Главные вкладки

    Опыт работы «Музицирование, как культурная практика в развитии творчества и инициативы дошкольников».
    опыты и эксперименты (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Зарубина Ирина Георгиевна

    в материале представлены этапы обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, примеры методов, приёмов, упражнений в работе с детьми со среднего дошкольного возраста. Описаны развивающая среда для обучения игре на инструментах

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                    Опыт работы

                               «Музицирование, как культурная практика

                    в развитии  творчества и инициативы дошкольников».

                                                                     Зарубина Ирина Георгиевна,

                                                                     музыкальный руководитель

                                                                     МАДОУ № 15 «Сибирячок» г. Канск

    «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок –

    музыкантом или врачом, учёным или рабочим,

    задача педагогов – воспитывать  

    в нем творческое начало, творческое

    мышление».

    Карл Орф.

    Давайте спросим себя: что будет делать ребёнок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмёт и начнет изучать - звенеть им, ударять по нему. Затем ребёнок будет бегать с ним и прыгать. И это всё не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении - в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

    Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

    Цель: приобщить детей к простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования и способности к самовыражению.

    Задачи:

    • формировать представление о детских музыкальных инструментах и  приёмами игры на них;
    • организовать образовательный процесс по поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в свободной музыкальной деятельности;
    • развивать творческую активность, художественный вкус;
    • приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию;

    Одной из старейших культурных практик является музицирование как деятельность «донотного периода» устной традиции. Исследования Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской показали, что предпосылки музицирования возникают уже в первые месяцы жизни ребенка. Для меня интересен этот вид детской деятельности, т.к. я закончила оркестровое отделение училища культуры. Опора на культурные практики (монипуляции с предметами – это культурная практика), развитие творческой фантазии – один из основных факторов музыкального воспитания ребёнка.

    Чтобы такая культурная практика возникла, создаю условия:

    ~ формирую у дошкольника индивидуальный опыт слушания, пения, экспериментирования со звуками;

    ~ насыщаю развивающую предметно пространственную среду, разнообразными музыкальными инструментами, звуковыми игрушками, атрибутами музыкальной культуры и свободный доступ к ним детей;

    ~ поддерживаю и сопровождаю детские импровизации (совместное музицирование на основе творческого взаимодействия).

    Для развития у детей тембрового слуха, чувства музыкального ритма, навыков игры на музыкальных инструментах для проявления творчества, инициативы и самостоятельности использую технологию М. А. Трубниковой «Играем в оркестре», которая позволила мне организовать деятельностный характер музыкального образования:

    1) ребенок самостоятельно подбирает инструмент к знакомому произведению в зависимости от тембровых красок, соответствующий характеру музыки;

    2) исполняет свой ритм на предложенную пьесу, и проигрывает его, не нарушая общего музыкального образа.

    Здесь ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом и создателем музыки. Элементарное музицирование становится инструментом не преподавания, а образования, деятельностью самого воспитанника. Моё внимание направляется не столько на то, как учить ребёнка, сколько на то, как ребёнок учится.

    Играя на музыкальных инстументах мои воспитанники открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. Я заметила, что у детей улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети слышат смену частей музыки, четче воспроизводят ритм.

    Использую мелодические инструменты (металлофон, ксилофон), шумовые (маракас, погремушка, колокольчик), ударные (барабан, треугольник, кастаньеты, тарелки, трещотки, бубен, деревянные палочки и ложки, кубики).

    Музицирование начинаю с детьми младшего возраста: дети создают музыкально-игровые образы в ритмах и действиях отдельных персонажей (мишка, лисичка, медведь, хрюшка), самостоятельно находят на металлофоне или фортепиано звуки машины большой или маленькой, звуки кукушки, кошечки и котёнка. Перед этим читаю стихотворение:

    Мяу, мяу!  Мяу, мяу!  

    Плачет котик наш опять.

    Мяу, мяу!  Мяу, мяу!  

    Хочет мышку он поймать!

    Ну, а мышка в норке скрылась

    И сидит тихонечко…

    Мяу, мяу!  Мяу, мяу!

    Жалко нам котёночка!

    Пою голосом котёнка на звуке до-2 (мяу, мяу) затем низким голосом кошки (до-1) и проигрываю на инструменте. Затем песенку «мяу, мяу» поём с детьми в сопровождении фортепиано и металлофона. Ребёнок самостоятельно исполняет «песенку» котёнка и мамы-кошки на больших и маленьких пластинках. Также пробуем играть песенку курочки и цыплёнка (ко-ко-ко, пи-пи-пи), собачки и щенка, птички и птенчика, где «маме» соответствует низкий звук на инструменте, а «ребёнку» - высокий.

    Дети ищут соответствие музыкального инструмента звукам природы и окружающего мира. В произведении «Дождик» обр. Т. Попатенко капли дождя изображены на высоких звуках, дети выбирают для исполнения треугольники, колокольчики. В старшем возрасте, дети играют попевки на заданный знакомый текст используя звуки пластинок по-своему. Сочиняют простые мелодии на заданную тему - колыбельная, марш.

    В игре «Отгадай образ» каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часов, грома, самолета и т.д. и передает его звучание в определенном ритме на выбранном им инструменте, другие дети отгадывают загадку. Или загадывает какой-либо образ – дети исполняют мелодии собственного сочинения.        

    В своей деятельности соблюдаю следующие принципы:

    Принцип системности – работу веду в течение всего учебного года.

    Принцип постепенности - задания уточняются, дополняются, усложняются.

    Принцип учета возрастных особенностей детей.

    Принцип интеграции- темы по элементарному музицированию включаю в разные виды самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с воспитателями - в разные образовательные области.

    Принцип преемственности работы детского сада и семьи.

    Взаимодействие с воспитателями позволило организовать развивающую предметно-пространственную среду по музыкальному развитию в соответствии с требованиями стандарта. В каждой группе есть музыкальный центр где есть инструменты, соответствующие возрасту. Это металлофоны, гармошка, деревянные ложки, палочка, колокольчики, маракасы и т.п. такие инструменты не у всех есть дома. Ребёнок по желанию играет в уголке проявляя свою инициативу и самостоятельность.  Дети организовывают игру на музыкальных инструментах как один, так и со сверстниками, сочиняет разные мелодии, организовывает дидактическую игру. В центре музыки педагоги обновляют набор картинок ранее выученных песен, к стихотворению, к прибаутке по картинке ребёнок придумывает мелодию или ритм. Дети принимают активное участие в создании среды: совместное изготовление самодельных музыкальных инструментов, элементов дидактических игр. Гибкое проектирование развивающей предметной среды обеспечивает ситуацию выбора.

    Моя педагогическая копилка:

    фонотека с записями:

    ~ народной музыки – польки, плясовые, хороводы,

    ~ классической музыки советских композиторов и композиторов разных народов – колыбельные, вальсы, польки, песни, современная музыка – песни, вальсы, марши;

    ~ сундучок творческих заданий: «Доиграй ритм», «Закончи песенку», «Сочини мелодию», «Придумай танец» «Подбери по слуху»;

    ~ картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма, звуковысотного слуха, слухового восприятия: «Весёлые ладошки», «Теремок», «Звенящие колокольчики», «Весело-грустно», «Речевые игры», «Играем на шумовых инструментах»;

    ~ чемоданчик инструментов: самоделки - барабаны, коробочки,  шумелки «Весёлые человечки».

            С введением федеральных государственных образовательных стандартов, где одной из ведущей целью является гармоничное развитие личности ребенка, появилась необходимость создать современную модель взаимосвязи участников образовательного процесса. Развитие ребенка невозможно без помощи родителей – они являются полноценными участниками педагогического процесса.  Свое взаимодействие с семьей строю по принципу доверительного сотрудничества и взаимопомощи. Чтобы установить контакт использую разнообразные методы, а именно: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информационные стенды, информация на сайте ДОУ, активное участие в мероприятиях, организуемых воспитателями, досуговые: открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения с участием в досуге  родителей ко Дню Матери, 8 Марта, Дню защитника Отечества, 9 Мая, экскурсии к памятникам, выставки, творческие конкурсы. Удачной находкой по включению родителей в совместный процесс воспитания, на мой взгляд, является метод проектов. Реализованы такие проекты как «Маршрут выходного дня», «Созвездие героев», «Соната моего города», где родители с детьми узнали о песенном творчестве своего земляка Ивана Тебляшкина, исследовательский проект «Разве погремушка только игрушка?». Это исследование я организовала со всеми детьми подготовительной группы, мы провели опыты и увидели из чего же состоит погремушка. Всю остальную информацию о погремушке узнавала Полина Неретина с мамой. Данный исследовательский проект мы представили детям старших и  подготовительных групп детского сада «Маленькие исследователи» и на конференции в лицее № 1. Совместно с музыкальной школой № 2 осуществили проект «Её величество классическая музыка».

    Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Одной из форм музицирования как культурной практики является концерт – не тот, который заучен и многократно отрепетированный, а концерт в форме свободной игры. Использую такую форму как занятие-концерт. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

    В результате данного опыта можно сказать, что дети имеют представление о детских музыкальных инструментах и способах игры на них. Хорошо прослеживается творчество ребёнка в игровой вопросно-ответной форме, где определённый ритм диктуется текстом или направлением мелодии. Всё это помогает успешно решать задачи образовательной программы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

    В презентации  даётся обоснование использованию проектной деятельности в ДОУ, раскрываются специфические особенности этой деятельности, приводится классификация проектов, содержательно раскрывают...

    Обеспечение культурных практик и поддержка детской инициативы в условиях внедрения ФГОС ДО

    В статье рассмотрены основные механизмы, используемые в современном ДОУ для обеспечения культурных практик и поддержки детской инициативы....

    Семинар-практикум «Культурные практики в развитии познавательно-исследовательской компетенции дошкольников»

    Представляю разработанный мной сценарий проведения семинара-практикума с презентацией, проходившего на базе нашей школы №1015...

    Опыт формирования и реализации культурных практик в дошкольном учреждении

    Проектирование современного образовательного процесса в детском  саду в соответствии с ФГОС  дошкольного образования нацеливает нас, педагогов, на  формирование и овладение детьми культ...

    «Культурные практики как основы самостоятельности творчества дошкольников»

    Сезоное дерево. Формирование представлений у детей о природных объектах....

    «Детский мастер-класс как новая культурная практика в развитии коммуникативной и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста»

    laquo;Детский мастер-класс» – это  эффективная форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – л...

    Из опыта работы Культурная практика в развитии инициативы у детей дошкольного возраста

    Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, желание и умение по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи, получая взамен внутреннее у...