Конспект ООД ОО «Художественно-эстетическое развитие», изобразительная деятельность (рисование) в средней группе Тема: «Весёлые матрёшки»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Карпова Наталья Петровна

Презентация проекта «Русская матрёшка»

 

 

 

Конспект ООД  ОО «Художественно-эстетическое развитие», изобразительная деятельность (рисование) в средней группе

 

Тема: «Весёлые матрёшки»

 

 

 

ГБОУ СОШ №10 СПДС «Алёнушка» корпус№2

 

                                                Составила: воспитатель Карпова Н.П.

 

 

Апрель 2016год

 

Цель:Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

 

Задачи:

«Художественно-эстетическое развитие»: Учить расписывать матрёшку, по возможности точно передавая  пропорции и элементы оформления «одежды». Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Совершенствовать способы рисования кистью.Закреплять умение чисто промывать кисточку перед использованием краски другого цвета. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

2.«Речевое развитие»: Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.Расширять словарный запас. Совершенствовать умения выразительного чтения стихотворений.

3.«Познавательное развитие»: Вызвать интереск  русской народной игрушке (матрёшке). Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора. Развивать исследовательские умения; закрепить свойства дерева.

4.«Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать патриотические чувства, национальную гордость за мастерство русского народа. Приобщать детей к национально-культурным традициям, знакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом России; формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

5. «Физическое развитие»: Способствовать двигательной активности детей игровыми упражнениями. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 

Материал и оборудование: Выставка «Народная игрушка – русская матрёшка». Силуэты матрёшек, гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки. Технологическая карта рисования матрёшки. Таблица с элементами растительного орнамента.

 

Методы и приёмы: Словесный (беседа, рассказы детей  об матрёшке, при помощи системного оператора, чтение стихотворений, указания). Наглядный (рассматривание выставки «Весёлые матрёшки», демонстрация образцов, показ рисования элементов  росписи).  Практический  (игры, роспись силуэта матрёшки).

 

Логика образовательной деятельности:

Под фонограмму русской народной мелодии  дети заходят в группу.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!  Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, – это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня шкатулка. Шкатулку эту подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, шкатулка  добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила, и наказывала -  береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!

 

- Как вы думаете, детки, что в нём? (Предположение детей) А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Загадка про матрёшку

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская…

Дети: Матрёшка.         (Алиса читает загадку)

А теперь я предлагаю с помощью волшебного экрана рассказать о матрёшке.

1. Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна, что означало "статная дама"»)— русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. Главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

2. Матрёшки встречаются в музеи, дома, в  магазине, на рынке, ярмарке, в детском саду.

3. Матрёшка состоит из двух частей. В каждой матрёшке может находится от             трёх матрёшек и более.

4. В прошлом матрёшка была деревянным липовым или берёзовым  поленом.

5. Полено является частью дерева липы или берёзы.

6. Полено состоит из древесной коры, сучка и древесины.

А теперь вспомним, как изготавливают матрёшку.

Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно без сучков. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Следующим этапом изготовления матрёшек является вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей.

 

Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют.

Затем матрёшку расписывают красками (используют гуашь, акварель, акрил). И покрывают лаком.

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, космонавты, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

 

Итак, матрёшка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрёшку -крестьяночку. Русская матрешка – настоящее чудо света. Она была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру.

-Ребята, подумайте, и скажите: можно ли изготовить матрёшку из другого материала?  (да, можно, например, из глины, теста, бумаги и т.д.).  Если мы будем делать матрёшек не из дерева, и расписывать, не соблюдая традиции росписи, сможет ли она остаться символом нашей страны?  

Игра «Матрёшечка – матрёшка»

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»).

Эх, матрёшечка, матрёшка!

Аленький платочек-

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

А сейчас мы с вами станем мастерами – игрушечниками и распишем силуэты матрёшек. Проходите в мастерскую. Садитесь поудобнее.  Ребята давайте рассмотрим нашу матрёшку внимательно. Матрешки очень нарядные и красивые.

Вопросы детям о внешнем виде Матрешки.

- Во что они одеты?

-Что на голове у Матрёшки?

Ответы детей, уточнение воспитателя.

Прошу вас обратить внимание на технологическую карту по декоративному рисованию матрёшка.

Показ воспитателем алгоритма выполнения росписи силуэта матрёшки.

 

Рисуем круглое лицо, «одеваем платок», на лице рисуем концом кисти глазки, носик, ротик и румяные щёчки, чёлку. Раскрашиваем платочек и рисуем передник, который оформляем  красивым  цветочным узором. Затем раскрашиваем юбку сарафана.

 

П\гимнастика: «Кисточка»

Самостоятельная работа детей под народную музыку.

Девочки исполняют хоровод «Матрёшка». Дети читают стихи.

Анализ работ.

Подведение итогов деятельности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в  средней группе с использованием нетрадиционной те...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области «Художественно – эстетическое развитие» «Изобразительная деятельность» Рисование на тему: «Сказочная Гжель» для детей старшей группы

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области "Художественно - эстетическое развитие", "Изобразительная деятельность"...

Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие», изобразительная деятельность (рисование) во II–й младшей группе Тема: «Весёлая страна – Дымково»

ГБОУ СОШ № 10 СПДС "Аленушка"445359. Российская Федерация, Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, пер. Механический, д.5а. телефон/факс: 8-848-62-2-59-85,4-49-89.4-46-60e-mail:...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно -эстетическое развитие" Изобразительная деятельность. Рисование в средней группе.

                   Данная  программа составлена на основании:          примерной  общеобразовательной програ...

Конспект занятия по теме «Знакомство с акварелью». ОО Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Рисование (предметное, сюжетное рисование). Старшая группа.

Тема: «Знакомство с акварелью».1 С.31Программное содержание.Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить бо...