Главные вкладки

    Опыт работы по рисованию: «Все радости жизни в творчестве»
    методическая разработка по рисованию на тему

    Трухина Галина Борисовна

    Нетрадиционное рисование доставляет ребенку удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире, в нетрадиционном рисовании присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условленных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_risovaniyu.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 1 «Светлячок»г. Малмыжа Кировской области

    Название опыта:

    «Все радости жизни в творчестве»

    Тема опыта:

    «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

                                                                                                                                                   Трухина Галина Борисовна

                                                                        Старший воспитатель МДОУ д/с №1

    г. Малмыж 2010 г.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г. Малмыжа

    Воспитатель Трухина Галина Борисовна

    Общий стаж работы 18,5 лет

    17 лет я отработала в д/с №5, больше 2 лет работаю в д/с №1

    Название моего опыта: «Все радости жизни в творчестве»

    Тема моего опыта:  «Развитие творческих способностей  в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

    Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление. Волновал вопрос, почему некоторые дети неохотно берутся за краски, демонстрируют одинаковые, словно отксерокопированные работы мне, как человеку творческому не нравилось. Я задумалась, почему дети не могут себя раскрыть, технически рисунок выполняют правильно, а творчества «восторга души» в работах не видно.  Все это свидетельствовало об отсутствии творчества, фантазии, воображения в работах детей. По методике типовой программы, постоянная демонстрация образов и приемов работы не удовлетворяла тем, что большинство детей не могло самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, не правильно», ждали указаний от воспитателя. Занятия проходили в строго ограниченное  время. Поэтому, я выбрала эту тему, которая помогает развивать у ребенка творческие способности. Начало моей работы было основано на базисных программах: М.А. Васильевой, Т.С.  Комаровой, Р.Г.Казаковой , Т.Н. Дороновой.

            Проработав 8 лет, я поняла, эти программы для меня стали не интересны и не актуальны в современных условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов развития в культуре, экономике, образовании. Одним из важных факторов успешности человека является творчество.

    Творчество- это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

    Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная деятельность. Рисование, как ее часть является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью дошкольника.

    Дети стали более современнее, раскрепощенные, и «махать» кисточкой им стало неинтересно.

    Анализируя детские работы по традиционной методике изобразительной деятельности заставил меня глубоко задуматься над тем, способствует ли эта методика развитию художественного творчества у дошкольников.          Я поняла, необходимы какие-то другие способы  изобразительной деятельности,  чтобы в каракулях и цветных пятнах можно было увидеть момент рождения таланта ребенка.

             «Когда ребенок обращается к искусству, как говорил художник В.А.Фаворский, ему дают обычно только карандаш, краски и бумагу. Это, несомненно, ошибка. Необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пускай он рисует и на бумаге, и на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья … лепит …пусть рядится, делает для себя костюмы из газеты…».                                                    

    В поисках новых методов я обращалась к разным авторам: Н.А.Ветлугиной, И.А.Лыковой, Г.Н.Давыдовой, А.В.Никитиной, и разработала новую систему в работе с детьми по нетрадиционным методам и способам рисования, опираясь на психолого – педагогические принципы, возрастные особенности.

    Первое  условие развития творческих способностей, создание эстетической среды.

    Второе - отношение детей к продуктам  своего творчества.

    Третье  -  подготовка руки к письму, и развитие речи.

    Четвертое - дальнейшая успешная  адаптация к школе, становление личности ребенка.

              Нетрадиционное рисование доставляет ребенку удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условленных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

               «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», говорил  В.А.Сухомлинский.                                                                                                      

    Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой

    цель:

    Формировать интерес к рисованию различными нетрадиционными способами,  раскрывая талант и творчество ребенка.

    Исходя из цели, сформулировала следующие

    задачи:

    • Совершенствование умений и навыков у ребенка в работе с разными изобразительными материалами в нетрадиционных способах.
    • Развитие детского изобразительного творчества, используя нетрадиционные художественные технологии влияющие на развитие детской художественной одаренности и личностному интеллектуальному развитию детей.
    • Развитие мелкой моторики, подготовка  руки  к письму.

    Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ:

    многообразие  способов рисования; многообразие средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; вызывает целый комплекс эмоций; развивает мелкую моторику руки, готовность руки к письму, прививает любовь к изобразительному искусству; непринужденно развивает творческие способности, речь ребенка.

    Для выявления уровня интереса мною был разработан и апробирован тест для  разных возрастов «Проявление интереса детей к занятиям по рисованию»

    В младшей группе из 18 детей

    -на начало года хотели рисовать 8 детей, а заниматься другими видами деятельности 10 детей,

    -на конец года: рисовать – уже 16 детей, другие виды деятельности – 2 ребенка.

    Средняя группа из 22 детей:

    -начало года: только 10детей желали рисовать, а 12 детей–нет

    -конец года: уже 19 детей хотели рисовать, а только 3 ребенка - нет

    Старшая группа из  26 детей:

    -начало года:15 детей хотели рисовать, 11 детей - нет

    -конец года: уже 25 детей хотели рисовать, и только 1 ребенок – не захотел.

    Из результатов теста видно, что интерес у детей по рисованию в начале года был невысокий, а концу года он повысился почти в 2 раза.

    Развитие личности, как пишет психолог, Л.С. Выготский – «Специфический механизм, где взрослый играет уникальную роль: он, как садовник, подготавливает почву, создает условия для этого»

    Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду, я в своей группе ее изменила, создала  условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала.

              Когда ребенок рисует, он изливает на бумагу свои эмоции, переживания, проблемы, которые не умеет еще решить самостоятельно, он просто подражает взрослому или другому ребенку. Я даю детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа, на формирование которого влияет художественное слово, музыка, живопись. Обращала внимание на то, что искусство смешивания красок позволяет художнику получить разнообразный спектр оттенков, воспитывала культуру цвета.

    Следующим из  условий развития творческой деятельности ребенка является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества. Как правило, дети не равнодушны к своим работам, они берегут их. Особое значение для ребенка имеет, если его работа вывешивается в группе, выбирается в подарок малышам, для выставки в зале. Выбор детской работы укрепляет веру ребенка в свои силы, повышает желание рисовать.

    Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать с разными материалами для рисования, свободно координируя движения руки. При этом решается еще одна задача – подготовка руки к письму. Проводя диагностику подготовки руки к письму  по тесту Керна - Ирасека я увидела, что повысился уровень в сравнении с прошлым выпуском  с 48%, до 68%.

             Я добиваюсь того, чтоб дети рисовали  как можно больше разными способами, чтобы у них был выбор, развивалась фантазия, воображение, мышление, творчество; чтобы после выполнения своих работ, их счастливые глаза сияли, сверкали, раскрылась их душа, чтоб они нарисовались вдоволь и с удовольствием. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получается красиво. Приобретая знания, ребенок будет не только развиваться, но и адаптироваться к жизни, к школе.

    Е.П.Торренс связывает понятие креативности с понятием творчества,  по разработанной нами методике проведен мониторинг «Креативность дошкольников» на основе его технологии.

    Сочетание изобразительной деятельности с деятельностью других видах творчества повысилась креативность дошкольников. За 3 года повысился высокий уровень от 28% до 75%,  низкий уменьшился с 32% до 8%. Развивая творчество повышается креативность. Во всех группах наблюдается рост креативности у детей.

    В своей работе я использовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Опыт по своей  системе разработан  на 5 лет, как видно из диаграммы использование нетрадиционных технологий занимают больше половины.

             На основании психологических особенностей и учитывая возрастные возможности, я распределила технологии по возрастным группам.

    Для самых маленьких:

    - «рисование пальчиком», «печать от руки», «тампонирование», «рисование тычком».

    С помощью этих технологий развивается не боязнь белого листа, появляется желание,  удовольствие рисовать, развивается мелкая моторика, речь.

    Дети 4-5 лет:

    - «рисование по сырой бумаге», «монотипия», «рисование мыльными пузырями», «рисование свечой»,  «печатка», «рисование тряпочкой».

    С помощью этих технологий развивается уверенность в рисовании, появляется самостоятельность, и получают удовлетворение от выполненной работы, подготовка руки к письму.

    Для старших дошкольников:

    - «рисование солью», «граттаж», «набрызг», «кляксография»,  «цветные ниточки», «рисование по мятой бумаге».

    К уже знакомым способам добавляются новые технологии, появляется умение  у детей самостоятельно находить свои оригинальные способы изображения, идет подготовка руки к письму, о чем свидетельствуют детские работы, которые отличаются индивидуальностью, неповторимостью образов. Методики я распределила от простого к сложному.

    Данные технологии развивают свободу,  и спонтанность взаимодействия с художественным материалом. Использование в рисовании больших по формату размеров бумаги, особенно хорошо для робких и застенчивых детей, а крупное рисование способствует укреплению внутреннего «Я» ребенка. Нетрадиционные технологии позволяют детям экспериментировать, дают возможность самовыражения, реализовывать свой  творческий потенциал. С помощью нетрадиционных методик мне удается не подавлять детское доверие к своим чувствам, своей руке, своим возможностям, а опираться на него.

              Сколько для ребенка доставляет радости мыльные пузыри, вы все знаете. Вот, как я их использую.

              Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночки с разной гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали и рисунок готов. Вот здесь и развивается детская фантазия, творчество. Способ помогает развитию речевого дыхания, укрепляются мышцы речевого аппарата, что способствует укреплению здоровья ребенка, и начинается воспитание культуры цвета.

    Я придумала новые способы рисования. Один из них «Печатанье пленкой», можно на ватмане, на стене, на обоях и т.д. Пленку смять, обмакнуть в краску и штамповать, можно обмакнуть в другую краску (не смывая старой) и продолжать делать печати. Получается очень красиво. Этот способ прост,  удобен в обращении. Развивает мелкую моторику, координацию движений, укрепляет мышцы рук. Развивает фантазию, творчество, мышление, воображение. Таким способом можно рисовать кусты, деревья, траву, облака и мн.др.

               Коллективная работа детей «Лебеди в пруду», где используются в комплексе  различные нетрадиционные способы.  Если вас заинтересовала эта работа, я могу поделиться методикой  рисования.

    В этой работе, вы увидели, как можно, используя несколько техник, развивать творческие способности детей, как с помощью выразительных средств можно передать форму, линию, цвет, оригинальность выполнения. Хочется отметить творческий подход каждого ребенка, умение, фантазию и можно с уверенностью сказать, что дети очень любят рисовать, творить, экспериментировать красками.

    В литературе я нашла много различных технологий, добавила свои и составила картотеку по нетрадиционным способам рисования. Этой картотекой, пользуются воспитатели нашего детского сада, воспитатели д/с №5, я делилась опытом работы с воспитателем д/с №2. Проводила консультации, мастер -  класс для педагогов и родителей.

    Провела собрания для родителей, семинар – практикум, сделала альбом по нетрадиционным способам рисования. Поняв, что при этом у ребенка  развивается кисть руки для подготовки письма, творчество, фантазия, воображение, семья способна развивать творческий потенциал ребенка в дошкольном возрасте.

    Мои воспитанники являются участниками различных конкурсов, участниками фестиваля-конкурса юных дарований «Алмазные грани», продолжают развивать  свой творческий потенциал в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования.

    Ресурсное обеспечение минимальное: краски, вода и творчество.

    Исходя из полученных мной результатов, я считаю, работа в изобразительной деятельности нетрадиционными способами актуальна, полезна, эффективна, интересна, меняет кардинально качество детских рисунков. За 2009 год интерес к изобразительному творчеству повысился с41% до 85%, овладели основными навыками и умениями к январю 2010 года 78% воспитанников, системой цветовых эталонов 83%, проявляют самостоятельность и творческий подход 73%. Развивает у детей память, творчество, психику и способствует детской художественной одаренности и личностному интеллектуальному развитию детей, является итогом долгой систематической работы. Это настолько увлекательный и интересный процесс, который на этом не заканчивается.

    В перспективе мне бы хотелось поделиться своим опытом с учителями начальной школы для обеспечения преемственности.

    Хорошо развитое творчество - это одно из условий успешного развития креативности. От того насколько сформированы механизмы творчества у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности.

    Основная задача в развитии творчества в дошкольном возрасте лежит на воспитателе детского сада, дошкольное учреждение является тем звеном в воспитании личности ребенка, которое должно обеспечивать необходимое для будущего школьника формирование всех психических процессов.

    Всех, кого заинтересовал мой опыт работы, я приглашаю на мастер- класс, где я познакомлю вас с некоторыми нетрадиционными технологиями в  рисовании.

    Литература.

    1. Бурмецкая Г.В., Слуцкий В.М. кандидаты психологических наук Одаренные дети М.: «Прогресс» 1991, с 111.
    2.  Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн.для учителя. 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.- с.93
    3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003. – с.80
    4. Емельянова Л. Анализ детских работ по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1980.-№3. с.28-30
    5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраса: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.- с. 155
    6. КомароваТ.С. Изобразительная деятельность в детском саду.-М.: Педагогика, 2006.-с 328
    7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.- с.208
    8. Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников // Дошкольное воспитание.-1991 № 7. с.12-16
    9. Михайленко Н.Я., Поддьяков М.Н., Стеркина Р.Б. Проблемы дошкольной игры: психолого -  педагогический аспект.- М.: «Педагогика» 1987
    10. Немов Р.С. Психология.-М, 1995
    11. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. Пособие под ред. Коротких О.В. – Елец ЕГУ им. И.А.Бунина, 2008-.с.320
    12. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПБ.: КАРО, 2008.- с.90
    13. Рефлексия как механизм личностного развития  //Дошкольное воспитание №4 2007г.- с.10
    14. Художественное творчество в детском саду/под. Ред. Ветлугиной.-М: Просвещение,2004.- с.347


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"

    Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...

    Опыт работы "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"

    Хочу поделиться своим опытом работы с детьми. В работе очень подробно олписывается важность ЗОЖ у детей дошкольного возраста....

    Опыт работы по теме: «Развитие творчества дошкольников в рисовании на основе использования нетрадиционных техник»

    Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художествен...

    Опыт работы "Необыкновенное рисование"

    Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют от детей высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных ...

    Опыт работы «Музицирование, как культурная практика в развитии творчества и инициативы дошкольников».

    в материале представлены этапы обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, примеры методов, приёмов, упражнений в работе с детьми со среднего дошкольного возраста. Описаны развиваю...

    Опыт работы "Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста"

    Цель моего опыта - выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.Задачи:Знакомить детей с устным народным творчеством.Учить внимательно слушать, и запоминать худо...

    Из опыт работы по привитию здорового образа жизни с детьми дошкольного возраста

           Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.  Ребенок долже...