзынь, -  Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)  Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)  

Развивающие кинезиологические упражнения  

"Колечко"  Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.  

"Кулак - ребро - ладонь"  

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.    

"Зеркальное рисование"  

Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.  

"Ухо - нос"  

Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.  

"Горизонтальная восьмерка"  

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.  

"Симметричные рисунки"  

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.  

"Медвежьи покачивания"  

Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.  

"Снеговик"  Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.  

"Накачаем мышцы"   

Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.    

"Часики"  Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.  

"Рожицы"  Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.  

"Жонглер"  Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.  

"Водный велосипед"

Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.  

"Пианист"  Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.  

Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы  

Игра "Тень"

 Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.  

Игра "Запретный номер"

 Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.  

Игра "Вот он какой"

 Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.    

Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"  

Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.  

Упражнение "Мое настроение"

 Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.  

Упражнение "Общение в паре"  

Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.  

Упражнение "Сидящий - стоящий"  

Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.  

Упражнение "Исследование лица"  

Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.  

Упражнение "Зеркало"  

Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.  

Упражнения "Животные"

 Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.  

Упражнение "Танец под музыку"  

Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.  

Упражнение "Рисование на спине"

 Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.  

Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики  с использованием песка ( по методики О.Н.Никитиной)

Упражнение 1. « Нити»

Дети набирают песок в кулачки, поднимают руки над столом и, раскачивая вправо и влево, слегка расслабляют кулачок, постепенно засыпают стол песком.

Поглядите, поглядите,

Потянулись с неба нити.

Что за тоненькая нить

Хочет землю с небом сшить?

Не ответишь, подождём,

Отгадаешь под дождём!

Высыпав весь песок из кулачка, дети расслабляют и встряхивают кисти рук.

Упражнение 2 «Круг»

Упражнение 3 « Волна»

Упражнение 4 « Расчёски»

Упражнение 5 «Пианист»

Упражнение 6 « Спиральки»

Упражнение 7 «Пузырьки»

Упражнения на развитие эмпатии

Упражнение 8 « Рисуем погоду»

Упражнения на развитие воображения, фантазии, внимания и наблюдательности

Упражнение 9 « Следы»

Упражнение 10 « Угадай кто это?»

Упражнения 11 «Вырезание»

Упражнение 12 « Игра»

Развитие социальных навыков       Работа  с песком открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку. Очень важно, чтобы ребенок хорошо знал свой рабочий материал и чтобы выбранный материал подходил к игровым приемам ребенка. С помощью песка дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают  окружающим свою радость от работы.  

Развитие тонкой и общей моторики у ребенка Дети с проблемами кинестетического характера испытывают затруднения с движением и с ориентацией в пространстве. Такие дети могут иметь искаженное представление о своем теле и о положении его или его частей в пространстве. Из-за подобных нарушений не только движения, но и восприятие детей, их тонкая и общая моторика часто бывают недостаточно развиты. Дети не могут объективно рассчитать на свои усилия, они испытывают трудности при освоении сложных движений (например, при обучении письму или рисованию). Работа с песком помогает ребёнку восстановить утраченные нарушения в восприятии движений, тактильных ощущений, активизировать работу мелких мышц рук и фалангов пальце, что напрямую связано с мышлением и речью.  

Эмоциональное самовыражение с помощью песка Тактильные ощущения способствуют возникновению эмоционального комфорта. Созданное из песка творческий продукт  пробуждает гораздо более сильные эмоции и чувства, чем любое словесное объяснение. Разнообразные  детские впечатления находят свое материальное выражение на доступном для них языке во время игр  с песком. Дети часто выбирают для такой игры одни и те же объекты и аналогичные способы работы. Привычная обстановка дает детям ощущение безопасности и удобства, побуждает их к действию и помогает преодолеть внутренние страхи. А ощущение внутренней безопасности и умиротворенности может пробудить новые движущие силы для игры. Дети играют сосредоточенно и усердно и бывают так поглощены игрой в песок, что совершенно забывают и о времени, и о том, где они находятся.  

Развитие восприятия Регулярные упражнения с песком стимулируют тактильное восприятие: дети исследуют песок, ощущая тепло или холод. Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела. В суставах, мышцах, сухожилиях и в среднем ухе (которое ответственно за чувство равновесия) имеются соответствующие рецепторы. Легкие прикосновения воспринимаются как бы «с усилением». Регулярные занятия  с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности.  

2.Раздел: Содержательный  

2.1 Описание содержания образовательной деятельности с детьми  

1.Знакомство со световым столом, песком. Правила техники безопасности при работе на песочных столах, при работе с песком.  

Форма занятий: теоретическая

  2.Основные техники рисования песком и основы композиции  

Получение начального представления о способах рисования. Основные приёмы насыпания и техники рисования песком. Что такое композиция и как её понимать. Композиционный центр, основная фигура. Выразительные средства композиции: линии, пятно, точка. Средства композиции: симметрии и асимметрия, пропорции.  Формы занятий: практическая .

Результатом непосредственной образовательной деятельности предусмотрено не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение заданий по созданию творческих работ. В процессе образовательной деятельности для лучшего освоения материала детям предлагаются тренировочные упражнения, направленные на развитие навыков рисования на песке, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, воображения и фантазии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия помогают игровые ситуации, театрализованные игры, музыкальное сопровождение.  Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только дать начальные представления о способах рисования песком, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Интегрированная НОД по экспериментированию с песком и рисованию песком в средней группе

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Отгадай по описанию» Мы уже с вами ее играли. Я буду описывать то, что у меня здесь спрятано, ...

Конспект занятия "Рисование песком и на песке"

Программное содержание:Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.Обогащать тактильный опыт детей.Развивать мелкую моторику рук.Предварительная работа:Наблюдение.Беседа.Рассматрив...

Конспекты по рисованию песком для младших дошкольников "Мир волшебного песка"

Изобразительная деятельность - один из видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, р...

Памятка по рисованию песком для воспитателей "Мир волшебного песка"

Рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок. Это, прежде всего, развитие мелкой моторики, а так же эта методика работает на другие цели – улучшает память, ра...

Картотека упражнений для рисования песком и на песке

Обыкновенный песок - это нечто волшебное... А лоток или поднос с песком превращаются в игровую площадку для реализации самых разнообразных замыслов! Предлагаю несколько упражнений для рисования на пес...