Педагогический проект: «Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в игре и повседневной жизни»
проект по рисованию (старшая группа) по теме

Швечкова Людмила Викторовна

Создать систему работы по развитию ознакомление детей с цветом и цветовой гаммой  в игре на  занятиях и повседневной жизни .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект: «Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в игре и повседневной жизни» Разработан воспитателем МБДОУ №4 «Солнышко»Крым г.Белогорск Швечковой Людмилой Викторовной

Слайд 2

Актуальность Цветовое восприятия ребенком окружающего мира Проявление индивидуальной особенности ребенка Развитие творчески активной личности ребенка Формирование тонкости душевной жизни, Способности понимать другого человека Учет сензитивности периода дошкольного возраста Воспитание чувства единства с природой, культурой, историей своего народа и человечества

Слайд 3

Участники проекта Воспитатель группы Родители детей Дети– воспитанники группы «Гномики»

Слайд 4

Pest- анализ внешней среды Времена года Цель-задачи Дидактические игры, упражнения, занятия . Дети 5-6 года. Осень Учить узнавать , объекты жёлтого , красного цвета из множества разноцветных ;выделять цвет ,отвлекаясь от других признаков предмета . Развивать практические действия прикладыванием предметов друг к другу. Формировать первоначальные знания об эталонах цвета. Стимулировать зрительно определять цвет жёлтый из группы разноцветных. Овладение системой эталонов цвета хроматичес-кие . Дидактические игры, упражнения: «Найди игрушку красного цвета (жёлтого) цвета», «Наряди куклу, «Собери букет», «Вагончики для паровоза» , «Какого цвета птицы, (бабочки )». Занятия : «Найди пару», «Что бывает такого цвета?» Зима Учить узнавать ,выделять объекты синего цвета из ряда цветовых объектов(средней светлоты и максимальной насыщенности). Развивать способность различать в знакомых предметах синий, красный, жёлтый цвета. Формировать умение получать два оттенка синего цвета, используя способ окрашивания воды. Занятия ( эксперимент) «Выложи по образцу», «Что получиться-какого цвета вода?» Программа развития цветового восприятия.

Слайд 5

Времена года Цель-задачи Дидактические игры, упражнения, занятия . Дети 5-6 года. Весна Формировать умение получать два-три оттенка зелёного цвета , используя способ окраски воды . Развивать способность сравнивать три объекта зелёного цвета, отличать по светлоте. Определять с ахроматическими цветами(чёрный-серый-белый),используя способ окрашивания воды. Занятия(эксперимент) «Выложи по образцу», «Что получиться-какого цвета вода?» Дидактические игры , упражнения: «Выбери предметы нужного цвета», « Чтоб цветок соответствовал цвету кувшина(бабочки)», «Найди пару», «Привяжи ленточки шарику». Лето Упражнять в применении обобщающего понятия « Цвет» в практической деятельности Познакомить детей с предметами окружающего мира, имеющих постоянный признак цвета .Учить ориентироваться на этот признак при узнавании предмета. Учить узнавать, выделять объекты красного, жёлтого цвета . Формировать умение получать два-три оттенка красного цвета , используя способ окрашивания воды. Занятия : «Цветы радости и счастья», «Укрась дорожку». Дидактические игры: «Раскрась бусинки», «Выложи бусы», «Запомни и найди», «Какого цвета не стало», «Узнай предмет», «Собери чашку» . Программа развития цветового восприятия.

Слайд 6

Времена года Цель-задачи Дидактические игры, упражнения, занятия . Дети 6-7 лет Осень Умение подбирать цвета радуги дать знание о последовательном расположении цветов спектра . Развивать способность различать до пяти оттенков оранжевого цвета и иден- тифицировать его оттенки, в порядке возрастания светлоты . Узнавать и правильно называть голубой цвет; различать голубой , синий, белые цвета. Учить высветлению синего цвета с помощью белил. Формировать представление о теплых и холодных цветах спектра , их группировке . «Радужный хоровод», «Выложи радугу», «Шапочки для гномиков», «Разложи правильно», «Дополни ряд», «Дни недели», «Солнечные и пасмурные дни», «Не ошибись ». Занятия (эксперимент) «Получение синего цвета-голубого», «Холодные и тёплые цвета спектра», «Отгадай загадку», «Раскрась картинку», «У кого букет больше». Зима Закрепить понятие «цвет», «оттенок». Обога -щать речь словосочетаниями: «предмет.. цвета» , предметы по цвету различаются (схожи) «тёмный или светлый оттенок цвета». Развивать способность к зрительному анализу, умение сравнивать .Упражнять в узнавании и правильном названии предметов синего цвета. Закрепить о коричневом цвете. Занятия: «Получение коричневой краски».. Дидактические игры «Разложи по порядку», «Цыплята», «Найди место», «Клоун и шары», «Ваза и цветы», «Найди отличия», «Найди пары», «Раскажи Программа развития цветового восприятия.

Слайд 7

Pest- анализ внешней среды Времена года Цель-задачи Дидактические игры, упражнения, занятия . Дети 6-7 лет Зима красок : синей , Учить получать коричневый цвет способом смешивания красной , жёлтой. о цвете заданного предмета», «Отгадай какого цвет у меня предмет», «Различия». Весна Учить узнавать, правильно называть розовый цвет, получать способом смешивания двух красок : белой и красной. Развивать способность различать до пяти оттенков розового цвета. Учить узнавать и называть бордовый цвет. Расширять знания об объектах или их частях, имеющих постоянный признак красного цвета, а также о предметах окружающей остановке, отличающихся бордовой окраской. Формировать умение получать бордовый цвет(красный и чёрный). Занятие: «Бордовый цвет», «Получение розового цвета». .Рисование: «Нарисуй , что бывает бордового цвета», «Что бывает розового цвета». Дидактические игры: «Сложи узор», «Ваза и цветы», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Раскрась картинку», «У кого букет больше», «Кто внимательней?», «Найди фигуру нужного цвета», «Вертолёты и парашютисты». Программа развития цветового восприятия.

Слайд 8

Времена года Цель-задачи Дидактические игры, упражнения, занятия . Дети 6-7 лет Лето Учить обследовать цветовые сочетания определять предметы по цвету и оттенках цвета в ритмически заданной последовательности; дифференцировать сочетания тёплых и холодных тонов ;отличать сильные и контрастные сочетания от средних и слабых. Развивать аналитическое восприятие сочетаний цвета. Учить строить цветные узоры различного уровня сложности по образцу. Тренировать зрительные возможности детей в дифференцировании изобразительных элементов с разным цвето - тональным контрастом. Учить решать логические задачи развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете. «Кто внимательнее», «Найди место в групповой комнате указанно на плане и укажи цвет предмета», «Укажи на плане, где находятся предметы указанного цвета», «Разложи по порядку», «Разложи также», «Нади зеркальный узор», «Сложи картинку», «Слуховой диктант», «Внеси изменения», «Найди узор по описанию», « Узнай и назови, «Сказочный город», «Продолжи ряд», «Какая фигура лишняя», «Найди лишний цветок», «Не ошибись» «Что не так», «Исключи лишнюю картинку в ряду». Программа развития цветового восприятия.

Слайд 9

Д Е Т И 1) разовьется внимание к цветовому многообразию окружающего мира, наблюдательность; 2) расширится круг сенсорных эталонов цвета; 3) сформируется понятие о расположении цветов в спектре, о делении их на группы теплых и холодных, на светлые и темные оттенки; 4) обогатится словарь словами, обозначающими цветовые оттенки; 5) разовьется более совершенное умение экспериментировать красками на палитре, получать оттенки; 6) при передаче действительности будут использовать цветовые соотношения близкие к реальным; 7) начнут использовать в рисунках различные оттенки; 8) разовьётся умение гармонично подбирать фон и краски; 9) сформируется понятие о связи цвета и настроения, характера; 10) начнут цветом выражать своё отношение к создаваемому образу в рисунке. 1) поймут значимость цветоведения с детьми старшего дошкольного возраста; 2) получат знание основ цветоведения; 3) приобретут педагогические знания о приемах и методах руководства рисованием детей в семье; 4) появится потребность в сотрудничестве семьи и ДОУ по вопросу развития восприятию цвета у детей старшего дошкольного возраста и умения цветом выражать свое отношение к изображаемому в рисунках; 5) родители окажут содействие в реализации проекта. Р О Д И Т Е Л И Ожидаемые результаты

Слайд 10

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Результаты диагностики (начало учебного года) 39% 48% 13% 56% 36% 8% Мониторинг I задание Рисование на тему «Картинка про лето» Т.С. Комарова II задание Тест на выявление умения подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его содержания А.А. Мелик - Пашаев Вывод слабо развито умение выражать в рисунках цветом отношение к действительности и умение подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его содержания при передаче действительности имеют случаи использования цветовых соотношений, не соответствующие реальным дети слабо передают цветовое многообразие мира, в рисунках преобладают цветовые штампы недостаточно используют возможность смешивания краски на палитре для получения необходимых оттенков дети слабо чувствуют эмоциональную действенность цвета и не используют её для создания выразительного колористического решения

Слайд 11

I этап – подготовительный Задачи Сроки Ожидаемые результаты 1. Повышение собственной профессиональной компетентности ● подбор и изучение педагогической литературы, передового педагогического опыта, знакомство с новыми педтехнологиями Комаровой Т.С., Размысловой А.В., Дороновой Т.М., Швайко Г.С., Лыковой И.А. по развитию чувства цвета ● подбор диагностического материала ● посещение методических объединений, консультаций, семинаров, открытых занятий по изодеятельности ● прохождение курсов повышения квалификации сентябрь 2016 г. ● получение знаний об особенностях организации работы по теме, выявление эффективных методов и приемов 2. выявление запросов родителей и знаний по теме ● анкетирование с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах развития чувства цвета у детей 6-го года жизни ● ознакомление с проектом сентябрь 2016 г. ● низкий уровень представлений, знаний по теме 3. Оснащение предметно – развивающей среды ● обогащение изоуголка новым оборудованием (вертикальными подставками, кистями различной фактуры и толщины, стаканчиками – переливайками разной величины, пластиковыми контейнерами для гуашевых красок), изоматериалами (акварелью, перламутровой гуашью, гелю с блёстками); рабочими тетрадями на закрепление знаний о цветах спектра, о делении цветов на теплые и холодные, о светлых и темных оттенках; цветовыми таблицами с алгоритмом смешивания красок; иллюстрациями, фотооткрытками по обогащению представлений о колорите объектов и явлений природы, репродукциями картин; ● подбор художественного слова и художественных произведений, включающих цветовую характеристику предметов и явлений окружающего мира; ● дидактическими играми по развитию чувства цвета; ● составление перспективного плана работы по теме . октябрь 2016 г. ● создание условий для реализации работы с учетом потребностей ребёнка в самостоятельной, совместной с воспитателем деятельности и организованной формы обучения. 4. Выявление уровня умений детей Проведение диагностики: ● занятие по рисованию на тему «Картинка про лето» с целью выявления умения цветом выражать отношение к действительности ● тест на выявление умения цветом выражать своё эмоциональное отношение к героям, происходящему в рисунке октябрь 2016 г. ● недостаточный уровень развития чувства цвета

Слайд 12

II этап - деятельный Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемые результаты 1. Систематизация работы с детьми по развитию чувства цвета Организованная форма обучения ● «Как природа рисует красками?» - систематические наблюдения в природе за изменениями цвета объектов и явлений в различное время года, погоду, суток, освещения ● обучение получению светлых оттенков и тёмных, использование цветовых таблиц, моделей ● экскурсии на в парк , лес. Занятия по рисованию на темы: «Осень наступила», «Где гуляла зима, что она принесла?», «Солнце взошло и лучи пролило», «Цветочные облака для царицы Флоры», «Снежная королева», «Путешествие в сказочную страну драконов», «Моя любимая сказка» ноябрь 2017 – апрель 2018уч.г. 1 раз в месяц ● развитие внимания к цветовому многообразию окружающего мира ● освоение алгоритма смешивания красок ● создание цветовых образов, получение продуктов деятельности Совместная деятельность воспитателя и детей ● рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотооткрыток ● чтение художественных произведений, использование художественного слова, включающих образную характеристику предметов и явлений ● экспериментирование красками: «Кто больше получит оттенков» ● Создание творческого альбома «Моя Вообразилия» с наиболее интересными работами детей ● проведение дидактических игр по развитию чувства цвета ● досуги, развлечения: «Волшебный сундучок», «Веселые краски» ноябрь 2017 – апрель 2018 уч.г. ● обогащение представлений о цветовом решении , о колорите ● обогащение словаря ● закрепление знаний о цветовых оттенках и умения получать их на палитре ● результаты работы по теме ● развитие чувства цвета в игровой форме

Слайд 13

III этап – оценочный Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемые результаты 1. Выявление изменений в уровнях развития чувства цвета ● проведение мониторинга проекта ● определение уровня успешности реализуемого проекта май 2018 г. ● выявление (+) и (-) своей работы 2. Представление итогов реализуемого проекта ● подготовка материала по итогам реализуемого проекта ● организация выставки с лучшими рисунками детей ● показ плаката «Рисуем вместе» ● творческий отчёт на педсовете в виде мультимедийного представления проекта ● родительское собрание: ознакомление с итогами проекта май 2018 г. ● наглядная демонстрация эффективности проведённой работы по теме

Слайд 14

Цель проекта Создать систему работы по развитию ознакомление детей с цветом и цветовой гаммой в игре на занятиях и повседневной жизни . Задачи проекта 1. Разработать план взаимодействия с родителями по реализации проекта. 5. Подбор творческих заданий по рисованию, п р е д п о л а г а ю щ и х использование цвета детьми как средство для выражения своего отношения к героям и происходящему в рисунке. 2. Оснащение предметно – развивающей среды для реализации проекта. 3. Разработать план работы по развитию восприятия цветового многообразия окружающего мира и обогащения колористической гаммы рисунков детей. 4. Подбор дидактических игр на развитие восприятие цвета, уже имеющиеся в педагогической практике, модернизация некоторых из них, создание собственных дидактических игр на развитие понимания выразительной функции цвета.

Слайд 15

● Наиболее полно решаются задачи по развитию умения цветом выражать отношение к изображаемому в книге А.А. Мелик-Пашаева, З.М. Новлянской «Ступеньки к творчеству», М., 1995 и в пособии «Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей». Авторы А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская, М., 2007 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 6 (18)). Авторы предлагают приемы и творческие задания на развитие чувства цвета, на усиление внимания ребёнка к цветовому миру, помогают ему сделать важное открытие, что цвет выражает и вызывает чувство. ● Программа развития цветовосприятия С.А. Золочевского «Какого цвета мир?», М., 1994. Предлагает построение ценностно – ориентированного процесса воспитания на основе усвоения ребёнком выразительного языка живописи через развитие у него цветовосприятия. ● Программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет.

Слайд 16

Сильные стороны Слабые стороны детского сада ● Комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду», под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М., 2007. ● Учебное пособие к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Т.С. Комаровой, А.В. Размысловой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников», М., 2005. ● Авторская программа Г.В. Швайко предлагает систему занятий по ознакомлению с изоискусством, экскурсий, наблюдений, дидактических игр по развитию чувства цвета. ● Т.Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников» (Программа «Из детства в творчество») М., 2006. ● Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»» М., 2007. ● «Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе не решает задачу по развитию умения цветом выражать своё отношение к изображаемому в рисунке, не формируется понимание, что цвет – выразитель чувства, характера, настроения. ● В пособии работа с цветом направлена лишь на обогащение колорита рисунков. В старшей группе не решается задача на открытие ребёнком, что цвет выражает чувство и вызывает чувство. ● Также не стоит задача на открытие ребёнком, что цвет выражает и вызывает чувство. ● То же (см. выше) ● Работа строится только в целях обогащения колористического решения рисунков Swot - анализ внутренней среды

Слайд 17

Результаты диагностики (конец учебного года) 12% 30% 58% Низкий уровень Средний уровень высокий уровень 20% 28 % 52% Вывод У детей появилась способность подчинять цветовое решение рисунка задаче его содержания При передаче действительности стали редкими случаи использования цветовых соотношений, не соответствующие реальным Дети чаще передают в рисунках цветовое многообразие мира Уверенно используют возможность смешивания краски на палитре для получения необходимых оттенков Дети ощущают эмоциональную действенность цвета и используют её для создания выразительного колористического решения рисунков Мониторинг

Слайд 18

Социальные факторы ● Повышение числа родителей, имеющих высшее образование ● Активность родителей в оказании помощи в работе с детьми по рисованию ● Разносторонность социального статуса родителей ● Снижение воспитательного потенциала семьи. Рост числа неполных семей Технологические факторы ● Наличие педтехнологий по развитию цветовосприятия ● Компьютеризация образовательных учреждений, что повышает качество предварительной работы и самой работы с детьми по рисованию ● Не все педтехнологии по развитию цветовосприятия включают работу над задачей по развитию у детей умения цветом выражать своё отношение к изображаемому. ● Недостаточное владение компьютером педагогами Экологические факторы ● Город Белогорск Крыма экологически благоприятная зона: есть возможность наблюдать цвет объектов и явлений природы ● Налажен выпуск экологически чистых изоматериалов, изооборудования, имеющих сертификат ● Недостаточное экологическое образование населения ● Имеет место поступления в магазины не сертифицированной продукции Культурные факторы ● Канал «Культура на ТВ» ● Наличие художественного музея в городе. ● Выпуск большого числа книг и альбомов с репродукциями картин известных художников отличного качества ● Начат выпуск детских игрушек, соответствующих реальной окраске (заяц – серый, гусь – белый…), дидактических игр на знакомство с цветами и оттенками ● Отсутствие времени и желания посещать музей родителями с детьми ● Недоступная цена для приобретения многими родителями ● Имеет место выпуск игрушек, с несоответствующей реальной окраске (слон – розовый, заяц – красный)

Слайд 19

Спасибо за внимание!