Декоративное рисование "Волшебное окошко"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Ольга Александровна Лобанова

Содействие комплексной воспитательно-образовательной  и коррекционной работе с детьми посредством приобщения к русской национальной культуре через организацию художественно-продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnoe_okoshko.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка».

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ                «ВОЛШЕБНОЕ ОКОШКО»

(средний возраст)

                                                                                                 Выполнила

                                                                                                                                                                                                  Лобанова О.А.

                                           

г. Мичуринск-наукоград РФ

2014г.

   Цель.

   Содействие комплексной воспитательно-образовательной  и коррекционной работе с детьми посредством приобщения к русской национальной культуре через организацию художественно-продуктивной деятельности.

   Задачи.

   Познакомить детей с природным явлением «мороз» и его свойствами, правилами безопасного поведения в холодную погоду.

   Закрепить знание пословиц, поговорок, народных примет о зиме, стихотворений.

   Учить детей вспоминать содержание литературного произведения и размышлять о нём.

   Обогащать нравственные представления  о человеческих качествах и отношениях.

   Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях.

   Учить, симметрично, располагать узор в зависимости от формы листа бумаги.

   Учить использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.

   Развивать умение пользоваться кистью, рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях.

   Воспитывать чувство прекрасного и художественный вкус через классическую музыку, поэтическое творчество и народные промыслы.

   Вызвать у детей желание создать коллективную композицию.

   Интеграция образовательных областей.

   Музыка, чтение художественной литературы, познание, здоровье, социализация, коммуникация, художественное творчество.

   Материалы, инструменты, оборудование.

   Иллюстрации к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», иллюстрации с изображением вологодских кружев, запись классической музыки, карта мира, образцы для составления узоров. Бумажные квадраты одного размера, но разного цвета: тёмно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, зелёного. Гуашевые краски белого цвета, очень тонкие кисточки, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки. Кружева для рассматривания (для показа детям). Основа для композиции «Морозное окошко», корзина с подарками.

                                                    Ход занятия.

   Дети входят в зал под спокойную музыку и становятся на ковре полукругом.

   В. – Здравствуйте ребята! Сегодня мне очень хочется с вами поговорить, а вот о чём совсем забыла. Помню только загадку, о чём же она?

                                       Невидимкой, осторожно,

                                       Он является ко мне,

                                       И рисует как художник,

                                       Он узоры на окне.

   Д. – О морозе!

   В. -  Правильно, о морозе. Что такое «мороз»?

   Д. -  Очень холодная погода, низкая температура.

   В. – Молодцы, детки. Я вам загадала загадку о морозе. А кто из вас знает стихотворения о нём?

   (Дети читают стихотворение Н.Некрасова «Мороз-воевода», новогодние стихи).

   В. -  Молодцы! А теперь можете занять места за столами.

   (Дети проходят к своим местам).

   В. -  Для какого времени года характерен мороз?

   Д. -  Для зимы.

   В. -  Может ли мороз жить дома?

   (Ответы детей).

   В. -  Где в доме он живёт?

   Д. -  В холодильнике.

 Для чего нужен мороз в холодильнике?

   (Ответы детей).

   В. -  Может мороз заморозить воду?

   Д. -  Да!

    В. -  Во что превратится вода?

   (Ответы детей).

   В. – Как вы думаете, можно ли почувствовать мороз?

   (Ответы детей).

   В. – Можно ли услышать мороз?

   (Ответы детей).

   В. -  Можно ли по приметам определить, будет ли мороз?.

   (Ответы детей).

   Как вы думаете, если в зимнее время на улице мороз – это хорошо или плохо?

   (Ответы детей).

   Р. -  Я Мороза не боюсь, я с ним крепко подружусь. Вот оденусь и пойду я по снегу и по льду. Подойдёт ко мне Мороз, тронет щёки, тронет нос. Значит надо не зевать, прыгать, бегать и играть.

   В -  Пришло время поиграть в русскую народную игру «Мороз» (Калужская область).

   (Игроки по считалке выбирают участника на роль Мороза). Вокруг него ведут хоровод и поют:

                                      Идёт зимушка-зима,

                                      У неё белая коса.

                                      Где она идёт,

                                      Там снег трясёт;

                                      У реки ступает,

                                      Льдом воду покрывает;

                                      Где на окна дышит,

                                      Там узоры пишет

                                      Сам злющий Мороз.

                                      У него много угроз,

                                      Кого схватит – тот замёрз!

После этих слов дети разбегаются от Мороза в разные стороны, а тот старается дотронуться до играющих рукой – «заморозить». Замороженный должен остановиться и развести руки в стороны. Игра заканчивается, когда Морозом будут «заморожены все дети.

   В. -  Молодцы, ребятки, очень весело играли.

   (Дети занимают свои места).

   В. -  Скажите, ребята, а знаете ли вы примерные правила поведения на морозе?

   Д. -  На холоде лучше надевать несколько слоёв одежды.

    -  Нужно скрывать лицо и открытые части тела.

    -  Нельзя дотрагиваться языком или мокрыми руками до холодного железа: кожа прилипнет.

   -  Нельзя выходить на улицу без варежек, шарфа и тёплой обуви.

   -  На морозе нельзя есть мороженое: можно охладить горло и простудиться.

   В. -  Да, дети, все ваши советы правильные. Мы с вами в мороз одеваемся в тёплую одежду и согреваемся. А как растения и живые существа прячутся от мороза, что согревает их?

   (Ответы детей).

   В. -  Да, верно. Это снег, «холодное одеяло» для корней растений, трав и их семян, мышей, строящих целые лабиринты с норками и бегающих по ним, кротов и дождевых червей, личинок насекомых и муравьёв и многих других животных и растений.

   В. -  А теперь ответьте мне на такой вопрос: - Где всегда холодно? Где даже летом всегда мороз?

   (Ответы детей).

   В. -  Да, дети, это Арктика – Северный Ледовитый океан. А также Антарктида. Некоторые животные приспособились к жизни даже в таких условиях. Это белые медведи, моржи, пингвины. Все они не боятся холода, так как их согревает толстый слой жира или тёплая густая шуба.

   В. - Покажите на карте эти районы.

   ( ребёнок показывает на карте эти районы).

   В. -  Правильно, молодцы! А теперь подойдите сюда и посмотрите на иллюстрации.

   (Дети подходят к доске с иллюстрациями из сказки «Мороз Иванович»).

   В. -  Вспомните, дети, какую сказку мы читали о морозе?

   Д. -  Мороз Иванович.

   В. -  Справедливым ли был в этой сказке Мороз?

   (Ответы детей).

   В. -  Молодцы, детки. Правильно. Мороз так говорил: «Жить, да служить – разница, да и работа работе – рознь»; «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». Какую ещё пословицу можно подобрать к этой сказке?

   Д -  «Что посеешь, то и пожнёшь», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Терпенье и труд всё перетрут».

   В. -  Ну, скажу вам от души: вы, ребята – хороши! И у меня такой вопрос: можно ли увидеть мороз?

   (Ответы детей).

   В. -  Да, действительно, в большой мороз при ясном небе летят снежинки – подружки мороза. Они похожи на шестиконечные звёзды и очень разнообразны. В такую погоду снег сухой, рассыпчатый. И в народе благодарят мороз…

   Д. -  «Спасибо мороз, что снега нанёс».

   В. -  А при небольшом морозе  снежинки соединяются друг с другом в снежные хлопья. «Дремучий лес к стеклу прирос, нарисовал его…

   Д. -  Мороз!

   В. -  В мороз оконные стёкла расцвечиваются красивыми узорами. Это ледяные кристаллы, в которые превращаются при быстром замерзании водяные пары.

   Когда ночь тёплая, а утром опускается мороз, то всё вокруг покрывается инеем. Это водяной пар охлаждается и принимает форму снежных узорчатых кристаллов. Если в это время оказаться в лесу, то можно увидеть простирающиеся между посеребрёнными инеем деревьями наикрасивейшие узоры. Это – чарующая взор паутина в морозном инее. Мороз превратил работу паука в волшебное кружево. Но не только в природе мы можем встретить это волшебство.

   В городе Вологда живут искусные мастерицы, которые из кружева плетут узоры, похожие на морозные чудеса.

   (Воспитатель показывает детям вологодские кружева).

   В.-  Это кружева, которые мастерицы плетут из тончайших белых ниток с помощью специальных инструментов -  крючков, коклюшек, челноков. Как вы думаете, для чего нужны такие кружева?

   (Ответы детей).

   В. -  Да, кружевные воротнички, оборки, жилеты делают одежду красивой, праздничной, нарядной. Кружевные салфетки и шторы украшают дом, делают его уютным, тёплым. Если всмотреться в кружевной узор, можно увидеть чудесные цветы, листья, бабочек, птиц и многое другое. Скажите, дети, эти белоснежные кружева что напоминают?

   Д. -  Морозные узоры на окне. Давайте расскажем о них стихотворение.

                                   Невесомы, как пушинки,

                                   С неба падают снежинки,

                                   В танце медленно кружатся,

                                   Чтоб потом к земле прижаться…

                                   …А мороз – художник смелый –

                                   Сразу принялся за дело

                                   И мгновенно, без натуги,

                                   Окна расписал в округе:

                                    Ветки, листья, кружева…

                                    То ли белая трава,

                                    То ли пальмы, то ли клёны,

                                    То ли кедр, но не зелёный?

                                    Он – художник всем известный,

                                    Мастер, выдумщик чудесный,

                                    Без кистей и без холстов

                                    Рисовать всегда готов!

    В. -  А мы с вами сейчас нарисуем необычные морозные кружева – снежинки, и создадим из них «Волшебное окошко». Когда придёт дедушка Мороз, он полюбуется нашей работой.

   Выберите по своему желанию бумажный квадрат любого цвета и нарисуйте на нём снежинку необыкновенной красоты. Рисовать мы будем тонкими кисточками, белой гуашевой краской.

  ( воспитатель демонстрирует последовательность работы).

   В. -  Все снежинки разные, но в основе имеют общую форму – шесть лучей, расходящихся из одной точки. Посмотрите, я беру бумажный квадрат выбранного цвета, посередине ставлю белую точку и провожу в стороны шесть лучей. Теперь соединяю лучи: рисую круги – один вокруг точки, второй дальше, и последний круг провожу по кончикам лучиков. А теперь нужно превратить эту снежинку в волшебное кружево. Придумайте свой сказочный узор, который мог бы нарисовать на окне мороз. Это могут быть цветы, листья, ягодки, завитки, веточки и всё, что захотите. Или можете нарисовать просто узоры из точек и пятнышек.

   (Воспитатель показывает варианты элементов декора и оставляет их на доске).

   В. -  Дорогие ребята! Можете начинать свою творческую работу!

   (Дети выбирают цвет квадрата-окошка по своему желанию и начинают рисовать снежинки).

   В конце занятия дети приносят свои маленькие окошки на большое «Волшебное окно» и составляют композицию – размещают, подбирая по цвету основы, как лоскутное одеяло.

   В. -  Очень дети постарались, составили великолепную композицию. Спасибо вам! Благодарю вас за старание! Ой, откуда это? (Воспитатель обращает внимание  на большую корзину). Дети подходят и рассматривают.

   В. -  Читаю, что написано!

                           « Спасибо ребяткам за красивые окошки,

                              За румяные щёчки и снежные комочки»!

                                                                                        Мороз Иванович.

    В. -  Это ваша награда, дети!

   (Воспитатель отдаёт детям  корзинку, и они уходят смотреть подарок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью"

Консультация для родителей на тему: "Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью"...

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»

Рекомендации по обучению детей декоративному рисованию в старших группах детского сада....

Конспект ННОД по экологии в младшей группе «Хрустит за окошком морозный денёк. Стоит на окошке цветок-огонёк…».

В представленном конспекте ННОД по экологии решаются задачи формирования представлений о комнатных растениях, расширения, активизации словаря по теме «Комнатные растения», развития любознательности, п...