Занятие по изо деятельности "Филимоновская игрушка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Гурова Наталья Викторовна

Занятие по изо деятельности "Филимоновская игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonovskie_igrushki.docx102.25 КБ

Предварительный просмотр:

Филимоновские игрушки

Цель занятия.

1. Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновской игрушки. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

2. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Рассказать о символике росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

3. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Ход занятия:

Рассказ воспитателя, показ слайдов:

Филимоновская деревушка

 Синий лес, холмы, косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высокий берег реки Упы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неё урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Только и была утехой и спасительницей река Упа, полная рыбки некрупной, да сытной.

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.

Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было.

Взрослые прониклись к Филимону почтением: к плохому человеку дети не станут ходить. Стали и взрослые лепить ,к Филимону за советом ходить, за помощью.

Старались, подражали ему, слушались беспрекословно. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками.

Свистулька – её еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьём – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7- 8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах.

Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое..

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись.

До наших пор игрушечницы берут для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины,а с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки.

Расписывают свистульки прямо по белой обожжённой глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на жёлтый - дает оранжевый.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня,  вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал  тепло и плодородие.

Все игрушки очень веселые, и когда их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется интерес и радостное настроение.

 Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Незатейливы филимоновские игрушки. Игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.

Д/и «Собери картинку» - дети собираю разрезную картинку филимоновской игрушки.

Рассмотреть узоры. Рассказ воспитателя о обозначение символов игрушки.

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

http://imesta.ru/index.php?page=portal/photo&id=932&w=500&h=375&fixed=w

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(потираем руками).

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопаем в ладони)

Не сидится им опять.

(встряхиваем кистями)

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Открытие мастерской юных мастеров –дети наносят филимоновский  узор на заготовку петушка.

Подведение итогов:

О каких игрушках мы с вами сегодня говорили?

Из чего делают игрушки?

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)

Чем расписывают игрушки?

Разноцветные страницы
 заскучали без водицы.
 Дядя длинный и худой
 носит воду бородой.
 (Ответ: краски и кисть)

Какой мастер делает игрушки из глины?

Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Игрушку цветную смастерил,

Потом обжёг его в печи.

(гончар)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по лексической теме "Игрушки"

Логопедическое занятие в старшей группе...

Интегрированное занятие в средней группе "Игрушки в гостях у ребят"

Игрушки в гостях у ребят. Программное содержание...

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"....

Конспект комплексного занятия «Действия с дидактическими игрушками и предметами-орудиями» на тему: «Поймаем котику рыбку!»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: теплая, холодная, прозрачная, рыбки не тонут в воде; учить действовать  предметом: выловить  сачком рыбку, стряхнуть воду с сачка, перел...

Конспект интегрированного занятия "Спички детям не игрушки" для второй младшей группы

Занятие предназначено для детей второй младшей группы.На занятии используются музыкально - игровые предметы сделанные из бросового материала.Сутьидеи проведения занятия - является знакомство детей с п...

Занятие в старшей группе «Игрушки наших прабабушек».

Познакомить детей с простой куклой  закруткой. Показать последовательность изготовления тряпичной куклы Пеленашки. И учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу.Развивать творческие способ...

Конспект занятия по развитию речи «Игрушки, мишка» (возраст с 2 до 3 лет)

Конспект занятия по развитию речи для детей с 2-3 лет, знакомим детей с окружающим миром, занятие проходит в ировой форме, которое помогает стимулировать всестороннее развитие ребенка, формировать нав...