Конспект ООД в области художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в средней группе. Тема: «Дымковская роспись».
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Светлана Анатольевна Дайнес

Конспект ООД в области художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в средней группе.

Тема: «Дымковская роспись».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №59 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ,

Конспект ООД в области художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в средней группе.

Тема: «Дымковская роспись».

Воспитатель: Дайнес С. А.

Киселёвск, 2016г.

        Использование СОТ:

 ИКТ

        Задачи:

Художественно-эстетическое развитие: формировать умение самостоятельно составлять простой узор по образцу; развивать чувство цвета и ритма;

Познавательное развитие: познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства; дать представление о процессе ее изготовления,

Речевое развитие: активизировать словарь: дымковская игрушка, мастера, кружок, точка, полоска, кольцо, волнистая линия.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать интерес и бережное отношение к народному наследию.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение русских потешек, песенок, загадок, чтение стихотворения   А. Дьякова «Веселая дымка». 

Оборудование и материал: запись русской народной мелодии «Барыня» «Полянка» (русский народный наигрыш), презентация и оборудование для ее показа, готовая форма для росписи (силуэты игрушек), гуашь 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый), салфетки (на каждого ребенка),

Ход ООД:

Звучит русская народная музыка («Барыня»).

-Ребята, какая весела музыка. Вам она нравиться? (Да).  

- Это русская народная песня, а называется она «Барыня».

Просмотр презентации (Приложение 1)

- А это (слайд-1)дымковская игрушка, которая тоже называется «Барыня». Эта игрушка сделана мастерами из Дымковской слободы. (слайд №2) Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу реки Вятки, раскинулась слобода – это такое село. Здесь раньше и жили гончары. Они-то и делали эти игрушки.  Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб.  Может поэтому село так и назвали Дымково. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковские. По берегам реки Вятки очень много глины. Вот из этой глины и делали игрушки.

Читаю стихотворение:

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

- Хотите узнать, как делают такие игрушки? (Да).

- Сначала игрушку лепят из глины (слайд №3), затем игрушку сушат несколько дней (слайд №4), после того как игрушка высохла, ее обжигаю (слайд №5). В старину игрушку обжигали в русской печи, теперь же в электрических печах (слайд №6), после обжига игрушку красят в белый цвет (слайд №7) и только потом ее украшают узором (слайд №8).

- Нравятся вам эти игрушки? (Да!)

- Какие они? (слайд №9) (яркие, красивые, нарядные, красочные).

- Какие краски использовали мастера? (красную, синюю, зеленую, желтую, белую, черную).

- Посмотрите, из каких элементов состоят дымковские узоры? (слайд № 10) (кружочки, кольца, точки, черточки, волнистые линии),

Физкультминутка «Давайте сделаем»:

Привезли мы глину с дальнего бугра (стоят в кругу),

Ну-ка за работу, чудо мастера (вытягивают руки вперёд, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии);

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем),

А в печи – игрушки! (вытягивают руки вперёд).

-Ребята, а вы хотите ненадолго стать дымковскими мастерами? (Да).

Проходите в нашу мастерскую, выбирайте себе любую игрушку, присаживайтесь за столы. Давайте и мы попробуем с вами расписать игрушку. Для начала давайте поиграем с кисточкой.

Проводится «Разминка с кисточкой».

Держим кисточку вот так (рука на локте, кисточку держать 3-мя выше её металлической части).

Это трудно? Нет, пустяк!

Влево-вправо, вверх и вниз

Побежала наша кисть, а потом, потом,

Кисточка бежит кругом,

Закружилась, как волчок,

За тычком идёт тычок!

-А сейчас, закройте глаза, Представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнёте рисовать. Постарайтесь игрушки сделать яркими и нарядными.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы подхожу к каждому ребенку, спрашиваю, как он будет украшать. При необходимости помогаю. В конце ООД готовые работы раскладываю на столе, рассматриваем вместе с детьми. Отмечаю их яркость, красоту, разнообразие цветов. Благодарю детей и хвалю из за старательность.

-Вот и наши игрушки засветились. На душе становится радостно и празднично. Спасибо за вашу работу мастера.

- Ребята, давайте немного отдохнем и станцуем с вами русский народный танец (звучит запись русской народной мелодии Барыня).

Самоонализ занятия:

Интегрированная  непосредственно образовательная деятельность проводилась в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Присутствовало  16 человек.

        Уровень развития детей достаточный, взаимоотношения благоприятные, дети дружные. Данная деятельность относится к разделу программы «Художественное творчество». Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Здоровье»; «Чтение художественной литературы»;  «Социализация». Цель: учить детей использовать различные виды техник нетрадиционного рисования, упражнять в изображении по всей поверхности листа. Исходя  из цели НОД,  поставила задачи:

  Образовательная область «Художественное творчество» Рисование  Обучающая:  -Продолжать знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами.

    Развивающая:

        -развивать умение рисовать  кончиком кисти ,соблюдать  аккуратность в работе, придерживать их, развивать чувство цвета, эстетические чувства, вызвать желание сделать что то самим, перенимая у народных умельцев несложные приёмы.           

            - способствовать  развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания;

Воспитывающая:

-  пробуждать эстетические чувства, воспитывать интерес к художественному слову;

- воспитывать доброжелательность, культуру общения детей со сверстниками, взрослыми.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Образовательная область «Познание»

Воспитывать интерес к народному творчеству, расширять представления об окружающем мире.

Образовательная область «Коммуникация»

- продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, развивать  монологическую и диалогическую речь.

Образовательная область «Здоровье» 

- сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, формировать правильную осанку.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

- приобщать детей к словесному искусству.

  Образовательная область  «Социализация»

- воспитывать культуру общения, доброжелательность, взаимопонимание, любовь и уважение к природе.  

 Длительность и структура непосредственно образовательной деятельности      выдержаны, использовала чередование разных видов деятельности. Мною осуществлялся здоровьесберегающий подход к организации НОД:

 - санитарные требования к проведению НОД соответствовали  нормам  СанПиН. В группе перед НОД была проведена влажная уборка и проветривание. Во время НОД соблюдалась техника безопасности, дети не занимали статического положения, постоянно находились в движении. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе  (20 минут).

Групповая комната, в которой проводилась данная образовательная деятельность, была распределена на отдельные зоны, что позволило концентрировать внимание детей на выполнении определённых задач, добиваться дисциплины.

НОД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

Первая часть НОД построена в игровой форме,  так как игра является основным видом деятельности дошкольников. При отборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. Учитывая все это,  структуру совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание: это - наглядность (картинки, мультимедийная презентация). Выстраивая структуру деятельности, опиралась на алгоритм психологических основ формирования навыка: использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, сообщала новый материал, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Детям было предложено расписать дымковскую игрушку элементами дымковской росписи, при этом соблюдая  последовательность выполнения работы и культурно - гигиенические навыки. В течение практической работы у детей наблюдался  повышенный интерес к заданию, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Во время  речевого общения при выполнении  работы воспитанниками  давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Речевая активность,  умение слушать и  понимать собеседника – эти умения дети получали в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ.

Для  реализации поставленных задач  я использовала различные принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой  и эмоциональной  модуляции, психологического комфорта).

Методы и приёмы:

         - словесный (речевой образец, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба);

-наглядный (показ иллюстрационного материала, алгоритм выполнения работы);

         -практический (рисование элементов дымковской росписи);

Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы.  Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса. Тема занимательного дела рассматривалась с нескольких сторон: теоретической, практической и наглядной. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей  НОД. Этому способствовало использование разнообразных методов и приёмов, демократический стиль общения с детьми, создание положительного эмоционального фона.  Все виды заданий, запланированные  с детьми, были проведены.

        Дайнес Светлана Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в области художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в средней группе. Тема: «Фартук для дымковской барышни».

Задачи:Художественно-эстетическое развитие: формировать умение самостоятельно составлять простой узор по образцу; развивать чувство цвета и ритма; Познавательное развитие: познакомить детей с дым...

Конспект ООД ОО «Художественно-эстетическое развитие», изобразительная деятельность (рисование) в средней группе Тема: «Весёлые матрёшки»

Презентация проекта «Русская матрёшка»   Конспект ООД  ОО «Художественно-эстетическое развитие», изобразительная деятельность (рисование) в средней группе Тема: «Весёлые матрё...

Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группе Тема: «Галка»

Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группеТема: «Галка»...

Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группе, тема "К нам пришла Зима"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13756236","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"330","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13756...

Конспект ООД в области художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в средней группе. Тема: «Дымковская роспись».

Задачи:Художественно-эстетическое развитие: формировать умение самостоятельно составлять простой узор по образцу; развивать чувство цвета и ритма; Познавательное развитие: познакомить детей с дым...

Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Украшение дымковской коровы»

Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Украшение дымковской коровы»...

КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию нетрадиционная техника рисования в средней группе. Тема: «На яблоне поспели яблоки»

Формировать  у детей способность передавать в рисунке  форму и цвет знакомого фрукта с помощью нетрадиционных техник, используя пальчиковую технику, восковые мелки....