НОД "Белая береза под моим окном"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Развитие изобразительных способностей детей в процессе восприятия художественного слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_belaya_bereza_pod_moim_oknom.docx122.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад                     «Пукане»  комбинированного вида» г. Ядрин Чувашская республика

Конспект   НОД

 

                             

«Белая береза под моим окном»

                                             

                                            ( старшая группа детей с ОВЗ)

C:\Users\Настя.Настя-ПК\Desktop\4fb365e313d1a42a099b8c94f8e5489d.jpg

                                                                                 Разработала:

                                                                                 Воспитатель 1 категории

                                                                                 Селиванова Н.В.

                                                     

Январь - 2017г

Цель:

  • развитие изобразительных способностей детей в процессе восприятия художественного слова. 

Задачи:

  • Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения.
  • Продолжать учить сочетать в рисунке разные художественные материалы для передачи заснеженной кроны.
  •  Совершенствовать технические умения использовать разный нажим на кисть для передачи более тонкого и толстого ствола дерева: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом.
  • Воспитывать любовь к  природе через художественно-эстетическое восприятие, углубить знания о взаимосвязи человека и природы.

Предварительная работа:

Наблюдение за деревьями на участке ДОУ, рассматривание зимних иллюстраций с березой: леса, рощи; чтение В.Бианки «Волшебная береза», А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»,  И.Токмакова  «Если б дали березке расческу…» и т.д. Дидактические игры «С какого дерева листок» и т.д.

Рассматривание репродукций русских художников И. И. Шишкина «Березки» и др., И. И. Левитана «Березовая роща»,И.С.Остроухова «Березы».

Материал и оборудование:

  • Листы бумаги формата А 4 разного цвета: синего, розового, ярко-голубого, бирюзового, сиреневого цвета
  • гуашевые краски – белая и черная
  • кисти №1,№4,подставка для кисточек
  • баночки с водой
  • клеенка, матерчатые салфетки
  • мольберт
  • схемы рисования березы
  • музыкальный центр П. Чайковский альбом «Времена года», «Зима», «У камелька».
  • методическая презентация «Белая береза»
  • иллюстрации зимних пейзажей.

Словарная работа:

  • березовая роща, белоствольная, кайма.

Ход НОД

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам залетела снежинка. И там для вас задание, нужно отгадать загадку:

Разбежались по опушке.

В белых платьицах подружки  (Берёзки).

Воспитатель: Правильно, это береза. Сегодня речь пойдет о русской красавице березе. Поэты  сочиняют много красивых стихов о березе. Послушайте, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин (чтение стихотворения).

Воспитатель: Ребята, скажите,  какими словами поэт описывает красоту русской березы? (пушистая, на ветках белая бахрома, горят снежинки в золотом огне, ветки в  серебре).

Воспитатель: Не только поэты пишут стихи про нее, а еще и  художники. Только поэты используют для этого слова, а художники пишут картины чем?…красками (дать возможность ответить детям).

Картины художников мы можем увидеть глазами. «Картины» поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе. А еще мы можем поэтическую картину услышать, представить и нарисовать, как это делают художники.

Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня мы станем художниками и нарисуем красивую березу в зимнем наряде. Но вначале посмотрим картины про березу, какой красивой бывает  она зимой.

(просмотр презентации «Белая береза»)

Воспитатель: Дети, скажите, как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж).      

Многие известные художники И. И. Шишкин, И. И. Левитан  любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые или необычные места и виды природы, любовались этими видами сами и делились с нами своей радостью, нарисовав красивые картины.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от остальных деревьев, например, от ели? (У них разный цвет ствола, у ели – коричневый, а у березы - белый с черными черточками - белоствольная береза).

(Дети повторяют за воспитателем)

Воспитатель: Береза – единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель на мольберте в случайном порядке размещает перед детьми схемы рисования березы (кроме последней схемы) и просит детей расположить  их  в правильной последовательности (кто – то из детей выполняет задание, другие подсказывают).

Воспитатель: С чего вы начнете рисовать березу? (со ствола).

Какого цвета краску возьмете, чтобы его нарисовать? (белый).

Что вы можете сказать о ветках? (они черного цвета и тонкие, похожи на ниточки и свисают вниз).

Как нарисовать такие тонкие ветки? Сейчас я покажу. Ветку надо начать рисовать с середины ствола, с обеих сторон дерева (длинные снизу и короткие наверху) под наклоном вправо – влево, концы веток плавно закруглить с наклоном вниз. Основные ветки нужно дополнить короткими боковыми веточками. Теперь концом тонкой кисти нужно изобразить длинные линии верху вниз в нижней части ствола, затем нарисовать короткие горизонтальные штрихи с левой и правой стороны внутри ствола. 

Прежде чем приступить к работе проведем физкультминутку.

Физкультминутку «Березонька».

(Все движения выполняются плавно)

        Береза моя, березонька………………движение правой рукой в сторону – вверх,

        Береза моя кудрявая…...........то же левой рукой

        Стоишь ты, березонька………………поднять руки вверх

        Посреди долинушки …………………опустить руки

 На тебе, березонька…………………… руки вытянуть вперед, ладошки вверх                                          Листья зеленые……………………… опустить руки

            Трава шелковая………………………движение руками вправо – влево

            Вокруг тебя, березонька………………поднять туловище

            Девицы красные…………………………движение головой вправо – влево

             Венки вьют-плетут……………………… вращение руками перед собой.

Дети выбирают листы разного цвета и приступают к работе.

Самостоятельное творчество детей под музыку П.И. Чайковского времена года «Зима».

Во время самостоятельной деятельности детей слежу за их осанкой, осуществляю индивидуальную помощь при работе с кистью и гуашью, при затруднении предлагаю посмотреть на схемы.

Воспитатель: Дети, а каким способом можно изобразить снег на ветках березы, похожий на серебро? Вспомните отрывок из стихотворения:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

                               (Ответы детей - ватой, серебряными блестками).

На мольберт выставляется последняя схема.

Воспитатель: Я приготовила для вас блестки. Пользоваться ими надо аккуратно. Обсыпаем ими все веточки, на которые нанесем клей.

Воспитатель раздает детям  серебряные блестки.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Воспитатель: Ребята, у нас с вами  получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья. Каждый из вас нарисовал березку по-своему, и они у вас получились очень красивые. Сегодня мы убедились, как поэзия помогает лучше понять образ и передать его в рисунке.                

( Дети рассматривают рисунки друг друга).

Заканчивается занятие обсуждением и демонстрацией рисунков, из которых впоследствии организуется выставка.

   

Стихотворение С. Есенина «Белая береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.


Литература:

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Сфера»,  2007.
  2. Нищева Н.В. Четыре времени года. Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи. С.-П.: «Детство-Пресс», 2007.