Методическая рекомендация "Материалы для рисования и способы их использования в художественно-творческой деятельности"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Образцова Светлана Владимировна

Изображения в рисунках создается при помощи разнообразных материалов. Сейчас в изобразительном искусстве используются разные технико-выразительные решения, более свободное соединение различных  изобразительных материалов. Обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.Изображения в рисунках создается при помощи разнообразных материалов. Сейчас в изобразительном искусстве используются разные технико-выразительные решения, более свободное соединение различных  изобразительных материалов. Обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы для рисования и способы их использования в художественно-творческой деятельности.

Актуальность темы: В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Изображения в рисунках создается при помощи разнообразных материалов. Сейчас в изобразительном искусстве используются разные технико-выразительные решения, более свободное соединение различных  изобразительных материалов. Обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Материал

Способы рисования

Характерные особенности материала

Карандаш - твердый, при работе с ним рука чувствует сопротивление материала.

Правила рисования карандашом:

1.Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим, указательным и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2.Когда рисуешь линию сверху вниз, рука в карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука- внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3.Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4.Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6.Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.

7.При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8.При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо – если нужно закрасить посветлее.

Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда-обратно).

Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш, слабый нажим – более сильный цвет, сильный нажим – более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, о закрашивание рисунка связано с многократным повторением движения. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.

Кисти – (1-5 номер-для рисования мелких деталей и более тонких линий и крупные кисти с 10 по 18 номер для покрывания цветим больших поверхностей, плоские кисти (как мягкие, так и щетинные) .Самые лучшие кисти –беличьи или колонковые).

Кисть - мягкая. Рисование ею не требует большого нажима, сопротивление материала – незначительное. Это снимает напряжение с руки, которое создается при работе с карандашом, рука не устает (если это не связано с неумелостью ребенка).

 Правила рисования краской:

1.Кисть нужно держать между тремя пальцами(большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3.При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5.При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движения сверху или слева(а не туда – обратно, как карандашом.)

6. Каждую линию  при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

8. Обмакивать кисть в краску надо всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промакнуть о тряпочку.

Бывает, что, взяв краску на кисть, ребенок несколько раз проводит ею по краю баночки, пытаясь снять лишнюю каплю. В результате кисть остается почти без краски. Это обнаруживается сразу же, как только малыш начинает рисовать. Ребенок снова обмакивает кисть и снова ее отжимает о край розетки. Много времени тратится впустую, а рисунок не продвигается. Это раздражает детей. Поэтому нужно учить малышей снимать лишнюю каплю краски одним касанием кисти края розетки.

Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а следовательно и самых движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой.

Щетинистую кисть можно использовать для изображения листвы деревьев и кустов, травы, веток ели, сосны, так как , расщепляясь при рисовании, она (если не набирать на неё много краски) дает пучок расходящихся линий. А при рисовании тычком (кисть вертикально опускается на бумагу) можно получить пятно с просветами – листва, россыпи цветов и т.п.

Чтобы рисунки получались выразительными, необходимо научить детей владеть различными способами работы с кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом(например, при рисовании ствола дерева) Широкие линии удобнее рисовать держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх.

Большое внимание работе с кистью издавна уделялось в декоративном рисовании, где повторность элементов дает возможность отрабатывать приемы и качество рисования краской(прикладывание кисти к бумаге плашмя, всем ворсом, рисование всей кистью широких полос и концом- тонких линий, точек, завитков и т.д.

Краска «Гуашь»

Краска эта густая, и перед рисованием её нужно развести водой(она должна быть похожа на жидкую сметану).

В первой младшей группе дети получают одну краску, во второй младшей группе вначале детям даются 2-3 краски, а к концу года их может быть 4 -6.Такое же количество красок, а в некоторых случаях и большее, необходимо готовить и для рисования и  средней группе.

Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.

В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 5-6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре. Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем самостоятельно.

Гуашь – кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания её можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляют белила. При этом нужно брать немного краски ив неё постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка.

Промывать краски удобнее всего в пол-литровых банках: в них мешается много воды и не потребуется частая смена её во время работы, а также необходимы тряпочки, чтобы осушить кисть после промывания и проверить, исто ли она вымыта.

Акварельные краски.

Лучше приобретать акварели в коробках по 8-12 цветов, залитых в металлические или фарфоровые кюветки.

Даются детям в старшей и подготовительной группах.

Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет.  Акварели он зависит от кого, сколько воды добавлено в краску, а не постоянен, как в приготовленной к занятию гуаши.

Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. Делается это на палитре, в ней же смешиваются краски, для получения нового цвета.

Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая капли чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, т.к иначе краска останется на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею.

Если требуется покрыть цветом большое пространство листа, следует учить детей готовить краску нужного оттенка на палитре. Если же каждый раз брать краску из кюветика, то оттенок получиться разный и цвет ляжет неровно.

Для создания рисунка кисть нужно насыщать краской. Линии проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными и некрасивыми.

При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз. При повторном проведении кистью краска ложиться неровно, предыдущий, еще не высохший слой, смазывается.

Фломастеры...

.

Фломастеры должны использоваться наряду с другими материалами, но в первой младшей группе лучше вначале дать детям фломастер, так как слабая ручка малыша не может нажать на карандаш, чтобы получить отчетливый след.

Постепенно, когда рука немного окрепнет, привыкнет к нужной хватке инструмента, можно предложить для рисования карандаш.

Так как фломастеры дают несколько едкий цвет и при рисовании ими нельзя получать оттенки, применять их в изобразительной деятельности старших детей нецелесообразно.

Использование их в младших группах было бы желательным: фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать им легко — стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким

Цветные восковые мелки — короткие восковые палочки 10 цветов в небольших картонных коробочках. 

Восковые мелки можно использовать в старшей и подготовительной группах, можно давать их детям в конце средней группы.

Держать палочку-мелок нужно тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть, как рисует конец мелка. Не следует сжимать его пальцами и сильно надавливать на него при рисовании: согреваясь в руке, мелок ломается.

Давая детям цветные восковые мелки, следует обратить их внимание на то, что при закрашивании рисунка нельзя добиваться сплошного цвета, так-как мелок ложится на бумагу фактурно.

Угольный карандаш «ретушь» выглядит, как обыкновенный черный (цветной) карандаш.

Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета. Особенно выразительно выглядят нарисованные им деревья, покрытые инеем. При изображении березы для нанесения черных пятен на стволе также лучше использовать не черную гуашь, а угольный карандаш. Нанесенные им на высохшую белую краску ствола штрихи выглядят более естественно и выразительно, так как карандаш ложится неровно, с просветами, что больше соответствует фактуре березовой коры, чем сплошные черные пятна при рисовании красной. Угольный карандаш хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.

Сангина — короткие палочки-карандаши, завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета.

Представляется целесообразным введение этих материалов для рисования в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью

Особенно выразительно сангиной, как и угольным карандашом, получаются изображения деревьев. Сангина хорошо передает также шершавую поверхность древесной коры. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины (утолщение ствола, тонкость веток), действовать с ними свободнее, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

 Нередко дети переносят на новый материал и закрепившиеся отрицательные навыки пользования карандашом. Так, несмотря на то что дети знают возможности получения широкой жирной линии и при легком касании бумаги угольным карандашом и сангиной, они берут их очень низко, сильно сжимают пальцами, производят сильный нажим на бумагу, отчего карандаш и сангина ломаются. Некоторые, не усвоив особенности новых материалов, при последующем рисовании размазывают их на рисунке рукой. Для того чтобы этого не происходило, можно давать детям небольшой листок бумаги или бумажную салфетку, которыми прикрывается нарисованная часть, и рекомендовать придерживать рисунок рукой, кладя ее на салфетку.

Классификация технических навыков и умений .

Группы классификации

Навыки

Умения

1 группа

Навыки и умения владения инструментом

1.Навык держания карандаша и кисти (исходное положение).

2. Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий.

3.Навык ведения линий кистью.

4.Навык держания кисти при рисовании широких и тонких линий.

Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.

2 группа

Навыки, связанные с выработкой качеств  движения, от которых зависит качество линий и закраски  в рисунке.

1.Навык произвольной регуляции силы нажима.

2. Навык произвольного изменения амплитуды (размаха движения).

3. Навык произвольного изменения скорости движения (его замедления и ускорение).

4. Навык прекращения движений в нужной точке.

5.Навык ритмического проведения повторных, однородных движений.

Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения.

3 группа

Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций)

Навык удержания направленности движения ( по прямой, по дуге, по окружности и т.д.)

1. Умение изменять направления движения ( под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге.)

2. Умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат)

3. Умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине.

Акварель не растворяет мелки, и затеков не происходит. Сочетание угольного карандаша, сангины и белой гуаши при рисовании зимнего леса позволяет передать цветовой контраст (темные силуэты деревьев на фоне белого снега), шероховатую фактуру деревьев. Сочетание красок и простого карандаша дает возможность выразительно решить, например, такую тему: «Дождь идет в городе».

В ряде случаев можно добиться выразительности рисунка, сочетая гуашь и цветные карандаши. Так, красиво смотрятся нарисованные цветными карандашами (по памяти) старинные особняки, уголок участка со строениями, беседками, где гуляют дети. Деревья, снег при этом выполняются гуашью.

Выразительное решение изобразительной задачи достигается при рисовании акварелью по сырому, когда мягко растекающаяся краска образует плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Овладение нетрадиционными художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках  дошкольников, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества.

В рисовании это текие нетрадиционные техники: ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, ниткография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями;

В работе с нетрадиционными материалами я обязательно учитываю возрастные особенности детей. Для детей 3-4 лет более простыми в освоении являются пальчиковая, ладонная и трафаретная техники, печатание различными бросовыми материалами. При этом дети знакомятся

с интересным и новым словом «коллаж». Изображая зимний пейзаж - сугробы, падающий снег, - ребята использовали

«тычки» ватными палочками. Эта же техника помогла детям 3-4 лет украсить платочки, рукавички, сказочных рыбок. Дети часто воспринимают данные приемы как своеобразную игру – экспериментирование, с подсказкой воспитателя учатся видеть образ в отпечатке ладони: бабочку, птицу, цветы…

В возрасте 4-5 лет дети осваивают технику кляксографии, проявляя интерес

к создаваемому образу, проявляя интерес к создаваемому образу. Ребята смогли увидеть в кляксах жуков, цветы, кораблики и т. д. Я использовала сочетания различных изобразительных материалов: акварель и восковой мелок, гуашь и «рисование» пластилином, печатание листьями и оригами. Если детей 3-4 лет при выполнении образа в технике монотипия увлекал сам процесс сгибания бумаги,

то ребята постарше уже создавали интересные композиции.

При использовании техники «отпечаток»

дети 5-6 лет стремятся к созданию декора или образа: сказочные деревья и цветы, необычные животные. Ребята не только использовали

щетинную, но и рисовали мятой бумагой (ежик, мишка, одуванчиковое поле, салют, листва на деревьях).

Самыми сложными, но наиболее интересными оказались техники граттаж,

монотипия, рисование цветной бумагой, набрызг и т. д.

Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной художественно-творческой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Дождевая тучка" (аппликация).

Аппликация с элементами рисования.Тема: "Дождевая тучка".Предварительная работа:- наблюдение за тучами на прогулке;- наблюдение за дождём;- чтение и разучивание стихотворения "Дождик, дождик..."- расс...

ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

1.            Актуальность и значимость опыта.2.            Что такое техника рисования и ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ИМПУЛЬСИВНЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В своей работе мы, педагоги, всё чаще сталкиваемся с детьми повышенной возбудимостью, а точнее дети чрезмерно активные, импульсивные, не способные долго удерживать внимание на чём-либо одном. Они пере...

Материалы для рисования и способы их использования

Полезная памятка для родителей как использовать те или иные материалы...

Консультация для воспитателей "Материалы для рисования и способы их использования для детей дошкольного возраста"

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе - она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возмож...

Общее родительское собрание "Развитие творческого потенциала детей в художественно-творческих видах деятельности"

Родительское собрание тематическое, не только дает рекомендации, но и показывает итоги работы в данном направлении....

Консультация "Материалы для рисования и способы их использования"

Техника любого вида изобразительного искусст­ва не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для созда­ния рисунка определяется его выраз...