Конспект НОД по художественному эстетическому направлению в старшей группе на тему:" В гостях у Дымковских игрушек"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Юсупова Джамиля Алексеевна

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_hudozhestvenno.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

​  Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками).

​ Учить видеть красоту глиняной игрушки, её выразительность, образность, яркость узора.

​ Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.

​ Продолжать учить детей украшать дымковские игрушки узором, закрепить навыки построения композиции узора для украшения игрушек ( расположение узора вертикальными рядами).

​ Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

​ Совершенствовать навыки работы с гуашью.

​ Закрепить цветосочетание  характерное для дымковской росписи.

​ Использовать разное положение кисти при рисовании ( рисовать всей кистью и концом).

​ Воспитывать интерес к народному творчеству.

​ Развитие музыкально-художественной деятельности.

​ Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию

Предварительная работа:

  Разучивание стихов о дымковских игрушках. Предварительно рассказать о работе дымковских мастеров. Выставка дымковских игрушек.

Материал:

Русские народные костюмы для детей и воспитателя; предметы народного творчества – гжель, хохлома, дымка, филимоновские игрушки, самовар, картинки с изображением предметов народного творчества, рушники, прялки; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки бумажные, фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Звучит «Камаринская», воспитатель в русском народном костюме созывает детей:

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте ребята озорные!

Всех на ярмарку приглашаю,

Веселья и покупок желаю!

Воспитатель: Ребята, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки. Ярмарки были весёлые: с плясками, частушками, шутками, пряниками да пирогами. А главное с игрушками. Вот и я  приглашаю вас, на ярмарку.

Дети подходят к выставке игрушек. ( На полке расставлены  изделия народного творчества)

Не стесняйтесь, подходите поближе, посмотрите, как много здесь красивых игрушек.

Обратите внимание, какие они все красивые, разные, потому что расписывали их разные мастера. 

Вам нравятся?

Дети: Да.

Воспитатель.:  Подойдите ко мне.

Посмотрите на узоры этих игрушек. Давайте их рассмотрим. Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? 

Дети : Дымковские.

Воспитатель.: Правильно, дымковские. Их делают в селе Дымково, рядом с русским городом Вятка. Эти игрушки лепили из глины- барышень, нянь, индюков, коней, козликов и т.д. Зимой после праздников эти игрушки ставили между оконными стёклами. Они украшали дома. Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает её оборками. Дальше обжигает в печи, белит её. Расписывали только побеленные, на белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Краски яркие, блестящие. Чтобы делать такие игрушки, нужен особый талант.

Воспитатель.: Молодцы!    

Воспитатель.: Дымковскому промыслу много лет, но и сегодня мастера продолжают этим заниматься. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России.

Ребята, а хотите отправиться в мастерскую к народным умельцам. Тогда давайте закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной: «Крутись, вертись, в мастерской окажись…»

( В другой части группы «устроена» мини – мастерская: два стола, на них доска и глина на ней, рядом картинки с поэтапным изображением приёмов работы по изготовлению игрушки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как интересно: здесь красная глина, из которой делают игрушки, инструменты мастера: доска (её клали себе на колени и начинали лепить), стека, кисти, краски. Посмотрите, перед нами схема (алгоритм) поэтапного изготовления дымковской игрушки:

  1. Сначала мастера лепили мелкие части игрушки
  2. Потом из отдельных частей составляли целое
  3. Затем игрушку обжигали в печи, раньше в русской, а сейчас -  в электрической при очень большой температуре.
  4. Потом покрывали меловым грунтом, т.е. белили её
  5. Затем расписывали красками
  6. Вот игрушка и готова.

Воспитатель: А вот на столе картинки с изображением изделий народных промыслов, которыми богата Россия, здесь «Дымка», «Хохлома», «Гжель», «Филимоново», «Городец»,  Ребята, посмотрите, здесь конверт  (в конверте-письмо)

Текст письма:         «Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Удальцова Екатерина Сергеевна. Хочу просить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать моих любимых игрушек-олежков, которые вы обнаружили в моей мастерской.  Ваши игрушки   я возьму  на весеннюю  ярмарку Свистуньи»

Я знаю, у вас все получится. Заранее спасибо.

С уважением,  Екатерина Сергеевна».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь мастерице? Как мы можем это сделать (помочь)? Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все  для работы, желаю вам хорошо потрудиться (дети занимают места за столами) Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.  Хорошо?

 Воспитатель.: Ребята, для того, чтобы у вас получились красивые узоры, мы сейчас разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно - растирание ладоней

Каждый пальчик покручу, - ухватить каждый пальчик у основания

Поздороваюсь с ним сильно вращательными движениями дойти до ногтя. 

И вытягивать начну.

Руки я затем помою, - потереть ладошку о ладошку

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою - пальцы в «замок»

И тепло поберегу.

Воспитатель.: Прежде, чем мы будем украшать изделия, давайте вспомним, какими узорами украшают свои игрушки дымковские мастера?

Дети: кольца, круги, точки, полоски…

Воспитатель.: Хорошо, а напомните мне какие – же цвета любят дымковские мастера?

Дети: красный, оранжевый, черный, зеленый, синий….

Воспитатель.: Да, мастера любят такие яркие краски, от них настроение поднимается.

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные:

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель:   Мы знаем все элементы дымковской росписи. Пофантазируйте  и  придумайте свой узор. Постарайтесь его сделать ярким и нарядным. Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, если линиями – всем ворсом кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примакивания (на доске – технологическая карта с изображением элементов дымковской росписи)

Воспитатель включает аудиозапись с русскими народными наигрышами. Дети приступают к работе, воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями)

    Предлагаю детям приступить к работе.

  В середине провожу физкультминутку.

Физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

    После того, как дети украсили свои работы, я предлагаю разложить их на одном столе и затем подвожу итог:

Самостоятельная деятельность детей                            

Воспитатель:Славно потрудились! Замечательные из вас получились подмастерья. Мы поставим наши работы на полку, пусть подсохнут.

Воспитатель:

Ребята, молодцы! Прошу  вас  занять свои места. Наши работы высохли,  полюбуйтесь ими, какие они красивые, интересные, замечательные.  Молодцы!

Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? Какая работа вам  больше всего понравилась? Почему?

Что особенного в этой работе? Чем отличается от других эта работа?

Молодцы, а сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: « Крутись, вертись, в группе окажись…»

Воспитатель.: Вот  и закончилась наша ярмарка.  Скажем нашим гостям

«До свидания»!  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе по теме: «А на ярмарке краски яркие!»

Данный конспект разработан по НОД для детей старшей группы. Конспект разработан с учетом возрастных и творческих способностей детей. Актуальность данной темы подчеркивает необходимость приобщения дете...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в старшей группе на тему: «Подарок для мамы-ежихи» (мозаика из круп.)

Достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС:Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;Развитие художественного восприятия, образных представлений, вообр...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему: «Дымковская барышня»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы "Дымковская барышня"Цель: Продолжать расширять знания детей об особенностях и своеобразие дымковской игрушки.Зад...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе На тему: « Поможем Смешарикам попасть в гости к Би Би»

Цель: создание благоприятных условий  для обогащения и систематизации знаний детей о космосе, космических объектах, явлений (планеты, звёзды, метеориты)...