Декоративное рисование "Волшебное окошко"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему
Содействие комплексной воспитательно-образовательной и коррекционной работе с детьми посредством приобщения к русской национальной культуре через организацию художественно-продуктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnoe_okoshko.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка».
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ «ВОЛШЕБНОЕ ОКОШКО»
(средний возраст)
Выполнила
Лобанова О.А.
г. Мичуринск-наукоград РФ
2014г.
Цель.
Содействие комплексной воспитательно-образовательной и коррекционной работе с детьми посредством приобщения к русской национальной культуре через организацию художественно-продуктивной деятельности.
Задачи.
Познакомить детей с природным явлением «мороз» и его свойствами, правилами безопасного поведения в холодную погоду.
Закрепить знание пословиц, поговорок, народных примет о зиме, стихотворений.
Учить детей вспоминать содержание литературного произведения и размышлять о нём.
Обогащать нравственные представления о человеческих качествах и отношениях.
Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях.
Учить, симметрично, располагать узор в зависимости от формы листа бумаги.
Учить использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.
Развивать умение пользоваться кистью, рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях.
Воспитывать чувство прекрасного и художественный вкус через классическую музыку, поэтическое творчество и народные промыслы.
Вызвать у детей желание создать коллективную композицию.
Интеграция образовательных областей.
Музыка, чтение художественной литературы, познание, здоровье, социализация, коммуникация, художественное творчество.
Материалы, инструменты, оборудование.
Иллюстрации к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», иллюстрации с изображением вологодских кружев, запись классической музыки, карта мира, образцы для составления узоров. Бумажные квадраты одного размера, но разного цвета: тёмно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, зелёного. Гуашевые краски белого цвета, очень тонкие кисточки, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки. Кружева для рассматривания (для показа детям). Основа для композиции «Морозное окошко», корзина с подарками.
Ход занятия.
Дети входят в зал под спокойную музыку и становятся на ковре полукругом.
В. – Здравствуйте ребята! Сегодня мне очень хочется с вами поговорить, а вот о чём совсем забыла. Помню только загадку, о чём же она?
Невидимкой, осторожно,
Он является ко мне,
И рисует как художник,
Он узоры на окне.
Д. – О морозе!
В. - Правильно, о морозе. Что такое «мороз»?
Д. - Очень холодная погода, низкая температура.
В. – Молодцы, детки. Я вам загадала загадку о морозе. А кто из вас знает стихотворения о нём?
(Дети читают стихотворение Н.Некрасова «Мороз-воевода», новогодние стихи).
В. - Молодцы! А теперь можете занять места за столами.
(Дети проходят к своим местам).
В. - Для какого времени года характерен мороз?
Д. - Для зимы.
В. - Может ли мороз жить дома?
(Ответы детей).
В. - Где в доме он живёт?
Д. - В холодильнике.
Для чего нужен мороз в холодильнике?
(Ответы детей).
В. - Может мороз заморозить воду?
Д. - Да!
В. - Во что превратится вода?
(Ответы детей).
В. – Как вы думаете, можно ли почувствовать мороз?
(Ответы детей).
В. – Можно ли услышать мороз?
(Ответы детей).
В. - Можно ли по приметам определить, будет ли мороз?.
(Ответы детей).
Как вы думаете, если в зимнее время на улице мороз – это хорошо или плохо?
(Ответы детей).
Р. - Я Мороза не боюсь, я с ним крепко подружусь. Вот оденусь и пойду я по снегу и по льду. Подойдёт ко мне Мороз, тронет щёки, тронет нос. Значит надо не зевать, прыгать, бегать и играть.
В - Пришло время поиграть в русскую народную игру «Мороз» (Калужская область).
(Игроки по считалке выбирают участника на роль Мороза). Вокруг него ведут хоровод и поют:
Идёт зимушка-зима,
У неё белая коса.
Где она идёт,
Там снег трясёт;
У реки ступает,
Льдом воду покрывает;
Где на окна дышит,
Там узоры пишет
Сам злющий Мороз.
У него много угроз,
Кого схватит – тот замёрз!
После этих слов дети разбегаются от Мороза в разные стороны, а тот старается дотронуться до играющих рукой – «заморозить». Замороженный должен остановиться и развести руки в стороны. Игра заканчивается, когда Морозом будут «заморожены все дети.
В. - Молодцы, ребятки, очень весело играли.
(Дети занимают свои места).
В. - Скажите, ребята, а знаете ли вы примерные правила поведения на морозе?
Д. - На холоде лучше надевать несколько слоёв одежды.
- Нужно скрывать лицо и открытые части тела.
- Нельзя дотрагиваться языком или мокрыми руками до холодного железа: кожа прилипнет.
- Нельзя выходить на улицу без варежек, шарфа и тёплой обуви.
- На морозе нельзя есть мороженое: можно охладить горло и простудиться.
В. - Да, дети, все ваши советы правильные. Мы с вами в мороз одеваемся в тёплую одежду и согреваемся. А как растения и живые существа прячутся от мороза, что согревает их?
(Ответы детей).
В. - Да, верно. Это снег, «холодное одеяло» для корней растений, трав и их семян, мышей, строящих целые лабиринты с норками и бегающих по ним, кротов и дождевых червей, личинок насекомых и муравьёв и многих других животных и растений.
В. - А теперь ответьте мне на такой вопрос: - Где всегда холодно? Где даже летом всегда мороз?
(Ответы детей).
В. - Да, дети, это Арктика – Северный Ледовитый океан. А также Антарктида. Некоторые животные приспособились к жизни даже в таких условиях. Это белые медведи, моржи, пингвины. Все они не боятся холода, так как их согревает толстый слой жира или тёплая густая шуба.
В. - Покажите на карте эти районы.
( ребёнок показывает на карте эти районы).
В. - Правильно, молодцы! А теперь подойдите сюда и посмотрите на иллюстрации.
(Дети подходят к доске с иллюстрациями из сказки «Мороз Иванович»).
В. - Вспомните, дети, какую сказку мы читали о морозе?
Д. - Мороз Иванович.
В. - Справедливым ли был в этой сказке Мороз?
(Ответы детей).
В. - Молодцы, детки. Правильно. Мороз так говорил: «Жить, да служить – разница, да и работа работе – рознь»; «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». Какую ещё пословицу можно подобрать к этой сказке?
Д - «Что посеешь, то и пожнёшь», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Терпенье и труд всё перетрут».
В. - Ну, скажу вам от души: вы, ребята – хороши! И у меня такой вопрос: можно ли увидеть мороз?
(Ответы детей).
В. - Да, действительно, в большой мороз при ясном небе летят снежинки – подружки мороза. Они похожи на шестиконечные звёзды и очень разнообразны. В такую погоду снег сухой, рассыпчатый. И в народе благодарят мороз…
Д. - «Спасибо мороз, что снега нанёс».
В. - А при небольшом морозе снежинки соединяются друг с другом в снежные хлопья. «Дремучий лес к стеклу прирос, нарисовал его…
Д. - Мороз!
В. - В мороз оконные стёкла расцвечиваются красивыми узорами. Это ледяные кристаллы, в которые превращаются при быстром замерзании водяные пары.
Когда ночь тёплая, а утром опускается мороз, то всё вокруг покрывается инеем. Это водяной пар охлаждается и принимает форму снежных узорчатых кристаллов. Если в это время оказаться в лесу, то можно увидеть простирающиеся между посеребрёнными инеем деревьями наикрасивейшие узоры. Это – чарующая взор паутина в морозном инее. Мороз превратил работу паука в волшебное кружево. Но не только в природе мы можем встретить это волшебство.
В городе Вологда живут искусные мастерицы, которые из кружева плетут узоры, похожие на морозные чудеса.
(Воспитатель показывает детям вологодские кружева).
В.- Это кружева, которые мастерицы плетут из тончайших белых ниток с помощью специальных инструментов - крючков, коклюшек, челноков. Как вы думаете, для чего нужны такие кружева?
(Ответы детей).
В. - Да, кружевные воротнички, оборки, жилеты делают одежду красивой, праздничной, нарядной. Кружевные салфетки и шторы украшают дом, делают его уютным, тёплым. Если всмотреться в кружевной узор, можно увидеть чудесные цветы, листья, бабочек, птиц и многое другое. Скажите, дети, эти белоснежные кружева что напоминают?
Д. - Морозные узоры на окне. Давайте расскажем о них стихотворение.
Невесомы, как пушинки,
С неба падают снежинки,
В танце медленно кружатся,
Чтоб потом к земле прижаться…
…А мороз – художник смелый –
Сразу принялся за дело
И мгновенно, без натуги,
Окна расписал в округе:
Ветки, листья, кружева…
То ли белая трава,
То ли пальмы, то ли клёны,
То ли кедр, но не зелёный?
Он – художник всем известный,
Мастер, выдумщик чудесный,
Без кистей и без холстов
Рисовать всегда готов!
В. - А мы с вами сейчас нарисуем необычные морозные кружева – снежинки, и создадим из них «Волшебное окошко». Когда придёт дедушка Мороз, он полюбуется нашей работой.
Выберите по своему желанию бумажный квадрат любого цвета и нарисуйте на нём снежинку необыкновенной красоты. Рисовать мы будем тонкими кисточками, белой гуашевой краской.
( воспитатель демонстрирует последовательность работы).
В. - Все снежинки разные, но в основе имеют общую форму – шесть лучей, расходящихся из одной точки. Посмотрите, я беру бумажный квадрат выбранного цвета, посередине ставлю белую точку и провожу в стороны шесть лучей. Теперь соединяю лучи: рисую круги – один вокруг точки, второй дальше, и последний круг провожу по кончикам лучиков. А теперь нужно превратить эту снежинку в волшебное кружево. Придумайте свой сказочный узор, который мог бы нарисовать на окне мороз. Это могут быть цветы, листья, ягодки, завитки, веточки и всё, что захотите. Или можете нарисовать просто узоры из точек и пятнышек.
(Воспитатель показывает варианты элементов декора и оставляет их на доске).
В. - Дорогие ребята! Можете начинать свою творческую работу!
(Дети выбирают цвет квадрата-окошка по своему желанию и начинают рисовать снежинки).
В конце занятия дети приносят свои маленькие окошки на большое «Волшебное окно» и составляют композицию – размещают, подбирая по цвету основы, как лоскутное одеяло.
В. - Очень дети постарались, составили великолепную композицию. Спасибо вам! Благодарю вас за старание! Ой, откуда это? (Воспитатель обращает внимание на большую корзину). Дети подходят и рассматривают.
В. - Читаю, что написано!
« Спасибо ребяткам за красивые окошки,
За румяные щёчки и снежные комочки»!
Мороз Иванович.
В. - Это ваша награда, дети!
(Воспитатель отдаёт детям корзинку, и они уходят смотреть подарок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью"
Консультация для родителей на тему: "Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью"...
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.
В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....
Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.
В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....
«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»
Рекомендации по обучению детей декоративному рисованию в старших группах детского сада....
Конспект ННОД по экологии в младшей группе «Хрустит за окошком морозный денёк. Стоит на окошке цветок-огонёк…».
В представленном конспекте ННОД по экологии решаются задачи формирования представлений о комнатных растениях, расширения, активизации словаря по теме «Комнатные растения», развития любознательности, п...