Главные вкладки

    Конспект занятия для детей старшего возраста. Тема: «Дымковские игрушки»
    план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Конспект занятия для детей старшего возраста.

    Тема: «Дымковские игрушки»

    Цель: Знакомство детей с народной культурой через знакомство с дымковской игрушкой.

    Задачи:

    - Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России;

    - Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
    - Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умения создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами;
    - Закрепить знания  об истории Дымковской игрушки, о процессе её изготовления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_dymkovskie_igrushki.docx307.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия для детей старшего возраста.

    Тема: «Дымковские игрушки»

    Цель: Знакомство детей с народной культурой через знакомство с дымковской игрушкой.
    Задачи:

    - Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России;

    - Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
    - Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умения создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами;
    - Закрепить знания  об истории Дымковской игрушки, о процессе её изготовления.

    Интегрируемые образовательные области:

    - социально – коммуникативное развитие;

    - познавательное развитие;

    - речевое развитие;

    - художественно – эстетическое развитие.


    Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

    Предварительная работа:

    - знакомство детей с дымковской игрушкой (беседы, рассматривание иллюстраций, проектная деятельность и т.д.);

     - слушание русских народных мелодий, чтение сказок, легенд о Дымковских игрушках, разучивание стихов, загадок, частушек о дымковских игрушках;

     - рассматривание альбомов «Декоративно-прикладное искусство».

    Демонстрационный материал:

    - творческая выставка «Весёлая «Дымка» (иллюстрации с изображениями дымковских игрушек, рисунки, дымковские игрушки из глины, пластилина, глина для изготовления игрушек);

    - русские народные мелодии;

    - медиа ресурсы (презентация «Дымковская глиняная игрушка»).

    Раздаточный материал:

    Шаблоны дымковских игрушек (барыня, водоноска, барашек, конь и т.д.) по выбору детей, краски акварельные, кисти разной ширины, стаканчики под воду, фломастеры.

    Ход занятия: 
    I Вводная часть. 

    Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны? 
    Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани. А ещё бывают игрушки из глины.
    Воспитатель: Давайте с вами поговорим о том, какие игрушки делают в селе Дымково? 
    (Слайд №2)
    Чем знаменито Дымково? 
    Игрушкою своей. 
    В ней нет цвета дымного, 
    А есть любовь людей. 
    В ней что-то есть от радуги, 
    От капелек росы. 
    В ней что-то есть от радости, 
    Гремящей, как басы! 
    (В.Феофанов) 
    Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Родился этот промысел в заречной большой слободе Дымково, близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки, давайте вспомним?
    II. Основная часть 

    Ребенок:

    Приготовьте, детки, ушки,

    Это интересно знать:

    Всё о дымковской игрушке

    Мы хотим вам рассказать.

    В Дымково, вблизи от Вятки,

    Лет четыреста назад

    К празднику весны «Свистунье»,

    Их лепили стар и млад.

    Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья».

    (Слайд №3) 

    Ребенок:

    Вот индюк нарядный,
    Весь такой он ладный,
    У большого индюка,
    Все расписаны бока.
    Посмотрите, пышный хвост, 
    У него совсем не прост,
    Точно солнечный цветок,
    Да алеет гребешок. 
    (Слайд №4) 

    Ребенок:

    Через горные отроги,
    Через крыши деревень,
    Красноногий, желторогий,
    Мчится глиняный олень. 

    (Слайд №5) 

    Ребенок:

    Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
    Посмотри, как хороша,
    Эта девица-душа,
    Щечки алые горят,
    Удивительный наряд. 

    C:\Users\Евгений\Desktop\DSC00443.JPG

    (Слайд №6) 

    Ребенок:

    Даже кони в праздничных нарядах.
    Кони глиняные мчатся, 
    На подставках, что есть сил.
    И за хвост не удержатся,
    Если гриву упусти. 

    (Слайд №7) 

    Ребенок:

    В кокошнике няня,

    На руках Ваня.

    И хорош, и пригож Ваня,

    Не забудь няню,

    Когда подрастешь.

    (Слайд №8) 

    Ребенок:

    За студеною водицей

    Водоноска-молодица

    Как лебедушка плывет,

    Ведра красные несет

    На коромысле не спеша.

    Посмотри, как хороша

    Эта девица-краса.

    Ребенок:

    Тугая черная краса,

    Щечки алые горят,

    Удивительный наряд,

    Сидит кокошник горделиво.

    Водоноска так красива,

    Как лебедушка плывет,

    Песню тихую поет.

    Физкультминутка 
    Мы игрушки расписные, 
    (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами) 
    Хохотушки вятские 
    (Улыбка друг другу с поворотом) 
    Щеголихи слободские, 
    (Поворот вокруг себя) 
    Кумушки посадские. 
    (Небольшие приседания) 
    У нас ручки крендельком 
    (Показ рук вперед, на пояс) 
    Щёчки будто яблочки, 
    (Легкие прикасания к своим щекам) 
    С нами издавна знаком 
    (Стойка прямо) 
    Весь народ на ярмарке. 
    (Поклон)

    Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
    Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
    Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
    Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
    Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
    Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
    Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета? 
    Дети: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
    Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
    Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

    Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках? 
    (
    Слайд №9)
    Дети: На игрушках –(кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)

    Ребенок:

    Скоморохи, водоноски,

    Барыни и петухи –

    Украшают их полоски,

    Клетки, точки и круги.

    Красный, жёлтый и зелёный,

    Алый, синий, голубой –

    Все цвета на белом фоне

    Этой дымки расписной.

    Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках? 
    (Слайд №10)
    Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

    Воспитатель: Наиболее, распространённые сюжеты: (няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)

    Ребенок:

    Чудо – всем на удивленье:
    Расписные медвежата,
    Барыни, коньки, утята,
    Расписные даже хрюшки –
    Царство дымковской игрушки!

    Игра «Собери картинку»

    C:\Users\Евгений\Desktop\DSC00483.JPG

    (Дети смотрят видео на экране, воспитатель параллельно рассказывает). (Слайд №10) 
    Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьёй принимались за лепку. Интересно, что раньше в этой работе принимали участие только женщины. Возможно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке и т. д.

    Рождается игрушка три раза. Первый раз, она рождается, ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
    Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
    Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Есть еще одна особенность. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Эта работа так и называется «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и сажает его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки, крылья. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть, двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

    3. Практическая часть.

     (Звучит негромкая мелодия «Дымковская игрушка»)
    Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки.

    Физкультминутка 

    Сейчас мы скажем волшебные слова и превратимся в мастеров.

    Один, два, три, четыре, пять

    Чтобы мастерами стать

    Все присели, все нагнулись

    Друг другу дружно улыбнулись

    Две пружинки, три прыжка

    И похлопали слегка

    Вокруг себя пару кругов

    И превратились в мастеров.

    Воспитатель: Проходите в мастерскую. Для того, чтобы начать работу необходимо: выбрать рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: дымковская барышня, лошадка, барашек… (дети выбирают напечатанные шаблоны). Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами.

    Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов. 

    C:\Users\Евгений\Desktop\DSC00513.JPG


    (звучит русская народная мелодия «Ярмарка». Управляя процессом, художественной деятельностью детей воспитатель советует и оказывает помощь индивидуально).
    4.Заключительная часть. Анализ детских работ.

            (Выставка детских работ) 
            Все игрушки не простые,

             А волшебно расписные.

             Белоснежны как березки,

             Кружочки, клеточки, полоски.

             Простой, казалось бы узор,

             Но отвести не в силах взор.

    Воспитатель: Вот что у нас получилось! 
    – Какие замечательные работы получились у всех! 
    – Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными? 

    Мы оформим все работы выставкой и пригласим гостей посмотреть на искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни. 
    А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит». 
    Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. 

    «Соедини центр с изделием».

    Задание будет заключаться в следующем: нужно соединить название центра декоративно-прикладного искусства с родным изделием.

    В конце занятия устраивается выставка.

    C:\Users\Евгений\Desktop\DSC00549.JPG


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста Тема занятия: Профессия моих родителей

    Формировать представления детей о трудовой деятельности  -  её цели, планировании, общественном значении;Конспект занятия, цели, материал, предварительная работа....

    Интегрированное физкультурно-речевое занятия для детей старшего возраста. Тема: Прогулка в лес.

    Занятие поможет закрепить знания детей о диких животных, обогатить словарный запас, закрепить умения и навыки детей в ползании, переползании, равновесии,  развивать ловкость и координацию д...

    конспект занятия для детей старшего возраста по ознакомлению с окружающим миром

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста "Водная стихия и её обитатели". Цели: расширить представления детей о водных обитателях; разъяснить необходимость охраны...

    Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"

    Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...

    Конспект занятия с детьми старшего возраста Тема: «Волшебная поляна»

    Цель занятия в сенсорной комнате: развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; умения передавать ощущения в вербальной форме. Стимуляция творческой активности. Создание положительного...