Опыт работы на тему: «Изобразительная деятельность детей раннего возраста».
учебно-методический материал по рисованию на тему

Ионова Анна Владимировна

 

Для своего опыта работы я выбрала тему «Изобразительная деятельность детей раннего возраста» не случайно. Я считаю, что изобразительная деятельность крайне важна не только для овладения умением рисовать, но и для развития общих способностей детей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Задача воспитателя и родителей не упустить ранний возраст, т.к. он наиболее благоприятен для развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_izodeyatelnosti.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

«Изобразительная деятельность детей

раннего возраста».

Содержание:

I.Введение

II.Теоретическая часть:

   1.Развитие способностей детей раннего возраста через изобразительную деятельность

             2. «Школа мам будущих дошкольников».

III.Практическая часть

 Диагностика умений и навыков детей раннего возраста по рисованию.

IV.Выводы

V.Приложения

    1.Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности во II группе раннего возраста.

    2.Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в I младшей группе.

    3.План работы с семьей по художественному воспитанию детей.

    4.Консультация для родителей «Вместо кисти-ладошка. Возможности пальчикового рисования».

VI.Литература.

I.Введение

Для своего опыта работы я выбрала тему «Изобразительная деятельность детей раннего возраста» не случайно. Я считаю, что изобразительная деятельность крайне важна не только для овладения умением рисовать, но и для развития общих способностей детей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности.                                                                                        

Задача воспитателя и родителей не упустить ранний возраст, т.к. он наиболее благоприятен для развития.

 В изобразительной деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью способны откликаться на окружающий человека мир, чувствовать красоту природы, человеческих отношений. В мире вещей способны осознавать и выражать свои чувства. Ребенок более внимательно присматривается к окружающему, он учится замечать и удивляться своеобразию, уникальности предметов и явлений.

Изобразительная деятельность формируется постепенно. Но её истоки - раннее детство.

II. Теоретическая часть:

1.Развитие способностей детей раннего возраста через изобразительную деятельность.

 В своей работе по приобщению детей к изобразительной деятельности я поставила 3 основные задачи:

 1.Вызвать у детей интерес к рисованию и лепке.

 2.Создать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

 3.Подвести детей к пониманию того, что линии, пятна, очертания могут что-то изображать, а также поддержать попытки детей сравнивать и называть эти изображения по ассоциации со знакомыми ему объектами окружающего мира.

Рисование и лепка являются одними из самых любимых детьми занятий. Наблюдения показали, что рисуя то, что его интересует и волнует, малыш как-бы «выплескивает» на бумагу все свои переживания, что особенно важно в период адаптации к условиям детского сада.

 Изобразительная деятельность способствует успокоению ребенка, переключению внимания. Поэтому, хотелось бы разместить на самом видном месте изобразительные материалы (восковые мелки, фломастеры, пластилин, кусочки цветной бумаги, тарелочки с крупой и песком) и чем ярче материалы, тем лучше. Но из-за возрастных особенностей детей раннего возраста в целях безопасности (мелкие детали, все берут в рот) все необходимые для занятий материалы я сложила в большую коробку. Оставила лишь безопасные для малышей предметы, а остальное достаю по мере надобности или по желанию детей.

 Свою работу по изобразительной деятельности я начинаю во II группе раннего возраста после адаптации, начиная с января, а до января в совместной деятельности по желанию детей. Играя, знакомлю детей с изобразительными материалами, стараюсь заинтересовать малышей работой с ними.

 Дети этого возраста любят наблюдать за взрослыми, когда те что-либо делают. Ежедневно я рисую и леплю на глазах у детей что-нибудь простое, яркое, доступное их пониманию (колобок, грибок, мячик и т.д.).    

Одновременно пополняю и активизирую словарь детей, называя предмет, который изображаю и, комментируя свои действия. Я проговариваю: « Сейчас я нарисую Машеньке яблочко. Я обмакну кисть в красную краску, лишнюю отожму о край баночки, а потом нарисую круглое яблочко и закрашу его. Затем помою кисточку и обмакну ее в зеленую краску и нарисую листочек». Изображение непременно дарю малышам в подарок.

Дети, наблюдая, за мной многому учатся. Это, как правило, приводит к тому, что у них появляется желание самим поработать с карандашом, глиной, пластилином, фломастером, краской, активизируется речевое общение.

 Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы закрепить этот интерес к действиям с материалом. Для этого я предоставляю детям бумагу большого формата. Целесообразно использовать рулон недорогих обоев. Длинная, широкая полоса бумаги, расстеленная на полу с аппликацией в виде предметов (машина, мяч и др.) или знакомых персонажей сказок (колобок, зайчик, котик и др.) привлекает ребенка. Он спешит заполнить  пространство листа линиями, штрихами, точками.

 Движения с карандашом еще хаотичны, ребенок недостаточно уверенно управляет им. Бесспорно то, что двигательная функция ребенка не дана ему изначально. Она преодолевает длительный путь и этот путь индивидуален и не равномерен. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат карандаш. Они отказываются от рисования и таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Поэтому я считаю важным начинать тренировать пальцы рук как можно раньше, в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и такое упражнение: брать каждый пальчик в отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его.

 Хорошую тренировку движения пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные и простые. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, в том числе и в процессе рисования.

  При рисовании ребенок может порвать бумагу, т.к. не способен регулировать силу нажима на карандаш. Черкая, малыш часто выходит за пределы листа, не всегда управляет размахом движений. Но действия эти самостоятельны и очень важны для самоощущения ребенка и восприятия мира красок.

Моя задача заключается в том, чтобы показать ребенку, что в его «каляках-маляках» можно видеть какое-то содержание, образ. И я стараюсь дать возможность самому сделать «открытие» увидев в штрихах и линиях то рыбку, то машину, то мячик. Если малыш не увидит сам, я ему помогаю. Важно проявить интерес к тому, что у ребенка получается на листке.

Надо вместе с ним «читать» его рисунок. «Какая длинная дорожка получилась!» Малыш не рисовал дорожку, просто черкал по листу. Однако образ, увиденный взрослым, удивит и обрадует его. Каждый раз я стараюсь обыграть рисунок. Например, положить мячик на дорожку и покатить его или показать как курочка идет по дорожке, клюет зернышки.

Такое обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А воображение- основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческих способностей.

Таким образом, в работе с детьми, я использую четыре типа занятий.

На занятиях первого типа осуществляла знакомство детей с изобразительными материалами. На этих занятиях воспитатель рисует и лепит сам. Я брала по 1-2 занятия на каждый вид изобразительного материала.

На занятиях второго типа воспитатель создает изображение для каждого ребенка персонально. Цель этих занятий - вызвать у детей желание и интерес действовать самим с тем или иным изобразительным материалом.

На занятиях третьего типа я предоставляла детям возможность самим выразить свое эмоциональное состояние. На этих занятиях ребенок рисует сам, то, что хочет и сколько хочет.

 Занятия четвертого типа позволяют постепенно подводить детей к тому, чтобы они ставили перед собой изобразительные цели и добивались их достижения.

 Занятия я провожу в виде игры. Это вызывает у детей интерес к процессу и к результату работы. В конце работы обязательно благодарю и высказываю похвалу ребенку. Если использую сказочных персонажей, то по окончании обязательно обыгрываю.

 Начиная работу по обучению детей изобразительной деятельности, я разработала перспективное планирование, которое помогает мне разнообразить занятия, постепенно усложнять задачи художественно-эстетического воспитания детей. (Приложение №1).

 2. «Школа мам будущих дошкольников».

Семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребенка. Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы вести постоянную работу с родителями, заботиться о художественном развитии ребенка в условиях семьи.

Задача родителей – помогать обогащать художественный опыт ребенка новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества.

По опросам родителей, многие из них хотели бы уже до посещения детского сада заниматься с детьми художественной деятельностью. Но у родителей недостаточно знаний для проведения таких занятий.

 Поэтому я предлагаю, по желанию родителей провести ряд консультаций-практикумов под названием «Школа мам будущих дошкольников». На них будут раскрыты задачи, методика и техника проведения занятий, с малышами начиная с 6 месяцев. Почему это важно.

 Ряд исследований, проведенных отечественными учеными, показали, что усвоение предметных действий и формирование потребностей в сотрудничестве протекает успешно, если происходит в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности. А присутствие мамы стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность.

 К 6 месяцам просто внимания взрослого к ребенку не достаточно - ему уже нужно вместе с практическое деловое сотрудничество с взрослым. Взрослый выступает, как партнер по взрослым что-то делать, а в возрасте 7-12 месяцев необходимо совместным действиям.

Ребенок уже с 6 месяцев готов к совместному с взрослым творчеству, прежде всего рисованию красками. В присутствии близких (мама, папа и др.) он чувствует себя уверенным в своих силах, смело обследует новые предметы. Взрослому необходимо понять ребенка, постараться не вызывать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.

Задачи совместного творчества с близким ему человеком таковы:

1.Развитие цветовосприятия.

2.Сенсорное развитие.

3.Развитие мелкой моторики.

4.Психоэмоциональное развитие.

5.Профилактика девиантных форм поведения в последующие возрастные периоды.

 Все что нужно для занятий (краски, кисти, бумагу, фартук и др.) нужно положить в коробку и хранить в месте, в недоступном для ребенка. Перед началом работы готовить лишь то, что понадобиться непосредственно для занятий. Продолжительность занятий от 5 мин. в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. Продолжительность работы может исчисляться и секундами (30-60 секунд), а может доходить и до 20 минут. Малыши до года «рисуют» очень активно, хотя в процесс «рисования» они могут включиться не с первого, а со второго или третьего занятия. Сначала занятия проводятся одного раза в неделю, т.к. эмоциональная нагрузка может быть очень велика.

 Какова же техника рисования?

 До года ребенок рисует пальцами, ладонью, после года можно предложить кисть, а затем и мольберт. Кисточка может испугать малыша. Поэтому сначала следует поиграть с ней, погладить руку, бумагу, сначала сухой, а потом мокрой. Для каждой краски - своя кисть.

Можно стать на время волшебником и, используя прием «рука в руке», расширить тематику занятий, побуждать малышей к работе. Придумывать сюжеты для малышей – одно удовольствие. Наши старания не пропадут даром: ребенок с увлечением будет заниматься интересным делом, которое полезно и для ума, и для сердца.

Какова же методика проведения занятий?

1.Все необходимое для занятий должно быть приготовлено заранее.

2.Ребенок должен быть сыт, в хорошем настроении.

3.Перед началом работы на ребенка надевают фартук и объясняют его предназначение.

4.Работа с красками проводится за письменным столом (недопустимо использовать обеденный стол, т.к. ребенок с первого занятия должен понимать, что краски есть нельзя).

5.Взрослый держит ребенка на руках, педагог находится рядом.

6.После нескольких занятий ребенка можно посадить за отдельный столик.

7.Занятия проводятся  индивидуально, но возможны и групповые занятия – несколько пар «взрослый – ребенок» (только после нескольких индивидуальных)

8.Обязателен контакт « глаза в глаза», особенно при словесном общении.

9.На первом занятии ребенку показывают 1-2 краски (желтую, зеленую), объясняют, что это краски и их не едят.

10.Ренбенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками.

11.Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша «оставить след на ней».

12.После окончания занятия надо похвалить малыша.

13.Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски, в место недоступное ему.

Проанализировав опыт своей работы, а также опыт других педагогов, я пришла к таким выводам:

-чем раньше начать работу с красками, тем более «совершенными» станут умения детей к дошкольному возрасту;

-активность ребенка в процессе «рисования» во многом зависит от активности взрослого;

-работа с красками вызывает положительные эмоции, снимает отрицательные (как у ребенка, так и у взрослого).

Мною был разработан план работы с семьей по художественному  воспитанию. (Приложение №3).

В следующем учебном году программа приобщения детей к изобразительному искусству будет более сложной. Я буду работать над такими задачами:

1.Продолжать обогащать детей яркими впечатлениями при ознакомлении их с миром вещей, природными явлениями, людьми, и их действиями. Чем больше малыш видит, чем более эмоционально он это воспринимает, тем более разнообразна будет тематика его рисунков.

2.Помочь детям  освоить доступные для них способы изображения в рисовании и лепке, знакомить со свойствами материалов и элементарными приемами их использования.

3.Воспитывать у детей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книгах, статуэтки, художественно выполненная игрушка).

4.Воспитывать у детей интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует.

IV.Выводы.

Обобщая свой опыт работы, я пришла к выводу, что успехов в развитии детей можно добиться, определив свою деятельность по следующим направлениям:

1.Методически правильно организовать учебный процесс на занятиях.

2.Регулярно закреплять знания, умения, навыки, получаемые на занятиях в совместной деятельности, играх.

3.Организовать широкое поле самостоятельной деятельности детей.

4.Создать в группе развивающую среду, соответствующую возрасту детей.

 5.Планомерно вести работу с родителями, заинтересовать их, сделать своими союзниками.

Впереди меня ожидает кропотливая, упорная работа. А сейчас, соприкоснувшись с детским творчеством своих малышей, я хочу напомнить слова английского философа Томаса Гоббса: «Красота – это обещание счастья». И помочь ребенку сохранить эту красоту в моих силах.

III.Практическая часть.

Диагностика умений и навыков детей раннего возраста по рисованию.

 

Навыки       и умения

Сентябрь

Январь

Май

Общее количество детей

1.

Навык держания карандаша

12%-

2 чел.

58%-10чел.

17

2.

Навык держания кисти

6%-1чел.

58%-10чел.

17

3.

Умение набирать краску на кисть

0%

30%-5чел.

17

4.

Умение делать мазки

0%

47%-8чел.

17

5.

Умение рисовать горизонтальные линии

0%

47%-8чел.

17

6.

Умение рисовать вертикальные линии

0%

30%-5чел.

17

7.

Умение рисовать округлые линии

0%

18%-3чел.

17

8.

Знание цвета:

красный

синий

зеленый

желтый

6%-1чел.

0%

6%-1чел.

6%-1чел.

24%-4чел.

12%-2чел.

12%-2чел.

24%-4чел.

17

9.

Развитие чувства ритма

0%

30%-5чел.

17

 

V.Приложения

Приложение №1.

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности во 2группе раннего возраста.

Январь.

1.Знакомство с бумагой и карандашами. «Что за палочки такие?»

2. «Зайка скачет по дорожке».

3. «Деткам солнышко посветит».

4.Игра с цветным карандашами.

Февраль.

1.Знакомство детей с красками.

2. «Огоньки» (рисование методом пальчики-палитры)

3. «Снег идет» (пальчики-палитры)

4.Рисование карандашами ниточек к шарам.

5.Рисование карандашами «Щетки».

Март.

1.Рисование карандашами «Травка для зайчат»

2.Рисование красками. Знакомство с кисточкой.

3.Рисование красками «Травка»

4.Рисование красками «Зеленые полоски»

Апрель.

1.Рисование красками «Огоньки ночью»

2.Рисование красками методом примакивания «Солнечные зайчики»

3.Рисование карандашами «Разноцветные колечки»

4.Рисование красками «Угощаем баранками»

Май.

1.Рисование красками «Жучки в траве» (пальчики-палитры)

2. «Веселый дождик»

3.Рисование карандашами «Тарелочки с полосками»

4. «Солнечная полянка»

Приложение №2.

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в 1 младшей группе.

Сентябрь.

1.Рисование красками вертикальных линий «Стебельки для цветов»

2.Лепка «Заборчик у домика куклы»

3.Рисование красками способом примакивания. Коллективная работа «Листики летят»

4.Рисование красками «Капает водичка»

Октябрь.

1.Рисование красками горизонтальных линий «Дорожка для автобуса»

2.Лепка «Бревнышки, которые повезет машина»

3.Коллективная работа. Рисование красками «Овощи на тарелке»

4Лепка «Овощи»

Ноябрь.

1.Лепка «Заборчик для коровы»

2.Рисование вертикальных линий «Травка для коровки»

3.Лепка «Заборчик для домика медведя»

4.Лепка «Орешки для белочки»

Декабрь.

1.Рисование красками «Выпал беленький снежок»

2.Лепка «Конфеты для куклы»

3.Рисование красками «Огоньки»

4.Лепка «Скатаем снежный ком»

Январь.

1.Рисование красками «Огни в окнах домов»

2.Рисование красками «Огоньки на елке»

3.Рисование красками «Кто живет в лесу?»

4.Лепка «Зернышки для петушка»

Февраль.

1.Рисование красками «Травка для попугая»

2.Лепка «Зернышки для попугая»

3.Рисование карандашами «Клубочки для котят»

4.Лепка «Косточки для щенков»

Март.

1.Рисование красками методом тычка «Мимоза»

2.Лепка «Погремушки»

3.Рисование карандашами «Капель»

4.Лепка «Снеговики»

Апрель.

1.Рисование красками «Колеса для машины»

2.Лепка «Огоньки для светофора»

3.Рисование «Ваза для букета»

4.Лепка «Тарелочка для семян»

Май.

1.Рисование красками «Бублики для козлика»

2.Лепка «Мисочка для кота»

3.Рисование «Украсим тарелочки»

4.Лепка «Птички»

Приложение №3.

План работы с семьей по художественному воспитанию детей.

Сентябрь.

Родительское собрание «Особенности развития детей раннего возраста.

Основные задачи эстетического воспитания».

Октябрь.

Коллективная консультация «Создание в семье благоприятных условий      

для изобразительной деятельности детей».

Ноябрь.

Предложить книги:

Мухина В.С. «Правильно ли воспитываем малыша»

Григорьева Г.Г. Кроха: « Пособие по воспитанию, обучению и развитию

детей до 3-х лет»

Декабрь.

Оформление родительского уголка.

Семинар-практикум «Знакомство родителей с особенностями

изобразительной деятельности детей раннего возраста в семье»

Январь.

Коллективная консультация «Значение книги, иллюстрации, картинки в

развитии детей раннего возраста»

Февраль.

Оформление родительского уголка.

Март.

Консультация «Рисование мелками - своеобразный вид творчества»

Апрель.

Консультация «Альбом для раскрашивания – увлекательный материал

для развития изобразительных умений в семье»

Май.

Семинар-практикум «Польза пальчиковых игр в раннем возрасте»

V.Литература

1.Радуга: программа и руководство для воспитателей 1 мл.группы детского сада. Авторы:  Доронова Т.Н.,  Гербова В.В.и др.

2.Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги», 2001-2002года

3.Кроха:пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет/ Григорьева Г.Г.,  Кочетова Н.П.

4.Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников

5. Гмошинская М.А.. Работа младенцев красками - начало творческой деятельности, «Дошкольное  воспитание». №2 ‘2002год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...

Опыт работы по коррекции развития речи детей раннего возраста

Опыт работы по коррекции развития речи детей раннего возраста...

Опыт работы по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...

Отчёт из опыта работы :«Развитие конструктивно-модельной деятельности детей раннего возраста»

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педаго...

Наш опыт работы «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Как известно, игра - ведущая деятельность детей,она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию  имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики....

Опыт работы "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"

Экспериментирование - деятельность, которая позваляет ребенку моделировать в своем сознании картину мира....