«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития интереса к творчеству у детей младшего и среднего возраста».
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Петровская Ирина Ивановна

В данной работе представлен опыт по развитию интереса к художественному творчеству у детей посредством нетрадиционных техник рисования. В работе изложены как известные способы получения изображения, так и придуманные педагогом в процессе деятельности. Воспитатель предлагает  использовать нетрадиционные техники для того, чтобы создать ситуацию успеха у воспитанников, сформировать устойчивую мотивацию к рисованию, чтобы ребенок преодолел чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Данный материал актуален для дошкольного образования, т.к. рисунок для дошкольника, не умеющего писать и читать – это средство самовыражения, способ передать свое настроение и мечты. И очень важно, чтобы к старшему дошкольному возрасту ребенок имел развитое воображение, чему способствует художественное творчество. 

Результаты использования данного материала в процессе деятельности с детьми показали, что уровень развития творческих способностей детей также изменился в лучшую сторону. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, каждый рисунок кажется произведением искусства. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Данный материал может быть использован педагогами младших и средних групп, а при условии усложнения – для детей старшего дошкольного возраста. Материалы проекта могут быть представлены в виде презентации, мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx509.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25»

пгт. Сибирцево Черниговского района

Практико-значимый проект:

«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития интереса к творчеству у детей  младшего и среднего возраста».

                                               

           

           

Цель работы:  изучение процесса развития творческих способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством  нетрадиционного рисования.

    Задачи:

1. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования по возрасту детей.

2. Изучить развитие творческих способностей детей в ходе использования методов и приёмов нетрадиционного рисования.        

        Объект исследования: процесс творческой деятельности детей младшего и среднего возраста

        Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития  творческих способностей у детей.

                                                                 Введение.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.

        Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.

          Дошкольный возраст- это тот период, когда  изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей. Каждый ребёнок-это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Для развития творческого воображения, необходимо особая организация изобразительной деятельности. Существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.    

          Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях  привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

          Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

                   В процессе многолетней работы  я иногда сталкивалась с такой проблемой, как нежелание детей рисовать. Я постаралась выяснить, в чем причина отказа. Оказывается, они бояться рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получиться. Задача педагога,  чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении, заставить поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаги.  Сначала изучила всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности, рассмотрела различные способы и формы обучения детей изобразительной деятельности. И  нашла то, что нужно. Моей палочкой – выручалочкой стали: журнал « Дошкольное воспитание», Г.Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования», И.А. Лыкова «Цветные ладошки».  Ознакомившись с этими материалами, попробовала сама нарисовать теми способами, которые, описываются в них. Затем решила попробовать  методику рисования пальчиками на своих занятиях. И единственный страх, который был у детей,  исчез  после первого же занятия. Дети с удовольствием макали пальцы в краски. В результате у всех получились красочные рисунки.

       Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты.

 Рисование:

-один из методов общения ребенка;

-имеет огромное значение в формировании личности;

-является одним из важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как  оно связано с мышлением ребёнка, самостоятельной, практической и творческой деятельностью.

Рисование развивает:

-интеллектуальные способности детей;

-память, внимание,  мелкую моторику рук;

-учит думать, анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

           В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

                Чем же хороши нетрадиционные техники?

          Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Актуальность  выбранной  мной темы определена следующими проблемами:

1.     Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

2.     Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

           Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

             Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Необходимо также использовать новые развивающие технологии:

-личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

-коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

-игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

-педагогические  (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования.

                    Принципы построения деятельности:

-От простых занятий к сложным занятиям.

-Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-действенное и наглядно-образное мышление

-Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

        Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

-от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

-от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным видам;

-от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

-от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

                                                   

Задачи в работе с детьми:

-Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

-Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

-Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

-Развивать творчество, фантазию.

-Активизировать детей при выборе тематики.

-Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.

  -Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

-Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

-Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке. 

Условия необходимые для успешного овладения изобразительной деятельностью и развитию творческих способностей детей.

       Процесс развития творческих способностей у дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  1. Обеспечение воспитателей дошкольных учреждений  дидактическим материалом;
  2. Создание эмоционально – комфортной атмосферы обучения детей;
  3. Своевременное диагностирование и развитие творческих способностей у детей.
  4. Взаимосвязь воспитания, обучения и творчества. В связи с этим большое внимание уделяем развитию самостоятельности. Детям предоставляется возможность выражения собственных замыслов. Это выражается в занятиях на свободную тему.
  5. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и различных видов художественной деятельности и искусства.
  6. Творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий с использованием разнообразных методов и приёмов.
  7. Создание художественно-эстетической среды. При этом активное участие в этом принимают дети. Использование  в оформлении группы детских рисунков, поделок, коллективных и индивидуальных коллажей.
  8. Использование в педагогическом процессе игры, игровой ситуации.

Например: В гости к ребятам пришёл ёжик. Он не успел к зиме утеплить норку листочкам. Дети начинают ему помогать. Печатают листочками от деревьев разной формы, размера листики для ёжика.

  1. Правильное размещение центра изобразительного искусства. Желательно, чтобы он располагался около источника воды,  чтобы дети могли  вымыть руки после работы,  можно было быстро заменить воду в баночках, помыть кисти,  и другие предметы, использованные на изобразительном занятии. Пространство вокруг рабочего стола должно быть  свободное. Дети должны свободно перемещаться во время коллективной работы, не мешая друг другу.
  2.  Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
  3.  Учет  индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.

Техники нетрадиционного рисования

Занятия  нетрадиционной техники рисования строятся:

- с учётом возрастных возможностей детей старшего  дошкольного возраста;

- с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности.

Рисование пальчиками

- Возраст: от 2 лет

- Материалы: небольшие листы плотной бумаги любого цвета, небольшие листы, салфетки.

- Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. Можно наносить пятнышки на заранее отмеченные кружочки.  На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Рисование ладошкой

- Возраст: от 2 лет

- Материалы: мисочки с разведенной  гуашью (или специальная пальчиковая краска), кисть, плотная бумага любого цвета  (листы большого формата), салфетки.

- Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки) и делает отпечаток на бумаге.

Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Печатание листьями

- Возраст: от 2-х лет

- Материалы: сухие разглаженные листья с разных деревьев, гуашь,  листы бумаги, кисть, салфетки.

- Способ получения изображения: Сухие листья покрываются гуашью и отпечатываются на бумаге.

Рисование песком (манкой)

- Возраст: от 3 лет

- Материалы: Песок (манка), окрашенный в различные цвета, плотная бумага разного цвета и размера или готовые рисунки для раскрашивания, клей ПВА (в бутылочке с носиком), салфетки.

- Способ получения изображения: Нарисовать клеем ПВА контур изображения или обвести контур готового изображения. Посыпать песком клеевую дорожку, немного подождать и аккуратно стряхнуть лишний песок.

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC00451.jpg

 Пластилинография

- Возраст: от 2-х лет

- Материалы: Разноцветный пластилин, листы картона разного размера и цвета с нанесенным изображением.

Способ получения изображения: Небольшие кусочки пластилина скатываются в небольшой жгутик или маленькие шарики. Жгутик сворачивается «улиткой». Жгутики или шарики прикрепляются на изображение.

 

Кляксография

- Возраст: с 3-х лет

- Материалы: Плотная бумага, разведенная гуашь, кисть, трубочка для коктейля.

- Способ получения изображения: На лист бумаги при помощи кисти и гуаши наносятся кляксы, которые потом раздуваются через трубочку для коктейля в соответствии с замыслом.

Кляксография  «4 времени года»

- Возраст: от 3-х лет

- Материалы: Гуашь, кисти, плотная бумага.

- Способ получения изображения: В соответствии с выбранным временем года выбираются цвета гуаши (например: зима - белый, голубой, серый; осень – желтый, красный, оранжевый, коричневый; весна - зеленый, голубой, желтый; лето – зеленый, красный, синий и т.п.) Неразведенная гуашь наносится на лист бумаги, затем разбавляется водой с помощью широкой кисти. После этого лист с краской накрывается сверху другим листом бумаги и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается (на что похоже), дорисовывается для выразительности, если необходимо.

Рисование ватой

- Возраст: от 3-х лет

- материалы: Вата, окрашенная в разные цвета, листы бумаги с изображениями, клей ПВА, салфетки.

- Способ получения изображения: Рисунок по частям смазывается клеем,  на него накладываются  небольшие кусочки ваты, прижимаются пальцами.

 

Рисование штампиками (Оттиск)

 - Возраст: от 3 лет

- Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, штампы.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает штампик к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Виды штампиков:

- Печатание листьями

- Штамп из  пенопласта (различного размера и формы)

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0188.jpg   C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0189.jpg

- Штамп из формы для печенья (контурный штамп – используются металлические формы)

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0192.jpg

- Штамп из различных пробок, крышечек разного размера и формы

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0191.jpg

- Штамп-улитка (полоска плотной ткани скручивается «улиткой», закрепляется скотчем)

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0187.jpg

- Штамп из пластилина (на подходящую основу наносим плотный слой пластилина, на котором острым предметом выцарапывается простое изображение)

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0186.jpg  C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0195.jpg   C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0185.jpg

- Штамп из  ниток (брусочки разного размера обматываются толстыми шерстяными нитками)

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0190.jpg

- Штамп из текстурного картона (используется картон от  различных коробок, из которого по трафарету вырезается изображение, смазывается краской и отпечатывается)

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0196.jpg

- Штамп из катушки от скотча  (на катушку наклеиваются детали, вырезанные из картона, смазываются краской. Для получения отпечатка катушка прокатывается по листу)

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0181.jpg

          Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации.

Результативность проводимой работы

          В начале работы по освоению нетрадиционных техник рисования был проведен мониторинг знаний и умений детей и анализ детских работ. Такой же мониторинг и анализ был проведен через 6 месяцев.          Сравнение  показателей знаний, умений и навыков детей  показывает положительную динамику в овладении способами нетрадиционного получения изображений.

Мониторинг знаний, умений, навыков детей старшей группы по освоению нетрадиционной техники рисования.

Ребенок

Рисование пальчиками, ладошкой

Пластилино-

графия

Рисование песком

Рисование ватой

Штампы

1 мон.

2 мон.

1

2

1

2

1

2

1

2

Девочка 1

-

+

-

v

-

v

-

v

v

+

Мальчик 1

-

v

-

v

v

+

-

v

-

v

Мальчик 2

-

v

v

+

v

+

v

+

v

+

Девочка 2

v

+

v

+

v

+

v

+

v

+

Девочка 3

v

+

-

v

-

v

-

v

-

v

Мальчик 3

v

+

v

+

v

+

v

+

v

+

Девочка 4

v

+

-

v

v

+

-

v

v

+

Мальчик4

-

v

v

v

-

-

v

v

v

+

Девочка 5

-

v

-

v

-

v

-

v

-

v

Мальчик 5

-

v

-

v

-

v

-

v

-

-

  • - низкий, не справляется  
  •  v – средний,  с помощью воспитателя  
  • + - высокий, самостоятельно

Мониторинг (сентябрь)

   

Мониторинг (февраль)

                   

   Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: они слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

    По результатам мониторинга мы видим, что дети в зависимости от своих индивидуальных особенностей, возможностей справляются с нетрадиционной техникой рисования по-разному. Некоторые дети могут выполнить задание самостоятельно, а некоторым нужна помощь педагога.

     По результатам анализа детских работ можно сделать вывод, что  уровень развития творческих способностей детей также изменился в лучшую сторону. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче, каждый рисунок кажется произведением искусства. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

           Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника в творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

          Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Научились использовать разного вида нетрадиционные техники рисования в создании рисунка. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения.

            Положительным результатом  своей работы я также считаю  посильное участие детей в конкурсах, выставках различного уровня. У нас уже даже есть первые победители: 2 воспитанницы группы получили дипломы лауреатов Международного конкурса рисунков и поделок «Осень, осень золотая», 1 ребенок - участник Всероссийского конкурса рисунков и поделок «В мире животных» (итоги в апреле 2014 года), 2 ребенка – участники Всероссийского творческого конкурса «Талантоха-5» (итоги в марте 2014 года).

Процесс создания рисунков и детские работы, выполненные в различных техниках, представлены в  презентациях «Мы любим рисовать!» (Приложение 2) и «Наши результаты» (Приложение 3), соответственно.

Приложение 1

План-конспект НОД по знакомству детей с  нетрадиционной техникой рисования

Тема: «Волшебный песок»

Цель: Познакомить детей с новым способом рисования – при помощи песка

Задачи:

- Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования.

- Развивать внимание, творческое восприятие

- воспитывать умение аккуратно выполнять работу

Материал: Листы цветного картона с контурными изображениями разного вида, коробочки с песком разного цвета, клей ПВА в бутылочке с носиком, салфетки.

Предварительная работа: Игры с песком, рассматривание песочных часов. Подготовка песка (просеивание, окраска в разные цвета).

Ход деятельности.

1. Воспитатель показывает банку с песком. Проводится беседа о песке: где можно увидеть песок, какой он, что можно делать с песком?

2. Сюрпризный момент – волшебная картина, нарисованная песком.

3. Рассматривание картины (песок не осыпается, потому что приклеен, песок разного цвета, полоски из песка разные: широкие, узкие)

4. Практическая часть

- воспитатель показывает, как правильно рисовать песком:

Клей при помощи носика бутылочки наносится на контур изображения, затем рукой берется щепотка песка и посыпается на дорожку клея. После того, как песок приклеился, его излишки аккуратно ссыпаются в коробочку или на газету.

- Дети выбирают себе картинку (изображение на картинке крупное, с небольшим количеством линий).  С помощью воспитателя наносят клей и посыпают песок (цвет песка дети выбирают самостоятельно).

- Когда песок нанесен на изображение, проводится физминутка. За это время песок успевает приклеиться.

- После физминутки воспитатель предлагает детям аккуратно ссыпать лишний, не приклеившийся песок на газету или в коробочку.

5. Заключительная часть

Рассматривание получившихся работ. Краткая беседа: что получилось, чем рисовали и как. Размещение работ на выставке в группе.

         Результатом данного занятия явились красочные рисунки детей. По такому плану проводятся  практически все остальные занятия по изучению нетрадиционных техник рисования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972 год.
  2. Гербова В.В. Занятия по изобразительному искусству. – М., 1986  год.
  3. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997 год.
  4. Дыбина О.В. Занятия по изобразительному искусству в старшей группе детского сада. – М., 2009 год.
  5. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников.- М., 1986 год.
  6. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2006 год.
  7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1995 год.
  8. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2004 год.
  9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2010год.
  10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М., 1995 год.
  11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. – М., 2011 год.
  12. Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 1-2 часть.- М., 2007 год.