Развитие изобразительных навыков детей посредством ознакомления с фольклором народов Поволжья
статья по рисованию (средняя, старшая группа) на тему

Блохина Елена Иосифовна

В статье рассматриваются особенности организации работы по формированию изобразительных навыков детей посредством приобщения к этнической культуре народов Поволжского региона. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_blohina_2016.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Развитие изобразительных навыков детей посредством ознакомления с фольклором народов Поволжья

Е.И. Блохина

МБДОУ д/с №8, воспитатель, высшая квалификационная категория

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации работы по формированию изобразительных навыков детей посредством приобщения к этнической культуре народов Поволжского региона.

Ключевые слова: национальная культура, фольклор, изобразительные навыки, творческие способности, художественно-эстетический потенциал.

Важным этапом в развитии личности является период дошкольного детства, когда ребёнок представляет собой маленького исследователя, смотрящего на незнакомый и удивительный мир широко раскрытыми глазами. Ему всё интересно, всё хочется узнать, понять и потрогать. Задача педагога – разнообразить деятельность детей, помочь им реализовать свои потенциальные возможности, способствовать развитию творчества.  

Одной из самых интересных и доступных видов творческой деятельности для дошкольников является изобразительная деятельность. Она вызывает положительные эмоции, развивает наблюдательность, художественный вкус, эстетическое восприятие, творческие способности.

В детском саду детей учат изображать предметы и явления посредством образного отображения жизненных впечатлений. Обучение детей рисованию преследует следующие цели:

  • развитие эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, родной природе, к событиям;
  • формирование изобразительных навыков и умений.

Как отмечают  Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и другие исследователи, именно в изобразительной деятельности дети могут отразить свои первые представления и впечатления об окружающем мире. Наряду с игрой, этот вид деятельности позволяет ребенку дошкольного возраста осваивать социальный мир в воображаемом плане. «Детское изобразительное творчество, — писала Е.А. Флерина, — мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства» [8, с.11]. Содержание изобразительной деятельности дошкольников определяется впечатлениями, отражающими сложную социокультурную реальность, одну из характерных современных особенностей которой составляет многообразие культур народов, живущих в России. Одним из источников изобразительного творчества дошкольников является многообразие культур народов Поволжья. Поэтому в работе по развитию изобразительной деятельности дошкольников нами широко используется фольклор. В нем аккумулировано ценностное содержание социокультурного опыта марийцев, мордвы, татар, чувашей, с давних пор населяющих и взаимодействующих на территории Поволжского региона. Главной идеей нашей работы стало развитие у детей интереса к устному народному творчеству и отражение впечатлений в изобразительной деятельности по сюжетам различных фольклорных произведений.

Были поставлены следующие задачи:

1. Способствовать знакомству детей с фольклором народов Нижегородской области (сказками, пословицами, поговорками, загадками) через разные формы организации работы с детьми.

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду.

3. Содействовать развитию творческой фантазии, воображения, изобразительных умений и навыков в процессе ознакомления с народным творчеством разных национальностей.

Для того чтобы вызвать интерес детей, получить эмоциональный отклик, были проведены беседы о народах, населяющих Поволжский регион с использованием иллюстраций, мультимедийных презентаций. Содержание беседы по теме «Население нашего края» составило знакомство дошкольников с народностями, населяющими территорию данного региона. В процессе рассматривания иллюстрации «Национальные костюмы» детей познакомили с элементами орнаментов костюмов татар, мордвы и чувашей. При этом педагог обращал внимание дошкольников на красоту одежды, особенности орнамента, сочетание цветов.

Из рассказа воспитателя дошкольники узнали, что в каждом элементе орнаментов, украшающих национальные костюмы заложен определенный смысл. Например, основными элементами узоров костюмов разных наций являются зигзаги, символизирующие воду, квадраты - изобилие, ромбы, треугольники, роговидные узоры - деревья и траву, восьмиконечные звезды -солнце. В рисунке орнаментов можно увидеть элементы, символизирующие цветущие ветви деревьев, яркое солнце, дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды.

В результате сравнения национальных костюмов татарского, мордовского, чувашского, русского народов воспитатель подвел детей к выводу о том, что в создании костюмов эти народы объединяет использование таких цветов, как: белый, красный, чёрный, зелёный, жёлтый, синий. Для закрепления представлений детей применялись дидактические игры, в ходе которых им предстояло из многообразия узоров, цветов выбрать те, что характерны для национального костюма того или иного этноса. Вместе с дошкольниками сделали многонациональную деревню, в которой из коробок «построили» мордовский, чувашский и русский дома, украшенные национальными орнаментами. Есть там и «жители» в национальных костюмах.

Знакомство дошкольников с национальными традициями осуществлялось в ходе бесед по теме «Культура и традиции народов Нижегородской области». Подготовленные педагогами мультимедийные презентации способствовали формированию у детей представлений о традициях проведения праздников: у татар - «Сабантуй» (по окончании сева), «Воронья каша» (в начале весны); у мордвы - «Вербные кушанья»; у чувашей - «Акатуй» (посвящён земледелию), «Уяв» (весенне-летний праздник молодежных игрищ и хороводов).

На следующем этапе своей работы мы знакомили детей со сказками разных народов. Сказки - наиболее близкий и понятный детям вид устного творчества. Любые сказки учат добру, справедливости. Они воспитывают уважение к обычаям, традициям, культуре, как своего, так и другого народа. В сказках разных национальностей дети нашли общих героев. Так, мордовская народная сказка «Лиса и медведь» по сюжету и характеристике персонажей похожа на русскую народную сказку «Мужик и медведь». В обеих сказках медведь остался ни с чем. А чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик» тесно перекликается с русской сказкой «Теремок». Дети с удовольствием находили сходства и различия сказок разных народов. Для того чтобы дошкольники лучше запомнили сказки, провели литературную викторину «Из какой сказки герой?».

Конечно же, все дети любят мультфильмы! Их применение расширило представления о тех или иных сказочных героях. Это, например, мультфильмы, снятые по мотивам народных сказок «Почему сосна и ель вечно зелёные» (чувашский), «Куйгорож» (мордовский), «Луна и Солнце» (татарский).

Чтобы обогатить впечатления, детям было предложено нарисовать сказки, используя разные техники. Благодаря рисункам детей были созданы книги – раскладушки по сказкам «Мышка Вострохвостик» (чувашская народная сказка), «Лиса и медведь» (мордовская народная сказка), «Почему сосна и ель вечно зелёные» (чувашская народная сказка).

Яркое впечатление на детей старшего возраста произвело занятие «Встреча сказок», к которому была проделана большая предварительная работа: рассматривали иллюстрации, обсуждали сказки, вырезали геометрические фигуры, рисовали теремок, полоски с русским и чувашским народными орнаментами, разучивали хоровод «Дружба – это не пустяк». Дошкольники создавали графический образ героев сказок – животных в движении с помощью геометрических фигур (кругов, овалов, треугольников). В дальнейшем дети могли рисовать зверей без предварительного выкладывания фигур. На занятии для получения выразительного образа животных использовалась нетрадиционная техника – рисование вилкой, сухой кистью, мелкой расчёской, восковыми мелками, тампонирование. Воображение детей разыгралось при смешивании красок для получения нужных оттенков серого, коричневого, оранжевого.  Работы получились яркими, интересными и динамичными.

Большая работа была проведена по развитию навыков создания изображения человека в движении, вызывающего затруднения у большинства детей подготовительной группы. С этой целью были подобраны сказки, где главными героями выступали люди - «Перя – богатырь» (мордовская); «Зилян», «Три сестры», «Шурале» (татарские); «Девушка на Луне», «Мудрая девочка» (чувашские). Сначала дети рассматривали кукол, друг друга, играли в игру «Пляшущие человечки». В процессе обучения использовали дидактическое упражнение «Покажи и выложи движение», в котором дети сначала придумывали движение, а потом выкладывали его с помощью модулей. Это занятие помогло дошкольникам понять строение фигуры человека, пропорции, движения.

Обращали внимание на выразительные средства, с помощью которых можно передать настроение. Для этого использовали схемы, дидактическую игру «Создай портрет». На отдельном занятии детям были предложены контейнеры от киндер–сюрпризов. Дети должны были изобразить мимику, передавая настроение человека. Таким образом была создана ещё одна дидактическая игра.

Рассматривая иллюстрации к сказкам, обращали внимание на фон, на выразительные средства, использованные для изображения деревьев, растительности. Для обучения дошкольников созданию композиции использовали дидактическую игру «Создай пейзаж», образцы, которые были сделаны педагогом в разных техниках.

Цвет в сказке – это важное средство выразительности, поэтому работе над ним уделяли большое внимание. Если в сказке отрицательный, злой, грубый, колючий герой, то для передачи характера героя детям предлагали использовать тёмные цвета. И, наоборот, для того, чтобы показать положительное отношение к персонажу, дети советовали рисовать яркими, тёплыми красками.

Знакомство с каждой сказкой заканчивалось рисованием наиболее запомнившегося отрывка. В результате этой работы в центре книги появился альбом с рисунками детей к сказкам «Три сестры» (татарская народная сказка), «Шурале» (татарская народная сказка), «Зилян» (татарская народная сказка), «Девушка на Луне» (чувашская народная сказка), «Восьминогая собака» (мордовская народная сказка), «Седун» (мордовская народная сказка) и другим.

Была проделана большая работа по изучению малых жанров фольклора разных национальностей. Детям интересны пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни, которые ярко и точно показывают разнообразные стороны национального колорита. Воспитатель на конкретных примерах продемонстрировал детям, что используя в своей речи пословицы и поговорки, можно ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства при описании предмета или события. Работа с пословицами планировалась как на занятиях по коммуникативной деятельности и чтению художественной литературы, так и в режимные моменты.

Учили дошкольников составлять рассказы по пословицам. С интересом дети играли в игру «Продолжи пословицу» - воспитатель озвучивал начало, а дети продолжали. Затем предлагали кому-либо из детей сказать начало пословицы, а кто-то другой из ребят ее заканчивал. Находили ребята похожие пословицы и в русском языке. Например, «Какова яблоня, таковы и яблоки» (мордовская пословица), «Какова яблоня, таков и плод» (татарская пословица) и «Яблоко от яблони недалеко падает» (русская пословица). Или, «Без труда и зайца не поймаешь» (татарская пословица), «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (русская пословица). Эти и другие пословицы дети отразили в своих рисунках.

Для лучшего понимания богатства и разнообразия национальных культур дошкольникам предлагалось слушать музыкальные произведения, песни. Очень понравились мордовские песни «Луганяся Келунясь», «Яблонька»; татарские – «Ветер, солнце и орёл», «Песня о маме»; чувашские – «Хорошо в деревне летом», «Ытала». На музыкальных занятиях дети знакомились с национальными инструментами. Был создан альбом «Музыкальные инструменты народов Нижегородского края».  

Не оставили детей равнодушными и игры народов Поволжья. Дошкольники охотно играют в татарские народные игры («Скок-перескок», «Серый волк»), мордовские («Круговой», «Ворона»), чувашские («Расходись», «Птицы»).

Познакомили с этнической культурой разных народов Поволжья не только воспитанников, но и их родителей. При их участии на фольклорном празднике «Это русская сторонка, Это город Арзамас!» был поставлен спектакль по мордовской сказке «Восьминогая собака».

Анализ рисунков детей позволяет говорить, что благодаря проведённой работе созданы условия для развития изобразительных навыков посредством изучения национального фольклора народов Поволжья. Дошкольники обращают внимание на цвет, формы, пропорции фигур животных и человека, движения и мимику. Можно утверждать, что у детей развивается чувство красоты, цветовое зрение, художественно-образная память, воображение и фантазия.

Литература.

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999. – 344с.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. -528с.
  3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт. – сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 166с.
  4. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012. – 352с.
  5. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 160с.
  6. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 160с.
  7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /  Сост. З.Я. Рез. Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И. Логиновой – М.: Просвещение, 1990 – 420с.: ил.
  8. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.– М.: АПН РСФСР, 1961.

Development of children figurative skills through acquaintance with the folklore of the people of Volga Region.

E.I. Blokhina

        

Abstract. The article deals with the features of the work organization on the formation of the children figurative skills by introduction into the ethnic culture of the people of the Nizhny Novgorod region.

Keywords: national culture, folklore, figurative skills, creativity, artistic and aesthetic potential.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие изобразительных навыков детей

Данный материал направлен на просвещение родителей в области изобразительного искусства и содержит рекомендации для организации изобразительной деятельности в домашних условиях...

Развитие изобразительного творчества детей при ознакомлении с природой.

На современном этапе особое значение придается развитию творческой личности ребенка. Однако воспитать её невозможно без внимания к лучшим произведениям классического и современного искусства, не форми...

Развитие изобразительных навыков детей посредством ознакомления с фольклором народов Поволжья

В статье рассматриваются особенности организации работы по формированию изобразительных навыков детей посредством приобщения к этнической культуре народов Поволжского региона....

Доклад из опыта: «Развитие коммуникативных навыков детей посредством фольклора»

Актуальность и значимость.Проблема речевого развития детей, их коммуникативных навыков актуальна и значима на современном этапе становления дошкольного образования. В ФГОС ДО  для решения данной ...

Консультация для воспитателей: "Развитие изобразительных навыков детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования"

Консультация для воспитателей: "Развитие изобразительных навыков детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования"...

Консультация для родителей«Развитие коммуникативных навыков детей посредством фольклора»

laquo;Развитие коммуникативных навыков детей посредством фольклора»...

Программа саморазвития «Развитие изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2017-2020гг.

Программа саморазвития«Развитие изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»на 2017-2020гг....