Эксперимент "Удивительные краски"
опыты и эксперименты по рисованию (старшая группа) на тему

Веревочкина Екатерина Евгеньевна

Данный проэкт- это работа по ознакомлению детей с красками и изучению истории красок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Удивительные краски»

                                                    Воспитатель: Лысова Екатерина Евгеньевна

2017 год

Содержание:

  1. Аннотация…………………………………………………………………..
  2. Актуальность……………………………………………………………….
  3. Основная часть:…………………………………………………………….
  • Цели и задачи проекта………………………………………………….
  • Проблема…………………………………………………………….
  • Предполагаемые результаты………………………………………..
  • Этапы реализации проекта………………………………………….
  • Формы реализации проекта………………………………………...
  • План реализации проекта……………………………………………

4.    Описание работы………………………………………………………….

5.   Список используемой литературы………………………………………….

6.  Приложение……………………………………………………………….

Аннотация

            Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с красками и изучения истории  красок.

           Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.

          Проект исследовательский, рассчитан сроком на 1-1, 5 месяца для детей 6-7 лет, педагогов и родителей, включая в себя несколько этапов.

Актуальность.

Природа наградила нас необычайным даром - цветовым зрением, а вместе с ним дала возможность восхищаться красотой окружающего растительного мира. Мы с надеждой смотрим на нежную зелень весенней листвы и с грустью любуемся желто-оранжевой гаммой осеннего леса. Кто не восхищался красками цветущего луга, лесной опушки, осенней листвы, даров сада и поля? Но далеко не всем известно, откуда у природы такая богатая палитра цветов.

Всей этой красотой  обязаны мы специальным красящим веществам – пигментам, которых в растительном мире известно около 2 тысяч.

Исследование данной работы лежит в области естествознания, неживой природы, и посвящено изучению удивительных свойств пигментов.

Актуальность исследования состоит в том, что тема имеет практическое применение.

 

Основная часть

ЦЕЛЬ:

- выяснить, какие природные красители можно использовать при окрашивании тканей;
- провести исследование по получению натуральных красителей.

ЗАДАЧИ:

  • Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования.
  • Расширить представления о разнообразии и способов использования природных красок.
  • Попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях.
  • Узнать мнение профессионалов (художника, парикмахера) о возможности использования природных красок в наше время.
  • Нарисовать рисунки, используя природные краски.

Новизна исследования заключается в том, что изучение состава красок осуществляется путем эксперимента.

Проблема: 

     Иногда маленькие дети,  рисуя красками, пробуют их на вкус. Опасно ли это? Ведь сейчас краски изготавливают из химических веществ.

     Все краски можно купить в магазине, но они быстро заканчиваются. Можно ли приготовить такие же краски в домашних условиях.

     Как же раньше художники получали краски, из чего они состояли.  Так  возникла данная тема.

Объект исследования – краски

Предмет исследования – природные компоненты и растения, из которых можно получить краску.

Ключевые моменты проекта:

- зачем человеку краски;

- какие бывают краски;

- краски полученные самостоятельно:

- использование самостоятельно изготовленных красок в рисовании и окрашивании.

Участники  проекта:

 воспитатели  группы;

- ребенок

- родители.

Методы исследования:

- сбор информации ( расспросы членов семьи, специалистов, работающих с красками);

- работа с Интернет-ресурсами;

- анализ полученных материалов.

Предполагаемые результаты:

Узнать историю возникновения красок.

Изучить состав красок.

Получить краски самостоятельно.

Нарисовать ими рисунки.

Тип проекта:

исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья».

Этапы реализации проекта:

  1. Начальный этап

- Сбор и анализ информации по теме ( чтение художественной литературы, разучивание пословиц, поговорок о красках, воспитателями проводились беседы познавательного характера по теме: «Из чего в древности делали краски»,  «Когда появились краски»).

- Определение цели, исходя из интересов ребенка.

- Формулировка проблемных вопросов.

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Ребенок учится самостоятельно задавать вопросы, формулировать тему, планировать работу.

  1. Технологический этап – реализация проекта.

- Сбор информации (расспросы членов семьи, специалистов, работающих с красками).

- Изучение собранной информации  (история возникновения красок, фотографии, картинки, сказки, стихи о красках).

- Работа с Интернет-ресурсами.

- Анализ полученных материалов.

- Изготовление красок своими руками.

- Использование красок, созданных своими руками для рисования и окрашивания.

  1. Рефлексивный этап.

- Обобщение и систематизация полученной информации.

- Формулирование вывода.

- Подготовка и проведение презентации (интересный  рассказ о проведенном исследовании).

  1. Перспектива.

Намерение ребенка и дальше изучать эту тему:

- Узнать, а много ли красок вокруг нас в повседневной жизни?

- Есть ли в городах нашего округа или области  улицы с названиями красок?

- С какими красками работали великие художники?

Формы реализации проекта.

  • Беседы
  • Познавательное чтение
  • Поисковая работа (из различных источников информации);
  • Самостоятельная практическая деятельность

План реализации проекта.

Этапы реализации

проекта

Основные мероприятия

реализации проекта

Сроки

реализации

Работа

с  ребенком

  1. Чтение художественной литературы:

Волшебные краски (рассказ) Е.Пермяк, Цветные сказки, стихи и загадки о красках.

2. Разучивание пословиц, поговорок о красках;

3.Рассказы педагога: Беседы познавательного характера по теме: «Из чего в древности делали краски»,  «Когда появились краски»

4.Самостоятельная практическая деятельность:

Раскрашивание рисунков  частями растений, изготовление краски и  ее использование в рисовании.  

Работа

с родителями

  1. Изучение информации по теме из разных источников
  2. Подборка литературы по теме.

(стихи, загадки, сказки, рассказы).

  1. Создание презентации «Удивительные краски».

Методическое сопровождение.

  1. Конспекты познавательных бесед.
  2. Подборка художественной, познавательной литературы.

Описание работы

На зимних каникулах Алиса с Данилой  лакомилась ягодами, замороженными в морозилке, по неосторожности Алиса испачкала футболку соком клубники и тут же заметила, что ягода окрасила не только пальчики, но и футболку. Данила задался вопросом : «Если ягода даёт цвет, значит ей можно рисовать?»

 А, значит, можно попробовать сделать краски для рисования. Ребята задумались:

«Какие ещё растения, растущие в нашей местности, подойдут для этой цели? Можно ли еще из чего –то  получить краски»

Вернувшись с каникул,  Алиса и Данил  в детском саду задала этот вопрос воспитателю. Тут и возникла идея работы над проектом «Удивительные  краски»

    Объектом исследования стали краски, а предметом исследования – вещества и растения из которых можно получить краску.  

На первом этапе собиралась  и анализировалась  информации по теме:

чтение художественной литературы, разучивание пословиц, поговорок о красках, воспитателями проводились беседы познавательного характера по теме: «Из чего в древности делали краски»,  «Когда появились краски». ( Приложение 2)

  Были определены цели, исходя из интересов ребенка. Сформулированы проблемные вопросы. Был составлен план предстоящей деятельности, направленный на реализацию проекта. 

Цель исследования:
- выяснить, можно ли окрашивать природными красками ткани;
- создать краску своими руками

В начале исследования было  предположено:

  • Если растения имеют разную окраску,  то они могут окрашивать,   и ими  можно рисовать.
  • Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?
  • Если краска получена из природы, то её можно есть без вреда для здоровья.

Выдвинули гипотезу,  что краски можно изготовить самостоятельно, но они будут отличаться от заводских. Наше внимание было обращено на цвета разных растений. Какие же разные цвета у растений (стеблей, листьев, плодов, ягод). Вот черная и красная рябина, ярко оранжевая облепиха, огненно-красные калина и малина, темно-синяя смородина, красивые кроваво-красные ягоды боярышника! (Приложение 1, фото ..)

На втором этапе воспитатели  выяснили с ребятами из группы, зачем человеку краски, откуда они появились, узнали состав красок. Оказалось, что  краски нужны    для создания рисунков, для окраски ткани, для защиты поверхностей. (Приложение 1, фото ..)

Чтобы узнать как возникли краски родителям нашей группы было предложено сводить детей в музей .

(Приложение 1, фото ..)

Многое о красках  Алиса ( Данил) вместе с мамой узнала из интернета, энциклопедий и научных статей.

(Приложение1, фото ..)

 Алиса (Данил) встретилась  со специалистами, работающими с красками. Побывала в цветочном магазине (Приложение1, фото..) , в парикмахерской (Приложение 1, фото..), в магазине канцтоваров, строительном (Приложение1, фото..) Там узнала, какие виды красок существуют и где их используют

Затем были проведены опыты:

Раскрашивание рисунков лепестками и листочками цветов. Получились не очень яркие рисунки.  ( Приложение 1, фото..)

И тогда Алиса и Данил вместе с воспитателями решили сделать краски своими руками.  

Были получены разные  краски.

Черная краска. Эксперимент 1 (Измельчили уголь в порошок. Просеяли порошок., смешали уголь с маслом);

Коричневая краска. Эксперимент  2  (Получили из порошка цикория, яичного желтка  и клея).

Оранжевая краска. Эксперимент 3 (Порошок куркумы смешали с яичным  желтком – получила оранжевую краску).

 Розовая краска. Эксперимент 4 (Розовая краска получилась из розовой глины, клея и воды).

Полученными красками Алиса с Даниилом нарисовали картину

 (Приложение 1, фото…)

Гипотеза подтвердилась: краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных. Были сделаны выводы:

* История красок началась вместе с появлением человека.

* Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.

* Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

* В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.

* Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

* В ходе экспериментов удалось получить краски разных цветов, нарисовала рисунок.

Затем была подготовлена презентация всех исследований. С презентацией Алиса и Данил познакомили ребят из группы.( Приложение 1, фото..) Всем было очень интересно. И мы решили продолжить работу по этой теме. Теперь нам захотелось проверить, долговечны ли картины, созданные при помощи природных красителей. Если нет, то найти способы продления «жизни» этим картинам.

Узнать, а много ли красок вокруг нас в повседневной жизни? Например, есть ли в городах нашего округа и области  улицы с названиями красок.

Список используемой литературы:

  1. Стихи и рассказы о природе, М.: Дрофа-Плюс, 2006;Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.
  2. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город», 2002. – 215 с.
  3. Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова – Москва: "Росмэн", 1997. – 117 с.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа группа, М: ТЦ Сфера 2008;
  5. Энциклопедия для детей и юношества: История искусства от древности до средневековья : Ч.1. Изобразительное искусство и архитектура. / Сост. С.Т. Исмаилова. - 624с.

     6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,                            Р.Г. Казаковой, М.: ТЦ Сфера, 2007;

Интернет-ресурсы:

  1. Поисковая система "Google".
  2. Словарь «Википедия»
  3. Поисковая система «Яндекс» по вопросу : «Рецепты изготовления красок в домашних условиях»

Приложений №1

Приложение№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе «Волшебные краски»

Конспект занятия по рисованию нетрадиционными способами: ватными палочками, губкой, пальчиком, деревянными палочками.Дети передают впечатления увиденные на экскурсии по родному городу....

Игры с красками.

Памятка для родителей....

Рисование красками по сказке «Петух и краски».

На данном занятии у детей формируются  представления о внешнем виде петуха.   Идет  закрепление  правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)

Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:·        развив...

НОД по развитию речи в средней группе "Волшебные краски" по сказке В.Г.Сутеева" Петух и краски"

Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В.Г. Сутеева «Петух и краски».Предварительная работа: знакомство детей с цветами, развитие цветового восприятия, зна...

Проект "Танцующие краски" (техника рисования красками на воде)

Как известно, все дети талантливы.Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Через освоение нетрадиционной техники рисования на воде - "Эбру", происходит всестороннее, гармонич...