Занятие к теме "Пейзаж""Две осени"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

"Унылая пора.Очей очарованье!..."(А.С.Пушкин)даже несмотря на то,что осень-пора увяданья и засыпающей природы,она дарит нам много положительных моментов и эмоций:золотые рощи,листья в вальсе с ветром,шелест дождя.Нам надо научить наших детей любить природу в любое время года,видеть очарование осенней поры даже в ненастье,понять и принять ее красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_k_teme_peyzazhdve_oseni.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие к теме «Пейзаж»

«Две осени»

Цели: Вызвать интерес к сезонным изменениям в природе ,в частности, осени :ранней и поздней ;самостоятельно находить художественные средства для рисунка; развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество.

Материал: бумага для пастели разного цвета на выбор детей, кисти, краски, репродукции картин :И Левитан «Золотая осень»,В.Поленов «Золотая осень»,В.Коркодым «Золото осени»,А.Саврасов «Осень»,И.Левитан «Октябрь.Осень 1891» и др.

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе; беседа на тему «Ранняя и поздняя осень»,закрепление знаний об этом времени года, рассматривание репродукций картин, посещение Астраханской  картинной галереи им.Догадина, чтение стихов об осенней поре.

Ход занятия.

Воспитатель.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

 

 

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

 

 

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

Несмотря на то, что осень – пора увядания природы, она дарит нам много положительных эмоций: красивые пейзажи, кружащие листопады, спокойный шелест дождя. Художники и поэты очень любят осень, осеннюю пору, видят ее очарование и понимают ее красоту. Стихи про осень глазами русских поэтов-классиков удивительно красивы. Они красочно описывают это грустное, но в то же время очаровательное время года.
Особенно нарядна и ярка ранняя осень, золотая пора. Отгадайте загадки.

Август месяц хлопотливый –

Спеют яблоки и сливы,

Спеют персики и груши.

Только успевай их кушать,

А вот клены во дворе

Опадают в … (сентябре).

***

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

И.Бунин сравнивал золотую осень с расписным теремом:

 Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой

А.С.Пушкин Любил осень за «пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.»

Современные поэты тоже восхищаются  золотой осенью:

 Осень! Роща золотая! 
Золотая, синяя, 
А над рощей пролетает 
Стая журавлиная. 
Высоко под облаками
Гуси откликаются, 
С дальним озером, с полями
Навсегда прощаются.
(А. Пришелец)

Борис Пастернак сравнивал золотую осень со сказочным чертогом, дворцом:

Осень. Сказочный чертог, 
Всем открытый для обзора. 
Просеки лесных дорог, 
Заглядевшихся в озера. 

Как на выставке картин: 
Залы, залы, залы, залы 
Вязов, ясеней, осин 
В позолоте небывалой

Но пора золотой осени недолга. За ней постепенно приходит осень поздняя, не такая яркая и нарядная. Отгадайте загадки о приметах поздней осени.

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

***

Самый хмурый месяц года,

Хочется домой, –

Скоро сонная природа

Встретится с зимой (ноябрь).


Давайте перечислим приметы пейзажа поздней осени. Чем отличается месяц сентябрь от своего брата ноября?(ответы детей).Вы правильно заметили, нет уже ярких красок, деревья оголены, почти без листьев, а сами листья ,лежащие на земле уже далеко не золотые ,а коричневые, потерявшие свой багрянец и позолоту. Ветер становится заунывным, кажется, что от его порывов стонут деревья в лесу .Вот как об этом писал Н.Некрасов
. 

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

Птиц не слышно,»лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде»,уже можно услышать теньканье синиц, которых в сентябре еще не было видно, только громко стучит в пустом лесу доктор-дятел. Правда еще не улетели утки и гуси. Они улетят последними, когда вода начнет покрываться коркой льда. Так о поздней осени написал Г.Ладонщиков

Поздняя осень
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Воспитатель: Дни поздней осенью намного короче, чем ночи и солнышка почти не видно, небо постоянно затянуто тучами. Что поделать, идет поздняя осень .Ноябрь .Ребята, давайте вспомним художников, которые отразили в своих картинах осеннюю пору и раннюю и позднюю.(ответы детей)

Какое настроение у вас вызывают картины ,в которых изображена золотая осень?(ответы).А какое настроение  при виде картин поздней осени?(ответы) Да ,осень бывает разная и мы это поняли. Скажите, а какой вид искусства нам тоже может рассказать по-своему об осени?(музыка)Давайте послушаем произведения Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года»:»сентябрь» и «ноябрь».Какое настроение передают эти произведения?(ответы детей)

А теперь я предлагаю вам самим стать художниками и отправиться в картинную галерею ту, которую создадите вы. И нарисуете свою осень, которая  вам по сердцу ,которая вас увлекла и понравилась .А потом на этой выставке мы с вами увидим две наши осени, созданные вами.(Включается тихая музыка и дети рисуют каждый свою осень. В конце занятия рисунки анализируются, но надо отметить каждую работу, ее композицию, набор оттенков, выбор цвета бумаги. Выслушивается мнение каждого ребенка. Этим создается атмосфера доверия и доброжелательности.

Загадки и стихи с эл.источника: http://womanadvice.ru/zagadki-pro-osen-dlya-doshkolnikov#ixzz4R8NjSrZs 
http://otmetim.info/stixi-pro-osen-russkix-poetov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес. Танцующие осенние листочки»

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, коммуникативная.ЦЕЛИ: Учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать об...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня

Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда»  направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...

Конспект занятия на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла и подарки осень детям принесла»

Задачи:- закрепить и обобщить знания детей об осени и овощах;- развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление;- воспитать любовь к природе и уважение друг к другу;Интеграц...

Открытое занятие в средней группе Тема:Осень» Название занятия: «Путешествие в осенний лес»

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТРАШОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ. огадывние загадок на тему осень, приметы. подвижные игры....

Занятия по лепке "Осень, осень листопад"

Осень, осень, листопад! Листья по ветру летят. Кружит ветер озорной – Красный листик, золотой. Ребята, это листопад подарил нам такие яркие, красивые листочки....

Конспект логопедического занятия теме: «Признаки осени. Прогулка по осеннему лесу»

Конспект занятия поможет педагогу учесть все нюансы и условия реализации занятия, провести его полноценно, не забыть и не пропустить важных деталей и аспектов деятельности....