ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по рисованию на тему

Костомарова Галина Анатольевна

Песочное рисование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantaziya-programma.docx66.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 657»

Утверждена

Утверждаю

Педагогическим советом

Директор ГБОУ Школа 657

Протокол № 1

От 30.08.2017 г.

__________ Е.В. Советова

Приказ №   от 01.09.2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

  ПРОГРАММА

«Фантазия»

(внебюджет)

                                      Вид деятельности: (песочное рисование)

Направленность: художественно-эстетическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 3-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

воспитатель Костомарова Г.А.

                                                 

Москва

2017

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Аннотация к дополнительной общеобразовательной  программе песочной студии «Фантазия»

Полное наименование программы: «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественно-эстетической направленности».

Ознакомительный уровень.

Срок реализации 1 год.

Возраст обучающихся 3-7 лет.

 Цель программы        Овладение дошкольниками техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

Планируемые результаты обучения        :

*развитие зрительного и слухового восприятия;

*развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя оттенки света и тени;

*обучение созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

*развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;

*развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком;

*развитие творческого воображения и творческих способностей;

* овладение навыками конструктивного общения

Ожидаемые результаты:

*развитие плавности, изящества и точности движений;

*умение работать кистью и пальцами обеих рук;

*скоординированность действий руки и глаза;

*овладение техническими умениями: регуляция силы и амплитуда движений, скорость; *ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; *овладение техникой построения различных объёмных построек из песка, гармоничное сочетание линий, цвета и тени;

* гармонизация психоэмоционального состояния детей.

Преимущества использования метода песочного рисования

Sand- art (О.Н.Никитина):

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

1. Простота. Заниматься рисованием на песке можно без специального обучения.

1. Красота, оригинальность.

2. Вызывает интерес у детей и взрослых. Развивает любознательность, творческую активность

3. Пластичность.

С помощью песка легко менять детали изображения на одной и той же рабочей поверхности бесконечное множество раз.

4. Оздоровление.

Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, снятию эмоционального напряжения, расслаблению, приобретениюнавыков релаксации, гармонизации внутреннего состояния и фонового настроения.

    Условия реализации программы:        Данная программа построена с учётом ФГОС ДО и ФГОС НОО и базируется на принципах дошкольного и школьного образования:

1. Сохранение разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

2.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

3. Уважение личности ребёнка.

4.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования

5.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

6. Интеграции образовательных областей.

    Условия обучения: занятия проводятся в профессиональной песочной студии, оборудованной индивидуальными световыми столами-планшетами со стеклянной поверхностью.

В процессе обучения используется профессиональный кварцевый песок для рисования на стекле, песок WABA FUN Kinetic Sand,( цветной песок) для моделирования песочных фигур.

Категория обучающихся        младшие дошкольники от 3 до 5 лет,

старшие дошкольники от 5 до 7 лет

Режим занятий:        2 раза в неделю: для младших-25 минут, для старших-35 минут.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Пояснительная записка

1. Образовательная деятельность. Занятия проводят на основе разработанной методики О.Н. Никитиной « Метод Sand - Art». Ресурсы рисования песком Песочные истории. Санкт – Петербург, 2012г.

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-10 человек) 2 раза в неделю по 25-35 мин., в изостудии, в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:

 1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;

 2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;

 3-й - "раскрашивание" картин с использованием цветного песка.

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 70с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" -голубой и/или синий и т. д. Но "раскрашивать" таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

1. развитие плавности, изящества и точности движений;

2. умения работать кистью и пальцами обеих рук;

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

3. координации руки и глаза;

4. овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Тематическое планирование занятий

Тематика занятий

Кол-во

Продолжительность

1.

«Волшебство линий»

4

Младшие-25 мин. Старшие-35 мин.

2.

«Интересные фигуры»

4

25-35 мин.

3.

«Путешествие в мир эмоций»

2

25-35 мин.

4.

«Звуки природы»

3

25-35 мин.

5.

« Вот так чудо! Рисуем волшебные картинки»

3

25-35 мин.

6.

«Веселый зоопарк»

3

25-35 мин.

7.

«Поющая тишина морских глубин»

4

25-35 мин.

8.

«Тайны космоса»

2

25-35 мин.

9.

«Любимые сказочные герои»

2

25-35 мин

10.

«Весенние фантазии»

4

25-35 мин

11.

«Радуга над городом»

3

25-35 мин

Всего:34 часа

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Содержание образовательной и продуктивной деятельности с дошкольниками

Образовательная деятельность по обучению рисования песком на стеклянной световой поверхности с детьми предусматривает три цикла:

-1 –й начальный – знакомство с песком;

-2-й сюжетное рисование, развитие воображения;

-3-й самостоятельное составление динамических композиций на песке.

Каждое занятие с детьми в студии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

Подготовительная часть

занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.

Вводная часть

предусматривает использование муз. произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что

 Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов (творческое развитие), развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком

Основная часть

непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков.

В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка,

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали дополнительно прорисовываются

Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. Обязательным является проведение физкультминутки ( через 15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).

Заключительная часть

предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.

Программа ориентирована на принцип интеграции образовательных областей и предполагает

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное» направлено на развитие и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к творчеству.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения между людьми.

Образовательная область «Физическое развитие» развитие координации движений, мелкой моторики рук и фаланг пальцев. Активизация волевой сферы . Формирование правильной осанки.

Условия организации занятий рисования песком с дошкольниками проводятся в соответствии с САНПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. №26

1. Создание доброжелательной и творческой атмосферы для самовыражения и творческой свободы мысли.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

2. Моделирование занятий исходит из индивидуального интереса ребёнка.

3.Образовательный процесс выстраивается с использованием игровых технологий, направленных на развитие творческого воображения, творческой инициативы и творческих способностей в процессе рисования песком на стеклянной поверхности, шаблонов рисунка

4. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

5.Не помещать лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

6.Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.

7.Выделить для лотка с песком отдельный стол. Специальная конструкция столешницы не позволяет лотку соскальзывать с ее поверхности. Вспомогательные материалы можно удобно разместить рядом. Хорошо бы рядом с большим столом расположить маленький столик,

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

чтобы работать с тактильными досками или с набором для рисования мандалы

8.Материалы, которые в данный момент не используются, лучше убирать в специальный ящик.

9.Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка. Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.

10.С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.

11. Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

12.Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

13.Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

14. Хорошо бы подстелить под лоток с песком большое полотенце (однотонное, без всяких орнаментов и картинок). В конце рабочего дня полотенце можно вытряхнуть или сменить.

15. Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

16.Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

17. Периодически лоток нужно пополнять песком (кварцевый мелкозернистый).

18.Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания. Некоторые любят при составлении мандалы вносить в нее свои изменения, несмотря на то, что это является результатом коллективного творчества. Поэтому предварительно необходимо продумать задание и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

(особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

19. Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.

20.После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно

переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется. Это очень удобно для физиотерапевтов, которые работают в различных местах и предпочитают всегда иметь свой инструментарий под рукой.

Необходимо

*Создавать творческую проблемную ситуацию и поддерживать творческую инициативу в поиске правильных, нестандартных решений при создании песочной композиции;

*Ценить уникальную природу личности дошкольника и самоценность детства;

* Предварительно обсуждать с детьми порядок работы и чётко следовать установленным правилам;

* До начала и после завершения занятия соблюдать меры гигиены ( мытьё рук с мылом);

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

* Категорически нельзя бросаться песком;

*Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;

* По завершении занятия убрать своё рабочее место

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Информационно-методическое обеспечение

1.Федеральный закон и 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России» от 17 ноября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

3. Методическое обеспечение: Дубровская Н.В Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб., 2003

4. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. -СПб.: ООО Издательство Детство- Пресс, 2011.

5. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком.- Журнал « Старший воспитатель»- М., 2012г.-№5

6 .Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.-2010.- №2.

7.Грабенко Т.М., Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.-СПб, 1998.

8.Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб, 2002

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

9. Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. - М: ИНТ,2010.

10.Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006.

11.Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.- М., 2003

12.Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М., 2010.

13. Э.Крейри Я злюсь.-СПб, 1995

14. Э.Крейри Я горжусь.-СПб, 1995

15. Э.Крейри Я расстраиваюсь.-СПб, 1995.

16. Э.Крейри Я боюсь.-СПб, 1995

17. Э.Крейри Я сержусь.-СПб, 1995. 18. Э.Крейри Я волнуюсь.-СПб, 1995.

19.Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ,2013, №9.

20. Никитина О.Н. Метод Sahd-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории.- СПб, 2012г.

21.Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь». 2006.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

22.Постоева Л.Д.,.Лукина Г.А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для детей 4-6 лет», «Книголюб», 2006.

23. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии.- М.: ИЦ Академия, 2012

. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. htt://www.sadpictures.ru

2. htt://www.jlady.ru

3. htt://www.u-sovenka.ru

4. htt://www.vita-studia.com

5. htt://www. mc-art.ru

6. htt://www. sandpoject.ru

7.Издательский дом «Первое сентября» www.1september.r

8.Народная библиотека www.biglib.com.ru

9. Сайт «Все для детского сада» www. Ru

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Методический инструментарий для реализации рабочей программы по обучению рисованию песком на световом столе – планшете детей младшего и старшего дошкольного возраста

1. Образовательная деятельность. Занятия проводят на основе разработанной методики О.Н. Никитиной « Метод Sand - Art». Ресурсы рисования песком Песочные истории. Санкт – Петербург, 2012г.

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-10 человек) 2 раза в неделю по 25-35 мин., в изостудии, в соответствии с тематическим планом (приложение 3), предусматривающим три цикла:

 1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;

 2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;

 3-й - "раскрашивание" картин с использованием цветного песка.

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 70с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" -голубой и/или синий и т. д. Но "раскрашивать" таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком. 

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

1. развитие плавности, изящества и точности движений;

2. умения работать кистью и пальцами обеих рук;

3. координации руки и глаза;

4. овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени

. 2. Развивающая деятельность.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

“ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ”

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Отпечатки ваших рук.

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?” Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения. Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?” Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

- “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем, поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком)

. - далее, можно группировать пальцы по- два, по три, по- четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Упражнения для развития мелкой моторики

"Гроза" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Дождик застучал сильней. ( постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей. ( скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора. ( указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)

В небе молния сверкает, Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце! ( посмотреть вправо , влево в «оконце» )

"Цветочки" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)

Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. ( загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)

Их польем мы спозаранку, (поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)

Я и все мои друзья!

"Колокольчик" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

- Дон-дон-дон, - Колокольчик звенит. ( пошевелить пальчиками обеих рук)

- Ля-ля-ля, - Что-то он говорит. ( поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)

Динь-динь-динь, - Наклоняет головку. ( опустить ладошки вниз)

Бом-бом-бом, - Растрепал всю прическу. (провести ладошками по волосам)

Дзынь- дзынь- дзынь, - Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)

Развивающие кинезиологические упражнения

"Колечко" Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

"Кулак - ребро - ладонь" Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

"Зеркальное рисование" Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

"Ухо - нос" Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.

"Горизонтальная восьмерка" Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

"Симметричные рисунки" Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.

"Медвежьи покачивания" Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.

"Снеговик" Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.

"Накачаем мышцы" Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

"Часики" Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

"Рожицы" Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.

"Жонглер" Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

"Водный велосипед" Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

"Пианист" Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их

Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы

Игра "Тень" Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

Игра "Запретный номер" Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.

Игра "Вот он какой" Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок, без слов, с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах ,хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Упражнение "Как ты себя чувствуешь?" Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет

Упражнение "Мое настроение" Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.

Упражнение "Общение в паре" Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.

Упражнение " Сидящий - стоящий" Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.

Упражнение "Исследование лица" Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.

Упражнение "Зеркало" Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.

Упражнения "Животные" Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Упражнение "Танец под музыку" Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.

Упражнение "Рисование на спине" Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.

Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики с использованием песка ( по методике О.Н. Никитиной)

Дети набирают песок в кулачки, поднимают руки над столом и, раскачивая вправо и влево, слегка расслабляют кулачок, постепенно засыпают стол песком

«Нити»

. Поглядите, поглядите, Потянулись с неба нити.

Что за тоненькая нить Хочет землю с небом сшить?

Не ответишь, подождём, Отгадаешь под дождём!

Высыпав весь песок из кулачка, дети расслабляют и встряхивают кисти рук.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Упражнение 2 «Круг»

Упражнение 3 « Волна»

Упражнение 4 « Расчёски»

Упражнение 5 «Пианист»

Упражнение 6 « Спиральки»

Упражнение 7 «Пузырьки»

Упражнения на развитие эмпатии

Упражнение 8 « Рисуем погоду»

Упражнения на развитие воображения, фантазии, внимания и наблюдательности

Упражнение 9 « Следы»

Упражнение 10 « Угадай кто это?»

Упражнения 11 «Вырезание»

Упражнение 12 « Игра»

Развитие социальных навыков

Работа с песком открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку. Очень важно, чтобы ребенок хорошо знал свой рабочий материал и чтобы выбранный материал подходил к игровым приемам ребенка. С

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

помощью песка дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от работы.

Развитие тонкой и общей моторики у ребенка

Дети с проблемами кинестетического характера испытывают затруднения с движением и с ориентацией в пространстве. Такие дети могут иметь искаженное представление о своем теле и о положении его или его частей в пространстве. Из-за подобных нарушений не только движения, но и восприятие детей, их тонкая и общая моторика часто бывают недостаточно развиты. Дети не могут объективно рассчитать на свои усилия, они испытывают трудности при освоении сложных движений (например, при обучении письму или рисованию). Работа с песком помогает ребёнку восстановить утраченные нарушения в восприятии движений, тактильных ощущений, активизировать работу мелких мышц рук и фаланг пальцев, что напрямую связано с мышлением и речью.

Эмоциональное самовыражение с помощью песка

Тактильные ощущения способствуют возникновению эмоционального комфорта. Созданное из песка творческий продукт пробуждает гораздо более сильные эмоции и чувства, чем любое словесное объяснение. Разнообразные детские впечатления находят свое материальное выражение

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

на доступном для них языке во время игр с песком. Дети часто выбирают для такой игры одни и те же объекты и аналогичные способы работы. Привычная обстановка дает детям ощущение безопасности и удобства, побуждает их к действию и помогает преодолеть внутренние страхи. А ощущение внутренней безопасности и умиротворенности может пробудить новые движущие силы для игры. Дети играют сосредоточенно и усердно и бывают так поглощены игрой в песок, что совершенно забывают и о времени, и о том, где они находятся.

Развитие восприятия

Регулярные упражнения с песком стимулируют тактильное восприятие: дети исследуют песок, ощущая тепло или холод. Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела. В суставах, мышцах, сухожилиях и в среднем ухе (которое ответственно за чувство равновесия) имеются соответствующие рецепторы. Легкие прикосновения воспринимаются как бы «с усилением». Регулярные занятия с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

2.Раздел: Содержательный

Описание содержания образовательной деятельности с детьми

1.Знакомство со световым столом, песком

. Правила техники безопасности при работе на песочных столах, при работе с песком. Форма занятий: теоретическая

2.Основные техники рисования песком и основы композиции

Получение начального представления о способах рисования. Основные приёмы насыпания и техники рисования песком. Что такое композиция и как её понимать. Композиционный центр, основная фигура. Выразительные средства композиции: линии, пятно, точка. Средства композиции: симметрии и асимметрия, пропорции. Формы занятий: практическая .

Результатом непосредственной образовательной деятельности предусмотрено не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение заданий по созданию творческих работ. В процессе образовательной деятельности для лучшего освоения материала детям предлагаются тренировочные упражнения, направленные на развитие навыков рисования

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

на песке, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, воображения и фантазии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия помогают игровые ситуации, театрализованные игры, музыкальное сопровождение. Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только дать начальные представления о способах рисования песком, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.

Вводная часть: Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон. Сюда входят ритуалы приветствия, пальчиковые игры, игры на развитие внимания.

Основная часть: На нее приходится основная смысловая нагрузка. Сюда входит прослушивание или просмотр сказок, историй, (количество героев и совершаемых им действий необходимо ограничивать, поскольку перед педагогом не стоит задачи поразить воображение ребенка, а выявить его реальные возможности последующего отображения на световом столе) слайдов, игры для снятия эмоционального напряжения, динамические упражнения, важно создать ситуацию успешности каждому ребенку.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Иногда после того как дети наполнятся впечатлениями, погрузятся в мир сказки, можно приступать к рисованию. Основная цель- разрядка психического напряжения и выплеск детских переживаний. В основном дети сами выбирают способ, которым они будут воплощать свои идеи на песке: руками, пальчиками, кулачками, ладошками. Техника рисования зависит от темы занятия. Дети могут рисовать ладошками или пальцами, а могут работать двумя руками.

Заключительная часть: Релаксация, самомассаж. Ее основная цель – закрепление положительных эмоций от работы на занятии и подведение итогов.

3.Раздел: Организационный

Обеспечение методическими материалами и средствами. Для реализации рабочей программы необходимы: оборудование: - световые планшеты/поддоны/столы. Материал - кварцевый песок, палочки, гребешки, пластиковые вилки, массажные мячики, медиаресурсы : презентации, картотеки игр, наглядно-дидактический материал по темам.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Приложение 1

Описание техник

Техника закидывания.

Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.

Техника засыпания.

Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте .От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.

Техника насыпания.

Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящейся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом.

Техника вытирания.

Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Техника процарапывания.

Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь.

 Техника отпечатка.

Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

Приложение 2

Игры с кинетическим песком для детей

Кинетический песок - сыпучий материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими.

Ожидаемый результат:

- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук.

- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.

- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения. - Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания.

- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

Этапы работы:

I этап: Знакомство с песком.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

*открыть упаковку

* высыпать его в песочницу или на стол и просто попробовать его на ощупь. На вид кинетический песок очень похож на мокрый песок, но при этом на ощупь он абсолютно сухой.

*Попробуйте слепить из песка самую простую фигуру, например небольшой шарик, почувствуйте какие плотные получаются фигуры, а затем просто надавите на фигуру пальцем и наслаждайтесь видом и ощущением того, как фигура растекается по поверхности.

*Попробуйте пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет. Такие простые занятия с кинетическим песком отлично способствуют релаксации.

II этап: играем с песком.

*Готовим печенья и кексики

. Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним после игры  достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению.

*Ребенку предложить раскатать песок как тесто.

*Раскатываем кинетический песок скалкой.

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

*При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек

Тренируем навыки владения ножом.

Пирог из кинетического песка

Из песка делаем «хлеб», «масло» или колбаски

. * Вручить ребенку пластиковый нож или менее опасный столовый нож и предложить нарезать хлеба или приготовить бутербродики. Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.

Прятки

Дети очень любят играть в прятки, и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов. Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детальки конструктора, фигурки от сортера, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задача ребенка, может быть, найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек. Играя в такую игру, будьте внимательны, не оставляйте ребенка

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

одного, чтобы он случайно не потянул в рот мелкие предметы и не подавился!

Прятки обучающие.

Для детей постарше вы можете прятать уже не просто игрушки, а цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву. Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв слова. Вы задумываете слово, записываете его на бумажке и предлагаете ребенку найти в куче кинетического песка нужные буквы для составления слова

Пишем на песке

Эта игра также подходит для детей, которые учатся считать, изучают алфавит или учатся читать и писать. Вы можете тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, а значит наверняка эта игра увлечет ребенка гораздо больше, чем скучное сидение за столом

Лепим из кинетического песка

Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками. Строим замок из кинетического песка Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

ребенком, используя в качестве формочек фигурки из сортера или предложить ребенку слепить буквы и цифры (для облечения задачи можно предварительно распечатать трафареты на листе А4 или половины А4)

Изучаем формы при помощи кинетического песка

« Угадайка»

На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра

Игры с кинетическим песком

* Следы. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.

* Кто выше. У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса — строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры. Задача — построить башню как

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

можно выше. Строим высокую башню из кинетического песка. Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из шариков. Если играют двое — то побеждает тот, чья башня будет выше и дольше продержится. Если вы играете на одной стороне, то просто тренируйтесь, чтобы построить башню как можно выше, из как можно большего количества элементов

. Развитие ребенка

1. Играя с песком, который имеет своеобразную текстуру, ребенок развивает свои тактильные ощущения;

2. Игры с песком развивают мелкую моторику ребенка, его пальчики и ладошки;

3. Песочные игры способствуют развитию детской фантазии и воображения;

4. Манипуляции с песком положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка - это один из любимых материалов детских психологов. При этом возиться с песком полезно как для слишком активной детворы (занятия с песком учат их сосредоточиться), так и для скованных стеснительных малышей (игра с песком помогает им расслабиться, раскрепоститься);

5. Даже «одиночная» игра с песком приносит ребенку удовольствие, а если играет сразу несколько малышей, то

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

попутно они учатся общаться между собой и работать «в команде» 6. Наконец, занятия с песком дают возможность «отдохнуть» маме с папой - ребенок может возиться с этой универсальной не надоедающей игрушкой часами, придумывая все новые и новые развлечения.

KineticSand - это привычный для нас сыпучий материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем возиться с обычным песком, глиной или пластилином. Kinetic Sand похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер.

* В песке есть секретная магическая добавка, которая: не дает песку рассыпаться; не дает песку засыхать; не дает песку липнуть к рукам и другим поверхностям; оставляет все поверхности совершенно чистыми; создает неблагоприятную среду для размножения бактерий. Эта добавка абсолютно безопасна и нетоксична, она содержится в предельно малом количестве – в 1 кг песка ее всего 20 грамм.

*В зависимости от партии песок может быть более крупной или более мелкой фракции, но в целом он как песок в

Департамент Образования г. Москвы

ГБОУ Школа № 657 дошкольное отделение 4

песочнице, разница лишь в том, что он очищен и отсортирован по фракции. Цвет песка тоже натуральный.

* Свойства, срок годности, условия хранения. Кинетический песок не теряет своих свойств. Если его намочить, ничего не произойдет, после сушки он опять станет прежним. Его можно промывать при необходимости. Вы можете хранить песок как вам удобно, мы рекомендуем пластиковые контейнеры с крышкой, что бы смесь ни пылилась.

* Отличный вариант для игры дома, когда погодные условия уже не позволяют играть с песком на улице!

.* Имеются европейские сертификаты безопасности. Кинетический песок на 100% нетоксичен и безопасен для детей - аллергиков (не содержит глютена и казеина).

* Рекомендованный возраст - от 3 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...