Программа по творческому развитию детей от 3 до 18 лет
рабочая программа по рисованию на тему

Балабонова Анастасия Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Абинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по изобразительной деятельности для детей и подростков в возрасте от 3-18 лет.

 «Разноцветная палитра»

 Составитель: Инструктор по труду Балабонова А.В.

Абинский р-он, ст. Холмская

2015 г.

Пояснительная записка

Как известно, у детей находящихся в социально - реабилитационном центре наблюдается широкий спектр личностных деформаций, в том числе в интеллектуальной и эмоциональной сферах. Неуверенность в своих возможностях и способностях, страх перед оценками взрослых мешают детям проявлять инициативу, совершать позитивные поступки.

Недостаточное развитие мелкой моторики рук – проблема практически для всех детей. Это во многом тормозит общий уровень их сенсорного развития, особенно  мышления и речи, затрудняет развитие творческих способностей.

Известно, что одним из эффективных путей совершенствования мелкой моторики рук является изобразительная деятельность в частности рисование. Оно способствует умственному графомоторному, эмоционально-эстетическому и творческому развитию детей.

Рисунок, представляющий собой продукт изобразительной деятельности ребенка, очень важен в коррекционной работе. Он помогает, с одной стороны, определить основные проблемы ребенка, выявленные им в процессе изобразительной деятельности, а с другой,  найти пути их решения.

В рамках данной проблематики разработана рабочая программа дополнительного образования «Разноцветная палитра» и рекомендуется для работы с детьми дошкольного и школьного возраста, временно проживающими в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Программа «Разноцветная палитра» призвана способствовать снижению агрессивности, иных проявлений отклоняющегося поведения, созданию доброжелательной атмосферы в группе у дошкольников и подростков, развитию творческих способностей, а также быстрой адаптации к новым условиям проживания и успешной реабилитации.

Цель:

 Развитие художественно – творческих способностей депривированных детей.

Задачи:

   Образовательные:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами изобразительного искусства.
  • Обучать детей различным способам и формам изодеятельности.
  •  Формировать умение использовать в рисовании разнообразные материалы и техники.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Обогатить и систематизировать представления об окружающей среде.
  • Развивать   мелкую моторику рук, зрительно двигательную координацию.
  • Развивать эстетическое восприятие и воображение, формировать эстетические представления и чувства при восприятии формы, цвета, ритма, пропорций.
  • Развивать  интерес к аппликации, к использованию бумаги разной плотности и фактуры при создании образа средствами вырезания и обрывания.
  • Развивать умение создавать скульптурные группы из 2–3 фигур, чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
  • Развивать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, лепке, аппликации; дополнять создаваемый образ интересными деталями.
  • Развивать самостоятельность, активность и творчество.
  •  Формировать умение создавать изображение в лепке, используя разные выразительные средства (форма, пропорции, динамика, композиция).
  • Воспитательные:
  • Воспитывать у детей коммуникативные навыки и умения.
  • Воспитывать эмоционально – положительное отношение к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
  • Воспитывать интерес к искусству работы с бумагой.
  • Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методика и технология реализации:

Реализация программы осуществляется поэтапно:

1 этап. Диагностический  (использование диагностического исследования художественно – творческих способностей, приложение № 1).

2 этап. Коррекционный

Для повышения эффективности восприятия материала программа разделена на 3 блока (24 часа).

С 3 - 7лет

  1. Рисование - (13 часов)
  2. Лепка –  (6 часов)
  3. Аппликация – (5 часов).

С 8 - 18 лет

  1.      Рисование – (14 часов)
  2.      Лепка – (4 часа)
  3.      Аппликация- (6 часов)
  1. этап. Контрольно – оценочный  (использование  диагностики  по результатам проведенной работы).

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки. Использование музыки помогает детям раскрепоститься и расслабиться, настроиться на процесс творчества.

Форма обучения: теоретические и практические занятия.

Режим занятий: занятия проводятся ежедневно, для всех видов практических занятий устанавливается длительность проведения (академический час) - 20 минут для дошкольников и 30 минут для школьников.

Состав исполнителей: Инструктор по труду социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющий высшее профессиональное образование.

Критерии эффективности общеразвивающей программы:

  • занятия адаптированы к конкретной культурной среде;
  • рассчитаны на длительное и непрерывное обучение;
  • используются различные методы работы;
  • все участники информированы о целях, задачах и формах работы;
  • занятия и процесс обучения постоянно подвергаются экспертизе.

По окончании цикла занятий воспитанники должны:

От 3- 7 лет

Знать:

  • Как передавать в рисунке, аппликации предметы разной формы (круглой прямоугольной треугольной), а так же состоящие из прямых линий и их пересечений.
  • Как рисуются определенные предметы (забор, щетка, дерево, собака);
  • Использование приемов карандаша и красок;
  • Как изображать предметы, состоящих из одной или нескольких величин;
  • Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
  • Основные и дополнительные цвета.

 Уметь:

  • Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
  • Правильно и рационально организовывать свое рабочее место.
  • Видеть необычное, красивое в окружающих предметах и явлениях.
  • Правильно располагать рисунок на листе, соблюдение композиции и цвета в работе.
  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;
  •   лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;
  • Передавать различие по величине и по положению – вертикальному и горизонтальному, рисовать прямые линии, дуги, геометрические формы предмета.
  • Аккуратно относится к работе и к своему рабочему месту.
  • Работать и общаться в группе со сверстниками.
  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

От 7-18 лет

Знать

  • Разнообразные материалы, которыми можно пользоваться художественной деятельности;
  • Разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объем, композиция, ритм;
  • Знать особенности изобразительных материалов.

Уметь

  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
  • Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
  •  Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  •  Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
  • лепить фигуры человека и животных в движении.
  • Сознательно соблюдать правила техники безопасности в кабинете.
  • Бережно и экономно использовать материал.
  • Использовать трудовые навыки по формированию культуры труда.
  • Эмоционально – положительно относиться к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации).
  • Проявлять интерес к искусству работы с бумагой.
  •  Оценивать и аргументировать свои работы и работы других детей.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: учебная аудитория, доска, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски для рисования, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки).

Для проведения занятий не требуется дорогостоящего оборудования.

Помещение для занятий отвечает всем требованиям, которые предъявляются к помещениям для занятий с различными методами работы. Оно достаточно просторное, уютное, светлое и проветриваемое; не проходное и не просматриваемое для посторонних. Кабинет изобразительной деятельности, оснащенный мебелью по росту детей, стенд для готовых работ, шкаф для поделок, учебного оборудования и материалов, художественные материалы и канцелярские принадлежности для занятия по изо деятельности. Во время занятий дверь закрыта. Стулья и столы в помещении легко перемещаемы, в зависимости от формы проводимого занятия. Компьютер участвуют в упражнениях, предполагающих использование осваиваемого навыка.

Содержание программы дошкольников от 3-7 лет

  1. Рисование

1.1  «Ромашки»

Приветствие Беседа на тему «полянка». Рисование ромашек ладошками Физкультминутка «Где, чей домик». Анализ и оценка детских работ.

1.2 «Красивые цветы для пчелки»

Приветствие. Игровая разминка «Цветочки». Беседа как живут пчелки.

Анализ и оценка детских работ.

1.3 «Дождик»

Приветствие Игровая разминка «Дождик». Беседа про гриб и дождик.

Анализ и оценка детских работ.

  1. «Помогите-курочке найти цыплят»

Приветствие игрового персонажа курочки. Рисование цыплят. Анализ и оценка детских работ.

1.5 «Нарядить куклу в нарисованное платье»

Приветствие игрового персонажа «Кукла Катя». Рисование фломастерами кружки, полоски. Украшения платьев для куклы. Анализ и оценка детских работ, уборка рабочего места.

1.6 «Рисование полосатого коврика»

Приветствие игрового персонажа мишка. Рисование полосатого коврика. Физкультминутка с мишкой. Анализ и оценка детских работ.

1.7 «Божья коровка»

Приветствие персонажа Божья коровка. Стихотворение Божья коровка.

Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». Рисование кисточками и пальчиками. Анализ и оценка детских работ.

1.8 «Снежок идет»

Приветствие. Проводится игра,  педагог предлагает детям выполнить соответствующие тексту движения. Рисование снега (прием примакивания). Анализ и оценка детских работ

  1. ««Поможем ёжикам подготовиться к зиме».

Приветствие. Беседа об осени. Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Выполняется творческая работа.Физкультминутка «Осень». Анализ и оценка детских работ

1.10 «Украсим матрешкам сарафаны»

Приветствие игрового персонажа Матрешка. Стихотворение про Матрешку.  Дети поют песню «Матрешки» и выполняют танцевальные движения. Творческая работа детей. Анализ и оценка детских работ.

  1. «Наш друг Снеговик»

Приветствие. Сюрпризный момент «Письмо от снеговика».  Беседа «Кто такой он Снеговик?». Физкультминутка «Одеваемся на прогулку». Выполняется творческая работа. Анализ и оценка детских работ

  1.   Кляксография «Цветочки»

Приветствие игрового персонажа Бабочка-Красавица.

Стихотворение про бабочку. Творческая работа.   По окончании рисования, помещаю все детские работы на лист ватмана, получается большая полянка. Бабочка благодарит детей и улетает. Анализ и оценка детских работ.

1.13 « Фруктово – ягодная сказка»

Рассказывается история про Машу и Сашу. Физкультминутка «Мы готовили компот». Творческая работа. Анализ и оценка детских работ.

2. Лепка        

2.1. «Колобок»

Приветствие игрового персонажа колобка. Беседа про мячик.  Показ приема лепки – ладошками, круговыми движениями). Изготовление колобка. Анализ и оценка детских работ.

2.2  «Он на ёжика похож»

Приветствие. Чтение загадки про кактус. Беседа про кактусы Динамическая пауза «Кактусы и насекомые». Показ приема лепки – ладошками, круговыми движениями и раскатывание валика. Изготовление кактуса. Анализ и оценка детских работ.

2.3. «Испечем для Нюрочки крендельки да булочки»

Приветствие игрового персонажа куклы - Нюрочки.

Пальчиковая гимнастика «Котята». Предлагает детям «выпечь» баранки, калачи, печенья, пряники. Выполнение творческой работы. Готовую «выпечку» выкладывают в тарелочки рядом с куклой. Анализ и оценка детских работ.

  1. «Горошины»

Приветствие. Чтение стихотворения про детей. Предлагает детям скатать цветные бусы. Дети выполняют творческую работу. Анализ и оценка детских работ.

2.5 «Морковка для зайчика»

Приветствие. Прочтение письма от зайчика. Предлагается детям слепить морковку ко дню рождения зайчика. Дети выполняют творческую работу. Анализ и оценка детских работ

2.6 «Улитка»

Приветствие. Прочтение загадки про улитку. Знакомство с игрушкой улитки. Предлагается детям слепить улиток. Дети выполняют творческую работу. Анализ и оценка детских работ

3.Аппликация

  1. «Ночь за окном»

Приветствие игрового персонажа колобка.

Беседа про мячик. Физкультминутка «Комета». Показ приемов наклеивания деталей. Самостоятельная работа.Анализ и оценка детских работ.

3.2         «Аппликация из цветной бумаги и салфеток «Кометы»»

Приветствие. Педагог читает стихотворение В. Шипуновой  «Летняя ночь» Педагог показывает изображение кометы. Беседа про кометы.

Физкультминутка «Комета». Показываются приемы наклеивания деталей. Самостоятельная работа детей. Анализ и оценка детских работ.

3.3 «Декоративное блюдо»

Приветствие. Рассказ про волшебницу по имени Бьютиния. Пальчиковая гимнастика «В гости». Показать приемы наклеивания деталей. Самостоятельная работа. Анализ и оценка детских работ.

  1. «Осенние деревья»

Приветствие. Чтение детям стихотворения «Осень». Пальчиковая игра «Осень». Показать приемы наклеивания деталей. Самостоятельная работа. Анализ и оценка детских работ.

3.5   «Неваляшка»

Приветствие. Игровая мотивация. Постановка игровой и учебной задачи.  Вопросы про неваляшку. Физкультминутка «Наши пальчики устали».

Показать приемы наклеивания деталей. Самостоятельная работа.

Анализ и оценка детских работ.

Содержание программы воспитанников от 8-18 лет

  1. Рисование

1.1 «Все дети любят рисовать»

Приветствие. Беседа на тему «Изобразительное искусство».

Практическое задание рисование красками «Изображая мир, люди учатся его понимать». Анализ и оценка детских работ.

  1. «Цветоведение»

Приветствие. Беседа на тему «Цветовая гармония».

Практическое задание. Выполняется игровое задание – « придумать сказочный мир цветной страны (Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город и др.) Анализ и оценка детских работ.

  1. «Весенний пейзаж»

Приветствие. Беседа на тему «Времена года».

Практическое задание. Рисование весеннего пейзажа поэтапно. Акварель

Анализ и оценка детских работ.

1.4 «Открытка для Деда Мороза»

Приветствие. Беседа на тему «Скоро Новый год».

Практическое задание. Коллективная работа. Рисование ладошками елочки.

Украшение шариками разрисованными мелками и акварелью.

Анализ и оценка детских работ.

1.5«В Весеннем небе – салют Победы»

Приветствие. Беседа на тему «Великая отечественная война».       Прослушивание песен о войне. Практическое задание. Рисование красками салют побед. Анализ и оценка детских работ.

  1. «Роспись пасхального яйца»

Приветствие. Беседа на тему «Празднование пасхи».

Практическое задание. Роспись на бумаги яиц, различными техниками.

Анализ и оценка детских работ.

1.7 «Узоры на крыльях»

Приветствие. Беседа на тему «Бабочки, симметрия, монотипия».

Практическое задание, роспись крылышек у бабочек. Анализ и оценка детских работ.

1.8 «Граттаж «Подводный мир»

Приветствие. Беседа «Многообразие и красота узоров в природе. Монотипия»

Практическое задание. Изображение рыбок в технике монотипия. Дорисовка мелких деталей (чешуя, плавники). Анализ и оценка детских работ.

1.9 «Граттаж» «Осенний вернисаж»

Приветствие. Беседа «Осень, времена года».

Практическое задание. Изображение сказочного леса, где деревья похожи на разные по форме листья. Анализ и оценка детских работ.

1.10 «Изготовление и роспись барельефов из гипса»

Приветствие. Беседа про гипс, как и где его используют.

Подготовка творчеству. Практическое задание. Роспись различных фигурок из гипса. Анализ и оценка детских работ.

1.11« Лето – прекрасная пора»

Приветствие. Беседа, как и где, провели лето воспитанники.

Физкультминутка «Птички». Творческая деятельность детей.

Оформление Альбома «Весёлое лето». Анализ и оценка детских работ.

1.12 «Портрет моей мамы»

Приветствие. Беседа «Портрет в жизни художника» Показ педагогом рисование портрета. Творческая деятельность детей. Прорисовка отдельных элементов (украшение).  Анализ  детских работ.

1.13 Витраж «Фантазеры»

Приветствие. Подготовка материалов к работе.

Практическое задание. Нанесение рисунка, обводка контуром, роспись.

Анализ и оценка детских работ.

  1. Витраж «Мир разноцветных стекл»

Приветствие. Продолжать знакомить детей с одним из видов искусства - витражами, назначением, способами изготовления, основными мотивами узора. Показать красоту и необычность картин на стекле. Развивать художественный вкус и цветоощущение. Подготовка материалов к работе.

Практическое задание. Нанесение рисунка, обводка контуром, роспись.

Анализ и оценка детских работ.

2. Лепка

2.1«Изображение в объеме. Художники-скульпторы»

Приветствие. Беседа  «Плоскость и объем». Подготовка к творчеству.

Практическое задание. Проговаривание основных приемов лепки. Лепка      животного. Анализ и оценка детских работ.

2.2 «Фиалки»

Приветствие. Беседа комнатных растений и о жизни. Подготовка к творчеству.

Практическое задание. Проговаривание основных приемов лепки. Лепка цветков фиалки. Анализ и оценка детских работ.

2.3 «Пропорции фигуры человека. Лепка фигуры человека в движении»

Приветствие. Беседа про глину, скульптуру в искусстве.

Подготовка   к творчеству. Практическое задание. Лепка фигуры человека в движении. Анализ и оценка детских работ.

2.4«Овощи»

Приветствие. Беседа  «Форма предмета, овощи».

Подготовка к творчеству.

Практическое задание.

1.        Поэтапное объяснение с демонстрацией лепки лимона.

2.        Поэтапное объяснение с демонстрацией лепки яблока.

3.        Поэтапное объяснение с демонстрацией лепки груши.

Анализ и оценка детских работ.

3.Аппликация

3.1 «Украшение птиц»

Приветствие.  Педагог включает запись, звучат голоса птиц в лесу.

Беседа о птицах. Инструктаж по выполнению работы.  Показ приемов наклеивания деталей. Самостоятельная работа. Анализ и оценка детских работ.

  1. Батик «Звезда»

Приветствие.  Введение в тему батик, показ основных элементов.

Беседа про 23 февраля. Инструктаж по выполнению работы.  

Показ приемов  наклеивания деталей. Самостоятельная работа        (Рисование  звезды, изготовление открытки). Анализ и оценка детских работ.

3.3 «Заснеженные домики»

Приветствие.  Чтение детям стихотворения  Г. Лагздынь «Снегопад»

Беседа. Инструктаж по выполнению работы.  

Показ приемов  наклеивания деталей. Самостоятельная работа. В конце занятия оформляется экспресс-выставка «Заснеженные домики». Анализ и оценка детских работ.

  1.  «Изготовление цветов из бумаги к 8 Марта»

Приветствие. Знакомство  с новой моделью цветка крокуса и этапами изготовления. Беседа. Инструктаж по выполнению работы.  

Показ приемов  наклеивания деталей. Самостоятельная работа.

Анализ и оценка детских работ.

  1.  Коллаж «Ваза с цветами»

Приветствие. Дается понятие о коллаже. Беседа.

Инструктаж по выполнению работы.  Показ приемов  наклеивания деталей. Самостоятельная работа выполнить коллаж «Ваза с цветами».  Анализ и оценка детских работ.

  1.  Коллаж «Натюрморт»

Приветствие. Знакомство воспитанников  с техникой  коллажа, его историей развития.  Инструктаж по выполнению работы.  

Показ приемов  наклеивания деталей. Самостоятельная работа выполнить коллаж «натюрморт». Анализ и оценка детских работ.

Основная и используемая литература

  1. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Н.П.  Сакулина, Т.С. Комарова. - М., "Просвещение", 2005г
  2. Учебное рисование. Н.П. Костерин, "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
  3. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
  4. Аппликационные работы в начальных классах. И.К. Щблыкин, В. И Романина.
  5. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002г
  6.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:

 Просвещение, 1991. - 253 с.

Дополнительная литература

  1. www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/
  2. «Нетрадиционные приёмы изодеятельности в развитии творческих способностей детей в ДОУ» Голенко Г.Н. 2004г
  3. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова. -М.: Просвещение, 1985.
  4. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: методические рекомендации для воспитателей и родителей. - М.: Линка-Пресс, 2006. - 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

программа позволяет организовать работу кружка по изодеятельности, которая предполагает использование различных техник  рисования, лепки, конструирования, предлагает перспективное планирование да...

Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Программа включает 4 раздела: «Ребенок и изобразительная деятельность», «Ребенок и аппликационные работы», «Тестопластика в детском творчестве», «Ребенок и художественный труд».Программа носит и...

Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровы...

Дополнительная образовательная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «ФАНКЛАСТИК: ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ»

Образовательная программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с приме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...