Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
статья по рисованию (младшая, средняя группа) на тему

Мартинкевич Светлана Сергеевна

Основные нетрадиционные техники рисования в детском саду являются обязательным видом занятий. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. 

В этой статье мы познакомимся с основными нетрадиционными техниками рисования в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc474 КБ

Предварительный просмотр:

«Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга.»

Подготовила воспитатель: Мартинкевич С.С.

г. Сестрорецк

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Основные нетрадиционные техники рисования в детском саду являются обязательным видом занятий. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.

В каждом детском саду без исключения есть уроки рисования, которые знакомят детей с изобразительным искусством, учат их работать с различными инструментами и материалами, вырабатывая тем самым определенные навыки, развивая возможные способности, чувство прекрасного. Рисование – это уникальное занятие, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни. Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) используются и нетрадиционные техники, которые больше привлекают внимание маленьких непосед. Для каждой возрастной группы они свои.

В художественной  деятельности с использованием нетрадиционных  техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При  непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов

В этой статье мы познакомимся с основными нетрадиционными техниками рисования в детском саду, применяемыми в каждой отдельной группе.

Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:

  1. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
  2. Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Основные задачи нетрадиционного рисования:

1.Обучающие:

-формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

-учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и  их изображения в рисунке, рисования, применять их на практике;

- учить приемам  работы с нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, ватные палочки, рука, палец, монотипия, тычок);

2.Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- синхронизировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движениями своих рук);

- развивать способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  

  замечать и творить красоту;

 -развивать творчество и фантазию, наблюдательность  воображение,  ассоциативное мышление и любознательность.

3.Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

-воспитывать навыки самостоятельности.

Ожидаемые результаты:

-  дети научатся приемам  работы с нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, тычок и т. д.);

-дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;  

- у детей разовьется мелкая моторика рук;

 - сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить красоту;

 -разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;

- появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

-сформируется художественный вкус и чувство гармонии;

-сформируются навыки самостоятельности.

Рассмотрим подробнее каждый из методов нетрадиционные техники рисования, используемые в художественно – эстетической направленности при обучении детей изобразительной деятельности:

     

Рисование ладошками

Суть этой нетрадиционной техники заключается в создании рисунка при помощи рук. Таким образом, можно нарисовать интересных милых человечков, осьминожек, деревья и цветочки, солнышко и многое другое.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, плотные листы бумаги, краски (акварель или гуашь), салфетки для того, чтобы вытирать руки, кисть.

Способ получения изображения: каска наносится на руки путем обмакивания их в нее или же при помощи кисти и затем, оставляя в разной последовательности отпечатки на бумаге, детки создают удивительные рисунки.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью,  плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь  пальчик и наносит точки на бумагу.

Штампование

Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить. Техники нетрадиционного рисования в средних группах. В этом возрасте детки используют и предыдущие знания и техники, которые им по-прежнему интересны и учатся работать с другими видами нетрадиционного рисования. К ним относятся печатание, ниткография и тычок жесткой кистью.

Печатание

Эта техника подразумевает под собой создание рисунка путем оставления отпечатков различными предметами. Для этой цели подойдет кусочек паралона или пенопласта, смятая бумага, тампон, сделанный из ваты, ватные палочки, листья деревьев или растений и так далее. Ну и, конечно же, понадобятся краски (акварель или гуашь), подушечка штемпельная и бумага. Суть процесса заключается в следующем: штемпельную подушечку пропитывают нужным цветом краски, затем прижимают к ней предмет, при помощи которого и будет создаваться рисунок, и оставляют его отпечатки на бумаге. Последовательность отпечатков может быть произвольная или строго спланированная воспитателем. Рисунок в любом случае получится неординарным и интересным.

Рассмотрим подробнее технику нетрадиционного рисования «Оттиск смятой бумагой»:

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Рассмотрим подробнее технику нетрадиционного рисования «Отпечатки листьев»:

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: листья разных деревьев, гуашь, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Ниткография

Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета.

Тычок жесткой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения:  для этой техники ребенку потребуется помощь взрослого. Перед тем, как приступить к работе деткам, взрослые подготавливают лист бумаги, на котором нанесены контуры какого-либо предмета или объекта. С левой стороны на правую по контуру делаются тычки кистью с нужной краской. Важно, чтобы не оставалось пробелов. Затем, тем же способом, только произвольно, закрашивается средина рисунка.

Кляксография

Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, кисть.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Или же такой вариант: на кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.

Тестопластика

Искусство создания объемных и рельефных изделий из соленого теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки.

Рисунок, создаваемый при помощи акварели по свечке

 Для работы нужны свечка или мелки восковые, лист бумаги (плотной), акварельные краски, кисточка. На бумаге детки изображают любой рисунок свечкой или же мелками. Затем весь лист окрашивается акварелью. Предварительно нанесенный воском рисунок останется неокрашенным.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения. 

Список использованной литературы:

  • Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
  • Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.Младший и средний возраст....

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.Огюст Роден...

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Изобразительная...

«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС».

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....