ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Ломакова Надежда Анатольевна

Изобразительная деятельность находится на очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребёнка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Задача педагогов: определить конкретные действия по тому как оберегать и сохранять зрение ребёнка.

Какие специальные средства следует использовать при формировании изобразительных навыков у детей с нарушением зрения. А именно: рисование по трафаретам, обводка, по силуэту и контуру. Алгоритм работы с детьми. Работа по формированию специальных приёмов использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучении его качеств и свойств. Развитие восприятия перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Ломакова Н.А., Григус Л.А., Киселёва Л.В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №80» компенсирующего вида, г.Новокузнецк

Изобразительная деятельность находится на очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребёнка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии.

Задача педагогов: определить конкретные действия по тому как оберегать и сохранять зрение ребёнка.

Основные формы нарушения зрения у детей:

- спазм аккомодадации (сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии);

- амблиопия (снижение зрительной работоспособности из-за ухудшения зрения);

- гипермиопия (миопия высокой степени, используется в работе с детьми всё крупное, минимальная загруженность, цвета – яркие);

- астигматизм (снижается зрительная работоспособность, быстрая утомляемость и болезненные ощущения в глазах при работе на близком расстоянии);

- косоглазие (работает только один здоровый глаз, косящий практически бездействует, что постепенно ведет с стойкому понижению зрения).

Особого подхода требует организация места для работы детей:

- достаточное освещение рабочего места;

- размеры мебели должны соответствовать росту ребёнка;

- правильная посадка за рабочим столом.

Обучение детей с нарушением зрения изобразительной деятельности только на основе общеобразовательных принципов, приёмов и методов, без учёта специфических трудностей овладения навыками в условиях зрительной патологии не всегда обеспечивает детям с нарушением зрения успешность в развитии анализирующего восприятия, преодолении недостаточности предметно-практической деятельности, развитии способностей к рисованию.

Графические умения и навыки носят сенсомоторный характер, поэтому при нарушении зрения наблюдаются трудности формирования зрительно-двигательных взаимосвязей, обеспечивающих успех овладения изобразительными навыками. Контроль за графическими движениями в условиях слабовидения со стороны зрения снижен, что отрицательно сказывается на точности, скорости, пластичности движения руки во время рисования.

В связи с этим страдает качество рисунка. На фоне этого у детей с нарушением зрения наблюдается снижение интереса к рисованию, неуверенность в умении рисовать приводит к тому, что дети часто отказываются от рисования.

Всё это указывает на необходимость использовать специальные средства формирования изобразительных навыков у детей с нарушением зрения.

Одним из эффективных средств, способствующих улучшению качества навыков рисования. Является рисование по трафаретам, обводка, по силуэту и контуру.

Можно представить алгоритм работы с детьми:

  1. Обводка прорисованных цветных шаблонов.
  2. Обводка трафаретов по внутреннему и наружному контуру.
  3. Совмещение силуэта с контурным изображением:
  • наложение силуэта на контур;
  • совмещение силуэта с контуром на основе зрительного соотнесения (работа с перфокартами).
  1. Опознание контурных изображений:

- выбор по образцу;

- выбор по кратковременной экспозиции образа;

- выбор по указанию;

- выбор по словесному описанию;

5. Опознание изображений с неполным контуром.

6. Выделение заданного контура из запутанного перцептивного поля.

При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, флагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией.

Наблюдается затруднённость выделения, узнавания формы, цвета, величины.

Величины и пространственного положения при нарушенном зрении.

Особенно важное значение при обучении рисованию приобретает работа по формированию специальных приёмов использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучении его качеств и свойств.

Для овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, т.к. это помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта даёт полное представление о форме контура и объекта предмета, цвета и структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др.

Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.

Анализируя детские рисунки по представлению и с натуры, можно заметить, что последние информативно точнее и конкретнее передают основные признаки предметов. Это подчёркивает значение наблюдений за предметами в обогащении представлений о предметном мире и развитии способов зрительной ориентации у детей с нарушением зрения. Таким образом, коррекционное значение занятий по рисованию становится весьма очевидным и значимым. На занятиях по рисованию решается ряд весьма важных коррекционных задач:

- коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта;

- упорядочения процесса наблюдения;

- анализа;

- систематизации процесса восприятия;

- уточнения образа предмета;

- коррекция и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения;

- преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость и др.

Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры), в процессе которой осуществляются обогащение и коррекция чувственного опыта. Уточнение образов предметов окружающего мира.

Используя дидактические игры и задания, педагог учит детей различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов и строить изображения.

Это задания типа «Подбери к дереву лист», «Найди такой же предмет», «Составь целый предмет, целое изображение».

«Найди сходство и различие», «Подбери к предмету его силуэтные, контурные и цветные изображения», «Найди другую половину изображения, предмета».

Большие трудности возникают у детей при восприятии и отображении пространственных отношений предметов. Педагоги должны развивать восприятие перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали.

Дети учатся понимать таким образом величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого подбираются иллюстрации, на которых можно показать изображение перспективы. Например, лес вдалеке, а на переднем плане зайчик, он по размеру больше, чем деревья.

Игра «Собери пейзаж», где можно эффективно понять пространство, создать композицию из вырезанных изображений. (Дети - по образу, словесному указанию, наблюдению создают сюжет).

На занятиях по рисованию для коррекции и развития цветовосприятия дети упражняются в различении, названии цвета, учатся воспринимать цветовую гамму.

Для развития цветовосприятия используются приёмы: смешивание красок, подбирание нужного оттенка от бледного до более тёмного и др.

Важно показать ребёнку возможности доступных ему техник изображения.

Какие это могут быть виды изобразительной деятельности?

  1. «Пальцевая живопись». Изображать сюжеты – картинки можно не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью (плоской или свёрнутой в трубочку), а краску можно наносить и пальцами, ладошкой. При помощи «пальцевой живописи» получают прекрасные изображения – в младших группах это украшенные платья, следы зверей и т.д. В старших группах пейзажи. В современной живописи эту технику использует немецкий художник Гюнгер Юккер.
  2. «Монотипия» - от пятка, несколько точек краски со сгибанием листа пополам. С помощью такой техники можно изображать деревья, цветы. Бабочек и др. Когда краска высохнет, из сложенного пополам листа можно вырезать полученное изображение.
  3. «Волшебный рисунок». Рисунок наносится воском: он есть, но его не видно. Потом на лист нанести тушь или цветные чернила, и рисунок проступает на цветном фоне.
  4. «Набрызг». Для этого используются щетки разного размера; ими можно рисовать или разбрызгивать краску.
  5. «Коллаж». Это сочетание аппликации с рисованием.
  6. «Кляксография».
  7. «Точечный рисунок», «Печать».
  8. Рисунок на мятой бумаге и др.

Техника рисования (лепки, аппликации) включает в себя умение создавать изображения, используя разные материалы: карандаши, фломастеры. Краски, глину, пластилин, разрывные куски бумаги.

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают.

Исследования учёных доказывают, что каждый ребёнок по своей природе – творец.

В современной медицине всё большее распространение получает термин изотерапия.

Речь идёт о восстановлении здоровья ребёнка при помощи занятий изобразительным искусством.

Изображая свои переживания, ребёнок как бы заново проживает и «выплёскивает отрицательные эмоции на бумагу.

Искусство формирует и развивает ребёнка разносторонне, влияет на духовный мир в целом. Оно развивает: глаза, пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь.

Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём.

Нарисовав событие, ему легче потом рассказывать о нём.

Таким образом, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду (новая редакция 2005 г.)» под редакцией М.А. Васильевой предусмотрено знакомство с разными видами искусства (декоративно-прикладным, изобразительным, литературой, музыкой, архитектурой, театром, танцем, кино, цирком), поэтому возникла необходимость проводить с детьми интегрированные занятия.

Введенный курс интегрированных занятий по изобразительной деятельности содержит следующие разделы:

«Мир человека» - образ человека и мир его предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве.

«Мир природы» - образы природы в жизни, искусстве, детском творчестве.

«Мир животных» - образы животных в жизни, искусстве, детском творчестве.

«Мир искусства» - образы музыки, литературы, кино, театра, в изобразительном искусстве и детском творчестве. Каждый раздел выполняет основные функции:

  • познавательные;
  • воспитательные;
    - эстетические.

В соответствии с основными функциями занятия предусматривают осуществление следующих задач:

1. Раскрыть перед детьми картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности (в семье, в поле и т.д.).

2. Использовать средства выразительности поэтического языка; образные  сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей (добрый, гуманный, трудолюбивый, мужественный и т.д.), пополняя активный и пассивный словарь детей.

  1. Развивать мыслительную деятельность: умение делать обобщение на
    основе анализа, сравнивать и объяснять.
  2. Создавать условия для формирования основ мировоззрения, различных
    чувств, интереса к живописи; обогащать нравственный опыт детей и
    активизировать интерес к художественному творчеству.

Так как детский сад работает с детьми у которых нарушено зрение и есть отставание речи занятия разработаны с учётом лексических тем.

Знание путей и условий компенсации, восстановления и развития неполноценных функций зрения у слабовидящих  детей поможет педагогу правильно наметить перспективы в его развитии, применить наиболее рациональные. Целесообразные и эффективные пути и средства преодоления недостатков психофизического развития.

Определяя роль коррекционно-компенсаторной работы как средства преодоления недостатков развития следует выделить большое значение6 корригирующих гимнастик для глаз, физминуток во время проведения занятий, а также большую работу с родителями детей.

Поэтому в своей работе необходимо использовать учебно-методическое пособие и программы специальных (коррекционных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной.

Литература

  1. Логопед 2008. №3. С. 68.
  2. Специфические требования к организации логопедической работы с детьми с амблюопией и косоглазием // Логопед в детском саду. С. 88.
  3. Особенности развития речи тревожных детей с нарушением зрения в медицинском центре ЭНИОН // Логопед 2006. №6. С. 80.
  4. Совместные занятия детей и родителей с использованием кинезиологических
    упражнений // Логопед 2007. №3. С. 103.
  5. Смотри во все глаза (занятия в старшей группе из цикла «Познай себя» // Дошкольная педагогика. 2007. №7. С. 27.
  6. Работа с контуром как одно из средств расширения зрительного опыта детей с патологией зрения //Дошкольная педагогика. 2007. №7. С. 40.
  7. Особенности работы по воспитанию правильной речи у слабовидящих детей // Дошкольная педагогика. 2006. №6. С. 34.
  8. Развитие зрительного гнозиса в логопедической работе по преодолению ОНР у дошкольников с нарушением зрения // Дошкольная педагогика. 2007, №6. С. 39.
  9. Примерное планирование занятий по валеологии в средней группе (план по месяцам в т.ч. «как сохранить хорошее зрение // Дошкольная педагогика. 2007. №6. С. 33.
  10. Подвижные картины // Дошколёнок Кузбасса. 2010. №1. с.41
  11. Учимся рисовать // Ребёнок в детском саду. 2009. №2. С. 41.
  12. Тестопластика // Ребёнок в детском саду. 2009. №2. С. 69.
  13. Цветные карандаши и фломастеры // Дошкольное воспитание. 2010. №2. С. 73.
  14. Мозаика креативности «Выбираю сам» // Обруч. 2009. №4. С. 11.
  15. Арт студия // Обруч. 2009. №4. С. 17.
  16. Вираж // Обруч. 2009. №3. С. 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения

Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....

Конспект занятия по формированию у детей с нарушением зрения сенсорных эталонов в старшей группе. Тема: «Величина предметов»

Программное содержание:1.                Учить детей ранжировать семь цилиндров по толщине и высоте в возрастающем и убывающе...

Конспект занятия по формированию у детей с нарушением зрения сенсорных эталонов в старшей группе. Тема: «Величина предметов»

Программное содержание:1.                Учить детей ранжировать семь цилиндров по толщине и высоте в возрастающем и убывающе...

Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...

Статья. Формирование у детей с нарушением зрения навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Краткая статья о необходимости овладения детьми с нарушением зрения навыками осязательного восприятия. А так же  развития у них тактильной чувствительности и ручной умелости....

Рекомендации для родителей «Использование трафаретов для формирования у детей с нарушениями зрения интереса к изобразительной деятельности»

          Рекомендации для родителей«Использование трафаретовдля формирования у детейс нарушениями зрения интересак изобразительной деятельности»...