Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством (перспективное планирование)
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Стасишена Татьяна Викторовна

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами). Для детей 4-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_dek-prikl_ikusstvu.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА 1002 дошкольное отделение 3

ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА г. МОСКВЫ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ

(народные промыслы)

Воспитатель – СТАСИШЕНА Т.В.

Народное искусство – неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников, оно отражает самобытность народа, его фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность Родине, честность, оптимизм.

В нашем детском саду собрана большая коллекция изделий декоративно-прикладного искусства: Богородская, Тверская, Дымковская, Филимоновская игрушки, предметы Городецкой и хохломской росписи, Жостовские подносы, гжельская посуда.

Организован мини-музей «Комната русской старины» где собраны предметы русского быта: прялка, глиняная посуда, полотенца, лоскутные изделия… Здесь проходят тематические выставки и дети могут познакомиться с произведениями народных мастеров, занятия по ознакомлению с художественной литературой и окружающим.

С учетом имеющихся в детском саду изделий народных промыслов составлен перспективный план работы с детьми.

Цель занятий – развитие творческих способностей детей

     Задачи:

  1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
  3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве.
  4. Воспитывать нравственно-патриотические чувства – любовь к Родине, ее обычаям и традициям, уважение к труду.  

месяц

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

«Дымковская игрушка»

Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства дымковской игрушкой. Обратить внимание детей на материал, из которого сделана игрушка, выделить элементы  (круг, полоса, кольцо), цвет  росписи. Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике, круге.

-Выставка (рассматривание игрушек, чтение стихов и потешек).

-Рисование по мотивам дымковских узоров (на полосе, прямоугольнике, круге).

«Бабушкина горница»

Знакомство с «Комнатой русской старины», предметами традиционными для русского крестьянского дома расписными изделиями: прялка, посуда шкатулки и сундучки, игрушки. Чтение сказок, стихов, потешек, слушание русских народных песен.

Октябрь

«В гончарной мастерской»

Знакомство с глиняной посудой, материалом из которого она сделана; учить различать разную форму посуды; познакомить с разными способами украшения.

- Знакомство с глиняной посудой, с гончарным кругом, с работой гончаров.

- Лепка посуды из глины.  (Комплексное занятие)

- Роспись глиняных изделий.

«Глиняная игрушка»

Закреплять знания детей о глиняной игрушке, ее разнообразии. Уметь выделять и называть ее.

-Экскурсия в «Музей глиняной игрушки» (рассказ  об игрушках, просмотр слайд-фильма, игра «Найди, что лишнее»).

-Лепка игрушек из глины

-Роспись игрушек (по мотивам дымковской и Филимоновской росписи).

Ноябрь

«Филимоновская игрушка»

Продолжать знакомство с Филимоновской игрушкой, особенностями ее росписи (расположение узора, цвет)

-Выставка игрушки (рассматривание игрушек, рассказ о промысле)

-Филимоновская лошадка (лепка)

-Роспись глиняных игрушек (украшение игрушек Филимоновским узором)

«Городецкая роспись»

Продолжать знакомство с русскими промыслами. Обобщить и расширить знания детей о Городецком промысле.  Рисовать Городецкий узор из знакомых элементов (бутон, листья, цветы), учить рисовать Городецких птиц и делать «оживку».

-В мастерской художник (выставка Городецких изделий, рассказ о промысле)

-Городецкие узоры (составление узоров из знакомых элементов на разных формах – круг, квадрат, овал).

-Городецкая птица (композиция из цветов с птицей).

Декабрь

«Филимоновская игрушка»

Знакомство детей с Филимоновской игрушкой и особенностями ее росписи (расположение орнамента, цветовое сочетание). Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике.

-Выставка Филимоновской и дымковской игрушки ( знакомство с Филимоновской игрушкой, сравнение росписи, элементов узора).

-Рисование по мотивам Филимоновской росписи (узор в полосе и на квадрате).

«Дымковская игрушка»

Знакомство с дымковской игрушкой,  особенностями росписи. Учить составлять дымковские узоры.

  • Выставка дымковской игрушки (знакомство с игрушкой, просмотр слайдов, чтение стихов).

-Дымковская барышня (рисование-ткань барышне на юбку)

-Дымковский индюк (рисование – украшение хвоста или розетты)

-Дымковские кони  (лепка с последующей росписью)

«Золотая хохлома»

Продолжать знакомство с изделиями Хохломского промысла. Расширять знания детей о многообразии хохломской росписи. Знакомить с композициями на разных формах, учить видеть характерные особенности построения узора Закреплять умение составлять узоры из знакомых элементов.  Учить рисовать цветы и ягоды на ведущей линии.

-Выставка (рассматривание изделий, рассказ о работе мастеров).

-Рисование хохломских узоров на разных формах (полоса, круг, шаблоны посуды). 

           Январь

«Ярмарка глиняных игрушек»

Закреплять знания детей о дымковской и филимоновской игрушках.  Учить сравнивать, находить сходства и различия.

Рассказ о других игрушках (каргопольская, Тверская)

 (Просмотр слайдов, игра «Найди, что лишнее»)

«В музее деревянной игрушки»

Продолжать знакомство с русской народной игрушкой, ее многообразием: Городецкая, Богородская игрушки, матрешки (рассматривание, игры, чтение стихов и рассказов о народных игрушках).

Февраль

«Русская матрешка»

Знакомство с игрушкой-забавой. Рассказать об особенностях матрешек (состоит из нескольких матрешек разного размера), из какого материала она сделана, как расписывалась.

-Комплексное занятие «Забавная игрушка» (рассказ о матрешках, ее особенностях, рассматривание разных матрешек,  исполнение песен и танцев, роспись платочка и фартучка для матрешек).

-Веселые сестрички (роспись шаблонов матрешек разного размера).

Март

«Игрушки-забавы»

Знакомство с игрушками – забавами, их многообразием (тверские свистульки, матрешки, Богородская игрушка). Чтение потешек, игры.

«Городецкая роспись»

Знакомство с изделиями Городецкого промысла их назначением, характерных особенностях росписи. Учить выделять элементы узора бутон, листья, цветок.

  • На выставке Городецких изделий (знакомство с промыслом, просмотр сладов, чтение стихов).

-Рисование элементов Городецкого узора

(бутон, листья, цветок, украшение разных форм – полоса, круг, квадрат).

-Городецкие дощечки (роспись шаблона Городецким узором).

«Голубая гжель»

Познакомить детей с Гжельским фарфором, особенностями формы, гжельской росписи. Учить рисовать простые элементы росписи (бордюры, сеточки, капельки, мазок с тенью, гжельский цветок). Рисовать гжельский узор на разных формах.

- Выставка гжельского фарфора (рассказ об истории промысла, рассматривание изделий и альбомов о гжельской керамике).

- Рисование элементов росписи (на полосе, круге).

- Гжельское блюдо (роспись шаблонов).

- Гжельская посуда (лепка из глины с последующей росписью).

Апрель

«Веселые сестрички»

Продолжать знакомство с игрушками забавами – русской матрешкой, ее особенностями

-Выставка матрешек (рассматривание, чтение, игры).

-Фартучек для матрешек (рисование).

«Золотая хохлома»

Знакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства  Хохломской росписью.

Учить выделять и рисовать элементы узора – завиток, травинки, реснички, кустик.

- Экскурсия в музей (знакомство с хохломской посудой, рассказ об истории промысла, показ слайдов).

-Рисование элементов хохломского узора на полосе, круге

-Расписные ложки (роспись ложек хохломским узором)  

«Чудо на подносе»

Познакомить детей с жостовскими подносами - их назначением, формой. особенностями росписи. Показать разнообразие форм и цветовой гаммы.

Учить рисовать разные виды жостовской каймы, познакомить с техникой рисования (мазок) традиционной для жостовской росписи.

- Выставка (рассматривание жостовских подносов, иллюстраций, рассказ о промысле). Рисование жостовской каймы.

- Жостовские цветы (рисование цветов по мотивам жостовской росписи, приемом мазок).

Жостовские подносы (украшение подносов разной формы: круг, овал, прямоугольник).

май

Итоговая выставка

Закрепить знания детей о народной игрушке (различать и называть знакомые игрушки, слушание народных песен, чтение стихов и потешек).

«Город мастеров»

(Итоговые занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством).

-Закреплять знания детей о народных промыслах.  

-Воспитывать любовь к народным традициям в тесной связи с музыкальным фольклором и устным народным творчеством.

«Посиделки в русской горнице» (В «Комнате русской старины»)

«Веселая ярмарка» (развлечение: музыка и изобразительная деятельность)

Литература:

Т.Г.Казакова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Т.С.Комарова «Народное искусство в воспитании детей»

Т.С.Комарова «Детское художественное творчество»
Т.С.Комарова «Обучение технике рисования»

А.А.Грибовская    «Знакомство    с    русским    декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование»  

И.И. Алексахин «Матрешки»

О.А. Скоролупова «Знакомство детей с русским народным декоративно.-прикладным  искусством»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»

МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...

Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством

1. Учить детей рисовать элементы узорапо мотивамдымковских игрушек (мазки, точки, круги, кольца, широкие и узкие полоски), расписывать объемную фигуру, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме.2....

Из опыта работы "Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством"

Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ....

программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством

Программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством   предполагает  приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, обучение декоративному рисованию . На занятиях ...

"Интеграция речевой и художественной творческой деятельности при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством"

Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений, и проходит с ним через всю жизнь....