Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная шкатулка"
методическая разработка по рисованию на тему

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные способы изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_izo_volshebnaya_shkatulka.docx391.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №190»

Программа кружка по изобразительной деятельности

«ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА»

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/5-300x225.png

                                                    Составили:

О.В.Косарева

воспитатель 1 квалификационной категории

Н.В.Гусева

воспитатель 1 квалификационной категории

г. Иваново

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

        Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

        Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

        Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

        Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

        Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

В кружке  по изобразительной деятельности «Волшебная шкатулка» в МБДОУ №190 дети занимаются нетрадиционным рисованием. Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.                        

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.        Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Использование художественного, бросового, природного материалов и креативных технологий в создании творческих работ позволяют увидеть удивительное рядом, посмотреть на мир другими глазами.                                                                

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.        Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

        Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

В своей работе мы решили обратиться к нетрадиционным техникам рисования, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Возникает вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы  многих детских учреждений?»

Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен ( в должной степени) в современных образовательных программах.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в  способах изображения (достаточно простых по технологии) нет строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Занятия кружка  носят творческий характер, отличающийся от обычных  занятий: приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование в зависимости от желания детей.Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (граттаж, кляксография, пуантилизм, набрызг, коллаж), познают свойства материалов (мыльные пузыри,  бумага, природный и  бросовый материал, пластилин). У них возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций.Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.

Форма организации занятий кружка  носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.

Актуальность. Занятия позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования.

Задачи:

1. Воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

2. Развивать  способности видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве).

3. Овладевать техническими приемами работы с различными нетрадиционными формами рисования.

4. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

5.  Привитие уважения к труду и аккуратности в работе.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные  формы рисования:

  • оттиск печатками из овощей;
  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография;
  • монотопия;
  • печать по трафарету;
  • точечный рисунок;
  • ниткография;
  • рисунок на мокрой бумаге;
  • учимся делать фон;
  • пальчиковая живопись;
  • набрызг;
  • гратаж;
  • коллаж;
  • рисование вдвоем на длинной полосе бумаги;
  • рисование с секретом в три пары рук;
  • загадочные рисунки;
  • рисование мелками;
  • печать пробками;
  • рисование ватными палочками;
  • пластилинография;
  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование манной крупой, солью;
  • аппликация из семян;
  • пуантилизм.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия  не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение.

Организация занятий.

 Занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятий для :

  • ясельного возраста 10 минут
  • младшего дошкольного возраста 15 минут
  • среднего дошкольного возраста 20 минут
  • старшего дошкольного возраста 25 минут
  • подготовительного дошкольного возраста 30 минут.

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки, ватные диски;
  • поролоновые печатки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти, ножницы;
  • тушь, пластилин;
  • цветная бумага, картон;
  • листы бумаги формата А4, А3, А1.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Учебно–тематическое планирование

Ясельная группа

   №              Тема

  1. Рисование пальчиками
  2. Цветные пальчики
  3. В нашем саду листопад
  4. Божьи коровки на лужайке
  5. Веселый мухомор
  6. Мой любимый дождик
  7. Рябина
  8. Жили у бабуси два веселых гуся
  9. Ягодки на тарелке
  10. Помидорки на грядке
  11. Травка
  12. Рисование пальчиками
  13. Сшили Тане сарафан
  14. Рыбки в аквариуме
  15. Разноцветные мячики
  16. Рисование пальчиками
  17. Дождик, дождик пуще
  18. Ягоды и яблоки
  19. Листья жёлтые летят
  20. Рисование пальчиками
  21. Моя любимая чашка
  22. Подводное царство
  23. Птички клюют ягоды
  24. Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?
  25. Рисование ладошками
  26. Мои рукавички
  27. Маленькой елочке холодно зимой.
  28. Зажигаем огоньки
  29. Рождественские колокольчики
  30. Снежок порхает, кружиться
  31. Вот какие у нас сосульки!
  32. Мое любимое домашнее животное
  33. Веселый снеговичок
  34. Мои любимые животные из сказок
  35. Вот какие ножки у сороконожки
  36. Автомобиль для папы
  37. Полосатые полотенца для лесных зверушек
  38. Погремушки
  39. Подснежники
  40. Цветик –семицветик
  41. Солнышко
  42. Рисование ладошками
  43. Розовый букет
  44. Нарядные матрешки
  45. Ёжик
  46. Рисование ватными пальчиками
  47. Мимоза
  48. Распустились первые листочки
  49. Веселый клоун
  50. Горошины для петушка
  51. Рисование тычком
  52. Цыплятки
  53. Бусы для Кати
  54. Птички – невелички
  55. Вот какой у нас салют!
  56. Одуванчики
  57. Разноцветная поляна
  58. Радуга-дуга
  59. Воздушные шары
  60. Рисование печаткой из картофеля
  61. Зайчик
  62. Мать-и-мачеха
  63. Неваляшка
  64. Итоговое.

Младшая группа

   №               Тема

  1. Мой любимый дождик.
  2. Весёлые мухоморы.
  3. Весёлые мухоморы (продолжение).
  4. Опята –дружные ребята.
  5. Жёлтые листья летят.
  6. Осеннее дерево.
  7. Осень вновь пришла.
  8. Вот ёжик –ни головы, ни ножек.
  9. Птички клюют ягоды.
  10. Свитер для друзей.
  11. Солнышко.
  12. Ягоды на тарелочке.
  13. Букет из осенних листьев.
  14. Рябинка.
  15. Рябинка (продолжение).
  16. Мы рисуем что хотим.
  17. Виноград.
  18. Зайчик.
  19. Лес.
  20. Красивые цветы.
  21. В гостях у жирафа.
  22. Снежные комочки.
  23. Покормим птичек.
  24. Маленькой ёлочке холодно зимой.
  25. Пушистые котята играют на ковре.
  26. Вишнёвый компот.
  27. Шарики воздушные, ветерку послушные.
  28. Украшение чайного сервиза.
  29. Мои рукавички.
  30. Маленькой ёлочке холодно зимой.
  31. Красивая салфеточка.
  32. Весёлый снеговик.
  33. Снег кружится.
  34. Снежинки.
  35. Цветочек для папы.
  36. Кораблик для папы.
  37. Кораблик для папы (продолжение).
  38. Белочка.
  39. Цветы для мамы.
  40. Цветы для мамы (продолжение).
  41. Волшебные картинки.
  42. Весёлый осьминог.
  43. Бабочка.
  44. Моё любимое животное.
  45. Божьи коровки на лужайке.
  46. Нарядные матрёшки.
  47. Петушок-золотой гребешок.
  48. Два жадных медвежонка.
  49. Ночь и звёзды.
  50. Зайчишка.
  51. Рыбки в аквариуме.
  52. Закат.
  53. Ветка мимозы.
  54. Жили у бабуси два весёлых гуся.
  55. Клоун.
  56. Морковка.
  57. Красивые цветы для пчёлки.
  58. Красивые цветы для пчёлки (продолжение).
  59. Травка.
  60. Одуванчик.
  61. Подводное царство.
  62. Сиреневый букет.
  63. Рисуем что хотим.
  64. Итоговое.

Средняя группа.

  1. Компот из яблок.
  2. Улитка.
  3. Грибы в лукошке.
  4. Цыплёнок.
  5. Печенье для куклы Маши.
  6. Осеннее дерево.
  7. Осенние листья.
  8. Мой любимый свитер.
  9. Рябинка.
  10. Мои любимые рыбки.
  11. Утёнок.
  12. Первый снег.
  13. Котёнок.
  14. Коврик для котёнка.
  15. Пингвин.
  16. Пингвин (продолжение).
  17. Зимний лес.
  18. Мои рукавички.
  19. Овечка.
  20. Овечка (продолжение).
  21. Ёлочка.
  22. Новогодние игрушки.
  23. Дед Мороз.
  24. Дед Мороз (продолжение).
  25. Ёлочка пушистая, нарядная.
  26. Снежок.
  27. Снеговик.
  28. Рыбка в аквариуме.
  29. Рыбка в аквариуме (продолжение).
  30. Салют.
  31. Дерево в инее.
  32. Домик.
  33. Чашка.
  34. Цветочек для папы.
  35. Ягоды и фрукты.
  36.  Плюшевый медвежонок.
  37. Синица.
  38. Медальончик.
  39. Белые медведи.
  40. Белые медведи (продолжние).
  41. Мимоза для мамы.
  42. Солнышко.
  43. Животные (петух, птица, слон, олень, медведь).
  44. Подснежники.
  45. Снегирь.
  46. Пушистый зайка.
  47. Матрёшка.
  48. Матрёшка (продолжение).
  49. Неваляшка.
  50. Волшебные картинки.
  51. Подарок для кошки Мурки.
  52. Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница).
  53. Разноцветные яички.
  54. Дерево.
  55. Плывёт, плывёт кораблик.
  56. Плывёт, плывёт кораблик (продолжение).
  57. Черёмуха.
  58. Салют.
  59. Котёнок.
  60. Как я люблю одуванчики.
  61. Весенняя веточка.
  62. Путешествие в сказку.
  63. Путешествие в сказку (продолжение).
  64. Итоговое.

Старшая группа.

    №               Тема

  1. Сказка про краску.
  2. Воздушные шары для феи.
  3. Гостинцы осени.
  4. Теплая картина.
  5. Скатерть – самобранка.
  6. Волшебные листья.
  7. Нарисуй картину на ложПке.
  8. Грибы в корзине.
  9. Герои сказки.
  10. Разноцветные зонты.
  11. Кто спрятался?
  12. Аленький цветочек.
  13. Осенний лес.
  14. Путешествие по радуге.
  15. Улетаем на юг.
  16. Ежик.
  17. Веселые человечки.
  18. Золотая осень.
  19. Дымковская игрушка.
  20. Осенние листья.
  21. Осенняя сказка.
  22. Дерево колдуньи.
  23. Разноцветные рыбки.
  24. Как прекрасен этот мир.
  25. Первый снег.
  26. Снежинки.
  27. Лисичка – сестричка.
  28. Дымковский конь.
  29. Елочка – нарядная.
  30. Узоры на окне.
  31. Снегири.
  32. Зимняя сказка.
  33. Сказочные цветы.
  34. Узоры на тарелочке.
  35. Снеговик.
  36. Сказочная Жар – птица.
  37. Золотая рыбка.
  38. Веселый гномик.
  39. Волшебница – зима.
  40. Черепаха.
  41. Филин.
  42. Превращение ладошки.
  43. Поздравление для мамы.
  44. Семеновские матрешки.
  45. Ранняя весна.
  46. Петушок золотой гребешок.
  47. Синие узоры на белоснежном поле.
  48. Песенка солнышка.
  49. Космический коллаж.
  50. Ветка с первыми листьями.
  51. Аквариум.
  52. Цветы.
  53. Грачи прилетели.
  54. В гостях у народных мастеров.
  55. Звери.
  56. Мишка косолапый.
  57. Мой маленький друг.
  58. Садовые цветы.
  59. День Победы.
  60. Одуванчики.
  61. Бабочки.
  62. Подводный мир.
  63. Русские матрешки.
  64. Итоговое.

Подготовительная группа.

      №               Тема

  1. Путешествие кисточки
  2. Заря.
  3. Как в тумане.
  4. Натюрморт.
  5. Коротышки из Солнечного города
  6. Зоопарк
  7. Подсолнух.
  8. Осенние пейзажи.
  9. Расписные кони
  10. Маленькие камешки
  11. Пестрая кошка.
  12. Мы ходили в зоопарк.
  13. Пушистые животные.
  14. Украшение подноса узорами рябины.
  15. Белочка.
  16. Фруктовая мозаика.
  17. Кошка и котята.
  18. В подводном мире
  19. Живая рука.
  20. Булочная песенка.
  21. Улетающая стая.
  22. Красивый пейзаж.
  23. По замыслу.
  24. Зимние узоры.
  25. Полярное сияние.
  26. Пестрые попугаи.
  27. Зимний лес.
  28. Дворец Деда Мороза.
  29. Домик для Снегурочки.
  30. Новогодняя маска.
  31. Перчатки для котяток.
  32. Море волнуется.
  33. Рождественская ночь.
  34. Я – рыжий.
  35. Волшебные кляксы.
  36. Я рисую море.
  37. Корабли пустыни.
  38. Город на реке.
  39. Сказочный дворец.
  40. Мозаика.
  41. Невиданные звери.
  42. Подарок для мамы
  43. Мои любимые рыбки.
  44. Натюрморт.
  45. Краб.
  46. Здравствуй, Весна.
  47. Мартовский снег.
  48. Песенка Солнышка.
  49. Космические дали.
  50. Загадочные животные.
  51. Павлин.
  52. Вишня в цвету.
  53. Волшебные птицы.
  54. Маленький принц.
  55. Роспись по ткани.
  56. Волшебные точки
  57. Лето, здравствуй!
  58. Звездное небо.
  59. Насекомые.
  60. Путешествие в Африку.
  61. На рыбалке.
  62. У водоема.
  63. Как мы играем
  64. Итоговое.

Методическое обеспечение:

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.-М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2006

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.

6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.

7. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006

9.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМиД»2001.

Нетрадиционные способы рисования

РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ

Материал: карандаш, фломастер, бумага

Ход работы:

А попробуйте-ка нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение!

А можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть, что получилось, на что походит и раскрасить это.

ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКАhttp://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/43%D1%8B%D0%B2%D1%87-300x240.jpg

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы:

1-ый способ

Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!

2-ой способ

Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

3-ий способ

Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.

4-ый способ

Обернуть веревку вокруг цилиндра. Сделать перекрещивающийся узор, наложить сначала веревку вверх, потом вниз по всей длине цилиндра. Впитывать краску на веревку. Затем прижать цилиндр к нижнему краю бумаге. Плотно прижимая, катите его от себя. На листе появится веревочный узор.

МОНОТИПИЯhttp://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/9%D1%80%D1%80%D0%B8-%D0%BC-300x240.jpg

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы:

Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!

НАБРЫЗГhttp://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8B%D0%B7%D0%B3-240x300.jpg

Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

Ход работы:

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт , разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовывая недостающие линии кисточкой.

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙhttp://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/0-%D0%BA%D0%B5%D1%81-240x300.jpg

Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Ход работы:

1-ый способ

Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!

2-ой способ

В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ ИЛИ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ

Материал: Свечка, бумага, кисточка, краски.

Ход работы.

1. Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.

2. Трение – под тонкую бумагу положите, какой-либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/%D0%B5%D0%BD78%D0%B3%D1%80-240x300.jpgПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА. ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ

Материал: краска, тарелочки, бумага

Ход работы.

Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков.  Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.

ПЕЧАТКАhttp://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/3%D0%B5%D0%BF34%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%80%D0%B8-300x240.jpg

Материал: печатки, бумага, краски, тарелочки, губка-подушечка.

Ход работы.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д.

Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное.  «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы и т.п. Теперь прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/32%D1%8B-240x300.jpgКЛЯКСОГРАФИЯ. РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ.

Материал: трубочка для коктейлей, краска, кисти, вода.

Ход работы.

1-ый способ

Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю…  Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами.

2-ой способ

Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!

РИСОВАНИЕ ПО-СЫРОМУhttp://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/6%D0%B0%D1%81%D0%BC-300x240.jpg

Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.

Ход работы.

1-ый способ

Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.

2-ой способ

Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/3%D0%B55%D0%B5%D0%B8%D1%80-240x300.jpgМЯТАЯ БУМАГАhttp://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/908%D1%80%D0%BD7-240x300.jpg

Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.

Ход работы.

1-ый способ

Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.

2-ой способ

Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т.п.

ГРАТТАЖ

Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.

Ход работы.

Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист.  «Холст» готов.

А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра!

ТРИО – ТУШЬ, ВОДА, ГУАШЬ

Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.

Ход работы.

Разведите гуашь водой и крупно широкими мазками кисти нарисуйте то, что задумали. Главное, чтобы рисунок получился крупным. Когда гуашь закрепится, покройте весь лист черной тушью. И когда она высохнет, опустите лист для «проявления» в ванночку с водой. Гуашь смоется с бумаги, а тушь останется. На черном фоне проявится интересный белый контур рисунка с различными краями.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/32%D1%86%D0%B2%D0%B57-240x300.jpgРИСОВАНИЕ СПОСОБОМ – «ТЫЧКА»

Материал: Грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1 мм, щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном, белая бумага, книжки – раскраски, тарелочка, гуашь.

Ход работы.

В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». Щетинной сухой кистью – тычком можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ

Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.

Ход работы.

Под тонкую бумагу положить засушенный лист, ветку, цветов, силуэт, сверху потереть ватным или тряпочным тампоном порошком из карандашного грифеля. Полученное на тонкой бумаге изображение наклеить на плотную бумагу – получится открытка. Таким способом можно создать сюжетную композицию, декоративный узор.

Этим же способом можно потереть края силуэта, которые приложены к листу бумаги.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯhttp://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/35%D0%BF%D0%BA%D0%B5%D0%B8%D0%B54%D0%B8-240x300.jpg

Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага

Ход работы.

Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ОТ ПЯТНА

Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы

Ход работы.

1-ый способ

Широкой кистью наносится пятно произвольно или в соответствии с задуманным изображением. Когда оно высохнет, дополнительно подрисовываются недостающие детали или краской, или другими изобразительными материалами. Таким способом можно нарисовать животных, цветы и т. п.

2-ой способ

Восковым карандашом нарисуйте глазки, носик, ротик. Затем широкой кисточкой по верх изображения краской нарисуй те желтое пятно – получился веселый колобок. Так можно изобразить деревья, ветки и ствол нарисовать восковыми карандашами, а крону краской. Фантазируйте.

ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ

Материал: крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода.

Ход работы.

В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку

2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая узор.

РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п.  Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка.

Ход работы.

Природный материал обмакивают в форму с краской и прикладывают к бумаге, слегка прижимают – остается отпечаток. В зависимости от изображения подбирается и природный материал для отпечатывания.

Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мхом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.

http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/0-9%D1%88%D0%BE-240x300.jpgРИСОВАНИЕ  ПЛАСТИЛИНОМ

Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.

Ход работы.

На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге.

РИСОВАНИЕ СКОТЧЕМ

Материал: Цветной скотч, ножницы, цветная и белая бумага, книжка-раскраска, водостойкие цветные маркеры.

Ход работы.

Предварительно подбирается линейный рисунок с крупным изображением без мелких деталей. Затем небольшими отрезками скотча заполняется изображение. По окончанию работы все мелкие детали проводят маркером.

РИСОВАНИЕ ТУШЬЮ

Материал: тушь, бумага, губка, штрих

Ход работы.

1-ый способ

Работа выполняется на горизонтальной поверхности. Лист бумаги предварительно намачивается. Затем наносятся или капли туши, или, перевернув тюбик туши, проводят линии, слегка нажимая на него. Получается интересное расплывчатое изображение, которое после высыхания дополняется четким линейным рисунком с прорисовкой деталей гелевой ручкой, фломастером или другим изобразительным материалом.

Если весь лист покрыть синей тушью, а затем белым штрихом нанести точки – получится снежное вечернее небо.

2-ой способ

На влажную, но хорошо отжатую губку по ширине наносятся полоски цветной туши. Губка переворачивается краской вниз – «лицом» к влажному листу бумаги, и проводится непрерывная линия – радуга, поле, волны, куст и др.

Разнообразные движения руки с губкой оставляют различные следы, которые легко превратить в бабочку, улитку, цветок, дополнив рисунок характерными штрихами.

ГЕЛЕВАЯ ГРАФИКА

Материал: Бумага черного цвета, набор гелевых ручек, простой карандаш.

Ход работы.

1-ый способ

Монохромная техника. На черный фон нанести линейное изображение белой (серебристой) гелевой ручкой (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать в карандаше. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.

2-ой способ

Полихромная техника. На черном фоне работают цветными гелевыми ручками, затонировать изображение белым или серебристым гелем. Белый тон придаст свежесть, яркость, серебристый имитирует металлографику. После высыхания нужно сделать подмалевку (белого, серебристого цвета) и нанести необходимые цвета. В исключительных случаях, например, при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.

Работы такого вида прекрасно смотрятся, когда они оформлены в паспорту.

ТОНИРОВАНИЕ БУМАГИ

Материал: Белая бумага, клейстер из крахмала, тряпка, ванночки, гуашь, краски клеевые или масляные, масляный разбавитель (бензин).

Ход работы:

1-ый способ

Масляную краску 2-3 тонов разведите масляным разбавителем до густоты очень жидкой сметаны. Каждый цвет в отдельной посуде, отдельной кисточкой.

В миску или ванночку налейте холодной воды, на нее брызгайте разведенную краску одного цвета. На получившиеся разводы (мраморная пленка) кладите лист бумаги (бумагу держите за отогнутый уголок) и сразу снимайте.

На другие листы можно брызгать сразу 2-3 краски разного цвета. Окрашенную бумагу высушите на газете и положите под пресс. Бумага, выкрашенная таким способом, напоминает разводы мрамора.

2-ой способ

Возьмите клеевые или гуашевые краски 2-3 цветов, сварите крахмальный клейстер, влейте ее в ванночку или тарелку, добавить в нее краску и слегка помешать. Полученную в виде пасты или киселя, цветную массу наносят на бумагу кистью, затем лишнее снимают тряпочкой, щеткой, гребенкой или жесткой кистью. Нужный рисунок можно также получить прикладыванием еловой ветки или проводя в разном направлении всевозможные линии.

ЦВЕТНЫЕ ФИГУРКИ НА СТЕКЛЕhttp://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/%D0%B5%D0%B555-300x240.jpg

Материал: Краски в тюбиках, прозрачная пленка или стеклянная поверхность, лист бумаги, клеевая лента.

Ход работы:

1-ый способ

Чтобы получить рисунок, надо тонкими полосками выдавить краску из тюбиков на пленку, оставляя широкие поля, друг от друга.

Можно использовать побольше разных красок.

Аккуратно наложить второй слой пленки на изображение, прижать края. Кончиками пальцев разровнять краску. Приложить картину к окну, разгладить ее и посмотреть, как свет играет на красках. Оклеить по периметру клеевой лентой.

2-ой способ

На стекло, зеркало наносят краску так же, как и в первом способе. Затем прикладывают на него бумагу и прижимают сверху еще одним стеклом, или каким-либо тяжелым предметом.  Это позволит краске одновременно разойтись по листу бумаги. Затем груз убирают, ждут высыхания краски на бумаге. После чего дорисовывают мелкие детали кисточкой или другими изобразительными материалами.

ВОЛШЕБСТВО БУМАГИ

Материал: Туалетная бумага, альбомная бумага, ванночки, краска, кисти.

Ход работы:

Разлить краску по ванночкам, разбавить водой.

Приготовить туалетную бумагу в 6-4-2 квадратика, около 18 полосок.

Чтобы сделать цветы, сложите полоски 4-6 квадратиков пополам и еще раз пополам. Скатать их в трубочки. Намочить бумагу в краске. Потом быстро окунуть ее в миске с теплой водой и оставить на несколько секунд высыхать. Свернуть бумагу кольцом на стопке газет, надавить не нее сверху так, чтобы стекли краски и вода.

Чтобы сделать листья, согните полоски бумаги из 2-х квадратов пополам, и свернуть в трубочку. Также покрасить и отжать как цветы.

Положить цветы и листья на блюдо, покрыть калькой и просушить в духовке 10 минут.

Готовые цветы размещают и приклеивают на бумагу. Можно добавить вазу, веточке или другие детали, по вашему желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по изобразительной деятельности «Радужная палитра» (старший, подготовительный возраст)

Публикация представляет собой  краткое описание программы кружка по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе...

Программа кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» (в группах общеразвивающей направленности детей от 5-6 лет, от 6 до 7 лет)

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Пчёлка»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса...

Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Пчёлка»

        Данная программа является модифицированной. За основу взята основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности «Наше творчество» для работы с детьми 4-5 лет (2012-2013 уч.год)

Оглавление 1.      Пояснительная записка………………………………………………………………….22.      Цели и задачи программы…………………………………………………………….…33....

Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"

В программе представлены занятия по изобразительной деятельности для кружка (декоративное рисование, пластилинография, тестопластика, декупаж, оригами и другие)...

План-программа кружка по изобразительной деятельности «Акварельки»

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармоничного развития, фундамент творческих начал. Занятия изобразительной деятельностью способствуют активному освоению окружающего м...