Современные педагогические технологии. Нетрадиционные, увлекательные способы рисования.
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Огородникова Елена Николаевна

Рисование  является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так  как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе рисования  совершенствуются  наблюдательность,  эстетическое восприятие,  эстетические эмоции, художественный вкус,  творческие способности.  Следует отметить, что почти все дети рисуют,  а затем,  будучи  взрослыми, рисуют немногие  и этому «взрослому» рисованию учатся. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть средством познания окружающего мира, а не самоцелью.  Рисуя,  ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.  Развиваются также специальные умения и навыки:  координация глаза и руки, владение кистью руки.  Занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому очень ответственно и  важно,  какие методики использует педагог при проведении непосредственно образовательной деятельности, ведь несовершенство методики проведения любых  занятий, в том числе и рисованию, может отрицательно сказаться на развитии ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии.

Нетрадиционные,  увлекательные  способы рисования.

Огородникова  Е.Н.

                                                                             Ум ребёнка – на кончиках его пальцев.

В.И.Сухомлинский

  Программа по художественно -  эстетическому развитию предусматривает: Развитие интереса к различным видам искусства; формирование  художественно – образных представлений; развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;  обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей;  приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. Рисование  является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так  как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе рисования  совершенствуются  наблюдательность,  эстетическое восприятие,  эстетические эмоции, художественный вкус,  творческие способности.  Следует отметить, что почти все дети рисуют,  а затем,  будучи  взрослыми, рисуют немногие  и этому «взрослому» рисованию учатся. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть средством познания окружающего мира, а не самоцелью.  Рисуя,  ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.  Развиваются также специальные умения и навыки:  координация глаза и руки, владение кистью руки.  Занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому очень ответственно и  важно,  какие методики использует педагог при проведении непосредственно образовательной деятельности, ведь несовершенство методики проведения любых  занятий, в том числе и рисованию, может отрицательно сказаться на развитии ребёнка.  Для решения поставленных задач по изобразительной деятельности   часто использовала методику изобразительной деятельности  Т.С.Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. А это не способствует в полной мере решению задачи развития творческих способностей дошкольников. Несформированность    графических навыков  и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания   и эстетического восприятия.  Так, сложным  для детей - дошкольников является изображение предметов тонкими линиями. Как известно, линия несёт вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удаётся детям в силу их возрастных  особенностей.  Ребёнок ещё не осознаёт,  что та или другая линия у него не получилась и поэтому не стремиться её исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. В литературе это  считается как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо выполненный рисунок - это не самовыражение ребёнка, а всего лишь  выражение его неготовности рисовать. Когда ребёнок  начинает раскрашивать свой рисунок красками с помощью мазков или методом заливки  предметы получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – ещё и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пёструю окраску и объём. Кроме того часто обмакивая кисть в воду, ребёнок вынужден, в лучшем случае, промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребёнок торопиться – рисунок получается расплывчатым. Всё это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев. Решить эти (да и много других) вопросы,    позволяет    применение нетрадиционных техник рисования, которые я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста:   рисование  пальчиками,  ладошкой,  рисование  методом  тычка,  печать листьев,  кляксография,   раздувание краски,  рисование свечой,  монотипия,  по шаблону,   набрызги,  поролоном,  солью,  крупой; применяя  разнообразные средства,  такие как:  коктейльные трубочки,  кисти с жёсткой щетиной,  поролоновые губки,   зубные щетки,  ватные палочки,  зубочистки,  восковые свечи,  соль,  крупу.   Использование  нетрадиционных техник рисования имеет огромное значение    не только на  формирование  изобразительных умений и навыков, но   оказывает  огромное  влияние на формирование интерактивных качеств, на формирование словарного запаса и связной речи, помогает   развивать   навыки культуры общения,  а также  способствует обогащению словаря, развитию мышления, памяти, внимания. Помогает овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности, средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; учит думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, сочинять, воображать. В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребёнка.  Применение этих методик даёт детям возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов,  что   несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира, формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.    Показателем успешности моей работы является то, что оригинальные работы детей с использованием различных нетрадиционных техник  рисования участвуют в различных конкурсах детских работ, в том числе и интернет конкурсах. Работы награждены грамотами.    

В заключении хочется сказать, что главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной,  это будет  подкреплять   его  уверенность   в   собственные силы.  



Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии.

Нетрадиционные,  увлекательные  способы рисования.

Огородникова  Е.Н.

                                                                             Ум ребёнка – на кончиках его пальцев.

В.И.Сухомлинский

  Программа по художественно -  эстетическому развитию предусматривает: Развитие интереса к различным видам искусства; формирование  художественно – образных представлений; развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;  обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей;  приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. Рисование  является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так  как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе рисования  совершенствуются  наблюдательность,  эстетическое восприятие,  эстетические эмоции, художественный вкус,  творческие способности.  Следует отметить, что почти все дети рисуют,  а затем,  будучи  взрослыми, рисуют немногие  и этому «взрослому» рисованию учатся. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть средством познания окружающего мира, а не самоцелью.  Рисуя,  ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.  Развиваются также специальные умения и навыки:  координация глаза и руки, владение кистью руки.  Занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому очень ответственно и  важно,  какие методики использует педагог при проведении непосредственно образовательной деятельности, ведь несовершенство методики проведения любых  занятий, в том числе и рисованию, может отрицательно сказаться на развитии ребёнка.  Для решения поставленных задач по изобразительной деятельности   часто использовала методику изобразительной деятельности  Т.С.Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. А это не способствует в полной мере решению задачи развития творческих способностей дошкольников. Несформированность    графических навыков  и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания   и эстетического восприятия.  Так, сложным  для детей - дошкольников является изображение предметов тонкими линиями. Как известно, линия несёт вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удаётся детям в силу их возрастных  особенностей.  Ребёнок ещё не осознаёт,  что та или другая линия у него не получилась и поэтому не стремиться её исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. В литературе это  считается как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо выполненный рисунок - это не самовыражение ребёнка, а всего лишь  выражение его неготовности рисовать. Когда ребёнок  начинает раскрашивать свой рисунок красками с помощью мазков или методом заливки  предметы получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – ещё и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пёструю окраску и объём. Кроме того часто обмакивая кисть в воду, ребёнок вынужден, в лучшем случае, промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребёнок торопиться – рисунок получается расплывчатым. Всё это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев. Решить эти (да и много других) вопросы,    позволяет    применение нетрадиционных техник рисования, которые я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста:   рисование  пальчиками,  ладошкой,  рисование  методом  тычка,  печать листьев,  кляксография,   раздувание краски,  рисование свечой,  монотипия,  по шаблону,   набрызги,  поролоном,  солью,  крупой; применяя  разнообразные средства,  такие как:  коктейльные трубочки,  кисти с жёсткой щетиной,  поролоновые губки,   зубные щетки,  ватные палочки,  зубочистки,  восковые свечи,  соль,  крупу.   Использование  нетрадиционных техник рисования имеет огромное значение    не только на  формирование  изобразительных умений и навыков, но   оказывает  огромное  влияние на формирование интерактивных качеств, на формирование словарного запаса и связной речи, помогает   развивать   навыки культуры общения,  а также  способствует обогащению словаря, развитию мышления, памяти, внимания. Помогает овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности, средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; учит думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, сочинять, воображать. В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребёнка.  Применение этих методик даёт детям возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов,  что   несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира, формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.    Показателем успешности моей работы является то, что оригинальные работы детей с использованием различных нетрадиционных техник  рисования участвуют в различных конкурсах детских работ, в том числе и интернет конкурсах. Работы награждены грамотами.    

В заключении хочется сказать, что главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной,  это будет  подкреплять   его  уверенность   в   собственные силы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...

Комментированное рисование - одна из современных педагогических технологий, определяющих развитие ребенка,

Способности детей к созданию изображения, формируются через изобразительные, игровые и технические умения и навыки. Все это происходит на фоне комментирующей речи взрослого. Поэтому в методике развити...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...