Кружок "Юные волшебники"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Стукалина Галина Владимировна

Кружок по художественно эстетическому развитию  нетрадиционная  техника рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Юные волшебники"32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

  1. «Детский сад №185»

  2. Ленинского района г. Саратова

«Согласовано»

Заместитель заведующего МДОУ № 185

_____        /Лешова Ю.А        /

 «___» _________        20__г.

«Утверждаю»

Заведующий

 МДОУ № 185

_____        /Борисенко Н.А./

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

Кружок "Юные волшебники"

                                                    Воспитатель : Стукалина Г.В.

                      Пояснительная записка.

 Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

 Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

 Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”, Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”, Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду”.

 Новизной и отличительной особенностью программы «Юные волшебники» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

 Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.

 Цель: Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи:

 1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

 2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,

 3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

 4. Формировать умение оценивать созданные изображения.

 5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

 6. Развивать творческие способности детей.

 7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

 8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Основные методы работы:

 Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.

 Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.

 Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Форма обучения: специально организованная деятельность; беседы, экскурсии, путешествия, экспериментирования, рисунки – сочинения, игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации.

 Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 10 человек 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 25 минут.

 Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Место проведения: помещение группы «Земляничка».

Используемый материал:

 Рисование: акварельные краски, гуашь;

 – восковые и масляные мелки, свеча;

 – ватные палочки;

 – поролоновые печатки;

 – коктельные трубочки;

 – матерчатые салфетки;

 – стаканы для воды;

 – подставки под кисти;

 - кисти.

 Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, зубочистки , пуговицы, бусины, бисер, ткань.

Срок реализации: 1 года.

 Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы

 Предполагаемый результат:

 1. Дети освоят правила безопасности во время работы.

 2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

 3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.

 4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Работа с родителями.

 Совместно с родителями будут осуществляться Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам», будет оформлен уголок для детей «Мастерская «Умелые ручки  «Путешествие в мир Красок». Родительские собрания будут проводиться в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьей в нашей группе отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.

                   Перспективное планирование

Тема

Програмное содержание

Материал

Литература

О

К

Т

Я

Б

Р

ь

«Знакомство с нетрадиционными техниками изображения».

Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами.

Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники.

«Матрешка»(пластилинография)

Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера.

Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки.

«Люблю березку русскую» (отпечатки листьями)

Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы.

Гуашь, сухие листья березы, кисть, вода.

«Дуб» (пластилинография + аппликация из сухих листьев)

Формировать навыки работы с пластилином, с природными материалами (засушенными листьями). Развивать интерес к художественной деятельности; мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера.

Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки, пластилин, салфетки желтого и красного цвета.

«Жар птица» (аппликация из сухих листьев)

Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних сухих листьев. Учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал, видоизменяя форму листьев при необходимости

Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки.

Н

О

Я

Б

рь

«Птичка клюют ягодки на веточке» (пластилинография + аппликация из мятой бумаги)

Формировать навыки работы с пластилином. Закреплять умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Развивать художественного творчества, эстетических чувств.

Пластилин, гофрированная бумага, клей ПВА, кисть, салфетки, клеенки

. «Пасмурный осенний день» (акварель + восковые мелки).

Учить передавать в рисунке приметы надвигающейся зимы: Передавать голубыми, синими, фиолетовыми цветами спектра наступающие холода. Учить новой технике рисунка: восковые мелки и акварель. Поощрять проявление творчества при передаче полета птиц.

Белые листы бумаги, акварель, восковые мелки. Рисунок в книгах с изображением летящих гусей.

«Наш осенний лес» (пластилинография)

Формировать навыки работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги.

Пластилин, дощечка, салфетка, лист картона, картины с осенним пейзажем.

«Роспись барышни дымковскими узорами» (рисование на мятой бумаге)

 Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам, используя разные элементы дымковской росписи на мятом листе; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

«Роспись барышни дымковскими узорами» (рисование на мятой бумаге)

Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам, используя разные элементы дымковской росписи на мятом листе; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Лист с изображением барышни, акварель, кисть, стакан с водой, салфетки, картинки с дымковскими игрушками.

Д

Е

К

А

Б

Р

ь

Шишки на ветке" (рисование жесткой кистью)

Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Гуашь, жесткая кисть, салфетки

«Маленькой ёлочке холодно зимой» (рисование жесткой кистью)

Закреплять умение детей рисовать жесткой кистью. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки), рисовать елочку. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Гуашь, жесткая кисть, салфетки

«Зимний пейзаж» (рисование зубными щетками)

Познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; дать представление о зимнем пейзаже; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

Листы для акварели А4, гуашь, зубные щетки, кисти №2 для рисования, бумажные салфетки, стаканы с водой.

«Снеговик» (рисование смятой бумагой)

Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

«Ёлочные украшения». (Рисование манной крупой)

Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду.

Манная крупа, клей ПВА, кисть, акварель, салфетки.

Я

Н

В

А

Р

ь

«Снежинки» (рисование восковыми мелками и солью) 

Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками: рисование восковым мелом и солью. Развивать фантазию, воспитывать эстетическое восприятие.

Белые листы бумаги, акварель, восковые мелки, соль, салфетки, кисть, баночка с водой.

Сказочный зимний лес» (рисование жесткой кистью )

Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования. Совершенствовать умение рисовать тычком; выполнять изображение в определённой последовательности. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

Иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Зимняя сказка» (Александрова Д. А.) . Белая гуашь, восковые мелки, жёсткие кисти, тонированные листы бумаги формата А4; стакан с водой, салфетки.

«Узоры на окнах» (раздувание капли)

Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, развитию дыхательного аппарата. Направлять на формирование воображения и культуры цветоведения. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Бумага формата А4, стаканчик с чистой водой, акварельные краски, трубочки, пипетка

«Медвежонок» (рисование поролоном)

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

Поролоновые печатки, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт животного.

Ф

Е

В

Р

А

Л

ь

Пожар в доме» (аппликация из бросового материала)

Учить детей создавать на картоне ко-мпозицию из природного материала -макарон, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.

макаронные изделия, горох, клей ПВА, цветная бумага, фигурные ножницы, картинка пожарного.

«Валентинка» (аппликация из крепированной бумаги)

Познакомить с выполнением цветов - розочек из крепированной бумаги. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить рабость близким в праздник.

крепированная бумага, картон, клей ПВА

«Открытка для папы» (аппликация из ткани)

Учить детей составлять изображение самолета из ткани. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать умение выполнять рамку из элементов, вырезанные фигурным дыроколом. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.

Пластилин, макаронные изделия, горох, крупа, бисер, рама для оформления.

«Зимняя картина» (аппликация из салфеток, макарон и ваты)

Учить детей создавать на картоне зимнюю композицию Дополнять изображение, используя нетрадиционные материалы – макароны, крупу, вату, салфетки. Развивать меткую моторику, согласованность в движении обеих рук.

Лист картона, пластилин, макаронные изделия, крупа, вата, салфетки, клей, кисть.

М

А

Р

т

«Подарок на 8 марта» (аппликация из крепиров. бумаги)

Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, Воспитывать любовь к маме.

Цифра 8 вырезанная из картона, крепированная бумага, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисть, ножницы

«Березовая роща» (аппликация из трубочек) 

Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях.

Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей.

«Ёжик» (аппликация из семечек)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации - вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок; дополняя свою работу различными деталями. Учить передавать особенности строения животных. Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, интерес к окружающему, мелкую моторику рук.

Лист белого картона; гуашь; семечки; бусины для глаз; ткань (желтый фетр для солнца) ; желтые шерстяные нитки, клей ПВА, кисти, салфетка, клеенка, простой карандаш, картина «Ежиха с ежатами».

Аквариум» (аппликация из бумаги)

Учить детей составлять образы рыбок техникой оригами. Развивать воображение и чувство композиции.

Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. . Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков, обрезки цветной бумаги.

А

П

Р

Е

Л

ь

«Грачи прилетели» (Техника оригами)

Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами, используя словесное описание и показ; учить детей замечать и устанавливать причинно-следственные связи. Обогатить игровой опыт детей и создать условия для самовыражения. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения

На листе ватмана нарисованное дерево тополь, листы цветной бумаги квадратной формы, карандаши, гнёзда (коробочки, птенцы сложенные из бумаги, способом оригами), различные виды зерен, семена, магнитная доска, двусторонний скотч, цветок колокольчик.

«Ракета» (пластилинография)

Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

Лист картона, пластилин, вода в миске.

«Пингвин» (оригами)

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги. Закрепить последовательное сгибание сторон заготовки угла к средней линии, получаемой после складывания квадрата пополам по диагонали. Воспитывать усидчивость, аккуратность в выполнении работы. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей.

Большой лист бумаги, пенопласт, клей, бумага квадратной формы для изготовления пингвина, заготовки из бумаги (глаз, клюв).

«Ночной город»(аппликация из ткани)

Учить детей выполнять аппликацию из ткани. Продолжать учить детей вырезать из ткани дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана; Развивать фантазию, воображение, художественный вкус

Бумага, тонированная серым цветом, свечи, акварель, кисть, баночки с водой, подставки, салфетки

«Веточка сирени» (аппликация из крепированной бумаги)

Учить составлять выразительный образ ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов, подбирать сочетания цвета и его оттенка, продолжать учить вырезать несколько одинаковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные цветы. Закрепить способ обрывания и сминания бумаги, вырезать листья из бумаги, сложенной гармошкой.

Бумага для фона, сиреневая и бумага для цветов, зеленая для листьев, клей ПВА, кисть для клея, салфетки.

М

А

й

«Салют» (аппликация из крепированной бумаги)

Учить выполнять розочки и гвоздики из крепированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Плотный лист бумаги, пластилин, зубочистка.

«Бабочка» (пластилинография)

Закреплять навыки работы с пластилином. Развивать интерес к художественной деятельности, мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение бабочки.

«Ваза с цветами» (аппликация из макаронных изделий)

Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала — макарон, фасоли, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.

Макаронные изделия, пластилин, лист цветного картона.

«Подсолнух» (аппликация из крупы)

Учить детей создавать на картоне композицию из нетрадиционного материала – крупы, семечек. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.

Лист цветного картона, клей, крупа, семечки, кисть, салфетки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие волшебники"

История создания проектаВ августе 2009 года, после того, как Татьяна Васильевна по несчастливой случайности лишилась некоторых своих пособий и конспектов занятий, мы решили перевести все ее наработки ...

Экспериментально-исследовательская деятельность: «Голос мой –волшебник».

Пояснительная записка: Главная задача педагога: бережно относиться к словам ребёнка ,потому что слово воспринимается и зрением, и слухом .В голосе отражаются мысли ,эмоции ,действия , желан...

Экспериментально-исследовательская деятельность с инновационно- развивающей, здоровьесберегающей технологией опережающего обучения с использованием опорных схем: «Голос мой –волшебник».

Гипотеза:Поможет ли ребёнку участие в экспериментально-исследовательской деятельности сформировать психологическую установку на сохранение и укрепление собственного здоровья(голоса, голосовых св...

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...

Перпективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"

Перспективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"Предлагается планирование с использованием нетрадиционных техник ,рекомендуемых для использования в детском саду....