Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие», изобразительная деятельность (рисование) во II–й младшей группе Тема: «Весёлая страна – Дымково»
проект по рисованию (младшая группа) по теме

Карпова Наталья Петровна

ГБОУ СОШ № 10 СПДС "Аленушка"

445359. Российская Федерация, Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, пер. Механический, д.5а. телефон/факс: 8-848-62-2-59-85,4-49-89.4-46-60e-mail: DS23Alenushka@ yandex.ru

 

Презентация проекта «Дымковская игрушка»

 

 

 

Конспект НОД  ОО «Художественно-эстетическое развитие», изобразительная деятельность (рисование) во II–й младшей группе

 

Тема: «Весёлая страна – Дымково»

 

 

 

ГБОУ СОШ №10 СПДС «Алёнушка» корпус№2

 

 

 

Составила: воспитатель Карпова Н.П.

 

Апрель 2015год

 

 

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1. «Художественно-эстетическое развитие»: Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

Совершенствовать умение располагать узор на квадрате. Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи («Булочка», «горошина», полоски, кольца). Совершенствовать способы рисования кистью. Развивать цветовое восприятие.

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать детское декоративное творчество.

2.«Речевое развитие»: Ввести в активный словарь понятия, связанные с росписью, названия игрушечных барышень: «Крестьянка», «Водоноска», «Франтиха», «Щеголиха», «Нянька». Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.

3.«Познавательное развитие»: Вызвать интереск росписи дымковской игрушки. Формировать знания об элементах дымковской росписи. Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

4.«Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать патриотические чувства, национальную гордость за мастерство русского народа.

5. «Физическое развитие»: Способствовать двигательной активности детей игровыми упражнениями. Продолжать знакомить с русскими народными играми.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: костюм воспитателя ( кокошник, юбка, расписанная по мотивам дымковской росписи), образцы элементов росписи; для каждого – листы белой бумаги, квадратной формы, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Методы и приёмы: Словесный (беседа, рассказ воспитателя об истории игрушки, чтение стихотворений, указания). Наглядный (рассматривание выставки дымковской игрушки, демонстрация образцов, показ рисования элементов дымковской росписи).Практический  (игры, рисование дымковского узора).

Логика образовательной деятельности:

1.     Организационный игровой момент:

Входит дымковская барышня: - Здравствуйте, ребятки!  Вы меня узнали?  (Дымковская барышня) А как вы догадались?

- Мои руки крендельком,  Щёки словно яблоки.

Со мной издавна знаком весь народ на ярмарке.

Я игрушка расписная, хохотушка вятская,

Дымковская барыня всех на свете краше!

- Как красиво в вашей горнице! Вижу, изба ваша красна узорами! Какая замечательная выставка! (подходит к выставке дымковской игрушки). Сколько тут красивых, ярких предметов. А как  они называются? (дымковские). – Правильно. А почему их так назвали?

(Их сделали в селе Дымково.)

 

2.     Беседа.

-Сядем мирком – да поговорим ладком. Изба детьми весела.

Все дети вместе – и душа на месте.

Сядем ровнее – будем здоровее. Вот послушайте, что я вам поведаю:

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму.  А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

-  Я хочу предложить прочитать стихи об этих игрушках.

(дети читают стихи об дымковских игрушках)

Водоноска

За студёною водицей Водоноска - молодица,

Как лебедушка плывет, ведра красные несёт

На коромысле не спеша. Вот так девица- краса.

Няня

В кокошнике няня,  на руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня, не забудь няню,

Когда подрастешь.

Всадник на коне, бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой, а на спине - Егорка.

 

Кони глиняные мчатся, на подставках что есть сил.

И за хвост не удержаться, если гриву упустил.

 

Через горные отроги, через крыши деревень

Красноногий,  желторогий мчится глиняный олень.

 

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щёчки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво, барышня так красива.

Кружочки клеточки полоски – простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!

 

С лентами да бантами, да под ручку с франтами

Мы гуляем парами, проплываем павами.

 

Уточка-Марфуточка бережком идёт,

Уточек-марфуточек купаться ведёт.

 

Вот индюк нарядный, весь такой он складный.

У большого индюка все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост у него совсем не прост!

Точно солнечный цветок, и высокий гребешок.

- Молодцы! Ребята, а  чем особенна дымковская игрушка?

( Её лепят из глины,  потом подсушивают, обжигают в печи, покрывают белой краской и расписывают  яркими цветами.) Показ элементов росписи.

(«горошина», «булочка», клетка, кольца, полоски).

3.     Проблемная ситуация:

- Ах, какие умнички. Вы хотя и маленькие, но вполне удаленькие!

Пришла я к вам по делу. Скоро в нашем знаменитом селе «Дымково» будет весёлый праздник, который именуется «Свистунья». На этот праздник все приходят нарядные, красивые. Много барышень собралось приехать к нам, а наряды-то поизносились. Вот и отправили меня в магазин за тканью для юбок.  Да вот беда: не продают  в наших магазинах такую ткань, чтобы сшить из неё юбку для дымковской барышни. Ведь не всякую юбку барышня наденет. Дали мне в дорогу  вот эти кусочки ткани, чтобы я не ошиблась (выставляются образцы).

Анализ образцов. Показ приёмов рисования. Указания.

- Посмотрите, какие красивые узоры на тканях! А чем они отличаются?

Здесь нарисованы кольца, а здесь линии. Кольца на ткани крупные, чтобы издалека на юбке были видны. Какого они цвета? Почему все одинаковые по цвету?

Как расположены полоски на ткани? (показать жестом, что линии находятся на одинаковом расстоянии). Зачем между линиями оставлено место?

А вот и третья ткань. Чем отличается этот узор от первых двух?  (эта ткань в клетку). Что нужно сделать, чтобы получились ровные и красивые клеточки? (правильно, рисовать линии на одинаковом расстоянии). Что расположено в клеточках? Можно ли в одной клеточке нарисовать кольцо, а в другой – булочку? Почему нельзя?

Видите, сколько секретов надо знать, чтобы украсить ткань на юбку дымковской барышне. Наверное, не все художники знают их. Потому в магазинах нет таких тканей. Пока найду их, уже праздник подойдёт, не успеем мы юбки сшить. Может, вы сможете помочь?

      Тогда распишем ткани!

- Покажите, как будете рисовать прямые линии? Верно, кистью плашмя. Чтобы рука не дрожала, линия получалась ровная, надо нажать на весь ворс до упора и плавно вести сверху вниз или слева направо (показ сухой кистью на образце).

- А как можно нарисовать булочки, чтобы все они получились одинаковыми?  Вот ведь какие догадливые! Конечно, примакиванием. Посмотрите, на ткани есть ещё крупные точки. Как их ласково называют? Правильно горошины. Как их можно нарисовать? (пальчиком).

- Помните ребятки, дымковские барышни не любят мелкие элементы в узоре. Ни одна франтиха не наденет юбку, коли узор не будет виден издалека, поэтому старайтесь рисовать крупно. Сначала нарисуйте все элементы одного цвета, например полоски, а потом все элементы другого цвета, хорошо промыв кисточку. Тогда краски будут чистые, яркие. А теперь внимательно посмотрите на узоры и постарайтесь придумать свой. Элементы можно взять такие же, а цвета изменить, но так, чтобы в узоре они смотрелись красиво. Ткани  могут быть украшены линиями, кольцами или клеточками.

Пальчиковая гимнастика: «Кисточка».

Самостоятельная работа детей под музыку.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

- А теперь  заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом  посмотрим  рисунки. Молодцы! Ткань у всех яркая, юбки будут нарядные, весёлые! Анализ работ.

Барышня приглашает на ярмарку: «Делу время, а потехе час!» Я хочу вам предложить побывать на ярмарке. Детей встречает скоморох.

- Я ребята удалой, скоморох озорной.

Всех на ярмарку зову, всем игрушки продаю!

1, 2, 3, 4 круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку, а потом пляши вприсядку»

Влево, вправо повернись, веселее улыбнись!

Народные игры: «Петух», «Горошина».

Выступление  детей  подготовительной к школе группы из ансамбля «Ложкари».

Барышня благодарит ребят, угощает сладостями.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_proekta_dymkovskaya_igrushka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 10 СПДС "Аленушка"

445359. Российская Федерация, Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, пер. Механический, д.5а. телефон/факс: 8-848-62-2-59-85,4-49-89.4-46-60e-mail: DS23Alenushka@ yandex.ru

Презентация проекта «Дымковская игрушка»

Конспект НОД  ОО «Художественно-эстетическое развитие», изобразительная деятельность (рисование) во II–й младшей группе

Тема: «Весёлая страна – Дымково»

ГБОУ СОШ №10 СПДС «Алёнушка» корпус№2

Составила: воспитатель Карпова Н.П.

Апрель 2015год

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1. «Художественно-эстетическое развитие»: Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

Совершенствовать умение располагать узор на квадрате. Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи («Булочка», «горошина», полоски, кольца). Совершенствовать способы рисования кистью. Развивать цветовое восприятие.

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать детское декоративное творчество.

2.«Речевое развитие»: Ввести в активный словарь понятия, связанные с росписью, названия игрушечных барышень: «Крестьянка», «Водоноска», «Франтиха», «Щеголиха», «Нянька». Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.

3.«Познавательное развитие»: Вызвать интереск росписи дымковской игрушки. Формировать знания об элементах дымковской росписи. Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

4.«Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать патриотические чувства, национальную гордость за мастерство русского народа.

5. «Физическое развитие»: Способствовать двигательной активности детей игровыми упражнениями. Продолжать знакомить с русскими народными играми.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: костюм воспитателя ( кокошник, юбка, расписанная по мотивам дымковской росписи), образцы элементов росписи; для каждого – листы белой бумаги, квадратной формы, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Методы и приёмы: Словесный (беседа, рассказ воспитателя об истории игрушки, чтение стихотворений, указания). Наглядный (рассматривание выставки дымковской игрушки, демонстрация образцов, показ рисования элементов дымковской росписи).Практический  (игры, рисование дымковского узора).

Логика образовательной деятельности:

  1. Организационный игровой момент:

Входит дымковская барышня: - Здравствуйте, ребятки!  Вы меня узнали?  (Дымковская барышня) А как вы догадались?

- Мои руки крендельком,  Щёки словно яблоки.

Со мной издавна знаком весь народ на ярмарке.

Я игрушка расписная, хохотушка вятская,

Дымковская барыня всех на свете краше!

- Как красиво в вашей горнице! Вижу, изба ваша красна узорами! Какая замечательная выставка! (подходит к выставке дымковской игрушки). Сколько тут красивых, ярких предметов. А как  они называются? (дымковские). – Правильно. А почему их так назвали?

(Их сделали в селе Дымково.)

  1. Беседа.

-Сядем мирком – да поговорим ладком. Изба детьми весела.

Все дети вместе – и душа на месте.

Сядем ровнее – будем здоровее. Вот послушайте, что я вам поведаю:

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму.  А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

-  Я хочу предложить прочитать стихи об этих игрушках.

(дети читают стихи об дымковских игрушках)

Водоноска

За студёною водицей Водоноска - молодица,

Как лебедушка плывет, ведра красные несёт

На коромысле не спеша. Вот так девица- краса.

Няня

В кокошнике няня,  на руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня, не забудь няню,

Когда подрастешь.

Всадник на коне, бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой, а на спине - Егорка.

Кони глиняные мчатся, на подставках что есть сил.

И за хвост не удержаться, если гриву упустил.

Через горные отроги, через крыши деревень

Красноногий,  желторогий мчится глиняный олень.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щёчки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво, барышня так красива.

Кружочки клеточки полоски – простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!

С лентами да бантами, да под ручку с франтами

Мы гуляем парами, проплываем павами.

Уточка-Марфуточка бережком идёт,

Уточек-марфуточек купаться ведёт.

Вот индюк нарядный, весь такой он складный.

У большого индюка все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост у него совсем не прост!

Точно солнечный цветок, и высокий гребешок.

- Молодцы! Ребята, а  чем особенна дымковская игрушка?

( Её лепят из глины,  потом подсушивают, обжигают в печи, покрывают белой краской и расписывают  яркими цветами.) Показ элементов росписи.

(«горошина», «булочка», клетка, кольца, полоски).

  1. Проблемная ситуация:

- Ах, какие умнички. Вы хотя и маленькие, но вполне удаленькие!

Пришла я к вам по делу. Скоро в нашем знаменитом селе «Дымково» будет весёлый праздник, который именуется «Свистунья». На этот праздник все приходят нарядные, красивые. Много барышень собралось приехать к нам, а наряды-то поизносились. Вот и отправили меня в магазин за тканью для юбок.  Да вот беда: не продают  в наших магазинах такую ткань, чтобы сшить из неё юбку для дымковской барышни. Ведь не всякую юбку барышня наденет. Дали мне в дорогу  вот эти кусочки ткани, чтобы я не ошиблась (выставляются образцы).

Анализ образцов. Показ приёмов рисования. Указания.

- Посмотрите, какие красивые узоры на тканях! А чем они отличаются?

Здесь нарисованы кольца, а здесь линии. Кольца на ткани крупные, чтобы издалека на юбке были видны. Какого они цвета? Почему все одинаковые по цвету?

Как расположены полоски на ткани? (показать жестом, что линии находятся на одинаковом расстоянии). Зачем между линиями оставлено место?

А вот и третья ткань. Чем отличается этот узор от первых двух?  (эта ткань в клетку). Что нужно сделать, чтобы получились ровные и красивые клеточки? (правильно, рисовать линии на одинаковом расстоянии). Что расположено в клеточках? Можно ли в одной клеточке нарисовать кольцо, а в другой – булочку? Почему нельзя?

Видите, сколько секретов надо знать, чтобы украсить ткань на юбку дымковской барышне. Наверное, не все художники знают их. Потому в магазинах нет таких тканей. Пока найду их, уже праздник подойдёт, не успеем мы юбки сшить. Может, вы сможете помочь?

      Тогда распишем ткани!

- Покажите, как будете рисовать прямые линии? Верно, кистью плашмя. Чтобы рука не дрожала, линия получалась ровная, надо нажать на весь ворс до упора и плавно вести сверху вниз или слева направо (показ сухой кистью на образце).

- А как можно нарисовать булочки, чтобы все они получились одинаковыми?  Вот ведь какие догадливые! Конечно, примакиванием. Посмотрите, на ткани есть ещё крупные точки. Как их ласково называют? Правильно горошины. Как их можно нарисовать? (пальчиком).

- Помните ребятки, дымковские барышни не любят мелкие элементы в узоре. Ни одна франтиха не наденет юбку, коли узор не будет виден издалека, поэтому старайтесь рисовать крупно. Сначала нарисуйте все элементы одного цвета, например полоски, а потом все элементы другого цвета, хорошо промыв кисточку. Тогда краски будут чистые, яркие. А теперь внимательно посмотрите на узоры и постарайтесь придумать свой. Элементы можно взять такие же, а цвета изменить, но так, чтобы в узоре они смотрелись красиво. Ткани  могут быть украшены линиями, кольцами или клеточками.

Пальчиковая гимнастика: «Кисточка».

Самостоятельная работа детей под музыку.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

- А теперь  заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом  посмотрим  рисунки. Молодцы! Ткань у всех яркая, юбки будут нарядные, весёлые! Анализ работ.

Барышня приглашает на ярмарку: «Делу время, а потехе час!» Я хочу вам предложить побывать на ярмарке. Детей встречает скоморох.

- Я ребята удалой, скоморох озорной.

Всех на ярмарку зову, всем игрушки продаю!

1, 2, 3, 4 круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку, а потом пляши вприсядку»

Влево, вправо повернись, веселее улыбнись!

Народные игры: «Петух», «Горошина».

Выступление  детей  подготовительной к школе группы из ансамбля «Ложкари».

Барышня благодарит ребят, угощает сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в  средней группе с использованием нетрадиционной те...

Конспект ООД ОО «Художественно-эстетическое развитие», изобразительная деятельность (рисование) в средней группе Тема: «Весёлые матрёшки»

Презентация проекта «Русская матрёшка»   Конспект ООД  ОО «Художественно-эстетическое развитие», изобразительная деятельность (рисование) в средней группе Тема: «Весёлые матрё...

Конспект по ОО «Художественно – эстетическое развитие» изобразительной деятельности (рисование) во второй младшей группе на тему: «Украсим дымковскую игрушку»

Развивать эстетическое восприятие,  через приобщение детей к декоративной деятельности, учить видеть красоту народных игрушек....

Конспект по ОО «Художественно – эстетическое развитие» изобразительной деятельности (рисование) во второй младшей группе на тему: «Украсим дымковскую игрушку»

Развивать эстетическое восприятие, через приобщение детей к декоративной деятельности, учить видеть красоту народных игрушек....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Изобразительная деятельность Рисование в 1 младшей группе Тема: «Украсим чашку маме»

Программное содержание: Обучающие: Продолжать вызывать интерес к рисованию. Обучать рисовать краской мазки, рисуя по образцу воспитателя. Закрепить знания цвета- белый....