Интегрированное занятие по декоративному рисованию в старшей группе"Дымковские посиделки."
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Чернюх Татьяна Владимировна
Цель: Ознакомление с технологией изображения элементов дымковской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyat.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по декоративному рисованию в старшей группе.

Дымковские посиделки.

Цель:  Ознакомление с  технологией изображения элементов дымковской росписи.

Задачи:  

  • Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора ( круг, полосы, украшение точками).
  •  Учить видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
  • Создать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи  в декоративном рисовании.
  • Продолжать учить детей украшать дымковские игрушки узором, закрепить  навыки построения композиции узора для украшения игрушек.
  • Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
  • Использовать разное положение  кисти при рисовании ( рисовать всей кистью и концом), уметь пользоваться тычком.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству, развивать речь детей, воспитывать интерес к устному народному творчеству.
  •  Развитие музыкально – художественной деятельности.
  • Воспитывать  уважение к труду народных умельцев, вызвать положительный эмоциональный отклик.

Словарная работа:   Расширять и активизировать словарь  словами: нарядный, яркий, элементы, полоски, горошки, точки, дымковская роспись, тычок, мастера.

Предварительная работа:  Разучивание стихов о дымковских игрушках. Рассказ о работе дымковских мастеров, об истории изготовления игрушек. Дид. игра « Найди пару»  (с элементами дымковской росписи). Рассматривания таблиц – элементов росписи, зарисовка их. Роспись силуэтов игрушек.

Ход.

Добрый день всем и поклон,
Гости дорогие!

  1. Приятно видеть вас в добром здравии.

  1. Вы к нам в гости пришли, радость и улыбки принесли!

  1. Сейчас мы вам поведаем, как в старину посиделки проводили.

Веселились и шутили, хороводы водили и дымку лепили.

             Всех сегодня приглашаем,

            С нами петь, играть, плясать

Потому что посиделки –

Это радость для ребят.

ВЕД. Приглашаю ребят и гостей в русскую горницу. Рассаживайтесь поудобнее и послушайте интересную историю:  

ДАЛЕКО, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки, стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные  люди. Любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые  игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться как? ( дымковскими)  

Реб: Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом  

Голубые дали и село большое Дымково назвали.  

 Там любили песни, пляски,  

 В селе рождались чудо-сказки.  

Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.

 Все игрушки не простые, а волшебно расписные,

 Белоснежны, как березки,  а на них кружочки, клеточки, полоски.  

Казалось бы – простой узор, но отвести не в силах взор!  

Воспитатель: 

Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Из чего же мастера ее делали?

- а какой узор предпочитают мастера? ( геометрический)

-  Ой ребята посмотрите тут у меня в шкатулочке какие то кружочки, полосочки, сеточки. Что это?

Дети: Это элементы дымковской росписи.

Воспитатель: молодцы, правильно отгадали.  А вы знаете, что в этих элементах есть секрет? Что же они обозначают?  круг означает солнце, волнистые линии - воду, прямые линии – покой,  а пересечение прямых линий (ромб) - землю..

Воспитатель: А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушки?

Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Восп:  Ребята а для чего были сделаны эти игрушки? (для красоты, ими украшали окна). А играли этими игрушками? (нет)

 Реб. Есть игрушки которыми играют, а есть те, которыми жилище украшают. Их берегут!

Восп: когда у мастеров  игрушки  были готовы, их относили на ярмарку.  Не одна ярмарка не обходилась без веселого  петрушки. «Петрушка – хозяин ярмарки!»: -   так говорили в старину. Действительно, без него не обходилось ни одно ярмарочное гуляние. А что такое ярмарка, он нам расскажет.

Реб: - Ярмарка! Праздник !  
         Внимание! Внимание!  
         Веселое гуляние!  
           Приходи, скорей народ!  
         Разевай пошире рот,  
      Добрым людям здесь почет,  
    Всех нас ярмарка зовет.  
Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками.  На ярмарке кто то  продает, а кто то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем- хвалятся люди своим мастерством.  На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник
.

Восп: а вы хотите побывать на ярмарке, свой талант показать? Но для этого надо раскрасить игрушки, которые мы слепили сами. Давайте вспомним, как мы их лепили!

Физминутка.

Глину месили / наклон, месим глину/

Игрушки лепили/ выпрямились, лепим игрушку/

На лавке игрушки долго сушили / присесть/

В русской печи закалили/ встать руки на пояс/

Стали игрушки крепки/ руки на щеки/

Но больно они темны  / головой качаем вправо, влево/

Белила купили/ руки вверх, плавно опускаем/

Игрушки побелили /белим/

Волшебство начинаем,

Игрушки  украшаем  /берем  кисточки/

Узоры удивительно  просты / рисуем круги/

Круги и точки  изображены  / ставим в середину точку/

Украшение игрушки завершаем /наклон вниз, выпрямиться/

Красоту получаем

Рассаживаемся за столы

 Воспитатель: перед вами игрушки, но не веселые, давайте их развеселим.  сейчас вы закроете глазки и представите, как вы будете расписывать свою игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.

Давайте  вспомним правила росписи дымковской игрушки:

  • Людей, животных украшаем, разные узоры с таблицы подбираем.
  • Крупные элементы узора  рисуем, друг с другом чередуем, разные цвета выбираем, мелкие детали добавляем.
  • Если полоски нарисовали, новый узор подобрали.
  • В узоре рисунок повторяем,  одно и  тоже изображаем.
  • Белый цвет оставляем, о красоте не забываем.

Восп:  напомню еще один секрет, что наши кисточки умеют рисовать не только своим мягким ворсом, но и другим деревянным концом.

Вспомните как мастера называли волшебную палочку, туго скрученную из бумаги? ( Тычок),  а  у нас с вами тычок это ватная палочка.

Пока не все закончили

Восп: а еще на посиделках обязательно играли в игры.

Реб   Трата- тушки, тра –та - та  игре очередь пришла

Дидактическая  игра.

Пазлы в форме дымковских игрушек

Собирают разрезные картинки Дымковских игрушек.

 Восп:  А наши посиделки продолжаются! А что за посиделки без весёлой музыки!

РЕБ

            Как у наших у ворот

                    Собирается народ.

- Все-то с ложками,

Да с трещётками!

- Как у нашего соседа

- Весела была беседа.

- Гуси - в гусельки.

- Утки - в дудки.

- Чечётки - в трещётки.

- Чайки - в балалайки.

- Свиристели - в свирели.

- Кукушки - в свистушки.

Играем, играем, всех потешаем!


                                 

                                       ОРКЕСТР

Восп:  Пока мы гостей развлекали и сами веселились, наши работы подсохли и мы поставим их на нашу карусель.

                 Ребята посмотрите, вот игрушки встали на нашу карусель и ожили. Стали нарядами  своими  хвастать, хвалиться, друг перед другом красоваться, каждый себя показать хочет.

 Реб :Вот игрушки  знатные,

         Складные да ладные.

           Дымка всюду славится,

          Всем нам очень нравится!

                      ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 Реб.            дымковские барышни прекрасны,

 узоры на юбках разнообразны

полосы, волны, овалы, круги и точки-

словно волшебные строчки

символы природы они обозначают

здоровья, счастья, добра желают.

Реб. У нашего оленя золотые рожки,

Его  украшают, полоски, горошки,

Солнечные лучики олешек соберет,

на ветвистых рожках радость нам несет.

Через горные отроги, через крыши деревень,

Красноногий, желторогий,

Мчится глиняный олень.

Реб.     Наши кони расписные,

            Все нарядные такие,

            Рисовали от души,

            Круги, линии, мазки.   

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

           Если гриву упустил!

 

  Реб. Мы козлики

Все высоки и стройны

Разноцветные полоски

На боках у нас видны.

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

зовут Егорка

Стоят все на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок

.

Восп. Дымковский конек необычный, сказочный, потому что он украшен ярким узором. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозили на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай. Оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы.

Рефлексия

 Восп: Ну вот все закончили свои работы? вам понравилось рисовать?  А кто скажет, какими узорами мы украшали игрушки? И вот наши игрушки засветились и окончательно стали  удивительно красивы. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично! И не верится, что это все сделано из глины вашими умелыми ручками.

Все вы ребята сегодня  молодцы, старались, показали свое мастерство.

А посиделки наши заканчиваются!

  Ребенок      Мы  играли, рисовали

Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря:

ВСЕ:       "До новых встреч !"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...

Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Дымковские игрушки»

Знакомство детей с дымковской игрушкой,учимся выделять элементы росписи....

Конспект занятия по декоративному рисованию В старшей группе На тему: «Рисование по мотивам хохломской росписи».

Конспект занятия по декоративному рисованию                         В старшей гр...

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе "Дымковская роспись"

Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов....

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе Дымковская кукла

Программные задачи: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов.Углублять знания о дымковской и её росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции. Добиваться большего ра...

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе Дымковская кукла

Программные задачи: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов.Углублять знания о дымковской и её росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции. Добиваться большего ра...

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская игрушка».

Цель: Знакомить детей с предметами декоративно – прикладного искусства    « Дымковская игрушка».Задачи :Учить использовать полученные знания в своём творчестве, украша...