Занятие к теме "Пейзаж""Две осени"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

"Унылая пора.Очей очарованье!..."(А.С.Пушкин)даже несмотря на то,что осень-пора увяданья и засыпающей природы,она дарит нам много положительных моментов и эмоций:золотые рощи,листья в вальсе с ветром,шелест дождя.Нам надо научить наших детей любить природу в любое время года,видеть очарование осенней поры даже в ненастье,понять и принять ее красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_k_teme_peyzazhdve_oseni.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие к теме «Пейзаж»

«Две осени»

Цели: Вызвать интерес к сезонным изменениям в природе ,в частности, осени :ранней и поздней ;самостоятельно находить художественные средства для рисунка; развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество.

Материал: бумага для пастели разного цвета на выбор детей, кисти, краски, репродукции картин :И Левитан «Золотая осень»,В.Поленов «Золотая осень»,В.Коркодым «Золото осени»,А.Саврасов «Осень»,И.Левитан «Октябрь.Осень 1891» и др.

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе; беседа на тему «Ранняя и поздняя осень»,закрепление знаний об этом времени года, рассматривание репродукций картин, посещение Астраханской  картинной галереи им.Догадина, чтение стихов об осенней поре.

Ход занятия.

Воспитатель.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

 

 

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

 

 

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

Несмотря на то, что осень – пора увядания природы, она дарит нам много положительных эмоций: красивые пейзажи, кружащие листопады, спокойный шелест дождя. Художники и поэты очень любят осень, осеннюю пору, видят ее очарование и понимают ее красоту. Стихи про осень глазами русских поэтов-классиков удивительно красивы. Они красочно описывают это грустное, но в то же время очаровательное время года.
Особенно нарядна и ярка ранняя осень, золотая пора. Отгадайте загадки.

Август месяц хлопотливый –

Спеют яблоки и сливы,

Спеют персики и груши.

Только успевай их кушать,

А вот клены во дворе

Опадают в … (сентябре).

***

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

И.Бунин сравнивал золотую осень с расписным теремом:

 Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой

А.С.Пушкин Любил осень за «пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.»

Современные поэты тоже восхищаются  золотой осенью:

 Осень! Роща золотая! 
Золотая, синяя, 
А над рощей пролетает 
Стая журавлиная. 
Высоко под облаками
Гуси откликаются, 
С дальним озером, с полями
Навсегда прощаются.
(А. Пришелец)

Борис Пастернак сравнивал золотую осень со сказочным чертогом, дворцом:

Осень. Сказочный чертог, 
Всем открытый для обзора. 
Просеки лесных дорог, 
Заглядевшихся в озера. 

Как на выставке картин: 
Залы, залы, залы, залы 
Вязов, ясеней, осин 
В позолоте небывалой

Но пора золотой осени недолга. За ней постепенно приходит осень поздняя, не такая яркая и нарядная. Отгадайте загадки о приметах поздней осени.

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

***

Самый хмурый месяц года,

Хочется домой, –

Скоро сонная природа

Встретится с зимой (ноябрь).


Давайте перечислим приметы пейзажа поздней осени. Чем отличается месяц сентябрь от своего брата ноября?(ответы детей).Вы правильно заметили, нет уже ярких красок, деревья оголены, почти без листьев, а сами листья ,лежащие на земле уже далеко не золотые ,а коричневые, потерявшие свой багрянец и позолоту. Ветер становится заунывным, кажется, что от его порывов стонут деревья в лесу .Вот как об этом писал Н.Некрасов
. 

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

Птиц не слышно,»лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде»,уже можно услышать теньканье синиц, которых в сентябре еще не было видно, только громко стучит в пустом лесу доктор-дятел. Правда еще не улетели утки и гуси. Они улетят последними, когда вода начнет покрываться коркой льда. Так о поздней осени написал Г.Ладонщиков

Поздняя осень
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Воспитатель: Дни поздней осенью намного короче, чем ночи и солнышка почти не видно, небо постоянно затянуто тучами. Что поделать, идет поздняя осень .Ноябрь .Ребята, давайте вспомним художников, которые отразили в своих картинах осеннюю пору и раннюю и позднюю.(ответы детей)

Какое настроение у вас вызывают картины ,в которых изображена золотая осень?(ответы).А какое настроение  при виде картин поздней осени?(ответы) Да ,осень бывает разная и мы это поняли. Скажите, а какой вид искусства нам тоже может рассказать по-своему об осени?(музыка)Давайте послушаем произведения Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года»:»сентябрь» и «ноябрь».Какое настроение передают эти произведения?(ответы детей)

А теперь я предлагаю вам самим стать художниками и отправиться в картинную галерею ту, которую создадите вы. И нарисуете свою осень, которая  вам по сердцу ,которая вас увлекла и понравилась .А потом на этой выставке мы с вами увидим две наши осени, созданные вами.(Включается тихая музыка и дети рисуют каждый свою осень. В конце занятия рисунки анализируются, но надо отметить каждую работу, ее композицию, набор оттенков, выбор цвета бумаги. Выслушивается мнение каждого ребенка. Этим создается атмосфера доверия и доброжелательности.

Загадки и стихи с эл.источника: http://womanadvice.ru/zagadki-pro-osen-dlya-doshkolnikov#ixzz4R8NjSrZs 
http://otmetim.info/stixi-pro-osen-russkix-poetov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес. Танцующие осенние листочки»

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, коммуникативная.ЦЕЛИ: Учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать об...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня

Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда»  направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...

Конспект занятия на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла и подарки осень детям принесла»

Задачи:- закрепить и обобщить знания детей об осени и овощах;- развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление;- воспитать любовь к природе и уважение друг к другу;Интеграц...

Конспект занятия «КАКАЯ ОНА ОСЕНЬ? Вид занятия: интегрированное занятие - путешествие, сюжетное. Воспитатель: Варава ОксанаАлександровна Образование высшее. Специалист высшей квалификационной категории.

Формировать представления о признаках осени;объяснять смену осеннего настроения, используя макет «Окошко погоды». Закрепить знания детей о дарах осени в процессе лепки овощей. Развивать способности пе...

Открытое занятие в средней группе Тема:Осень» Название занятия: «Путешествие в осенний лес»

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТРАШОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ. огадывние загадок на тему осень, приметы. подвижные игры....