Детское творчество
статья по рисованию на тему
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической практики. Наиболее эффективное средство для этого = изобразительная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_tvorchestvo.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Творчество –
это создание объективно нового,
ранее не созданного произведения .
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. В процессе рисования, лепки ,аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется созданному или изобретенному , огорчается ,стремится преодолеть трудности или пасует перед ними .Ребенок приобретает знания о предметах и явлениях , о средствах и способах их передачи , о художественных возможностях изобразительного искусства .У ребенка углубляется представление об окружающем мире, они осмысляют качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями ,учатся осознано их использовать . Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира ,необходимо обращать внимание на форму ,подчеркивать ,что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного предмета и получив знания о взаимосвязи формы и способа изображения , дети свободно переносят усвоенный способ на другие предметы сходных форм. Одна из черт творчества – видение новой функции предмета – выделена самой природой ребенка . Она заложена в использовании детьми в игре предметов – заменителей( «кирпичик» может использоваться как хлеб , мыло ). Обыкновенные полоски бумаги в аппликации превращаются в бревнышки, доски из которых дети создадут изображение дома , лесенки ,заборчика . Необходимо формировать у детей способность к альтернативным решениям. Для этого необходимо так планировать работу с детьми по изодеятельности ,чтобы изображения предметов и явлений , способы, используемые для их создания , были вариативны и , вместе с тем , создаваемый образ постоянно обогащался и усложнялся . Так в младшей группе дети рисуют осеннее дерево, елочку. Далее идет усложнение изображения за счет передачи деталей (мелкие веточки , снег на ветках .Создание изображений дети сопровождают речью .Маленький художник называет предмет , объясняет поступки своего героя , описывает его действия, фантазирует .Необходимо поддерживать живое общение детей. Слово все больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения Дети легко запоминают стихи ,сказки ,содержание рассказов об объектах и явлениях изображения . В творческой деятельности ребенка выделяются три основных этапа. Каждый из которых требует своих методов и приемов руководства со стороны взрослого. Первый этап – возникновение , развитие осознание и оформление замысла .Тема может быть предложена самим ребенком или взрослым. Чем старше дети ,тем богаче их опыт ,тем устойчивей характер их замысла . Второй этап – процесс создания изображения. Даже если тему называет педагог ,это не лишает возможности ребенка творить ,а помогает направить его воображение. Больше возможностей творчества появляется когда ребенок создает работу по замыслу . Третий этап –анализ работ детей. Просмотр и анализ детских работ осуществляется при максимальном участии детей. По окончанию все детские работы выставляются . Художественная деятельность должна быть тесно связана с жизнью. Ребенок должен хорошо представлять ,что он будет изображать. А для этого педагог должен сформировать разнообразные впечатления о мире .Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия, приобретения разнообразного опыта .Огромная работа проводится педагогом по ознакомлению со свойствами и признаками предметов и явлений. Правильно проведенная работа по организации наблюдений ,игр ,работа с художественным словом способствует интеллектуальному развитию детей и повышает уровень изобразительной деятельности. Дети не просто смотрят на объект, узнают и выделяют его свойства- они пытаются увидеть художественные достоинства предмета . Они пытаются понять ,чем прекрасен предмет или явление. Необходимо научить детей видеть красоту . Объект для рассматривания найти очень просто это: восход солнца за окном ,бабочка на участке ,снежинка на рукаве пальто, облака в небе,, куст черемухи... Умение видеть красоту нужно развивать и в себе и в детях . Сам процесс восприятия должен быть эмоциональным ,радостным ,речь педагога должна быть образной ,хорошо подобрать поэтическое сопровождение. Надо вызвать у детей желание наслаждаться красотой ,а затем попытаться изобразить увиденное. Для формирования творческих способностей необходимо развивать внимание ,память ,волю . Следует формировать такие качества ,как трудолюбие ,настойчивость ,упорство в достижении результата . Для творчества детей необходимо использовать разные изобразительные материалы .Я стараюсь предоставить детям возможность выбора . так при рисовании солнышка дети выбирают из трех красок одну , при рисовании одуванчика ,детям предложила «одеть» одуванчик либо в желтый сарафанчик ,либо в белое платьице. При аппликации дети выбирают сами какого цвета рыбку они будут клеить ,какого цвета бабочку будут конструировать на конструировании . Дети очень интересно относятся к цвету .Одни ребята используют цвет как средство украшения , другие чаще используют свой любимый цвет ,некоторые дети все решают в одном цвете ,используя оттенки. Различается манера изображения ,одни рисуют крупно , на весь лист , другие наоборот очень мелко ,у многих детей работа начинает обрастать мелкими деталями ,да так, что не остановить . Очень важно чтобы у детей не появился страх испортить свою работу , важно вовремя помочь приободрить .Так рисуя солнышко, ребенок капнул ,краска далеко улетела от прорисованного солнышка , « это солнечный зайчик «,кривое ухо у котенка –«киска с кем-то подрался»,плохо закрашенное яблоко –«червяк прогрыз дырочку» … В неуверенных ,нерешительных детях стараюсь воспитывать веру в себя, в свои силы . Привлекаю их к показу ,чаще похваливаю ,стараюсь отметить их малейшие успехи ,проявление самостоятельности . Есть ребята которые легко овладевают навыками изодеятельности ,частая похвала приводит к самоуверенности,таким ребятам я стараюсь предъявлять более высокие требования . Проводя занятия стараюсь отталкиваться от интереса детей . ,продумываю сюжет , мотив таким образом , чтобы ребенок захотел изобразить предмет или явление. Игровой момент в начале занятия побуждает к умственным и практическим действиям .Предлагаю детям бумагу разного формата ,различных оттенков, дополняю задание сюжетом . Стараюсь привлекать детей к подготовке к занятию ,приготовить с вечера совместно с педагогом фон ,разложить по цвету бумагу или краски ,тем самым дети с вечера мысленно входят в творческую работу .Уже с младшей группы дети сами готовят себе рабочее место , выбирают себе краску ,кисти … Это приучает детей к самостоятельности ,аккуратности . Широко использую игровые приемы ,игровая форма занятия захватывает детей в любом возрасте, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и .нравственному воспитанию , так как все дети объединяются общей целью . При этом создаются условия для общения с педагогом и друг другом . Обязательно использую художественное слово :стихи, потешки ,сказки , что очень помогает в развитии творчества у детей . Стараюсь использовать образную речь ,шутку, юмор ,сюрпризные моменты, предлагаю детям нестандартные приемы рисования. Нельзя допускать скуку, необходимо обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности .Творческая работа должна доставлять детям удовольствие .Если у него получается заданное или предложенное педагогом, если он способен прилагать усилия и преодолевать возникающие трудности, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то деятельность вызовет только положительное отношение. Нужно стараться организовывать изобразительную деятельность так , чтобы положительные эмоции окрашивали весь процесс творчества . Атмосфера должна быть живой и непринужденной ,без жестких дисциплинарных мер ,сковывающих свободу и творческий потенциал детей .
ЛИТЕРАТУРА .
1 А. С .Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» Санкт-Петербург,1997г» Союз».
2. О А Соломенникова « Радость творчества» Москва Мозаика-синтез ,2005г .
3. Т .С .Комарова « Детское художественное творчество» Москва Мозаика-синтез 2005 г
4 .Д .И . Воробьева,»Гармония» Интегрированная прграмма интелектуально-художественного развития личности дошкольника ,Санкт –Петербург,1995 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения
Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...
"Детский дизайн - простор детскому творчеству "
Моя статья " Детский дизайн - простор детскому творчеству " предназначена для творческих педагогов,воспитателей.В статье говориться о том, что в настоящее время детскому дизайну уделяется достаточно м...
Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск
Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...
Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».
1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...
доклад Интеграция образовательных областей "Художественное творчество" и Музыка", как средство развития детского творчества.
Презентация по теме интеграция областей.Содержит материал из опыта работы....
Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"
Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...