Рабочая программа кружка "Волшебная палитра"
рабочая программа по рисованию на тему

Павлючук Елена Викторовна

Рабочая программа "Волшебная палитра" - это рисование с использованием нетрадиционных техник. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, а также родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_kruzhka.docx69.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Утверждаю

                                                                      Заведующий МБДОУ

                                                                               Детский сад №4 «Колосок»

                         

                                                                                                               Учкурова С.В.  

               Рабочая программа кружка

   (рисование с использованием

                        нетрадиционных техник)  

                «Волшебная палитра» 

                                                                Руководитель:

                                                               Павлючук Е.В.                           


Пояснительная записка

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов.

Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность - это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том,        что его  радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

чувство фактурности и объёмности;

  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу - необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

  • позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально - положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента, к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми и полученное мною образование по специальностям - воспитатель детей дошкольного возраста; подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.

Актуальность. Занятия позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования.

Задачи:

  1. Воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
  2. Развивать способности видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве).
  3. Овладевать техническими приемами работы с различными нетрадиционными формами рисования.
  4. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
  5. Привитие уважения к труду и аккуратности в работе.

Задачи обучения:

  1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
  4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
  5. Развитие коммуникации.
  6. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  7. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  8. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
  9. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Интеграция с другими образовательными областями:

Развитие мелкой моторики

воспитание культурно-гигиенических навыков

 «Здоровье»            цветотерапия, арттерапия, формирование начальных       представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация»

 развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

формирование гендерной, семейной принадлежности, «Социализация»    патриотических чувств, чувства принадлежности к          мировому сообществу

«Музыка»              использование музыкальных произведений,обогащения содержания области, развитие детского

творчества, приобщение к различным видам искусства

 формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, художественной развитие художественного восприятия и эстетического литературы»        вкуса.

«Безопасность»     формирование основ безопасности собственной     жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные формы рисования:

  • оттиск печатками из овощей;
  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография;
  • монотипия;
  • печать по трафарету;
  • точечный рисунок;
  • ниткография;
  • рисунок на мокрой бумаге;
  • тканевое изображение;
  • учимся делать фон;
  • пальчиковая живопись;
  • набрызг;
  • скомканный план;
  • по-запаху;
  • рисунки с помощью открыток;
  • коллаж;
  • рисование вдвоем на длинной полосе бумаги;
  • рисование с секретом в три пары рук;
  • загадочные рисунки;
  • рисование мелками;
  • метод волшебного рисунка;
  • печать пробками;
  • рисование ватными палочками;

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование манной крупой.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на  котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей        и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

             Организация занятий.

              Занятия посещают дети дошкольной группы. Занятия проводятся 2 раза в                неделю. Продолжительность занятия 20- 25 минут.

Материал:

  • цветная бумага;
  • картон белый и цветной;
  • ватные палочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях:

  • Эмоциональный настрой - использование музыкальных произведений,
  • Практические - упражнения, игр методы,
  • Словесные методы - рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы - объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
  • Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.


                 При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:

    1.    Использование приема транслирования информации

    2.    Отбор тематического содержания

    3.   Главный герой рисования - ребенок

     4.  Педагог создает схематические изображения

     5.  Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает                   посредством  изобразительных действий,

                   

      6.  В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации,

             имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

.

                 


                           Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

           1.  Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,

           2.  Обеспечение главных условий общения,

           3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,

           4.  Использование различных коммуникативных средств.

                                   Занятия имеют отличия в своей структуре:

           1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,    

           2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и

               обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 5 минут),

           3. динамическая пауза с элементами логоритмики

           4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации

           5. словесные игры, игры - драматизации.

                           Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

     Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

     Тематические выставки в ДОУ.

     Участие в выставках и конкурсах в течение года.

     Творческий отчет воспитателя.

     Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.

                           Показатели прохождения рабочей программы:

  • Узнают много об окружающем мире.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветовидению.
  • Экспериментируют.
  • Развивается связная речь.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития:        эмоционально воспринимают содержание произведения,

запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.

У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа."Пальчиковая палитра".

laquo; Творчество - это не удел только гениев,...

Рабочая программа кружка "Весёлая палитра"

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные, но и коммуникативные навыки в процессе нетрадиционного рисования. Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка по ИЗО «Веселая палитра» в старших дошкольных группах на 2013 -2014 уч. год

Календарно - тематическое планирование в кружке по рисованию в старших возрастных группах[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13682655","attributes":{"alt":"","class":"media-image","heig...

рабочая программа кружка нетрадиционного рисования "Весёлая палитра"

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовала...

Рабочая программа " Веселая палитра"

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особеннос...