Детское творчество
статья по рисованию на тему

Мареева Елена Викторовна

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической практики. Наиболее эффективное средство для этого = изобразительная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_tvorchestvo.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКОЕ   ТВОРЧЕСТВО

Творчество –

это создание объективно нового,

ранее не созданного произведения .

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. В процессе рисования, лепки ,аппликации ребенок испытывает  разнообразные чувства : радуется созданному или изобретенному , огорчается ,стремится преодолеть трудности или пасует перед  ними .Ребенок приобретает знания о предметах и явлениях , о средствах и способах их передачи , о художественных возможностях изобразительного искусства .У ребенка углубляется  представление  об окружающем мире, они осмысляют качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями ,учатся осознано их использовать .                                                                                                                                       Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира ,необходимо обращать внимание  на форму ,подчеркивать ,что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного предмета и получив знания о взаимосвязи формы и способа изображения , дети свободно переносят усвоенный способ на другие предметы сходных форм.                                                                                                                                                              Одна из черт творчества – видение  новой  функции  предмета – выделена  самой  природой ребенка . Она заложена в использовании детьми  в игре  предметов – заменителей( «кирпичик» может использоваться как хлеб , мыло ). Обыкновенные полоски бумаги  в аппликации превращаются в бревнышки, доски из которых дети создадут изображение дома , лесенки ,заборчика .                                                                                                                                                        Необходимо формировать у детей способность  к альтернативным решениям. Для этого необходимо так планировать работу с детьми  по изодеятельности ,чтобы изображения предметов и явлений , способы, используемые для  их  создания , были  вариативны и , вместе с тем , создаваемый образ постоянно обогащался и усложнялся . Так в младшей группе дети рисуют осеннее дерево, елочку. Далее идет усложнение изображения за счет передачи деталей (мелкие веточки , снег на ветках .Создание изображений  дети сопровождают речью .Маленький художник  называет  предмет , объясняет   поступки  своего  героя , описывает  его  действия, фантазирует .Необходимо поддерживать живое общение детей. Слово все больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения Дети легко запоминают  стихи ,сказки ,содержание рассказов об объектах и явлениях изображения .                                                                                                                                                                 В творческой деятельности ребенка выделяются три основных этапа. Каждый из которых требует своих методов и приемов руководства со стороны взрослого.                                                                      Первый этап – возникновение , развитие  осознание и оформление замысла .Тема  может быть предложена самим ребенком или взрослым. Чем старше дети ,тем богаче их опыт ,тем устойчивей характер их замысла .                                                                                                                      Второй этап – процесс создания изображения. Даже если тему называет педагог ,это не лишает возможности ребенка творить ,а помогает направить его воображение. Больше возможностей творчества появляется когда ребенок создает работу по замыслу .                                                      Третий этап –анализ работ детей. Просмотр и анализ детских работ  осуществляется при максимальном  участии детей. По окончанию  все детские работы выставляются .                             Художественная деятельность должна быть тесно связана с жизнью. Ребенок должен хорошо представлять ,что он будет изображать. А для этого  педагог должен сформировать разнообразные впечатления о мире .Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия, приобретения  разнообразного опыта .Огромная работа проводится педагогом по ознакомлению со свойствами и признаками предметов и явлений. Правильно проведенная работа по организации наблюдений ,игр ,работа с художественным словом способствует интеллектуальному развитию детей и повышает уровень изобразительной деятельности.                                                                                                                                                            Дети не просто смотрят на объект, узнают и выделяют его свойства- они пытаются увидеть художественные достоинства предмета . Они пытаются понять ,чем прекрасен  предмет или явление. Необходимо научить детей видеть красоту . Объект для рассматривания найти очень просто это: восход солнца за окном ,бабочка  на участке ,снежинка на рукаве пальто, облака в небе,, куст черемухи... Умение видеть красоту нужно развивать и в себе и в детях . Сам процесс восприятия  должен быть эмоциональным ,радостным ,речь педагога должна быть образной ,хорошо подобрать поэтическое сопровождение. Надо вызвать у детей желание наслаждаться красотой ,а затем попытаться изобразить увиденное. Для формирования творческих способностей необходимо развивать внимание ,память ,волю . Следует формировать такие качества  ,как трудолюбие ,настойчивость ,упорство в достижении результата .                                                              Для творчества детей необходимо  использовать разные изобразительные материалы .Я стараюсь предоставить детям возможность выбора . так при рисовании солнышка дети выбирают из трех красок одну , при рисовании одуванчика  ,детям предложила  «одеть» одуванчик  либо в желтый сарафанчик ,либо в белое платьице. При аппликации дети выбирают сами какого цвета рыбку они будут клеить ,какого цвета бабочку будут конструировать на конструировании .                                    Дети очень интересно относятся к цвету .Одни ребята используют цвет как средство украшения , другие чаще используют свой любимый цвет ,некоторые дети все решают в одном цвете ,используя  оттенки. Различается манера изображения ,одни рисуют крупно , на весь лист , другие наоборот  очень мелко ,у многих детей работа начинает обрастать мелкими деталями ,да так,  что не остановить .                                                                                                                                                             Очень важно чтобы у детей не появился   страх испортить свою работу , важно вовремя помочь приободрить .Так рисуя солнышко, ребенок капнул ,краска далеко улетела от прорисованного  солнышка , « это солнечный зайчик «,кривое ухо у котенка –«киска с кем-то подрался»,плохо закрашенное яблоко –«червяк прогрыз дырочку» … В неуверенных ,нерешительных детях стараюсь воспитывать веру в себя, в свои силы . Привлекаю их к показу ,чаще похваливаю ,стараюсь отметить  их малейшие успехи ,проявление самостоятельности . Есть ребята которые легко овладевают навыками изодеятельности ,частая похвала приводит  к самоуверенности,таким ребятам я стараюсь предъявлять более высокие требования . Проводя занятия стараюсь отталкиваться от интереса детей . ,продумываю сюжет  , мотив таким образом , чтобы ребенок захотел изобразить предмет или явление. Игровой момент в начале  занятия побуждает к умственным и практическим действиям .Предлагаю детям  бумагу разного формата ,различных оттенков, дополняю задание сюжетом . Стараюсь привлекать детей к подготовке к занятию ,приготовить с вечера совместно с педагогом  фон ,разложить по цвету бумагу или краски ,тем самым дети с вечера мысленно входят в творческую работу .Уже с младшей группы дети сами готовят себе рабочее место , выбирают себе краску ,кисти … Это приучает детей к самостоятельности ,аккуратности .                                                                                  Широко использую игровые приемы ,игровая  форма занятия захватывает детей в любом возрасте, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует    эстетическому и .нравственному воспитанию , так как все дети объединяются общей целью . При этом создаются условия для общения с педагогом и друг другом . Обязательно использую художественное слово :стихи, потешки ,сказки , что очень помогает в развитии творчества у детей . Стараюсь  использовать образную речь ,шутку, юмор ,сюрпризные моменты,  предлагаю детям нестандартные приемы рисования.  Нельзя допускать скуку, необходимо обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности .Творческая работа должна доставлять детям удовольствие .Если у него получается заданное  или предложенное педагогом, если он способен прилагать усилия и преодолевать возникающие трудности, если он  успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то   деятельность вызовет только положительное отношение. Нужно стараться организовывать изобразительную деятельность так , чтобы положительные эмоции  окрашивали  весь  процесс  творчества . Атмосфера  должна  быть живой  и непринужденной ,без жестких  дисциплинарных мер ,сковывающих свободу и творческий потенциал детей .

ЛИТЕРАТУРА .

1  А. С .Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» Санкт-Петербург,1997г» Союз».

2. О А Соломенникова  « Радость творчества» Москва Мозаика-синтез ,2005г .

3. Т .С .Комарова « Детское художественное творчество» Москва  Мозаика-синтез 2005 г

4 .Д .И . Воробьева,»Гармония» Интегрированная прграмма интелектуально-художественного развития личности дошкольника ,Санкт –Петербург,1995 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

"Детский дизайн - простор детскому творчеству "

Моя статья " Детский дизайн - простор детскому творчеству " предназначена для творческих педагогов,воспитателей.В статье говориться о том, что в настоящее время детскому дизайну уделяется достаточно м...

Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант  и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...