Проект "Нетрадиционные техники рисования"
проект по рисованию на тему

Симинюта Светлана Владимировна

Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Заняться проблемой детского творчества подтолкнули меня наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА АМУРСКОЙ  ОБЛАСТИ

Проект

                             

Автор  проекта:  Симинюта Светлана Владимировна

г. Райчихинск

2015г.

Обоснование актуальности Проекта

  Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее Эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.

    Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Заняться проблемой детского творчества подтолкнули меня наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой , они работают разными материалами, осваивают различные приёмы и способы рисования. Но главное, в работах детей – не было фантазии и творчества.

  Развитие дошкольников должно подходить через научный подход к исследованию детского возраста. Поэтому было решено создать педагогический проект на тему: «Нетрадиционные техники рисования».


   Самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

     В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.  Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

    Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Сказка может сыграть большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много радости.

    Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных.

    Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возрастаНа современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами

Актуальность темы определена следующими проблемами:

  1. Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют    

необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей    способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

2.     Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

3.     Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.

4.     Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

5.     Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДО.

       

Цель проекта

  • Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
  •  Ознакомить с многообразием техник нестандартного раскрашивания.
  • Использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию.
  •  Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.
  • Выявить возможности использования нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.

     

Предмет исследования:

Обучение нетрадиционными методами изобразительного искусства.

Задачи проекта

  1. Разработать комплекс занятий с применением нетрадиционных технологий.
  2. Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.
  3. Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
  4. Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
  5. С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
  6.  Расширить возможности в воспроизведении знакомого изображения, отражения своего жизненного, бытового, игрового и познавательного опыта.

Принципы реализации проекта:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли деятельности вне занятий;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы воспитанников при минимальном участии воспитателя;
  • принцип свободы выбора воспитанниками дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Гипотеза исследования:

  • Применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.


Результаты по критериям:

  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение убирать за собой рабочее место.


 
            Продолжительность реализации проекта:   3года

Этапы проектной деятельности:

I.  Подготовительный.

Анализ уровня изобразительных навыков и умений в развитии эмоционально – волевой и познавательной сферах детей.
Пропедевтическое обучение, направленное на формирование и обогащение чувственного опыта детей. В результате проведенной работы дети начали понимать и соотносить форму, величину, цвет и другие свойства объектов с их изображением. Движения рук стали более сильными, ловкими, уверенными и координированными. Дети привыкли слышать и выполнять инструкции педагога, соблюдать правила поведения.

II. Внедренческий.

Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения на основе анализа уровня изобразительных навыков и умений и имеющихся отклонений в развитии эмоционально-волевой и познавательной сферах.

III Результативный

  Проведение итоговой диагностики «Умелое использование детьми нетрадиционных техник рисования».        

Проектные мероприятия с родителями

        Мероприятия         

     Сроки

         Ответственные

1

Родительское собрание на тему «Нравственное воспитание детей »

сентябрь

заведующая

2

Консультации

воспитатели

3

Беседы

По запросам

воспитатели

4

Совместные учебные мероприятия (выставки, конкурсы, семинары)

1 раз в квартал

воспитатели

5

Наглядная информация:

Информационные стенды для родителей

В течение работы над проектом

воспитатели

Папки-передвижки

1 раз в месяц

воспитатели

6

Привлечение родителей к пополнению среды по рисованию (нетрадиционные материалы)

В течение работы над проектом

воспитатели

7

Анкетирование

В течение работы над проектом

воспитатели

8

Индивидуальная работа с детьми дома

В течение работы над проектом

родители

9

Совместная деятельность родителей, педагогов, детей

В течение работы над проектом

Заведующая,

воспитатели

Проектные мероприятия с детьми

        Мероприятия

     Сроки

         Ответственные

1

Дидактические игры для развития воображения и фантазии

В течение работы над проектом

воспитатели

2

Чтение загадок.

В течение работы над проектом

воспитатели

3

Рассматривание картин, изображе-ний, иллюстра-ций

В течение работы над проектом

воспитатели

4

Просмотр слайдов по нетрадиционной технике рисования

В течение работы над проектом

воспитатели

5

Чтение художественной литературы.

В течение работы над проектом

воспитатели

6

Тестовые задания (дорисовывание кругов,…)

В течение работы над проектом

воспитатели

7

Беседы

1 раз в месяц

воспитатели

8

Выставка детских работ

В течение работы над проектом

воспитатели

9

Занятия с использованием нетрадиционной и нестандартной изотехнологии.

В течение работы над проектом

воспитатели

         

      Обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Направления работы

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
  • Занятия
  • Беседы
  • Устные поручения
  1. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
  • Игры подвижные, ролевые
  • Прогулки
  • Экскурсии
  1. КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
  • Целевые прогулки
  • Экскурсии
  • Художественно-изобразительная деятельность

Ожидаемые результаты

реализации Проекта

Результатами работы в данном направлении стали:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств       выразительности.

Ожидаемые конечные результаты Проекта:

  • Создание методологических рекомендаций по применению нетрадиционных техник
  • рисования в  педагогическом процессе.
    Улучшение качества детских рисунков и обогащение их по содержанию.
  • Повышение интереса детей к изодеятельности, появление уверенности в своих  

           силах, расширение    художественного опыта детей.

  • Нетрадиционная техника рисования поможет детям развить фантазию,  

           воображение, мелкую   моторику рук, мышцы рта, тренировать дыхание,    

           чувство  композиции,  цветовосприятие, эстетическое восприятие.

  • Поможет научить детей анализировать натуру, рисовать разными способами,  

          технике рисования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...