Формирование творческих способностей в дошкольном возрасте путём приобщения к народной декоративной росписи
статья по рисованию на тему

Гришанова Татьяна Ивановна

Актуальность и условия формирования детского художественного творчества в дошкольном возрасте. Этапы формирования творческих способностей у детей в разных возрастных группах детского сада путём приобщения к народной декоративной росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческих способностей в дошкольном возрасте путём приобщения к народной декоративной росписи.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Одно из эффективных средств для этого – изобразительная деятельность ребёнка в детском саду.  В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных мыслей, снимает нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада занятия изобразительным искусством.

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребёнка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Что же представляет собой изобразительное творчество ребёнка дошкольного возраста? Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И тем не менее детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, ребёнок создаёт субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

Исследовательница изобразительного творчества ребёнка Н.П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно – исторический опыт поколений. Ребёнок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд способствует разностороннему развитию детской личности.

И.Я.Лернер определила такие черты творческой деятельности ребёнка:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета;

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры предмета;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.

Анализ положений отечественных учёных о детском творчестве позволили вывести определение детского творчества. Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребёнком значимого прежде всего для него субъективно нового продукта; дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; использование и создание разных вариантов изображения. Под творчеством будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи.

Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно – творческих способностей детей необходимы определённые условия.

- Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми в этом направлении.

- В кабинетах детского сада необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети.

- Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые ситуации и приёмы. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребёнка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей.

- Во всём должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, методы и средства обучения, материалы для работы.

- Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.

- Каждый ребёнок заслуживает внимательного, тактичного отношения к его творчеству и результатам деятельности. Поэтому необходимо создавать творческую, доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход у родителей ребёнка.

-Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребёнку, исключить излишнюю опеку. Всё это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

-Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной деятельности. Учитываются местные традиции, характерное для региона народное искусство.

По мнению многих педагогов и психологов, художественное творчество является важным способом «духовного освоения действительности».

Представленная работа посвящена формированию творческих способностей у детей в дошкольных учреждениях путём приобщения их к народной декоративной художественной росписи.

Народное декоративно – прикладное искусство  –  одно из важных средств художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.

Работа по обучению декоративной деятельности и формированию детского творчества строится в трёх направлениях.

1.Знакомство с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства. Детям даются некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете). Формирование у детей потребности в прекрасном.

Задачи работы с детьми:

Младший дошкольный возраст. Развивать интерес к народной игрушке, учить узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрёшка), видеть их яркость, наглядность, выделять некоторые элементы, их цвет.

Средний дошкольный  возраст. Учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, давать представления о характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), различать 2 – 3 вида народных игрушек по некоторым признакам.

Старший дошкольный возраст. Учить различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности, знакомить с новыми видами игрушки, с растительными узорами (городец, гжель, хохлома и др.). Учить видеть разнообразие материалов (дерево, глина, металл, фарфор) и их отличие друг от друга, красоту геометрических, растительных узоров, стилизацию знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист), особенности изображения общих для всех видов декоративно – прикладного искусства образов (птица, конь и др.).

Учить выделять средства художественной выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания (колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, их чередование, симметричные и ассиметричные композиции).

Учить различать виды народного декоративно – прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле. Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать работы для оформления детского сада и дома.

2.Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров в художественной росписи.

Задачи работы с детьми:

Младший дошкольный возраст. Учить украшать изображения предметов, используя следующие элементы: полосы, мазки, круги, кольца, точки. Выбирать цвет бумаги (фон) и элементов узора, располагать их на всём листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами или чередуя их.

Средний дошкольный возраст. Учить составлять узоры на основе некоторых видов народной игрушки, выделяя геометрические элементы росписи: круг, кольцо, точки, овалы (мазки), линии, чёрточки, характерные цвета определённого вида, их сочетания. Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике, чередовать элементы по форме, цвету, величине, составлять симметричный узор на квадрате, круге, выделяя кайму, середину, углы.

Старший дошкольный возраст. Учить составлять узоры на основе некоторых видов народного декоративно – прикладного искусства (народная игрушка, росписи: дымковская, городецкая, хохломская, жостовская, гжельская), выделять элементы узора (геометрические, растительные), образы птиц, коней, передавать колорит росписи, характерные композиции.

3.Формирование детского декоративного творчества, ведущего в свою очередь к формированию творческой личности ребёнка. Данный этап целесообразно реализовывать только после завершения работы по первым двум направлениям.

Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно – прикладного искусства вариативности элементов, сочетаний цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи. Формирование на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала.

Задачи работы с детьми:

Младший дошкольный возраст. Выбирать элементы и их цвет.

Средний дошкольный возраст. Выбирать элементы, их цвета, затем форму бумаги, композицию.

Старший дошкольный возраст. Выбирать вид народного искусства, его элементы, сочетания цветов, композиций, создавать творческие композиции, определив только назначение предмета (задачи дети решают по-своему).

Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию при создании предметных, сюжетных композиций покажет, насколько осознанно дети понимают принципы и закономерности в декоративном искусстве.

Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Воспитатель в каждой последующей группе возвращается к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (городецкая, хохломская, гжельская, жостовская роспись).

При знакомстве с одним направлением декоративно – прикладного искусства могут сочетаться несколько видов детской деятельности. Например, освоение темы «Дымковская игрушка» предполагает составление узора на бумаге разной формы, лепку и роспись вылепленных изделий. При знакомстве с жостовской, городецкой росписью и др. дети составляют композиции в рисовании, аппликации и т.д.

На занятиях по художественной росписи воспитатель должен поставить конкретные учебные и творческие задачи, определить, как ребенок может проявить выбор, самостоятельность. Например, на занятиях, посвящённых дымковской игрушке, детей 4 – 5 лет учат рассматривать и рисовать один из элементов росписи, располагать его на полосе. На первом же занятии ребёнок должен выбрать цвет элемента из определённой гаммы для данной росписи. Дети рисуют столько элементов, сколько необходимо для заполнения пространства листа. Таким образом, с первых занятий ребёнок проявляет самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности в пределах традиций росписи.

Чем старше дети, тем больше задач они решают самостоятельно. После каждого цикла занятий по одному виду искусства проводится итоговое занятие, на котором ребята составляют узор в стиле росписи, но сами выбирают элементы, цвет, композицию, форму бумаги или расписывают заготовленные формы.

Периодически проводятся занятия творческого характера, на которых детям предлагается придумать узор для новых предметов, вещей. Например, нарисовать для Снежной королевы ткань на платье, украсить кокошник, придумать сказочный букет, сказочный лес и т.д. На этих занятиях ребята используют полученные знания о закономерностях декоративной росписи, составляют новые элементы узора, выбирают цветовые сочетания, решают композиционные задачи. Чем старше дети, тем больше нужно давать творческих заданий с учётом интересов каждого ребёнка, событий, происходящих в детском саду, дома. Это может быть роспись декораций, обоев, домов, костюмов героев сказок, рамок для портретов и т.д.

Таким образом, педагог постепенно знакомит детей с закономерностями той или иной росписи, декоративного искусства в целом. Необходимо помнить, что главная задача воспитателя заключается в приобщении детей к истокам народного искусства. Нужно дать ребёнку возможность после усвоения некоторых знаний, навыков уметь составить тот или иной узор, расписать ту или иную игрушку и в конечном итоге почувствовать радость творчества!

Список литературы

1.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика – Синтез, 2001.-96с.

2.Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006.–160с.

3.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-128с.

4.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981.-144с.

5.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую  эмоциональную  окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует состра...

" Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

Докдад на августовской конференции педагогов с представлением опыта работы в детском саду....

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам национальной культуры».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам национальной культуры...

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста

Народное искусство заключает в себе большие возможности в установлении тесных преемственных связей в воспитании и развитии творчества детей: музыкальное, изобразительное, поэтическое, широко используе...

Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»

Обобщения опыта работы по самообразованию  за 2021-2022 учебный год  по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...