КОНФЕРЕНЦИЯ, КРУГЛЫЙ СТОЛ "ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ"
консультация (старшая группа) по теме

использование нетрадиционной техники

на занятиях по развитию речи

(старшая группа 5-6 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №760 им. А.П.Маресьева

СП №1848

КОНФЕРЕНЦИЯ, КРУГЛЫЙ СТОЛ

"ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Подготовила воспитатель

Богунова О.И.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

(старшая группа 5-6 лет)

2016год

     Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в их умственном развитии.

     Родной язык – это «ключ, который открывает детям сокровища знаний» (О.И. Соловьева). Через родной язык дети приобщаются к материальной и духовной культуре (художественной литературе, фольклору, изобразительному искусству), получают знания об окружающем мире (животном и растительном царстве, о людях и их взаимоотношениях и т. д.). Словом дети выражают свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания. Освоение языка дает возможность детям свободно рассуждать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

     Овладение родным языком происходит одновременно с воспитанием эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность детей.

     Развивать речь – не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Необходима целенаправленная работа над их речью.

     При проведении занятий в целях речевого развития детей применяются художественные средства. Л.С. Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную графическую речь, которую можно считать предвестником будущего письма, и подчеркивает, что эта речь – символы первого порядка, непосредственно означающие предметы или действия.

     В процессе рисования дети учатся употреблять слова обозначающие предметы, их признаки (цвет, форму, величину и пр.), свойства, временные и пространственные отношения. Словарь дошкольников пополняется изобразительными терминами («линия», «тонирование», «печать» и др.), уточняется отдельных слов, таких как «большой», «крупный», «крупнее», «маленький», «меньше», «короткий», «короче» и т.д. Дети практически усваивают синонимические оттенки значений слов («круг большой», «круг маленький»; «рисунок крупный», «рисунок мелкий» и т.п.). Словесное осмысления рисунка способствует возникновению и развитию в процессе изображения замысла. Замыслы, возникшие во время рисования и оформленные в слове, чаще остаются в памяти ребенка, и отражается разными средствами.

     Рисунок и речь – два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребенок выражает свое отношение к окружающему.

    Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка: мелкой моторики тактильного восприятия; пространственной ориентировке на листе бумаге; глазомера и зрительного восприятия; внимания усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и отзывчивости.

     Занятия разработаны с учетом возрастных психологических особенностей детей, в том числе особенностей восприятия им цвета, формы, объема, художественного образа в целом.

     Цель – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Развитие творчества дошкольников, в процессе создания образов используя различные материалы и нетрадиционные техники.

     Задачи:

  • обогащение словаря специальными терминами, развитие монологической и диалогической речи, прилагательных, образовательных сравнений. Использование на занятиях художественного слова. Составление небольших описательных рассказов по картине.
  • развитие художественно творческих способностей и творчества ребенка;
  • ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования;
  • использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей;
  • воспитывать эстетическое видение мира.

     На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышления, речь.

     Каждое занятие разработано таким образом в нем есть подвижные игры и пальчиковая гимнастика, ребенок не только повторяет движения за воспитателем, но и повторяет слова, что способствует развитию речи детей (обеих полушарий). Игры и пальчиковую гимнастику можно использовать и вне занятия.

     Дети знакомятся с такими техниками  изображения, как

  • оттиск поролоном, бумагой;
  • восковые мелки +акварель;
  • свеча +акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек и пальчиков;
  • ниткография;
  • рисование методом тычка;
  • комкание бумаги.

     Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Способствует развитию словаря детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников
  2. Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке
  3. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. –
  4. Брыкина Е.К.Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  6. Вепрева О.А. «Возможности взаимосвязи слова и изображения в художественном развитии детей» статья. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания.
  7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (методическое пособие)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Круглый стол «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Деловая игра  «Роль книги в воспитании ребенка»...

Доклад проекту ознакомления дошкольников с художественной литературой "Все начинается с чтения" в рамках городской научно-практической конференции "Уголок чтения как образ мышления"

Разработанное пособие  содержит краткое теоретическое описание эффективных педагогических технологий, которые можно использовать в образовательном процессе  дошкольных учреждений для реализа...

Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...