конспект НОД "Путешествие в страну рукоделия"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Бакерина Елена Владимировна

 

Конспект  непосредственно  образовательной деятельности

Тема: «Путешествие в страну Рукоделия»

Вид: продуктивная деятельность

Тип:  интегрированное (декоративное рисование + конструирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bakerinoy_ds5.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно  образовательной деятельности

Тема: «Путешествие в страну Рукоделия»

Вид: продуктивная деятельность

Тип:  интегрированное (декоративное рисование + конструирование)

воспитатель Бакерина Елена Владимировна

МДОУ детский сад комбинированного вида № 5

г. Ярославль

2014 г.

Задачи:

Виды задач

Интеграция образовательных областей

Предпосылки УУД

  1. Обучающие

1.1. Расширять и уточнять представления детей о хохломской росписи и её особенностях.

1.2. Закреплять умение  сравнивать предметы, находить сходства и различия.

1.3Познакомить с техникой выполнения узора «рябинка». 

1.4. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком. 

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Труд»

1. Познавательные (общеучебные) – находит и выделяет необходимую информацию, контролирует и оценивает результаты своей деятельности.

2. Регулятивные (контроль) – осуществляет действие по образцу и заданному правилу, сравнивает свой результат с образцом, способен увидеть ошибку, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

3. Регулятивные (саморегуляция) – способен доводить начатое до конца.

4. Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) – задаёт вопросы с целью поиска и сбора информации.

  1. Развивающие
  1. Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, «оживка», тычок, травка.  
  2. Развивать зрительно-моторную  координацию, мелкую моторику рук.

2.3. Развивать целостное восприятие (умение соединять элементы в целое).

2.4. Развивать конструктивные навыки.

2.5. Развивать наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие и воображение.

2.6. Развивать крупную моторику: ловкость и координацию движений.

1. Познавательные (логические) – составляет целое из частей, восполняет недостающие компоненты.

2. Личностные (самоопределение) – способен адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества.

3. Регулятивные (прогнозирование) – предвосхищает результаты своих действий.

  1. Воспитательные

3.1. Воспитывать чувство сопереживания

и желания помочь другим.

1. Личностные (нравственно-этическая ориентация) – проявляет эмпатию, сопереживание, внимательное и доброжелательное отношение к людям и их чувствам.

Предварительная работа с детьми: 

1. Познавательная беседа о народном декоративно – прикладном искусстве. Знакомство детей с Хохломским народным промыслом, его особенностями, цветовой палитрой.

2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.

3. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

4. Дидактические игры: «Составь узор на посуде».

5. Просмотр презентации: «Золотая Хохлома»

Оборудование и материалы к НОД:

Для воспитателя:

Презентация «Хохломской узор «Рябинка», флеш-накопитель с записями народной музыки и песни «Дружба» (сл. и муз. Любаши), запись голосов Гриба, Яблони; ноутбук, мультимедиапроектор,  яблоня со съёмными яблоками двух цветов в количестве 40 штук, игрушка Марья-искусница, образцы промысла Хохлома, шкатулка,  д/игра «Подбери заплатку»; фартук; кисть № 3, набор гуаши, тычок, ватная палочка, степлер; лист А-3 черного цвета; магнитная доска; мольберт; муляж яблока; боковая часть выкройки «корзинки», тонированная чёрным цветом; одна расписанная выкройка «корзинки»; голубая ткань (для ручейка), «кочки» из дерматина, мягкая игрушка – мухомор.  

Для детей:

Фартуки; краски гуашь – 8 цветов (набор на двоих детей); кисти № 2 и № 3; подставки для кисточек; тычки; ватные палочки; стаканчики-непроливайки; салфетки; бумажные выкройки «Корзинка», тонированные черным цветом (по количеству детей); магниты красные и зеленые.

Словарная работа: «Золотая хохлома», рукоделие, промысел.

Ход НОД:

Этапы НОД

Продолжительность

Задачи

Методы, приемы, формы

Ход

Анализ НОД

1.Организационный этап  (подготовка к НОД)

0,5 мин.

Форма: групповая

 Словесный метод: диалог

Дети входят в зал под музыку «Дружба».

- Здравствуйте, ребята! К вам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Ребята, песня, под которую вы вошли в зал, про дружбу. А у вас есть лучшие друзья?    

 (Ответы детей.)

2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию)

1,5 мин.

2 мин.

2.5.

Словесные методы: сообщение, диалог, чтение стихотворений, загадка

Наглядный метод: рассматривание предметов и схемы

Практический метод:

двигательные упражнения

У меня тоже есть подружка, зовут её Марья – искусница. Марья – талантливая рукодельница: и шьёт, и вяжет, и лепит, и поделки узорами украшает. Живёт она в стране Рукоделии. У нас с Марьюшкой есть заветная шкатулка. Хотите посмотреть, что в ней лежит? (Ответы детей.)

Дети рассматривают содержимое шкатулки – кисти, краски, выкройку (собирают выкройку – корзинку).

- Ой, ребята, посмотрите, здесь какая-то записка!

Воспитатель читает записку:

- Дорогие ребята, приглашаю вас в гости в страну Рукоделия!

- Ну, что, отправимся в Страну мастеров? (Ответы детей.)  

  Путь до сказки недалёк,

Перепрыгнем ручеёк. (Перепрыгивают «ручеёк».)

Вот болото перед нами,

Кочки ходят под ногами.

Осторожно проходите,

Равновесие держите! (Прыгают по «кочкам».)

Ой, ребята, что за гриб

Вдалеке вон там стоит? (Мухомор.)

Подскажи нам, гриб-грибок,

Близок путь или далёк?

Гриб отвечает:

Отгадаете загадку,

Укажу вам верный путь:

«Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели.

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало?» (Яблоня.)

Вот это яблочко возьмёте,

Дорогу к дереву найдёте!  

(Прокатывают яблоко, идут за ним).                          

3.Этап создания проблемной ситуации (актуализация знаний)

3. Продуктивная  деятельность

2 мин.

3.1.

Практический метод: решение проблемных ситуаций

- Вот дошли мы до яблоньки, а куда дальше идти, я не знаю. Дети, а ведь мы в сказочном лесу, а в сказках происходят разные чудеса – даже деревья разговаривают.  Давайте спросим у яблоньки дорогу.

Дети спрашивают:

– Яблонька, подскажи, как нам в страну Рукоделия пройти?

Яблонька отвечает:  

- Скажу, если вы поможете мне яблоки собрать, а то тяжело их на ветках держать.

- Дети, а во что мы яблоки собирать будем?

(Ответы детей)

  Воспитатель направляет предложения детей к                                                        использованию выкройки-развёртки  из шкатулки.

- Давайте  сделаем корзинки для яблок, а чтобы они сказочными получились, украсим их узором хохломского промысла.

4.Этап решения   проблемной ситуации.

1 часть.

Роспись выкройки.

3 мин.

1 мин.

2 мин.

5 мин.

3 мин.

1.2

1.1.

1.3.

2.1.

2.5.

2.2.

1.4.

2.1.

2.2.

2.5.

Прием: сравнение

Наглядный метод: компьютерная презентация

Приём: превращение в мастеров

Практический метод:

пальчиковая

гимнастика

Словесные методы:

инструкция,

диалог

Наглядный метод:

показ способа изображения

элементов

Практический метод:

нанесение узора на выкройку под музыкальное

сопровождение

- Сегодня я  познакомлю вас с узором «рябинка».

На слайде две картинки с изображением рябины (фото и хохломской узор «рябинка»)

- Что изображено на картинках?

- Чем похожи изображения?

- Чем отличаются?

- Мастера хохломского промысла идеи для своих узоров находят в природе: ягоды, цветы, листья. Узор, составленный из растений, называется растительным.

 (Показ компьютерной технологической карты.)

- Ребята, а вы хотите превратиться в мастеров-художников? (Ответы детей.) У меня есть волшебные фартуки.

Фартуки мы надеваем,

Мастерскую открываем!

(Воспитатель и дети надевают фартуки и проходят  за столы).

Предложить рассмотреть  материалы, определить детали выкройки для расположения узора.  

- А сейчас небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
- Приподнимите перед собой левую  руку, так чтобы кисть руки была перед лицом. Расслабьте её. Пальчики свисают вниз.

- С ветки ягодки снимаю (Пальцами другой руки поглаживаем каждый пальчик.)

- И в лукошко собираю. (Обе ладошки складываем чашечкой)

- Будет полное лукошко, (Одну ладошку накрываем другой)

- Я попробую немножко.

- Я поем ещё чуть-чуть, (Одна ладошка имитирует лукошко, другой достаём воображаемые ягодки и кладём в рот)

- Лёгким будет к дому путь. (Пальчики «бегут»)

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!  

Показ изображения воспитателем:

1 -  завиток

2 -  листок

3 -  ягоды

4 -  травка

5 -  оживка

Дети расписывают первую боковую часть выкройки по инструкции воспитателя. Воспитатель наблюдает за работой, показывает на своем листе элементы, их расположение.

Вторая боковая часть выкройки расписывается детьми самостоятельно. Работа детей сопровождается русской народной музыкой.

5.Этап закрепления знания в играх

2 мин.

2.3.

Практический метод:

дидактическая игра

Форма: подгрупповая

(эстафета двух команд)

Приём: выкладывание на столе

Творческо – динамическая пауза «Подбери заплатку».

Дети делятся на две команды, каждой выдается картинка с хохломским узором с недостающими элементами узора.

Задание: вставить  элементы узора  в картинку. Игра проводится  в форме эстафеты.

6. Этап решения   проблемной ситуации.

2 часть.

Сборка поделки.

Сбор яблок.

3 мин.

2.4.

Практический метод:

сборка поделки

Форма: индивидуальная  и совместная деятельность воспитателя и детей

Практические методы:

трудовая деятельность, решение задачи

Словесные методы:

сообщение, рассказы детей

- Пока мы играли, рисунки наши подсохли, можно приступить к сборке поделки.

 Показ сборки поделки:

1 – соединение боковых частей корзинки;

2 – присоединение ручки.

Воспитатель скрепляет поделку  степлером.

- Корзинки наши готовы, и мы  идем собирать яблоки. (Дети собирают яблоки.)

- Давайте проверим, кто сколько яблок собрал? У кого больше?

- Молодцы, помогли яблоньке, а теперь давайте спросим про дорогу в страну Рукоделия.

(Дети задают вопрос)

Яблоня:

- В стране Рукоделия трудятся мастера. Вы в ней побывали, когда в мастеров – художников превратились. А сейчас пора в детский сад возвращаться, там вас гостья ждет. Дорогу назад вам  яблочко золотое укажет.

7 (4). Рефлексивный этап (подведения итогов НОД, самооценка детей).

2 мин.

3 мин.

3.1.

Приём: рефлексия

Сюрпризный момент

Словесный метод:

чтение стихотворения

Дети возвращаются в детский сад. Встреча с Марьей – искусницей.  Вопросы к детям:

- Где вы были? Что делали? А зачем вы это делали? Каким узором украсили? (Ответы детей).

- Молодцы! Замечательные поделки у вас получились.

 А что вам больше всего понравилось, а что было сложным? Отметьте на доске магнитиками под картинками ваши впечатления: зеленым – что понравилось, красным – что вызвало затруднение.

- Ну, а сейчас пришло время попрощаться.

 На память о нашей встрече мы с Марьюшкой дарим  вам настольную игру «Народные промыслы»,  и вы дальше сможете знакомиться с искусством русских мастеров.

Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать, творить  руками,
Всё то, что может радовать друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по стране Настроений"

На занятии дети закрепят полученные знания об эмоциях, расширят представления о различных способах коммуникации с окружающими.Учатся различать индивидуальные особенности детей в группе. Занятие провод...

Конспект занятия:"Путешествие в страну Рисовандию" по изо в подготовительной группе

Конспект итогового занятия по изо, в подготовительной группе с применением нетрадиционных способов рисования.Дети рисуют автопортрет....

Конспект занятия "Путешествие в страну Витаминию"

•         Учить детей бережно относиться к своему здоровью. Продолжать знакомить с правилами питания. Закрепить знания о полезных продуктах, формировать у...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок"

Конспект занятия по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок"

Игровое занятие для 2-й младшей группы по ознакомлению с художественной литературой. Цель: воспитывать интерес и любовь к сказкам, побуждать сопереживать героям, эмоционально откликаться на воображаем...

Конспект занятия "Путешествие в страну математики"

Конспект занятия по разделу  «Математика – это интересно" программа «Детство»Цели:1.     Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы....

Театрализованное путешествие. Конспект занятия »Путешествие в страну сказок»

Вызвать у детей интерес, любознательность , удовольствие от путешествия в страну сказок....